Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

часов, тяжелая работа и мгновенный успех




Naps.google.com

 

Что отличает последние пять лет работы Google от практически любого другого успешного нового предприятия? Сравните его с eBay, Yahoo! Netscape или About.com.

Все просто: после того как первоначальные коммерческие инновации оказались успешными, Google полностью игнорировал Уолл-стрит. Вместо того чтобы заниматься исключительно максимизацией прибыли от одного изобретения, портал продолжает инвестировать (некоторые люди считают, что эти инвестиции чрезмерны: они неправы) в новые инструменты, новые проекты, новые способы взаимосвязи и взаимодействия людей.

Большинство инициатив заканчиваются неудачей. И это нормально. По крайней мере ни одну из них Google «не проспал»[7].

 

Ваше эго и ваш проект

 

В какой-то момент слово «эго» приобрело отрицательную окраску. Это не соответствует действительности.

Когда проект осуществляется от нашего имени, наше эго заставляет нас поднимать планку и работать еще лучше. Эго вынуждает нас искать одобрения, изменять окружающий мир, раздвигать границы возможного. Если бы эго не было ключевым двигателем, плодотворная творческая работа была бы анонимной, а это не так.

Это нормально. Пусть ваше эго заставит вас быть инициатором.

Только скажите ему, что лучший способ сдвинуть дело с мертвой точки – позволить другим поставить его себе в заслугу. Реальный выигрыш для вас (и для вашего эго) – увидеть, что дело пошло, а не добиться признания.

 

Переосмысление качества

 

Раньше качество определялось как «удовлетворительное». Ваши товары или услуги должны были удовлетворять определенным критериям, чтобы их приняли к рассмотрению.

А потом в качестве произошла революция и рынок стал характеризовать качество как «отсутствие недостатков».

Практически все, что предлагается на рынке, – от автомобилей до планшетов iPad или страховых полисов – действует в точности как заявлено. Вы поворачиваете ключ или открываете коробку – и все работает. Каждый раз.

Вещи так часто хорошо работают, что севшая батарейка, отказ автомобиля или опечатка в книге вызывают шок.

Большинство ваших конкурентов тоже работают без дефектов, и это означает, что качество уже не имеет первостепенной важности. Мы его требуем, но нам не надо его искать. Если качественно работаете и вы и конкурент и вы оба предлагаете только это, значит, вы предлагаете массовый продукт, и я, пожалуй, выберу что подешевле.

У нас практически нет другого выбора, кроме как выйти за рамки качества и стремиться к чему-то выдающемуся, включенному в общие связи и в то же время новому.

А все выдающееся, как вы уже поняли, требует инициативы.

 

Специалист по промывке мозгов

 

На предприятиях требуются рабочие, которые следуют инструкциям. В казино нужны дилеры, которые четко выполняют указания. В NASA необходимы космонавты, которые не обсуждают приказы в ходе полета. Шахтам требуются горняки, которые постоянно, изо дня в день, будут соблюдать все правила.

Между тем владельцы предприятий встали перед выбором. Они могли доверить рабочим делать выводы, решать вопросы, искать улучшений или же направить усилия на полное истребление индивидуальной инициативы и получить преимущество за счет полного соблюдения стандартов.

Вы угадали – большинство выбрало последний вариант.

Сейчас его недостатки становятся очевидными. Предприятия обнаруживают, что производство застопорилось из-за отсутствия не только инноваций, но и улучшений. На автомобильных заводах Детройта достаточно долго подавляли инициативу рабочих, чтобы в конце концов профсоюз заявил: «Хорошо, мы будем выполнять абсолютный минимум обязанностей». Дирижеры симфонических оркестров так часто выговаривали музыкантам-новаторам, что те наконец сказали: «Хорошо, будем играть строго по нотам». А массовый рынок столько раз вознаграждал производителей посредственных продуктов, что они решили взять курс на безвкусную еду.

Проблема: сделать безвкусное еще более безвкусным невозможно. Нельзя развиваться за счет повышения предсказуемости и ординарности. Ваша продукция может быть надежной, стандартной и дешевой, но, если рынку потребуется что-то лучшее, вам останется только его догонять.

 

Почему эти продукты и услуги – среднего качества?

 

Мы обожаем выискивать недостатки в системе. Нам нравится злиться на отели, правительственные организации и авиалинии, которые просто ужасно работают. Идиоты!

Но мы почти никогда не обращаем внимания на товары среднего качества и не интересуемся, почему оно не может быть великолепным. Услуги или продукты среднего качества выполняют свои функции, но устанавливают планку так низко, что дойти до магазина напротив, чтобы их купить, бывает просто лень. Все товары среднего качества абсолютно одинаковы и однообразны.

Почему не каждое блюдо в ресторане нельзя назвать прекрасным сочетанием цены и качества? Почему не каждый налоговый доллар тратится с тем рвением и целенаправленностью, как могло бы быть? Кажется, мы готовы принимать среднее качество до тех пор, пока товар, услуга или организация полностью не деградируют.

Найти группу людей, способных исправить то, что уже сломано, – не проблема. Но ваше преимущество (и трудная задача) будет состоять в том, чтобы всю свою энергию и силу воли бросить на борьбу с посредственностью.

 

Если сомневаетесь…

 

Ищите страх. Корень сомнений почти всегда в нем.

 

Куда делось любопытство?

 

Если вы зайдете на сайт Penguin Magic, то увидите множество видеозаписей потрясающих фокусов – там и чтение мыслей, и сгибание металла, и завязывание шнурков. В этих видеоклипах фокусники выступают на улицах для прохожих. Хороший номер вызывает восторженные возгласы. Зрители не могут поверить в увиденное. Это чудо! Какая-то чертовщина! А затем начинается любопытство.

«Как вы это сделали?»

Время от времени я тоже показываю фокусы или какие-то технические приемы, но меня не спрашивают, как у меня это получается. Люди настолько погружены в работу, что не хотят знать, как что-то происходит; они готовы принять на веру, что, возможно, законы природы действуют не так, как они ожидали, но какое им до этого дело?

Инициатива схожа с творчеством, поскольку и для того, и для другого необходимо любопытство. Не поиск «правильного» ответа, а именно неутолимое желание понять, как что-то делается и как можно это улучшить.

Разница в том, что творческий человек удовлетворится тем, что узнал, как это делается. А инициатор не успокоится, пока не научится делать что-то сам.

 

Выбери меня! Выбери меня!

 

Беспрестанная промывка мозгов в условиях ослабевающей индустриальной экономики создала недоразумение, которое многим обходится очень дорого. Творческие личности или люди, имеющие свое мнение, считают, что они должны ждать, пока их выберут.

Например, писатели ждут, пока к ним обратится агент, а затем издатель. Потом волнуются о том, чтобы их выбрали книжные магазины и они смогли добраться до читателей, которые наконец прочитают написанные ими книги. А если уж вас выбрали для участия в шоу Опры Уинфри, то все получится само собой.

Предприниматели часто ждут, пока их выберет венчурный капиталист или инвестор. Им нужно, чтобы их выбрали, чтобы они получили подтверждение нужности своего дела и начали реальную работу по организации бизнеса.

Сотрудники ждут, пока им предложат повышение или пост председателя или же докладчика на собрании.

Лозунг «Выбери меня, выбери меня!» служит признанием мощи системы и передает ответственность и инициативу кому-то другому. Даже не так: фраза «Выбери меня, выбери меня!» перекладывает вину с вас на кого-то еще.

Если вас не выбрали – виноваты они, а не вы.

Если вас выбрали – ну что ж, это они сказали, что вы на что-то годитесь, правда? Значит, вы уже не отвечаете за свои ошибки.

Восстаньте против тирании чужого выбора. Выбирайте сами.

 

Устроитель и организатор

 

Моя знакомая Джессика хочет быть организатором конференций. Если вы ее наймете, она продумает мельчайшую деталь вашего мероприятия. Дайте ей список участников, определите место проведения и программу конференции – и все пройдет без сучка без задоринки.

Недостаток этого плана в том, что он оставляет выбор за устроителем мероприятия. Если Джессику выбирают часто, ей повезло. Если ей удастся договориться о справедливой оплате, ей повезло. Но она должна идти на поклон к устроителю и упрашивать его.

А вот в руках устроителя все козыри. Он инициирует конференцию. И хотя у него и у организатора очень сходные профессиональные навыки, именно устроитель нанимает организатора. Он делает выбор, а не ждет, пока его выберут.

Тогда… почему же не стать устроителем, инициатором, главным ответственным лицом?

За годы работы Джерри Вайнтрауб[8]заработал более $100 млн на рекламе своих фильмов, не поддаваясь искушению расслабиться и просто реагировать на предложения об их продвижении. Он инициировал свои проекты, а не передавал их в чужие руки.

 

Предпринимательство – это просто особый случай

 

Очень легко сделать вывод, что тот, кто что-то инициирует и готов изменить статус-кво, автоматически становится предпринимателем и эти функции являются прерогативой руководителя. Мы убеждаем сами себя, что раз уж передали бразды правления боссу или владельцу фирмы, то экспериментировать должны они, а не мы.

В действительности же, когда предприниматели берут на себя инициативу, они делают нечто принципиально иное: используют средства (часто не свои) для построения прибыльного бизнеса, выходящего далеко за рамки масштабов деятельности одного человека. Целью предпринимателя служит создание чего-то, что может развиваться и процветать. И это прекрасная перспектива, требующая огромной решимости и инициативности.

Предпринимательство – особый случай не потому, что оно требует инициативы (она сейчас необходима всем), а потому, что предполагает использование денежных средств, кадровых ресурсов и активов для создания нового, более крупного предприятия.

Впрочем, не стоит делать ошибочный вывод, что все остальные – просто винтики в механизме. Умные предприниматели понимают, что процветающей организации мало лишь одного креативного сотрудника, обладающего способностью к инновациям. Некоммерческие и даже правительственные организации обнаружили, что лучший путь к процветанию в постоянно меняющемся мире – меняться самим, а это происходит, только если они готовы экспериментировать и наблюдать, что получится.

 

Сезонный билет

 

Лыжные курорты с удовольствием продадут вам годовой билет на катание за цену, примерно равную стоимости билетов на подъемник за семь дней. Люди, которые использовали эту возможность и купили билет, поняли, что проще (и дешевле) принять решение однажды, чем принимать его снова и снова весь сезон.

Начинание – тоже нечто в этом роде. Вместо того чтобы проявлять инициативу от случая к случаю, каждый раз волноваться, получать разрешение и убеждать, почему бы не приобрести «сезонный билет»? Почему бы не убедить начальника или коллег, что вы – инициатор? Это ваша работа. Вы – начинатель. Спросите один раз, делайте постоянно.

 

Бесплатных обедов не бывает

 

Конечно, жизнь инициатора осложняется тем, что он может ошибаться. Вы сделаете неправильный выбор, потеряете время, вас будут обвинять.

Вот почему инициативность так ценна.

Большинство людей стараются избегать сложных задач. Они слишком затюканы, слишком напуганы; они сдерживаются, они будут рады, если удар придется на кого-то другого.

Инициатива – редкое явление.

И поэтому ценное.

Рытье траншей – явление обыденное. Найти рабочих для ручного труда за минимальную плату легко, и именно поэтому она минимальна.

А найти умных людей, готовых начать полезные проекты, невероятно трудно. Потому что иногда начатое не приносит результатов. И тот факт, что предложенное вами срабатывает далеко не всегда, должен придавать вам уверенности, потому что это означает, что вы делаете нечто такое, что пугает других.

 

Вылезай, трусишка

 

Один из способов начать рабочий день – настроить членов своей команды. Пройдите по кругу и дайте сотрудникам возможность сообщить новости и поделиться идеями. Это полезное упражнение, оно помогает людям высказаться и дает импульс для движения вперед.

Еще один способ – вероятно, более эффективный – попросить каждого сотрудника рассказать о том, чего он боится. Есть два вида страха. Страх, что не получится, и страх, что получится.

Вы что, трусишка?

Да, мы все трусишки. Мы боимся. «Ящерица» вцепилась в нас основательно.

Так что скажите: вы боитесь того, что может уничтожить, разубедить, подкосить вас? Или вы боитесь того, что может сработать, все изменить и выявить совершенно новые поводы для страха?

 

«Ящерица» не понимает пользу экспериментирования

 

Формула проста: когда затраты на экспериментирование (ЗНЭ) меньше, чем затраты на бездействие (ø), вы должны экспериментировать! [ ЗНЭ<ø —> экспериментирование. ]

Если вы владеете гигантским сталелитейным предприятием стоимостью в миллиарды долларов, думаю, будет неразумно закрывать его на месяц, чтобы попробовать новую, непроверенную технологию.

Однако, когда вы пишете сценарий, затраты на использование какого-то новаторского приема гораздо менее ощутимы, чем издержки, связанные со скучным следованием стандартам. Хотя такая практика иногда чудесным образом приводит к продаже произведенного продукта, как правило, она почти всегда заканчивается неудачей. Цена ошибки меньше, чем цена бездействия.

Это утверждение применимо практически ко всем инновациям в сфере продаж, маркетинга, набора персонала, программного обеспечения или управления. То же самое справедливо и в отношении любого вашего взаимодействия с поставщиком, клиентом или коллегой. И это то, чем должны руководствоваться многие из нас большую часть времени, за исключением короткого периода, когда мы управляем сталелитейным заводом.

Экономика, развитие которой связано с появлением все новых идей, требует от нас проявления инициативы. Тем не менее мы сопротивляемся, поскольку наш «ящеричный мозг», живущий в вечном страхе, постоянно преувеличивает затраты на ошибку.

 

«Отполируйте» это!

 

Каждые несколько минут у него звонит мобильный телефон.

По-видимому, мой друг настроил его так, чтобы он подавал сигнал всякий раз, когда кто-то из пользователей Twitter присылает сообщение. Подобная настройка дает возможность его прочитать и дать ответ, что, вероятно, делает моего друга чрезвычайно полезным человеком. Он надеется, что «полировка» отношений послужит чем-то вроде инструмента для создания деловых связей, поможет ему лучше интегрироваться в жизнь и, возможно, в бизнес пользователей Twitter.

Ох уж эта «полировка»!

Встаньте на оживленном городском перекрестке, и вы увидите, как это происходит. Десятки вроде бы занятых людей «отполировывают» свои взаимоотношения, глядя по сторонам.

Проблема в асимптотичности[9]процесса. Если «полировать» в два раза дольше – результат не станет в два раза лучше. Если «полировать» в десять раз дольше – результат определенно не станет в десять раз лучше. Полируете вы мебель или идею, преимущества быстро иссякают. «Полировка» ничего не дает.

Интересно, что бы произошло, если вместо того, чтобы спешно открывать Twitter, мой друг использовал бы сигнал мобильника, чтобы сделать что-то оригинальное, провокационное, важное? Что, если бы сигнал напоминал ему не о том, чтобы «отполировывать», а о том, чтобы создавать?

 

Императив Земмельвайса

 

Успешное экспериментирование тоже требует тактичности, поскольку ваши действия должны что-то реально изменить, а не вызвать у людей отторжение, злость или страх.

В середине XIX в. Игнац Земмельвайс был в Венгрии практикующим врачом. Он предположил, что несоблюдение правил гигиены, в особенности тот факт, что врачи-акушеры недостаточно часто моют руки, часто становится причиной послеродовой горячки и смертности среди рожениц. Несмотря на то что распространению этой идеи врач посвятил всю свою жизнь, он умер неудачником, непопулярным и ничего не добившимся человеком.

В книге, опубликованной в 1861 г., Земмельвайс писал: «В большинстве аудиторий на медицинских факультетах продолжают звучать лекции об эпидемии родильной горячки и об опровержении моих теорий… В 1854 г. в Вене, где зародилась моя гипотеза, от родильной горячки умерло 400 женщин».

Почему? Если результаты предлагаемого Земмельвайсом такого простого вмешательства были настолько впечатляющими, почему же врачи и медицинское сообщество так упорно отказывались от его идей?

По двум причинам. Во-первых, он никогда не прикладывал усилий к тому, чтобы разъяснить свою гипотезу с помощью науки. А без ответа на вопрос «почему?» и без соответствующих разъяснений его идеям трудно было приобрести импульс для последующего распространения.

Во-вторых, как сообщал Атул Гаванде в своей книге «Лучше» (Better), Земмельвайс был болваном. Увлеченный своими идеями, он ни разу не подумал о том, чтобы кого-то убедить в своей правоте, или даже о том, чтобы быть терпеливым. Одному врачу Земмельвайс написал: «Вы, герр профессор, сами принимали участие в этой кровавой резне», а другому: «…Объявляю перед Богом и перед миром, что вы – убийца».

Экспериментируйте, но по-умному. Однажды сформулировав свою точку зрения, Земмельвайс по каким-то причинам не стал ее пропагандировать, прекратил работать над тем, чтобы изменить мир. Вместо того чтобы настаивать на том, что дает результаты, он отстранился и не сделал того, что мог бы сделать.

 

Добро пожаловать в мир проектов

 

Вы прожили в мире проектов так долго, что, вероятно, забыли, что было время, когда им далеко не всегда придавали такое важное значение.

Автомобильная компания Ford Motor изменила мир проектом, продлившимся дольше, чем стаж почти всех ее работников. Модель Ford Model T выпускалась в течение 19 лет. Было продано более 15 млн автомобилей. При запуске этой модели и снятии ее с конвейера работали разные люди. Естественно, проект состоял в запуске автомобиля в производство, но вот главной задачей Ford Motor было наладить серийный выпуск данной конкретной модели в разных странах, чтобы каждый раз снова и снова получать прибыль. Проект по запуску рассматривался как неизбежное зло, но серийное производство было бизнесом компании Ford.

Подумайте об организациях, с которыми вы сталкивались, у которых что-то приобретали или на которые работали. Большинство из них (если они просуществовали больше 10–20 лет) основаны на таком же, как и в компании Ford, сборочном конвейере с возможностью расширения масштабов производства. Система есть система; уважайте ее!

А сейчас подумайте о новых организациях, о тех, что растут и приобретают влияние. Подумайте об Apple, Google, группе режиссера Джеймса Кэмерона, Ideo, Pixar и Electronic Arts. Это организации, построенные вокруг проектов. Каждая из этих компаний состоит из групп энтузиастов, запускающих проекты.

Нет проектов – нет и организации. Сидеть на берегу – не вариант, потому что проекты не длятся вечно. Остаются люди, остается настрой, но проекты должны обновляться. После запуска одного проекта и до начала следующего полезной работы нет.

По мере того как организации начали строить свою деятельность на основе проектов, они сделали пугающее открытие: начинать проект труднее, чем кажется.

Изобретать, выбирать, внедрять или отбрасывать идеи, формировать, предсказывать и прогнозировать будущее проекта – это все очень трудно.

И все начинается с инициатора, с одного человека, который сдвигает дело с мертвой точки.

 

Система Форда умерла. Да здравствует система Форда!

 

Генри Форд обнаружил, что секретом успеха на рынке является продуктивность. Стоит наладить эффективное производство автомобилей – и вы сможете продавать их гораздо дешевле. Машины по умеренной цене реализовать гораздо легче, чем дорогие того же качества.

И Форд создал совершенную систему заводского производства, основанную на подчинении, взаимозаменяемых деталях и взаимозаменяемых людях.

В такой системе не предусмотрено пространство для роста. Производство было вынесено за рубеж (причем не только автомобилей, но и множества других товаров), но, даже имея низкозатратные заводы по всему миру, организации приходят к выводу, что вечно снижать цены невозможно.

Таким образом, новая система, используемая в настоящее время Ford Motor и огромным количеством других компаний, предполагает применение разработанной стабильной, продуктивной коммерческой платформы для производства продукции и в качестве основы для новых проектов. Новая система не потребляет ни нефть, ни электроэнергию, ни ресурсы сборочных конвейеров; она основана на инновации. Можно назвать это проектной линией.

Старая система не может работать без новой, которая, в свою очередь, зависит от непредсказуемых людей, чьи идеи появляются отнюдь не по графику.

 

Что случилось с Совершенством?

 

Когда Том Питерс решил посвятить свою жизнь распространению идей, изложенных в его книге «В поисках совершенства»[10], все изменилось. Он потратил более 25 лет, проехал миллионы миль и произнес тысячи речей.

И когда Питерс выходит на сцену, я вижу в его глазах разочарование. Миллионы людей приняли образ мышления, описанный в его работе, но еще слишком много тех, кто ждет от него точных инструкций. Они не понимают, что Совершенство не в том, чтобы интенсивнее трудиться, выполняя чужие указания. Оно в том, чтобы проявить инициативу и сделать дело, которое вы посчитали стоящим.

Это революционный переворот в исследовании рабочего времени прорабов, чиновников и боссов. Это не новый вкус старого супа. Это новое отношение к работе, предполагающее личную вовлеченность, упорство и отношение к своему делу как к призванию.

Прекратите ждать, пока вам дадут карту. Ценятся те, кто прокладывает маршруты, а не те, кто их придерживается.

 

Развитие бизнеса

 

Во многих компаниях есть отделы по развитию бизнеса. Его сотрудники не занимаются ни маркетингом, не продажами – они ответственны за новые сделки, партнерства и революционные идеи. Именно сотрудники отдела по развитию бизнеса придумывают новую игрушку для детских наборов в компании McDonald’s или новый способ расставить на полках товары в кофейне Starbucks.

Отдел по развитию бизнеса не имеет определенной программы действий, и у его сотрудников нет отработанного пути принятия решений о том, что делать дальше. Он отвечает за инновации. Такие отделы нужны большинству организаций, но реально они существуют лишь в немногих из них. Зачастую компании, имеющие отделы по развитию бизнеса, используют их с потрясающей неэффективностью, потому что ни у одного из сотрудников нет настроя на инициирование. Все боятся слишком серьезных экспериментов, опасаются выйти за привычные рамки и создать что-то новое.

 

Что дальше?

 

Насколько часто наши герои пребывают в полном покое? Сложно представить себе, чтобы Спок и капитан Кирк[11]приземлились на планету и просто расслабились на месяц-другой.

Безделье не имеет ничего общего с тем, чтобы «смело идти туда, куда не ступала нога человека»[12].

От других существ нас отличает то, что мы ходим в незнакомые места, туда, куда раньше не ступала нога человека. Мы делаем это часто и по собственной воле. Единственное, что делает нашу работу и нашу жизнь интересными, это открытия, способность удивляться и риск первопроходцев (вставить сценку с испанскими инквизиторами из сериала «Монти Пайтон»[13]).

Поточное производство лишило нас тяги к приключениям. Экономический императив прошлого века состоял в уклонении от рисков, от перемен, а больше всего – от открытий и от всего нового. Эффективно работающая компания боится перемен, потому что они означают переоборудование производства, риск, сбой производительности. Конечно, при необходимости мы уживаемся с переменами и приветствуем предсказуемые постепенные преобразования, направленные на повышение производительности, но когда речь заходит о слове «смело» – увольте.

Уклонение от риска работало тогда, но не теперь.

И вопрос «что дальше?» в действительности является движущей силой отдельных личностей и организаций. Всегда вперед, все быстрее и быстрее.

 

Если видишь что-то необычное – скажи!

 

[14]

Неужели нам действительно нужен этот лозунг и сопутствующие ему плакаты?

Давайте потратим минутку на их анализ.

Если вы что-то увидели (а именно: опасное устройство, бомбу, например, или зомби с ножом, или чемодан, из которого вылетают искры, или куски асбеста, свисающие с потолка в детском саду), скажите что-нибудь (а именно: возьмите телефон, наберите телефон службы спасения 911, укажите на это солдату в форме).

Неужели кто-то будет колебаться, стоит ли сообщать о зомби?

Да, потому что нас приучили молчать и смотреть под ноги. Потому что тем, кто наделен властью, не нравятся назойливые люди и любопытные соседи, следящие за порядком. Поэтому они делают так, чтобы высказываться было неудобно. Во многих полицейских участках принято считать первым подозреваемым того, кто потратил время и сообщил о конфликте.

Этот лозунг служит еще одним примером того, во что выливается гипертрофированное стремление общества к игнорированию вместо действия.

 

Разрешено (не разрешено)

 

Большинство сотрудников покажут вам длинный перечень того, что им не разрешается делать. Такие списки есть и в школах, и в человеческих взаимоотношениях, и на работе. Возле моего дома расположен парк, куда не допускаются собаки, жители других районов и группы, отмечающие дни рождения.

Интересно, что список разрешенных вещей гораздо труднее запомнить и записать. Я думаю, мы боимся реально имеющейся у нас свободы и того, чего от нас в связи с этим ожидают.

Жить со списком запретов гораздо проще и удобнее. Мы его запоминаем, мы возмущаемся тем, что он существует, но в конце концов чувствуем себя уютно в создаваемом им замкнутом пространстве. Когда совершаются революции, когда список становится короче, нам требуется удивительно много времени, чтобы действовать. Простой пример: когда появились блоги или Twitter, сколько времени вам потребовалось, чтобы начать высказываться? До этого у вас не было дешевого, простого, доступного способа сообщить миру о своем мнении. Вам это было не разрешено.

А потом вам это позволили.

Тем не менее большинству людей, которые используют эти инструменты, потребовались годы (!), чтобы начать действовать.

 

Гибель идеализма

 

Рано или поздно многие идеалисты превращаются в бессердечных реалистов, которые ошибочно считают, что быть реалистичным – значит от всего отказаться.

Вначале идеалисты верят в то, что любое действие лучше бездействия. Они понимают систему, процесс, принципы их работы. Они хотят все исправить, поменять, во всяком случае – создать движение.

Со временем эти политики, предприниматели или активисты обнаруживают, что по мере набора оборотов теряют именно то, что помогло им занять положение, которое они занимают. Люди, высказывающиеся за принятие статус-кво, – это те же люди, которые еще несколько лет назад боролись за то, чтобы его изменить.

Многие могут избежать такого превращения.

По мере того как иллюзии рассеиваются, люди перестают экспериментировать. Они обнаруживают, что теряют запал, разубеждаются, расхолаживаются и начинают принимать существующий порядок вещей. Ирония состоит в том, что акт создания и реализации выдающихся идей – это и есть то, что может изменить статус-кво. Если вы будете посылать проклятия в адрес телеведущего, вы ничего не измените. Если орать достаточно долго, вы просто охрипнете, и больше ничего.

Альтернативный подход состоит в том, чтобы неустанно и последовательно что-то начинать (и доводить начатое до конца). Джули Теймор, Элис Уотерс и Сара Джонс[15]могли бы ничего не делать и влиться в ряды разочарованных реалистов. Вместо этого они, как и все остальные, кто что-то меняет в окружающем мире, продолжают экспериментировать. Это их выбор.

 

Не говорите Вуди

 

У моей собаки Вуди есть ошейник с так называемой невидимой оградой. По периметру нашего дворика проложен специальный провод, и если пес приблизится к нему, ошейник подаст звуковой сигнал. Если он продолжит движение, то получит слабый удар током. (По-моему, в реальности это произошло всего один раз.) Вуди связывает сигнал с шоком и никогда не приближается к границе участка.

Самое интересное в том, что год назад провод повредился, и система больше не работает. Но для Вуди ошейник ассоциируется с определенным поведением, поэтому он выходит за пределы двора, только если мы его снимаем.

Граница проложена в голове собаки, а не в системе.

 

А что, если…

 

Все перечисленное работает за счет любопытства.

Успешные личности без труда следуют проверенным инструкциям. Мы все были бы рады идти по карте, если она будет сопровождаться гарантией.

А между тем ее никто не дает. Карт не существует. Они все устарели и уже не представляют собой такую ценность, как раньше, потому что у ваших конкурентов тоже есть карты.

Возможность заключается в том, чтобы вместо них руководствоваться своим любопытством. Оно не отвергает неудачу. Оно заставляет нас идти в дом с привидениями, потому что нам важнее неожиданное приключение, чем безопасность.

Любопытство может подтолкнуть нас на путь реализации идей, заставить принести в мир что-то новое, рассматривать, совершенствовать, а потом начинать все сначала (снова и снова).

 

Три тысячи выступлений на конференциях TED

 

[16]

Первоначально в конференции TED принимали участие гиганты научного и литературного мира (а также некоторые политики). Неудивительно, что эта серия выступлений стала сенсацией в Интернете.

Но самое интересное началось потом, когда Крис Андерсон и его рабочая группа призвали людей во всем мире проводить собственные версии TED. Независимые конференции называются TEDx, и на них выступают докладчики, занятые в самых разных отраслях и работающие в основном на обычных должностях.

После того как на конференции TED выступили 3000 человек, стало ясно, что большие идеи и революционные концепции не являются исключительной прерогативой тех, кому за это платят.

На самом деле экспериментировать может каждый. В любой стране в большинстве отраслей есть страстные фанатики своего дела, которые могут изменить мир к лучшему. Потому что они на это способны.

Если бы у вас была возможность выступить на TED, о чем бы вы говорили? О своих открытиях, о своих знаниях, о том, чему вы можете научить? Вам надо выбрать какую-то одну тему. Даже если вы не будете придерживаться только ее, надо быть готовым к тому, что нужно остановиться на чем-то одном.

Вам дается возможность рассматривать свою работу как уникальный способ обучения и взаимодействия, который стоит того, чтобы им поделиться.

 

Радость ошибки

 

В торговом центре Pike Place Market в Сиэтле до сих пор существует первая кофейня Starbucks. Хотя выглядит она необычно. У нее другой логотип, другое внутреннее устройство.

Оказывается, первоначально в Starbucks не продавали кофе.

Там продавали кофе в зернах, рассыпные чаи и даже травы. Но выпить кофе там было нельзя – только дегустация кофе из конкретного сорта зерен (обычного, не эспрессо!).

Компания Starbucks допустила ошибку. Джерри Болдуин, один из основателей, допустил ошибку. Он считал, что главное – это кофейные зерна, а не готовый кофе. Если бы все зависело от Джерри, компания Starbucks потерпела бы неудачу. Чтобы магазины-кофейни Starbucks стали такими, какими их знаем мы, потребовались Говард Шульц, поездка в Италию и любовь к эспрессо. И в том, что произошло, большая заслуга Говарда.

Но что, если «неправильный» магазин Starbucks никогда не был бы построен? Что, если бы Джерри и его партнеры сказали: «Ну, мы не уверены, что идея с кофейными зернами сработает, поэтому давайте ничего не будем делать»? Без Джерри Болдуина и его ошибочной идеи о магазине, где продавался бы кофе в зернах, у нас не было бы фраппучино[17]. Одно привело к другому обычным путем, который никогда не бывает прямым.

Первоначальный проект космического корабля Enterprise[18]был создан Мэттом Джефферисом. Он походил на гибрид летающей тарелки и консервного ножа. Совершенно неправильно.

Но Мэтт обладал способностью доводить все до конца. Он взял ошибочную начальную идею, а потом совершенствовал и обновлял ее до тех пор, пока Enterprise не стал таким, каким мы его знаем и любим. Самое трудное, как мне кажется, было создать первую, неудачную, версию.

Эксперимент не означает постоянную правоту. Он подразумевает действие.

 

Мир сложнее, чем кажется

 

Решая головоломку «найди слово», Google отыскивает вам правильный ответ среди 12 млрд страниц.

Блогер формулирует точный план действий в трех абзацах.

Книга сообщает вам о 13 шагах к успеху.

Внутренняя инструкция компании содержит ответ на ваш вопрос, и прояснить его могут всего лишь несколько ее вице-президентов.

Этого достаточно, чтобы убедить вас в том, что ответы существуют и все, что требуется от вас, – соглашаться.

В пользу принятия готовых ответов действуют две силы. Первая – это индустриальная эпоха, которая принуждает нас немедленно делать выводы, потому что на нерешительность просто нет времени, когда вас ждут машины, рынки и люди в очереди.

Вторая сила – это эпоха цифровых технологий, потому что компьютерам нравятся совпадения, алгоритмы и двоичная система. Они не любят неопределенности.

Инициатива и начинание никак не связаны ни с тем, ни с другим. Они связаны с «давайте посмотрим» и «попробуем».

Если четкого ответа нет, возможно, вам стоит попробовать что-то еще. В сложном мире новый путь часто оказывается верным.

 

Зубрежка

 

Я плохо представляю, что происходит с людьми: они не учатся путем понимания. Они учатся каким-то другим способом – путем механического запоминания или как-то иначе… Их знания так нестойки!

 

Ричард Фейнман

 

 

«Возможно, ничего не получится»

 

Можно ли произносить эти четыре слова?

Настолько ли ваша работа серьезна, лишена недостатков и неотложна, чтобы все, чем вы занимаетесь изо дня в день, должно быть безупречным?

Изменения – очень сильная вещь, но им всегда сопутствует неудача. «Возможно, ничего не получится» – с этим не надо мириться, к этому надо стремиться.

 

Попытка

 

Одно из самых ранних моих воспоминаний – поход с бабушкой в цирк «Ринглинг Бразерс». Мы сидели в темном зале Мэдисон-сквер-гарден, когда внезапно зажегся свет и ведущий провозгласил (не объявил, а именно провозгласил): «Дамы и господа, сейчас акробаты на трапеции предпримут попытку тройного сальто…»

И то, как он сказал «попытку», натолкнуло нас на мысль, что у них может не получиться. Они попытаются. А не исполнят трюк. Не покажут номер. Мы пришли не для того, чтобы акробаты показывали нам что-то хорошо отработанное. Нет, нам хотелось увидеть что-то новое, рискованное, интересное.

Только в системах, где качество воспринимается как данность, попытки имеют значение. Я не уверен, что магистр Йода[19]был прав, когда сказал: «Можно сделать или не сделать, попытаться нельзя». Попытаться можно. Попытка – это действие, противоположное уклонению.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...