Социальная политика республики Беларусь в сферах образования, здравоохранения, спорта и туризма, жилищно-коммунального хозяйства
Несмотря на сложные экономические условия, государство стремится в пределах имеющихся ресурсных возможностей непрерывно увеличивать долю государственных расходов на развитие образования. В 2003 г. она достигла 6,6% от ВВП (в 1990 г. – 4,3%, в 2002 г. – 6,8%), что сопоставимо с мировыми показателями (Швеция – 7,8%, Франция – 5,8%, Германия – 4,6%, Канада – 5,5%, Польша – 5% (по предварительной оценке ЮНЕСКО). Индекс уровня образования составил 0,950 и сравнялся с такими странами, как Швейцария, Польша, Латвия. Республика Беларусь по этому показателю удерживает лидирующие позиции среди стран СНГ (Россия, Украина – 0,930, Казахстан – 0,920, Узбекистан – 0,910). Стратегической целью является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой. Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи: создание условий для удовлетворения потребностей граждан в получении образования, приобретении ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей человека; обеспечение доступности, бесплатности общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования; повышение интеллектуального и культурного потенциала населения на основе совершенствования и оптимизации национальной системы образования; обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
В 2006–2010 гг. основной целью развития системы образования ставится повышение качества учебно-воспитательного процесса и профессиональной образованности населения. Для этого планируется осуществить комплекс мероприятий по: завершению реформы общеобразовательной школы; последовательному обновлению содержания общего среднего и профессионального образования; научному, нормативно-правовому и учебно-методическому обеспечению системы образования; внедрению информационных и компьютерных технологий в образовании; расширению доступа в Интернет; организации дистанционного образования; переходу к открытому образованию; обновлению и расширению материально-технической базы; обеспечению широкого выбора образовательных программ и услуг; рациональному сочетанию бесплатной и платной форм получения образования. К 2010 г. в Республике Беларусь прогнозируется повысить индекс уровня образования в стране до 0,96, а к 2020 г. – до 0,98 против 0,95 в 2003 г. В 2011 – 2020 гг. ставится цель вывести национальную систему образования на уровень, соответствующий мировым стандартам. Особое значение следует придать развитию высшего образования: повысить качество и усовершенствовать структуру подготовки специалистов; максимально приблизить ее к требованиям рынка труда. Для решения поставленных перед образованием целей и задач следует обеспечить его необходимое финансирование, создать условия для привлечения инвестиций в сферу образования, усилить роль рыночных механизмов хозяйствования. Намечается создать цивилизованный рынок образовательных услуг, включить систему образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс. Стратегической целью в области здравоохранения Республики Беларусь является создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью, создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирование высокого спроса на личное здоровье, создание предпосылки для его удовлетворения. Для конечного достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя; формирование системы государственных приоритетов в общественных отношениях, позволяющей создать государственный механизм поддержки здорового образа жизни населения; укрепление и обновление материально-технической базы, увеличение доли финансирования в ВВП на развитие здравоохранения, увеличение объемов финансирования за счет развития внебюджетной деятельности, расширения платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развитие форм добровольного медицинского страхования; повышение уровня и качества медицинских услуг и обеспечение их доступности; рациональное сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности; создание условий, обеспечивающих здоровье населения в процессе трудовой деятельности; уделение особого внимания охране репродуктивного здоровья граждан, созданию службы планирования семьи, улучшению ранней диагностики и лечения заболеваний репродуктивной системы; совершенствование медицинской помощи пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС с обеспечением дифференцированного подхода при ее организации различным группам населения, медико-социальной реабилитации, охраны психосоматического здоровья, адекватного дозиметрического сопровождения; совершенствование системы контроля качества лекарственных средств, развитие отечественного производства медицинской техники и изделий медицинского назначения. Благодаря целенаправленной социальной политике государства по возрождению белорусской культуры сохранен культурный потенциал Республики Беларусь. Дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.
Однако из-за недостаточных объемов бюджетного финансирования культуры в республике возникают проблемы укрепления материально-технической базы отрасли, комплектования библиотечных фондов, обеспечения современными техническими средствами и др. Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Для реализации этой цели требуется решение следующих задач: развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам государственных музейных, библиотечных и других фондов культуры; сохранение и развитие культурного наследия, национально-культурной самобытности белорусского народа, белорусского языка, расширение сферы его применения, создание условий для свободного творчества, развитие профессионального творчества и профессионального художественного образования, народного художественного творчества, народных промыслов и традиционной культуры; обеспечение условий для свободного развития культур всех социально-этнических групп, проживающих в Республике Беларусь; достижение здорового нравственного климата в обществе; обеспечение доступности культурных ценностей для всех социальных слоев населения; усиление роли деятелей и учреждений культуры в решении социально-экономических задач, формировании гражданской позиции и социально активной личности; интеграция белорусской культуры в систему мировой культуры как равноправного участника глобальных социально - культурных процессов. Развитие физической культуры и спорта является одним из ведущих направлений в физическом и духовном оздоровлении народа, важным фактором формирования здорового образа жизни человека, совершенствования человеческого капитала.
В Республике Беларусь, которая является спортивной державой, проводится целенаправленная работа по повышению эффективности физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий во всех сферах жизнедеятельности. Пополняются фонды отрасли новыми спортивными объектами. Однако эффективность физического оздоровления населения в определенной мере снижается слабой материально-технической базой отрасли, низкой обеспеченностью спортивными сооружениями, физкультурно-оздоровительной базой, инвентарем и оборудованием. Главной целью развития национальной системы физической культуры и спорта является укрепление здоровья и физическое совершенствование населения путем повышения уровня физкультурно-оздоровительной работы, формирования у населения интереса к занятиям физической культурой и спортом, расширения образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, повышения конкурентоспособности системы подготовки белорусских спортсменов высокого класса, достижения высоких спортивных результатов на международной арене, развития международных связей. Главная цель развития физической культуры и спорта в ближайший период заключается в подъеме уровня массовости физкультурно-спортивного движения в стране, повышении эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и обеспечении социально гарантированных минимальных потребностей населения в услугах отрасли. Понятие здорового образа жизни должно прочно войти в массовое сознание населения Беларуси. Для этого государственную политику в сфере физической культуры и спорта следует реализовывать во взаимодействии всех органов исполнительной и законодательной власти, спортивных организаций и средств массовой информации. Беларусь располагает богатыми природным потенциалом и историко-культурными ресурсами для развития различных видов туризма. Но из более чем 16 тыс. единиц туристского потенциала, в его целях используется менее 10%. Удельный вес стоимости туристских услуг в объеме ВВП страны составляет лишь 0,2%. В то же время мировой опыт свидетельствует, что только расходы на туризм как высокодоходной отрасли мирового хозяйства составляют 12% мирового валового продукта. Стратегической целью развития туризма является создание в Республике Беларусь высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, взаимоувязанного с сохранением природных и социально-культурных ресурсов. Основными задачами ее реализации должны стать: преодоление отрицательного сальдо в торговле туристскими услугами;
формирование привлекательного имиджа Республики Беларусь как страны, благоприятной для туризма; развитие туристской инфраструктуры, поиск новых целевых туристских рынков, проведение структурных преобразований хозяйственного механизма отрасли и системы управления; разработка конкретных целевых программ развития наиболее перспективных видов туризма, в том числе экологического, сельского, этнического, охотничьего, транзитного; переход на мировые стандарты качества туристских услуг, внедрение современных технологий развития туризма. Целями жилищной политики, проводимой в нашей республике, являются повышение уровня обеспеченности граждан жильем, развитие жилищного строительства с преимущественным использованием средств внебюджетных источников финансирования и долгосрочных форм кредитования граждан на приобретение жилья, дальнейшее развитие рынка жилья и жилищных услуг, эффективное использование существующего жилищного фонда. Преимущество в структуре жилищного строительства Республики Беларусь должно получить возведение жилых домов высоких потребительских качеств, где наряду с традиционными получат развитие новые системы благоустройства с низким уровнем энергопотребления, с использованием нетрадиционных источников энергии. Эти же направления, наряду с мероприятиями по усилению теплозащитных свойств домов, должны получить развитие при реконструкции и модернизации имеющегося жилищного фонда, особенно в сельской местности. Устойчивое развитие жилищно-коммунального хозяйства определяется созданием эффективной и устойчивой инженерно-технической инфраструктуры населенных пунктов по производству и поставке услуг жизнеобеспечения населению и обеспечению жизнедеятельности производств, оказанию других видов коммунальных услуг, связанных с управлением жилищным фондом, его содержанием и ремонтом. Дальнейшее реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно направляться на создание экономических, правовых и организационных условий развития отрасли с целью повышения эффективности и надежности ее функционирования, улучшения качества услуг и снижения их себестоимости. Реализация этих направлений должна обеспечиваться решением следующих целевых задач: внедрение высокоэффективных, надежных, экологически безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг жилищно-коммунального хозяйства, основанных на использовании достижений научно-технического прогресса, местных возобновляемых и нетрадиционных источников энергии; обеспечение минимальных нормативов социального стандарта по представлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания; совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования; совершенствование организационной структуры управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды в этой системе; совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|