Общие основы системы социально-экономического прогнозирования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития государства и общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития. В условиях социально-экономических преобразований, свойственных переходной экономике, значительно усложняется процесс управления хозяйственными структурами. Это связано как с расширением их прав и обязанностей, так и с необходимостью более гибкой адаптации в окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, изменяются формы собственности предприятий, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. Все появляющиеся в связи с этим проблемы невозможно решить без прогнозирования как предвидения результатов развития, происходящего под воздействием существующих факторов и перспективного планирования в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров. В науке под социально-экономическим прогнозированием понимается система научных представлений о направлениях в развитии и будущем состоянии экономики в целом и ее отдельных элементов. Метод экономического прогнозирования состоит в количественной и качественной обработке собранной информации о социально-экономическом состоянии народного хозяйства на данный момент, выявлении закономерных тенденций в его изменении, позволяющих получить представление об основных направлениях состояния экономики страны в будущем.Социально-экономическое прогнозирование характеризуется как система количественных и качественных предплановых изысканий, результатом которых является прогноз, т.е. научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.
Важнейшими инструментами в процессе социально-экономического прогнозирования являются системный анализ и системный подход. Системный анализ представляет собой совокупность конкретных методов и практических приемов решения различных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности государства на основе системного подхода и представления объекта прогнозирования в виде системы. Системный подходпозволяет найти вариант решения сложных производственно-хозяйственных проблем в условиях достаточно высокой неопределенности поведения системы и неполноты знаний о ней. Процедура системного анализа в прогнозировании представляет собой программу исследования экономической системы с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Она включает ряд этапов: определение целей и задач исследования и критериев их достижения; определение объекта и предмета исследования; сбор и обработку информации; выявление структуры объекта, описание его свойств; определение целей жизнедеятельности объекта; построение гипотез о механизме функционирования объекта; исследование объекта с помощью моделей и неформальных методов, включающее уточнение целей и гипотезы о механизме функционирования объекта, корректировку моделей, определение перечня возможных альтернатив управления; прогнозирование последствий реализации выбранных альтернатив управления и выбор из них наиболее рациональной. Опыты государственного регулирования рыночной экономики свидетельствует о том, что оно должно основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период.
Впервые Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) 23 марта 2004 г. рассмотрена и принята за основу Президиумом Совета Министров Республики Беларусь, одобрена 6 мая 2004 г. Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь. В положениях Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. учтены изменения, произошедшие в Республике Беларусь и мире за последние годы, направления курса Главы государства по социально-экономическому развитию страны, а также новые международные соглашения, в том числе Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятая Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическая декларация и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.). Указанная Национальная стратегия практически обобщила и развила положения, в основном, средне- и краткосрочных важных программных документов, утвержденных Президентом и Правительством страны, – Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 г.г., Комплексного прогноза научно-технического прогресса на 2001 – 2020 гг., Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 гг., Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и других целевых и отраслевых программ. Концептуальным ядром Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. является модель устойчивого развития (способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз). В названом документе речь идет о формировании модели эффективного хозяйствования, рационального потребления и природопользования, здорового образа жизни. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, необходимости дальнейшей гармонизации социального, экономического и экологического развития республики как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика». Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. в первых разделах дает оценку стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, оценку национальных ресурсов и социально-экономического потенциала Республики Беларусь, определяет основные составляющие модели устойчивого развития и требования к их функционированию и взаимодействию. В последующих разделах указанного документа обосновываются стратегические цели, этапы и сценарии перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию, определены важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек – окружающая среда – экономика», рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития нашего государства. В заключительном разделе Национальной стратегии даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга устойчивого развития республики. В соответствии с положениями Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. основной целью социальной политики нашего государства являются достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья, социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. Как показывает опыт реализации Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, принятой в 1997 г., ключевое значение в выработке и осуществлении стратегии имеют фундаментальные устои общества и государства, создающие принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического, социально-экономического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства, или внутренние общесистемные условия. Для этого Национальная стратегия 2004 г. определяет необходимость проведения твердого и последовательного курса государства на дальнейшую демократизацию общества, повышение эффективности институтов правового государства, укрепление конституционных гарантий прав и свобод граждан, сохранение и развитие исторических традиций и ценностей нашего народа. В соответствии с Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г: повышение уровня и качества жизни населения; борьба с бедностью; изменение структуры потребления и производства; охрана и укрепление здоровья; улучшение демографической ситуации; противодействие криминализации жизни общества. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. строится на следующих принципах устойчивого развития, которые являются методологическим каркасом ее построения и одними из основных ориентиров социально-экономической политики нашего государства: человек – цель прогресса; уровень человеческого развития – мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики; повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления; приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры – важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции народного хозяйства; улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений; переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики; усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем; рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов; развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем; экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых цивилизационных ценностей; ведущая роль государства в осуществлении целей и задач устойчивого развития, совершенствование систем управления, политических механизмов принятия и реализации решений; повышение скоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнеса и гражданского общества. Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. делается упор на развитие следующих социальных и экономических составляющих: создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания; поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету; совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения; совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования; снижение уровня малообеспеченности населения; повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан; дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения, а именно, адаптация ее к современным условиям, приближение к идеалам и целям, провозглашенных в международных нормах и принципах. Для достижения конечных целей Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития: первый этап (до 2010 г.), основной целью которого является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать: развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села. второй этап (2011 – 2020 гг.), на котором ставится задача в максимальной степени гармонизировать взаимоотношения общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. На основе Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь осуществляется один раз в пять лет разработка еще одного долгосрочного социально-экономического программного документа – Основных направлений социально-экономического развития на 10-летний период (с погодовой разбивкой первой половины периода).Разработка Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь включает следующие этапы:оценка современного состояния экономики и социальной сферы,анализ предпосылок и факторов экономического развития;разработка концепции Основных направлений, включающей конкретизацию целей и задач Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на рассматриваемый период,важнейшие социальные и экологические индикаторы и целевые параметры социально-экономического развития;формирование на основе указанной концепции разделов Основных направлений социально-экономического развития;разработка проекта Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 10-летний период.Проект Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь представляется Министерством экономики в Совет Министров Республики Беларусь. После утверждения Правительством Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь подлежат опубликованию.В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь определяются стратегия и тактика экономической политики, проводимой в Республике Беларусь. В этом документе формулируются основные цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития и преобразований в республике в современный период и в ближайшей перспективе, последовательность их проведения, условия и предпосылки стабилизации и достижения устойчивого экономического роста в стране.Главным результатом реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. стало и станет в дальнейшем существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективную функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной основой нового постиндустриального общества.В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики государства данные долгосрочных программ социально-экономического развития Республики Беларусь используются при разработке программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ СРЕДНЕ- И КРАТКОСРОЧНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу разрабатываются на пятилетний срок. В них отражаются оценка итогов социально-экономического развития страны за предыдущий период, характеристика состояния экономики, направления проведения социально-экономической политики республики в прогнозном периоде, в том числе макроэкономической политики (бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной), социальной, инвестиционной и структурной политики, институциональные преобразования в указанных сферах, необходимые к разрешению проблемы развития реального сектора экономики, внешнеэкономической деятельности, экологии и охраны окружающей среды. Правовым актом, регламентирующим разработку Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, является постановление Совета Министров Республики Беларусь. Проект данного постановления подготавливается Министерством экономики совместно с заинтересованными и вносится в Совет Министров Республики Беларусь в установленном порядке за год до начала прогнозируемого периода.Для методологического руководства и координации работ по подготовке Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу Советом Министров Республики Беларусь создается межведомственная рабочая группа под руководством Министра экономики.Разработка Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу включает в себя следующие этапы:проведение министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом анализа состояния экономики, оценки степени реализации целей долгосрочных прогнозов социально-экономического развития и предшествующих среднесрочных программ;подготовка Министерством экономики совместно с министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом комплексного анализа социально-экономического развития и научно-технического потенциала с выделением ключевых проблем в среднесрочной перспективе;конкретизация Министерством экономики вариантных условий социально-экономического развития, принятых при подготовке долгосрочных прогнозов, в отношении среднесрочной перспективы;подготовка министерствами и другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом на основе вариантных условий отраслевых и региональных среднесрочных прогнозов социально-экономического развития;подготовка Министерством экономики проекта концепции программы, в которой определяются среднесрочные целевые параметры развития экономики, в том числе ограничения по критериям экономической безопасности, а также важнейшие меры финансовой, экономической, экологической и инновационной политики;обсуждение проекта концепции программы на коллегии Министерства экономики с участием руководителей республиканских органов государственного управления, ведущих ученых;доработка межведомственной рабочей группой проекта концепции программы с учетом высказанных на коллегии Министерства экономики замечаний и предложений и представление его в Совет Министров Республики Беларусь;на основе одобренной Правительством концепции разработка Министерством экономики совместно с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и внесение его на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь;подготовка Министерством экономики совместно с министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом мероприятий по реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу для представления их на рассмотрение в Совет Министров Республики Беларусь.Правительство одобряет программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу и направляет ее Президенту Республики Беларусь для утверждения. После утверждения Главой государства Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу используется при разработке прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. №427, были определены цели, задачи и приоритеты и важнейшие параметры социально-экономического развития страны на первое пятилетие XXI века, обоснованы система мероприятий правового, производственного, организационно-экономического, экологического характера и предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы, показаны возможные социально-экономические последствия. Программа разрабатывалась по двум вариантам развития. Первый (инерционный) основывался на положительных тенденциях и направлениях социально-экономического развития в базисном периоде, второй – целевой. Принципиальные различия между ними заключаются в степени интенсивности использования внутренних и внешних факторов экономического роста, а также в показателях уровня жизни и эффективности общественного производства. В основу Программы положен целевой вариант. Он представлен траекторией развития в виде коридора, значения показателей которого являются предельными (минимальными и максимальными). В качестве исходной базы в расчетах пр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|