способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти
1. Содержание и система способов обеспечения… 2. Государственный контроль и его виды 3. Суд. контроль 4. Общ. контроль 5. Прокурорский надзор 6. Административный надзор 7. Обращение граждан как средство контрольной деятельности 1. Действует особая система государственных органов и общест-венных организаций, на которые возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполни-тельной власти. Способы обеспечения законности – это применяемые ими различ-ные правовые и организационные формы и методы деятельности, практи-ческие приемы, операции. Это- - контроль - надзор - обжалование Сущность контроля заключается: 1) в наблюдении за функционированием соотв. под. контр. объекта 2) в получении объективной и достоверной информации о состоя-нии законности и дисциплины 3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины 4) в выявлении причин и условий, способствующих правонаруше-нию 5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, винов-ных в нарушении законности и дисциплины. Признаки контроля: 1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности. 2. объектом контроля является как законность, так и целесообраз-ность деятельности контролируемого. Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого. 3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого. 4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контро-лируемому за допущенные правонарушения. Различный контроль: текущий, предварительный и последующий. Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном систематичном наблюдении специаль-ными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности.
Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т.к. при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную дея-тельность подконтрольного не допускается. Различают 2 вида надзора: - прокурорский - административный Под обжалованием понимается реализация граждан своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти.
2. Государственный контроль осуществляется органами законода-тельных, исполнительных и судебных властей. Различный контроль: - внешний (со стороны Президента, органов законодательной и су-дебной властей) - внутренний, когда проверка осуществляется собственными силами министерств, ведомств и т.д. Виды: 1. Президентский контроль а) Президент осуществляет контрольные полномочия при формиро-вании Правительства и других органов исполнительной власти, а также при назначении председателя правительства, его заместителя, федераль-ных министров, при формировании Совета Безопасности, Совета обороны, Администраций, при решении кадровых вопросов Президенту оказывает содействие Совет по кадровой политике при Президенте. б) Президент осуществляет контроль за деятельностью Правитель-ства и других органов исполнительной власти, т.к. возглавляет Совет Безо-пасности, Совет Обороны, вправе председательствовать на заседаниях Правительства. в) Президент осуществляет постоянный контроль за законностью актов исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления, распоряжения Правительства, если они против Конституции РФ, Феде-рального закона и Указаний Президента.
г) контроль за правильностью и своевременным опубликованием Федерального закона, указов и распоряжений Президента, осуществляет главное государственно-правовое управление Президента. д) систематический контроль за исполнением Федерального закона и распоряжениями Президента осуществляет Главное контрольное управ-ление Президента органов исполнительной власти, подразделений админи-страции, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей. 2. контроль на местах за выполнением Федерального закона и волей Президента осуществляют полномочные представители Президента в ре-гионах федерации. Это должностные лица администрации Президента. контроль законодательных (представительных) органов власти. 1) Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совета Федерации и Государственной Думы образуют счетную палату, которая проводит ревизии, проверки и иные контрольные меро-приятия. ст. 103 Конституции РФ (а, б, в, г, д, н) 3. Контроль в системе исполнительной власти Существуют 3 вида контроля исполнительной власти: а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей компетенции Правительство заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады руководителей о состоянии дел в руководимой им отрасли. Оно обладает полномочиями по отмене актов этих органов в случае противоречия их Конституции РФ и др. нормативным актам. б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами соблюдения и исполнения законов, подзаконных нормативных актов предприятиями, учреждениями, организациями. в) специализированный контроль осуществляется органами межот-раслевой компетенции. Они контролируют деятельность органов исполни-тельной власти предприятий, учреждений, организаций по определенным вопросам. Между субъектами и объектами отсутствует организационная подчиненность.
3. Субъектами судебного контроля являются: 1) Конституционный Суд РФ контрольные полномочия Конституционного Суда РФ пред. ст. 125 2) Суды общей юрисдикции осуществляют контрольные функции в процессе рассмотрения дел
При рассмотрении гражданских дел суд, признавая акты управле-ния незаконными, отменяет или исправляет их. Обнаружив нарушения за-конности в работе органов исполнительной власти, суд выносит частное определение. По делам об административных правонарушениях (мелкое хулиганство, мелкое хищение) суд проверяет законность действий органа исполнительной власти по привлечению лица к административной ответ-ственности. При необходимости суд дает оценку неправомерным действи-ям органа исполнительной власти и устраняет допущенные нарушения. 3) арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимаемой деятельности споров либо из пр-ний в сфере управления. Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд признает полно-стью или частично недействительным акт, не имеющий нормативного ха-рактера и принимаемое решение на основе действующего законодательст-ва.
4. Субъектами общественного контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица. Контрольные полномочия их, как правило, лишены юридически-властного характера. Общественные объединения участвуют в формировании органов исполнительной власти и выработке ими решений, а также представляет и защищает права и законные интересы своих членов в государственных ор-ганах. Профсоюзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде. В на-стоящее время воссоздаются общественные пункты охраны порядка, каза-чьи дружины и т.д.
5. В соответствии с законом "О прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995г. предметом прокурорского надзора являются: 1) исполнение законов федеральными министерствами и ведомст-вами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, ор-ганами местного самоуправления, их должностными лицами.
2) соответствие актов, издаваемых этими органами, Конституция РФ, федеральный закон. 3) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (или законодатель-ными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного са-моуправления, их должностными лицами, органами управления и руково-дителями коммерческих и некоммерческих организаций. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель: 1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергну-тых административному задержанию на основании решения несудебных органов. 2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обра-щается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными. Протест приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшему этот акт либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момен-та его поступления, а в случае принесения протеста на решение представи. закон. органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на бли-жайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих не-медленного устранения нарушений закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается неза-медлительно в письменной форме. 3) возбуждает уголовное дело или пр-во об административном пра-вонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной, уста-новленной законом, ответственности. 4) вносит представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, правомочным устранить нарушение закона. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, не позднее, чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры и о результатах сообщено прокурору в письменной форме.
6. Административный надзор – это вид в правоохранительной дея-тельности ряда органов управления. 1) органы федерального надзора (Федеральный горный надзор, промышленный надзор). 2) государственные комитеты (по стандартам, литерологии, серти-фикации). 3) государственная инспекция (в федеральном министерстве и иных органах исполнительной власти санитарно-эпидемиологического, ветери-нарного, рыбного, пожарного и геодезического надзора). Компетенция органов административного надзора определяется со-ответствующими положениями о них: 1) полномочия по предупреждению правонарушений позволяют ор-ганам обнаружить и устранить правонарушения, принять меры по преду-преждению и предотвращению правонарушений. Органы административ-ного надзора вправе беспрепятственно посещать объекты и проводить на них проверки по вопросам, входящим в их компетентность, получать не-обходимые материалы, заслушивать руководителей.
1) полномочия по пресечению правонарушений применяют для принудительного прекращения правонарушения, предотвращения или уменьшения вредных последствий. Орган административного надзора вы-носит в адрес поднадзорных объектов обязательные для исполнения пред-писания об устранении обнаруженных нарушений. 3) полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности Органы административного надзора возбуждают и рассматривают дела об административных правонарушениях, налагают административные взыскания. 4) полномочия по нормотворчеству Органы административного надзора самостоятельно разрабатывают и утверждают правовые, технические нормы и правила, а также подготав-ливают проекты нормативных актов, которые принимаются другими орга-нами.
7. Жалобы – это обращения граждан по поводу нарушения их прав и свобод. Предложения и заявления направлены на улучшения деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих. Существует 2 порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан: 1 – административный 2 – судебный Административный Гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, общественное объединение предприятия, учреждения, организации, к должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие субъекты обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или ответ не получен в те-чение 1 месяца, он вправе обратиться в суд. Судебный В соответствии с законом от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" жалоба подается либо в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа, должностное лицу, государственному служащему. Сроки обжалования: 1) 3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права 2) 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомле-ния об отказе в удовлетворении жалобы 3) 1 месяц после подачи жалобы, если не получен ответ Если обжалованные действия суд признает законными, он отказы-вает в удовлетворении жалобы. Если суд признает обжалованные действия незаконными, он обязывает удовлетворить требования гражданина, отме-няет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восста-навливает права и свободы. Решение суда направляется соответствующему органу, объединению или должностному лицу и гражданину не позднее 10 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее, чем в 1 мес. срок со дня его получения. 1. Участковый инспектор милиции, преследуя преступника против воли граждан, проживающих в квартире, где скрылся преследуемый, взло-мал дверь и проник в квартиру. Рассмотрев поступившую жалобу на уча-сткового, начальник управления внутренних дел не усмотрел в его дейст-виях нарушения закона "О милиции". Тогда заявитель, проживавший в –квартире гражданин, считая, что положения закона "О милиции" наруша-ют конституционные права и свободы граждан обратился в конституцион-ный суд РФ. Вправе ли он был это делать? В каких случаях граждане РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ? Каков порядок обжалова-ния, предусмотренный законом? 3. Администрация области приняла постановление, в соответствии с которым жители области, призываемые на действительную военную служ-бу, проходят ее в военных соединениях и военных частях, расположенных на территории области. Законно: Как должен поступить полномочный пред. РФ? Какими контрольными полномочиями обладает полн. пр. РФ?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|