Понятие, предмет и характеристика договоров транспортной экспедиции, морского посредничества и морского агентирования.
В ст.801 ГК РФ договор транспортной экспедиции определен как договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Отношения сторон также регулируются Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и утверждёнными Правительством РФ на его основе в 2006 г. Правила транспортно-экспедиционной деятельности. Предметом договора транспортной экспедиции являются исключительно услуги, связанные с перевозкой, кроме самой перевозки, что отличает этот договор от схожих с ним (договоры возмездного оказания услуг, поручения, комиссии, агентирования и др.). В п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что правила главы 39 о возмездном оказании услуг не распространяются на экспедиционные услуги. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК). Таким образом, экспедицию следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве. Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК). Договор транспортной экспедиции является: 1) консенсуальным (когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг);
2) реальным (когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги с вверенным ему грузом, в частности, когда экспедитором выступает перевозчик); 3) возмездным; 4) взаимным. Форма договора – простая письменная (ст. 802 ГК). Принимая груз, экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (расписку). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании договора присоединения (ст. 428 ГК). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в том случае, когда экспедитор действует от имени клиента). Тот, в свою очередь, обязан представить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента на основании выданной им доверенности. Стороны договора – экспедитор и клиент грузовладелец. В качестве клиентов по договору могут выступать как предприниматели, так и граждане; в последнем случае к отношениям применяются нормы Закона о защите прав потребителей. Экспедитором может быть специализированные экспедиторские фирмы, порты, консолидирующие небольшие отправки в крупные партии грузов в интересах транспортных организаций. Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК). Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем его надлежащего исполнения и в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения. Любая из сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента в разумный срок. Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК), кроме того законом о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрена уплата штрафа в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.
1) Договор морского агентирования. Согласно ст. 232 КТМ по договору морского агентирования морской агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет судовладельца юридические и иные действия от своего имени или от имени судовладельца в определенном порту или на определенной территории. Правила главы XIII носят диспозитивный характер. Как и в других областях морского судоходства, международными неправительственными организациями разработаны стандартные формы. Федерацией национальных ассоциаций морских брокеров и агентов (ФОНАСБА) разработаны стандартное линейное агентское соглашение (1993 г.) и Генеральное агентское соглашение, а в 1998 г. Субагентское соглашение. Все они рекомендованы БИМКО для использования судовладельцами. Морской агент может совершать определенные действия по поручению судовладельца как от своего имени, так и от имени судовладельца. По сделке, заключенной морским агентом с третьим лицом от своего имени и за счет судовладельца, морской агент приобретает права и становится обязанным, хотя бы судовладелец и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005 ГК). По сделке, совершенной морским агентом с третьим лицом от имени и за счет судовладельца, права и обязанности возникают непосредственно у судовладельца. Одной из особенностей договора морского агентирования является территориальная привязка действий морского агента к определенному порту или определенной территории. Эта особенность вытекает из специфики морского судоходства: работа судов в линейном и трамповом сообщении с заходами в конкретные порты, объемы агентских услуг и т.п. В Стандартном соглашении предусматривается, что стороны определяют, в каких портах на территории государства будет осуществляться агентское обслуживание (возможно также оказание агентских услуг внутри территории).
Договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздержаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора. В то же время договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре. Примерно такие же положения содержатся в линейном соглашении ФОНАСБА. Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ст. 1007 ГК признаются ничтожными условия агентского соглашения (договора), в силу которых агент вправе оказывать услуги исключительно определенной категории заказчиков либо заказчикам, находящимся (проживающим) только на определенной территории. Согласно ст. 235 КТМ морской агент может совершать юридические и иные действия с согласия судовладельца также в пользу другой стороны, уполномочившей его на такие действия. Морской агент вправе в целях исполнения договора морского агентирования заключать договоры морского субагентирования с другими лицами, оставаясь при этом ответственным за действия субагента перед судовладельцем. Морской субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени судовладельца, если только не действует на основе передоверия. Примерные функции морского агента приводятся в п. 1 ст. 237 КТМ. Согласно этой статье морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями и в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана суммы, подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.
Более подробно функции морского агента оговариваются в конкретных соглашениях (договорах), заключенных судовладельцем и морским агентом. Морской агент обязан осуществлять свою деятельность в интересах судовладельца добросовестно и в соответствии с практикой морского агентирования; действовать в пределах своих полномочий; вести учет расходования средств и представлять судовладельцу отчет в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором морского агентирования (п. 2 ст. 237 КТМ). Если судовладелец имеет возражения по отчету, он должен сообщить о них морскому агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым судовладельцем (п. 3 ст. 1008 ГК). В договоре обычно предусматривается обязанность агента проверять все первичные документы, представляемые к оплате за услуги, оказанные судовладельцу, и группировать их порейсно с составлением дисбурсментского счета. Судовладелец обязан: предоставлять морскому агенту средства, достаточные для совершения действий в соответствии с договором морского агентирования; возмещать агенту произведенные им расходы; нести ответственность за последствия действий агента, если агент совершает их от имени судовладельца и в пределах своих полномочий; уплачивать агенту (вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены договором морского агентирования (ст. 238 КТМ). Договор морского агентирования может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия. 2) Договор морского посредничества. Правила о договоре морского посредничества впервые включены в российское морское законодательство (глава XIV КТМ). Согласно ст. 240 КТМ по договору морского посредничества посредник (морской брокер) обязуется от имени и за счет доверителя оказывать посреднические услуги при заключении договоров купли-продажи судов, договоров фрахтования и договоров буксировки судов, а также договоров морского страхования. Правила, установленные главой XIV, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, т.е. носят диспозитивный характер. Сторонами договора морского посредничества являются доверитель и морской брокер. Исходя из характера услуг, предоставляемых морским брокером, следует считать, что к отношениям, не урегулированным главой XIV КТМ, применяются правила, предусмотренные главой 49 ГК для договора поручения. Морской брокер является коммерческим представителем, т.е. лицом, постоянно и самостоятельно представительствующим от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 184 ГК). Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами (п. 4 ст. 184). Таким образом, договор морского посредничества можно рассматривать как модификацию договора поручения (глава 49 ГК). В КТМ не определяется форма, в которой должен быть заключен договор морского посредничества, однако исходя из п. 3 ст. 184 ГК этот договор должен заключаться в письменной форме и содержать указания на полномочия морского брокера. При отсутствии таких указаний морской брокер совершает действия на основании доверенности. Как и договор поручения, договор морского посредничества может быть заключен с указанием срока, в течение которого морской брокер вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.
Согласно КТМ морской брокер может оказывать посреднические услуги при заключении только четырех видов договоров: купли-продажи судов, фрахтования, буксировки, а также договоров морского страхования. Статья 242 КТМ предусматривает возможность для морского брокера совершать по поручению доверителя формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, а также другие действия, которые обычно совершает морской агент в соответствии со ст. 237 КТМ. Однако в этом случае будут применяться правила не главы XIV, а главы XIII КТМ, посвященные договору морского агентирования. Исходя из положений главы 49 ГК можно констатировать, что морской брокер обязан исполнять данное ему поручение в соответствии с указаниями доверителя, который может предоставить морскому брокеру право отступать в интересах доверителя от его указаний без предварительного запроса об этом. В этом случае морской брокер обязан в разумный срок уведомить доверителя о допущенных отступлениях, если иное не предусмотрено договором. Морской брокер обязан сообщать доверителю по требованию все сведения о ходе исполнения поручения, представлять статью с приложением оправдательных документов относительно полученных от доверителя сумм (ст. 245 КТМ). Доверитель обязан возмещать морскому брокеру понесенные издержки, обеспечивать средствами, необходимыми для исполнения поручения. Он также обязан уплатить морскому брокеру вознаграждение за оказание посреднических услуг при заключении указанных выше договоров, если такие договоры заключены в результате усилий морского брокера. Что касается договоров фрахтования, то ФОНАСБА разработала, а БИМКО рекомендовала проформу Международного контракта о брокерской комиссии для сделок по фрахтованию, согласно которому морской брокер, отфрахтовавший судно по поручению судовладельца в соответствии с условиями соответствующего чартера, имеет право на получение брокерской комиссии или иного вознаграждения либо в соответствии с положениями заключенного чартера, либо в соответствии с условиями, оговоренными в этом контракте. Споры, возникающие из контракта о брокерской комиссии, могут быть переданы на рассмотрение арбитража, место и правила процедуры которого определяются сторонами. Среди Минимальных стандартов для морских агентов, принятых ЮНКТАД в 1988 г., содержатся и минимальные стандарты для морских брокеров, касающиеся их квалификации, финансовой надежности, профессионального поведения. Эти стандарты носят рекомендательный характер. В соответствии со ст. 243 КТМ морской брокер при заключении договоров может представлять обе стороны таких договоров, если стороны уполномочили его. При этом морской брокер обязан сообщить каждой из сторон, что он представляет также другую сторону и при оказании посреднических услуг обязан действовать в интересах обеих сторон. Хотя в этой статье ничего не говорится о необходимости получения согласия обеих сторон на такое представительство, представляется, что если одна из сторон, получившая указанное выше сообщение, выразит свое несогласие с одновременным представительством, морской брокер должен отказаться от такого представительства. Договор морского посредничества может быть прекращен вследствие отмены поручения доверителем или отказа морского брокера, при этом сторона, отказывающаяся от договора, должна уведомить другую сторону о прекращении договора не позднее чем за тридцать дней, если договором не предусмотрен более длительный срок (п. 3 ст. 977 ГК). Как доверитель, так морской брокер обязаны возместить убытки, причиненные другой стороне не в результате одностороннего отказа от исполнения договора морского посредничества. Содержание договора транспортной экспедиции (права и обязанности сторон). Экспедиторские документы. Отношения по договору экспедиции регулируются ГК РФ (гл. 41), ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» 2003 г., Правила оказания транспортно-экспедиционных услуг, 2006 г. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузовладельца) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК). Права экспедитора и клиента 1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. 2. Если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. 3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. 4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. 5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. Клиент имеет право: 1. выбирать маршрут следования груза и вид транспорта; 2. требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза; 3. давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции. Обязанности экспедитора 1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. 2. Уведомить клиента о допущенных отступлениях от условий договора. 3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. 4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. Обязанности клиента 1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля. 2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента. Экспедиторскими документами являются (в соответствии с Правилами оказания транспортно-экспедиционных услуг): поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных Правил транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Читайте также: I. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДОГОВОРА. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|