Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

административно-правовое регулирование социально-культурной сферы




Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства.

Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государстве стандартом.

Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности.

Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза), который удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качестве общедоступных и бесплатных им гарантируются следующие виды образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное, а на конкурсной основе - среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Основное общее образование является обязательным.

Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области образования.

Правовую основу управления в области образования составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.), Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, положения об органах управления образованием, уставы образовательных учреждений и другие акты местного, локального значения. Образование в Российской Федерации осуществляется также в соответствии с нормами международ-ного права.

Общие вопросы образования отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Определенной компетенцией в этой области наделены и органы местного самоуправления.

В соответствии с этим строится и система органов управления образованием, которая включает:

1. Государственные органы, которые в свою очередь подразделяются

на:

а) федеральные органы управления образованием;

б) ведомственные органы управления образованием Российской Фе-дерации и ее субъектов;

в) органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

2. Муниципальные органы.

Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государ-ственной власти. Муниципальные органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправле-ния.

Главной задачей всех органов управления образованием является обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в масштабе страны. В качестве главной задачи оно призвано обеспечивать осуществление государствен-ной политики в этой области.

Основными задачами и функциями данного министерства являются: формирование стратегии всех видов образования, определение его содержания; разработка и контроль исполнения компонентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-региональных компонентов государственных стандартов; согласование нормативных актов министерств и ведомств в области образования; подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образования в соответствующих образовательных учреждениях; разработка перечней профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение и подготовка; создание единой системы оценки и государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; установление порядка лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; развитие материально-технической и экспериментально- производственной базы учебного процесса и научных исследований; орга-низация и развитие международного сотрудничества в области образова-ния и др.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации весьма многочисленны и существенно отличаются по своему статусу и организационным формам управления. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, таковыми являются министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, управления или отделы образования.

Характерная особенность правового положения этих органов заключается в том, что на соответствующей территории они являются единственными специализированными органами, комплексно реализующими государственную политику в области образования.

Муниципальные органы управления образованием реализуют государственную политику данной области на территориях, где осуществляется местное самоуправление. Компетенция этих органов производна от компетенции органов самоуправления в области образования.

В соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится:

• планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образо-вательных учреждений;

формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием и самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий;

назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;

назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления);

использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования:

установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования и др.

Образовательная деятельность осуществляется в образовательных учреждениях, которыми в соответствии с Законом об образовании явля-ются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реали-зующие одну пли несколько образовательных программ и (пли) обеспечи-вающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательные учреждения являются юридическими лицами.

По своим организационно-правовым формам они могут быть госу-дарственными, муниципальными и негосударственными (частными, учре-ждениями общественных и религиозных организаций, объединений).

Действие законодательства Российской Федерации в области образо-вания распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Законом об образовании предусмотрены следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); дополнительного образования детей.

Соответственно перечисленным типам выделяются виды образовательных учреждений:

общеобразовательные - начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи гимназии;

начального профессионального образования - профессиональные учи-лища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионально-го образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно- производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и дру-гие образовательные учреждения данного уровня;

среднего специального образования - техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);

высшего профессионального образования - университеты, академии, институты, колледжи.

Административно-правовое положение государственных и муници-пальных образовательных учреждений определяется типовыми положе-ниями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатывае-мыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Особая роль при этом принадлежит таким важнейшим элементам системы образования, как государственные образовательные стандарты и преемственные образовательные программы различного уровня и направ-ленности.

Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют: а) обязательный минимум содержания основных обязательных программ; б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; в) требования к уровню подготовки выпускников. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными.

Образовательные стандарты устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти применительно к типам образовательных учреждений и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности).

Они служат основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Образовательные программы, реализуемые в Российской Федерации, определяют содержание образования определенного уровня и направленности.

Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждые из которых в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

Важную роль в реализации единой государственной политики играют лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений.

Лицензирование представляет собой выдачу документа (лицензии), подтверждающего право на осуществление образовательной деятельности.

Лицензия выдается государственным органом управления образованием или по его поручению органом местной самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Она может быть выдана только при соответствии условии.осуществления образовательного процесса (состояния материально- технической базы соблюдения санитарно-гигиенических норм, укомплектованности необходимыми кадрами и т.п.), предъявляемым к образовательным учреждениям и установленным государственным и местным требованиям. В лицензии фиксируются соответствующие контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся либо воспитанников, а также срок ее действия.

Аккредитация - это процедура признания государственного статута (типа и вида) образовательного учреждения, осуществляемая на основе обследования его характеристик согласно классификационным признакам, установленным соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях.

Государственная аккредитация проводится уполномоченными органами управления образованием (при участии заинтересованных министерств и ведомств) на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

По ее положительным итогам выдается свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право и способность данного образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на официально признанном уровне.

С момента получения такого свидетельства образовательное учреждение приобретает ряд прав, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на пользование печатью с изображением государственного герба Российской Федерации, на включение в схему централизованного государственного финансирования.

Аттестация позволяет установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.

Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

Аттестация образовательного учреждения, как правило, проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами. Особый порядок предусмотрен для аттестации образовательных учреждений некоторых типов: дошкольных; специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Важность аттестации состоит также и в том, что по результатам образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Так, Типовое положение о государственном высшем учебном заведении устанавливает, что общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором.

Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.

Порядок выбора первого состава ученого совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся.

В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вузов, общественных организаций.

Непосредственное управление деятельностью государственного вуза осуществляет ректор, занимающий эту должность в порядке, определяемом уставом вуза в соответствии с Законом об образовании.

Ректор в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

Масштаб деятельности вуза обусловливает его структуру, основными элементами которой являются факультеты, кафедры, иные подразделения и службы (учебная часть, секретариат, отдел кадров и др.). В зависимости от структуры вуза и в соответствии с уставом в отдельных его подразделениях (факультетах, отделениях и др.) также могут создаваться ученые советы.

Деятельностью факультета руководит декан факультета, который избирается ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом вуза.

Кафедра является основным звеном вуза, непосредственно осуществляющим учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую работу. Она возглавляется заведующим кафедрой.

Кафедры играют ведущую роль в проведении воспитательной работы с обучаемыми.

Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окружающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования социальной практики.

Усложнение проблем социального развития, усиливающиеся взаимо-связи и взаимозависимости общественных явлений вызвали кардинальные изменения в характере познавательной деятельности: получили развитие процессы дифференциации и интеграции наук, сближения естественных, технических наук с науками гуманитарными, а в итоге взаимопроникнове-ния, взаимодополнения различных отраслей научного знания стало воз-можным решать проблемы комплексно, получать качественно новые ре-зультаты.

Согласно п. "е" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, но Федерация проводит единую государственную политику в области НТП, использования на практике достижений науки и техники, управляет государственными научными учреждениями федерального значения.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст.94 Конституции Российской Федерации) определяет экономическую основу единой государственной политики в области развития науки и в обязательном порядке рассматривает законодательные акты, касающиеся федерального бюджета, федеральных налогов, финансового регулирования (ст. 106 Конституции Российской Федерации).

Непосредственное проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки обеспечивает Правительство Российской Федерации (п. "в" ст. 114 Конституции Российской Федерации), которое как орган общей компетенции осуществляет исполнение соответствующих статей федерального бюджета, контролирует реализацию государственных программ поддержки науки, координирует работу отраслевых федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, утверждает Положения об этих органах, определяет их обязанности и права.

Межотраслевые органы управления наукой в своей деятельности ру-ководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом Россий-ской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона Рос-сийской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ. Федеральными законами "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 124-ФЗ, "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ и иными за-конодательными актами Российской Федерации, указами и постановле-ниями Президента Российской Федерации, а также утверждаемыми Прави-тельством Российской Федерации Положениями об органах управления наукой.

Межотраслевое управление наукой возложено на Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям, который как федеральный орган исполнительной власти обеспечивает формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики, осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала России.

Основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям являются:

анализ развития науки и техники;

организация научно-технического прогнозирования, выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники. разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации вы-бранных приоритетов;

разработка государственных научно-технических программ и проектов, методическое руководство подготовкой региональных и межотраслевых научно-технических программ, а также предложений по правовому обеспечению развития науки и техники, государственной политики в области научной и инновационной деятельности, социальной защиты научных работников:

формирование информационной структуры в области науки и техники, обеспечивающей сбор, систематизацию, обработку научно- технической информации и передачу ее заинтересованным учреждениям, организациям и специалистам на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет дея-тельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию фи-зической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.

Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере.

Охрана здоровья людей (в широком, общесоциальном смысле) представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

При этом государство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Охрана здоровья граждан в узком смысле заключается в принятии медицинских мер профилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании оптимального состояния общественной гигиены и са-нитарии.

Реализация этих мер осуществляется самостоятельной системой специализированных учреждений и органов, для которых охрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видом деятельности.

Управление деятельностью этих учреждений и органов образует самостоятельную отрасль государственного управления в социально- культурной сфере - здравоохранение.

Координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Детальное распределение компетенции по этим вопросам между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Социальная защита граждан - одна из важнейших функций госу-дарства.

Именно поэтому Конституция Российской Федерации (ст. 7) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Деятельность государства по практической реализации этой политики протекает в рамках самостоятельной отрасли управления социально-культурной сферой, именуемой "социальная защита граждан ".

Основными формами и одновременно конституционными гарантиями социальной защиты граждан являются: охрана труда и здоровья людей; гарантированный минимальный размер оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие и функционирование системы социальных служб; установление и выплата государственных пенсий и различных со-циальных пособий.

Эти формы, а также деятельность государства по их осуществлению и составляют содержание управления социальной защитой граждан.

Общее руководство рассмотренными отраслями социально- культурной сферы осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.

Так, Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные направления внутренней политики государства, издает соответствующие указы, которыми регулируются общественные отношения в области здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма и социальной защиты граждан. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-культурной сфере; разрабатывает и утверждает федеральные программы развития здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма и социального обеспечения; принимает меры по их практической реализации; осуществляет правовое регулирование связанных с этим вопросов и многое другое.

Конституция Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют сложную и неоднородную, с организационно-правовой точки зрения, систему здравоохранения, в которой в свою очередь в качестве самостоятельных элементов выделяются государственная, муниципальная и частная системы (вернее - подсистемы) здравоохранения.

Государственная, система здравоохранения охватывает органы управления здравоохранением Российской Федерации и ее субъектов, а также находящихся в государственной собственности лечебно- профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и иные учреждения, осуществляющие соответствующую деятельность в рассматриваемой отрасли.

Муниципальную систему здравоохранения составляют муниципальные органы управления охраной здоровья граждан и находящиеся в муниципальной собственности учреждения и предприятия, в основном аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

Частная система здравоохранения включает лечебно- профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лиц, занимающихся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Непосредственное государственное руководство здравоохранением возложено на систему специализированных органов исполнительной власти, которую образуют: Министерство здравоохранения Российской Федерации; соответствующие министерства республик, входящих в состав Российской Федерации; органы управления здравоохранением иных субъектов Федерации - департаменты, комитеты, главные управления, управления, отделы и т.п.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать в масштабе страны проведение государственной политики в области здравоохранения.

Основными задачами Минздрава России являются: разработка основ государственной политики, целевых и государственных научно- технических программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции; организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности; разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения и контроль за их соблюдением; обеспечение санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения и др.

Основными задачами данного министерства являются: разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по вопросам труда, занятости и социальной защиты населения; разработка в пределах своей компетенции социальных норм, нормативов и стандартов; организация государственного пенсионного обеспечения; создание и развитие государственной системы социального обслуживания населения, содействие созданию и развитию муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения; организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов; участие в урегулировании вопросов, связанных с лицензионной деятельностью в сфере социального обслуживания населения; обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства Российской Федерации в области труда и социальной защиты и др.

Федеральная миграционная служба России играет важную роль в осуществлении государственной политики по социальной защите граждан.

В ее компетенцию входит: разработка проектов федеральных и миграционных программ и обеспечение их реализации; распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции; организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации; оказание им содействия в обустройстве на основном месте жительства, защита прав мигрантов; подготовка предложении по совершенствованию законодательства в области миграции, контроль за его соблюдением и др.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Рос- сийской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму играет важную роль в реализации государственной политики в охране здоровья населения. В соответствии с Основами зако-нодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, дру-гими законодательными и подзаконными нормативными актами компе-тенция этого федерального органа исполнительной власти охватывает: разработку и реализацию целевых федеральных государственных про-грамм развития физической культуры, спорта и туризма; разработку госу-дарственных нормативов финансирования физической культуры, спорта и туризма; прямое финансирование деятельности подведомственных пред-приятий, учреждений и организаций физической культуры, спорта и ту-ризма федерального значения;

Большую роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения играет государственный санитарно- эпидемиологический надзор, который представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждении, направленную на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.

Содержание санитарно-эпидемиологического надзора включает: наблюдение, оценку и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарного законодательства организациями и гражданами; пресечение санитарных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их со-вершивших; ведение государственного учета инфекционных, профессио-нальных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики.

Данный вид государственного надзора осуществляется системой подведомственных Минздраву России органов и учреждений санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, горо-дах, районах, а также на водном и воздушном транспорте.

Разновидностью данного государственного надзора является ведом-ственный санитарно-эпидемиологический надзор, который осуществля-ется отдельными министерствами и ведомствами а отношении подведом-ственных им объектов.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества - состояние в нем науки, искусства, образования, просветительский работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.

Вместе с тем эта единая по содержанию отрасль делится на подот-расли культуры: искусство (художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное, архитектура и другие его виды и жанры); художественные народные промыслы и ремесла, фольклор, обы-чаи и обряды; самодеятельное художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; телевидение и радиовещание; эстетическое воспитание, художественное образование, пе-дагогическая деятельность в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, создают и ведут Свод памятников истории н культуры Российской Федерации, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей и т.д. Так, Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные госу-дарственные программы сохранения и развития культуры, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области культурного развития, обеспечивает поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов куль-турного наследия общегосударственного значения, организует выявление, учет и охрану памятников культуры, обеспечивает доступность для граж-дан культурной деятельности и культурных ценностей и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в определении республиканской и территориальной культурной политики, формируют территориальные и иные органы государственного регулирования культурной деятельности и организации культуры соответ-ствующего подчинения, создают фонды развития культуры, устанавливают местные налоги и сборы на цели культурного развития, осуществляют ме-ждународные культурные связи и т.д.

Действующее законодательство обязывает органы государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов учитывать культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального и национального развития.

Таким образом, управление культурой - это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.

Правовые основы управления данной отраслью составляют: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, иные правовые акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой.

Органы управления культурой образуют единую систему, которая включает: Министерство культуры Российской Федерации, министерства культуры республик, входящих в состав Российской Федерации, и соответствующие им органы управления культурой

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...