Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Актуальность исследования:




- сущность проблемы (отражает основные самые острые противоречия между существующим теоретическим знанием и практическим состоянием вопроса исследования);

- социальный запрос (подтверждает продиктованную изменением социальных условий необходимость решения более общей проблемы, составной частью которой является вопрос предполагаемого исследования);

- запросы практики (содержат обобщённые исследователем указания на конкретные трудности в решении задач, ошибки и недостатки в деятельности, связанные с отсутствием соответствующих научно обоснованных положений и рекомендаций, или профессиональные явления, требующие обобщения, анализа и дальнейшей научной разработки);

- запросы науки (отражают необходимость предлагаемого исследования для развития самой науки; определяют место проблемы исследования в общем научном знании; указывают научную преемственность разрабатываемой темы);

- разработанность проблемы (показывает существующую степень (глубину и широту) разработанности проблемы в гуманитарных науках);

- идея исследования (содержит указание на основное, главное направление исследования или его концепцию (идею));

- личный исследовательский интерес автора ВКР (содержит изложение того интереса, который имеет сам дипломник при работе над данной темой).

Проблема исследования:

Это противоречие между известным и неизвестным. В научном исследовании под проблемой понимается вопрос, ответ на который не содержится в накопленных знаниях и поэтому требует определённых практических и теоретических действий для его разрешения. Проблема всегда выходит за пределы того, что изучено.

Проблема исследования характеризует проблемную ситуацию, отражающую противоречие между типичным состоянием объекта исследования в реальной практике и требованиями общества к его более эффективному функционированию. Разница между существующим и желаемым состоянием и составляет проблему, т.е. противоречивую ситуацию, требующую разрешения.

Объект исследования:

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

В ВКР объектом исследования могут выступать: исторический процесс, та или иная область социальной действительности, общественные отношения определённой исторической эпохи, содержащие в себе противоречия и др. (Например: «Объектомисследования является система городских общественных банков, размещавшаяся в крупных и средних российских городах»).

 

Предмет исследования:

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Является элементом объекта исследования, включающим совокупность его свойств. Это – часть, сторона, элемент объекта изучения. Понятие «предмет исследования» определяет те границы, в пределах которых изучается объект.

В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от исследователя, предмет исследования формируется им. (Например: «Предметом исследования выступает определение основных направлений деятельности городских общественных банков, формы и методы их взаимодействия с другими кредитно-финансовыми учреждениями, размещёнными в городах, а также органами городского управления, местными органами власти, земскими учреждениями, выяснение их роли и места в экономической системе дореволюционного российского города»).

Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию исследования и его направленность, выражаемые в целях и задачах.

Цель исследования:

- это планируемый, желаемый конечный результат исследования, путь достижения конечного результата.

- это ответ на вопрос: для чего проведено исследование (какова его общественная полезность).

Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор и анализ статистики.

Для формулировки цели можно воспользоваться следующими контрольными вопросами: что исследуется, как, каким путём исследуется, что исследование даёт обществу.

Наиболее типичны следующие цели:

- определение характеристики явлений, неизученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных;

- выявление взаимосвязи явлений;

- изучение динамики явления;

- описание нового эффекта, нового феномена;

- открытие новой природы явления;

- обобщение, выявление общих закономерностей;

- создание классификации, типологии;

- создание технологий изучения.

Предложенный перечень целей условен, в исследовании различные направления целей могут пересекаться, в одной работе может быть несколько целей. В аналитическом исследовании целью может быть разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов её возможного развития и т.п. В прикладном исследовании целью может являться разработка программы конкретного исследования или разработка конкретных рекомендаций по преодолению изучаемой проблемы.

Задачи исследования:

Постановка задач исследования – это своего рода выбор путей и средств достижения цели. Формирование задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач.

Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Например, если целью исследования является «объективно раскрыть роль и место городских общественных банков в городах», то это потребует решения таких задач, как «исследовать основные направления, особенности образования, становления и последующего развития городских общественных банков, а также установить их место и роль в системе городской власти; выяснить структуру, организацию и функции городских общественных банков; уточнить основные направления и особенности взаимоотношений, которые строились у правлений городских общественных банков с органами городского управления, другими властными структурами» и т.п.

Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить / исследовать…, описать…, установить…, выяснить…, доказать…, показать… и т.д.). Определение задач следует производить как можно тщательнее, поскольку их решение должно составить основное содержание глав и параграфов работы.

 

Методы исследования:

Очень важным этапом исследования является выбор методов, которые служат инструментом добывания фактического материала, его систематизации и анализа. Методика отвечает на вопрос о том, как мы получили результат, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Моделью подбора таких методов и методологической основой сочинения могут быть труды ведущих учёных на подобную или близкую тему. Вместе с тем студент должен самостоятельно обосновать применение тех или иных теоретических и эмпирических методов в своей работе.

Приведём в качестве справки наиболее распространённые методы исследования.

· Методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, сравнение, обобщение, идеализация, конкретизация, систематизация, классификация.

· Методы эмпирического исследования: изучение результатов деятельности, наблюдение, анкетирование, обследование, опрос, мониторинг, обобщение опыта, эксперимент, интервьюирование, беседа, рейтинг, парное сравнение, метод экспертных оценок.

· Методы обработки данных исследования: регистрация, статистическая группировка, ранжирование, шкалирование, частота, среднее арифметическое, а также методы наглядного представления результатов исследования: таблицы, графики, диаграммы, рисунки.

 

Научная новизна:

- это конкретный новый теоретический результат исследования.

Научная новизна может иметь 3-и уровня:

- уровень конкретизации (новый результат уточняет известные данные, конкретизирует отдельные положения, касающиеся теории и практики);

- уровень дополнения (новый результат расширяет известные теоретические или практические положения, вносит в них новые элементы, дополняются познания в исследуемой области без изменения сути);

- уровень преобразования (новый результат характеризуется принципиально новыми в области истории знаниями, которые не дополняют известные положения, а представляют нечто самостоятельное).

Научная новизна строится в формулировках: разработаны (основы чего-то), раскрыты (состав и структура чего-то), обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии …) и т.д.

Практическая значимость:

Заключается в практической реализации результатов исследования.

Практическая значимость может быть 2-х видов:

- прямая реализация (это публикация методических разработок, программ, инструкций и т.п.);

- косвенная реализация (результаты исследования могут быть внедрены в практику в регионе или отдельных учреждениях).

Практическая значимость строится в формулировках: модель (какой-либо системы), рекомендация (по совершенствованию какой-либо деятельности), программа (обосновывающая направления деятельности), алгоритмы (каких-либо технологий) и т.д.

Основной текст

Основной текст состоит их нескольких глав, чаще всего из двух. Каждая глава состоит из нескольких параграфов / пунктов, имеет целевое назначение и в определённой мере является основой для последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение. К основному тексту относится также и библиографический список, который был прочитан и проанализирован в процессе работы.

Первая глава (Объём – примерно 30-40 % от общего объёма ВКР)

Носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов (аналитический обзор) излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, даётся их оценка, обосновываются и излагаются позиции студента как исследователя в виде определенной концепции.

Аналитический обзор может быть скомпонован по хронологическому и феноменологическому принципу.

Хронологический принцип предполагает последовательное описание этапов исследования проблемы отечественными и зарубежными учёными, начиная с первых публикаций по исследуемой проблеме и заканчивая последними.

Феноменологическое описание предполагает:

- анализ имеющихся определений изучаемого явления: характеристика разнообразия его понимания, полноты или фрагментарности, необходимость уточнения или достаточность, характеристика сущности изучаемого явления;

- описание проявлений: сфера проявлений, интенсивность, индивидуальные особенности проявления, условия проявления;

- место изучаемого явления среди других родственных явлений, взаимовлияния с другими уровнями человеческой организации.

Аналитический обзор может быть «авторским» – автором работы анализируются мнения по изучаемой проблеме, принадлежащие различным научным школам, различным течениям и направлениям.

В первой главе могут быть рассмотрены базовые понятия, уточнены формулировки рабочих определений. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих практических разработок. Глава может иметь 2-3 параграфа / пункта и заканчивается краткими, но конкретными выводами по рассмотренным вопросам. Объём первой главы примерно 30-40 % от общего объёма ВКР.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...