Актуальность исследования:
- сущность проблемы (отражает основные самые острые противоречия между существующим теоретическим знанием и практическим состоянием вопроса исследования); - социальный запрос (подтверждает продиктованную изменением социальных условий необходимость решения более общей проблемы, составной частью которой является вопрос предполагаемого исследования); - запросы практики (содержат обобщённые исследователем указания на конкретные трудности в решении задач, ошибки и недостатки в деятельности, связанные с отсутствием соответствующих научно обоснованных положений и рекомендаций, или профессиональные явления, требующие обобщения, анализа и дальнейшей научной разработки); - запросы науки (отражают необходимость предлагаемого исследования для развития самой науки; определяют место проблемы исследования в общем научном знании; указывают научную преемственность разрабатываемой темы); - разработанность проблемы (показывает существующую степень (глубину и широту) разработанности проблемы в гуманитарных науках); - идея исследования (содержит указание на основное, главное направление исследования или его концепцию (идею)); - личный исследовательский интерес автора ВКР (содержит изложение того интереса, который имеет сам дипломник при работе над данной темой). Проблема исследования: Это противоречие между известным и неизвестным. В научном исследовании под проблемой понимается вопрос, ответ на который не содержится в накопленных знаниях и поэтому требует определённых практических и теоретических действий для его разрешения. Проблема всегда выходит за пределы того, что изучено. Проблема исследования характеризует проблемную ситуацию, отражающую противоречие между типичным состоянием объекта исследования в реальной практике и требованиями общества к его более эффективному функционированию. Разница между существующим и желаемым состоянием и составляет проблему, т.е. противоречивую ситуацию, требующую разрешения.
Объект исследования: Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. В ВКР объектом исследования могут выступать: исторический процесс, та или иная область социальной действительности, общественные отношения определённой исторической эпохи, содержащие в себе противоречия и др. (Например: «Объектомисследования является система городских общественных банков, размещавшаяся в крупных и средних российских городах»).
Предмет исследования: Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Является элементом объекта исследования, включающим совокупность его свойств. Это – часть, сторона, элемент объекта изучения. Понятие «предмет исследования» определяет те границы, в пределах которых изучается объект. В отличие от объекта исследования, содержание которого не зависит от исследователя, предмет исследования формируется им. (Например: «Предметом исследования выступает определение основных направлений деятельности городских общественных банков, формы и методы их взаимодействия с другими кредитно-финансовыми учреждениями, размещёнными в городах, а также органами городского управления, местными органами власти, земскими учреждениями, выяснение их роли и места в экономической системе дореволюционного российского города»). Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию исследования и его направленность, выражаемые в целях и задачах. Цель исследования: - это планируемый, желаемый конечный результат исследования, путь достижения конечного результата.
- это ответ на вопрос: для чего проведено исследование (какова его общественная полезность). Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор и анализ статистики. Для формулировки цели можно воспользоваться следующими контрольными вопросами: что исследуется, как, каким путём исследуется, что исследование даёт обществу. Наиболее типичны следующие цели: - определение характеристики явлений, неизученных ранее, малоизученных, противоречиво изученных; - выявление взаимосвязи явлений; - изучение динамики явления; - описание нового эффекта, нового феномена; - открытие новой природы явления; - обобщение, выявление общих закономерностей; - создание классификации, типологии; - создание технологий изучения. Предложенный перечень целей условен, в исследовании различные направления целей могут пересекаться, в одной работе может быть несколько целей. В аналитическом исследовании целью может быть разработка диагноза, т.е. анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов её возможного развития и т.п. В прикладном исследовании целью может являться разработка программы конкретного исследования или разработка конкретных рекомендаций по преодолению изучаемой проблемы. Задачи исследования: Постановка задач исследования – это своего рода выбор путей и средств достижения цели. Формирование задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть поставлено несколько задач. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Например, если целью исследования является «объективно раскрыть роль и место городских общественных банков в городах», то это потребует решения таких задач, как «исследовать основные направления, особенности образования, становления и последующего развития городских общественных банков, а также установить их место и роль в системе городской власти; выяснить структуру, организацию и функции городских общественных банков; уточнить основные направления и особенности взаимоотношений, которые строились у правлений городских общественных банков с органами городского управления, другими властными структурами» и т.п.
Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить / исследовать…, описать…, установить…, выяснить…, доказать…, показать… и т.д.). Определение задач следует производить как можно тщательнее, поскольку их решение должно составить основное содержание глав и параграфов работы.
Методы исследования: Очень важным этапом исследования является выбор методов, которые служат инструментом добывания фактического материала, его систематизации и анализа. Методика отвечает на вопрос о том, как мы получили результат, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Моделью подбора таких методов и методологической основой сочинения могут быть труды ведущих учёных на подобную или близкую тему. Вместе с тем студент должен самостоятельно обосновать применение тех или иных теоретических и эмпирических методов в своей работе. Приведём в качестве справки наиболее распространённые методы исследования. · Методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование, сравнение, обобщение, идеализация, конкретизация, систематизация, классификация. · Методы эмпирического исследования: изучение результатов деятельности, наблюдение, анкетирование, обследование, опрос, мониторинг, обобщение опыта, эксперимент, интервьюирование, беседа, рейтинг, парное сравнение, метод экспертных оценок. · Методы обработки данных исследования: регистрация, статистическая группировка, ранжирование, шкалирование, частота, среднее арифметическое, а также методы наглядного представления результатов исследования: таблицы, графики, диаграммы, рисунки.
Научная новизна: - это конкретный новый теоретический результат исследования. Научная новизна может иметь 3-и уровня: - уровень конкретизации (новый результат уточняет известные данные, конкретизирует отдельные положения, касающиеся теории и практики);
- уровень дополнения (новый результат расширяет известные теоретические или практические положения, вносит в них новые элементы, дополняются познания в исследуемой области без изменения сути); - уровень преобразования (новый результат характеризуется принципиально новыми в области истории знаниями, которые не дополняют известные положения, а представляют нечто самостоятельное). Научная новизна строится в формулировках: разработаны (основы чего-то), раскрыты (состав и структура чего-то), обоснованы (положения о том-то и о том-то), определены (условия чего-то); выявлены (совокупность чего-то), установлены (критерии …) и т.д. Практическая значимость: Заключается в практической реализации результатов исследования. Практическая значимость может быть 2-х видов: - прямая реализация (это публикация методических разработок, программ, инструкций и т.п.); - косвенная реализация (результаты исследования могут быть внедрены в практику в регионе или отдельных учреждениях). Практическая значимость строится в формулировках: модель (какой-либо системы), рекомендация (по совершенствованию какой-либо деятельности), программа (обосновывающая направления деятельности), алгоритмы (каких-либо технологий) и т.д. Основной текст Основной текст состоит их нескольких глав, чаще всего из двух. Каждая глава состоит из нескольких параграфов / пунктов, имеет целевое назначение и в определённой мере является основой для последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание полученных результатов, заключение. К основному тексту относится также и библиографический список, который был прочитан и проанализирован в процессе работы. Первая глава (Объём – примерно 30-40 % от общего объёма ВКР) Носит общетеоретический (методологический) характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов (аналитический обзор) излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, даётся их оценка, обосновываются и излагаются позиции студента как исследователя в виде определенной концепции. Аналитический обзор может быть скомпонован по хронологическому и феноменологическому принципу. Хронологический принцип предполагает последовательное описание этапов исследования проблемы отечественными и зарубежными учёными, начиная с первых публикаций по исследуемой проблеме и заканчивая последними. Феноменологическое описание предполагает:
- анализ имеющихся определений изучаемого явления: характеристика разнообразия его понимания, полноты или фрагментарности, необходимость уточнения или достаточность, характеристика сущности изучаемого явления; - описание проявлений: сфера проявлений, интенсивность, индивидуальные особенности проявления, условия проявления; - место изучаемого явления среди других родственных явлений, взаимовлияния с другими уровнями человеческой организации. Аналитический обзор может быть «авторским» – автором работы анализируются мнения по изучаемой проблеме, принадлежащие различным научным школам, различным течениям и направлениям. В первой главе могут быть рассмотрены базовые понятия, уточнены формулировки рабочих определений. Эта глава служит теоретическим обоснованием будущих практических разработок. Глава может иметь 2-3 параграфа / пункта и заканчивается краткими, но конкретными выводами по рассмотренным вопросам. Объём первой главы примерно 30-40 % от общего объёма ВКР.
Читайте также: Актуальность вопросов безопасности и защиты окружающей среды. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|