Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

аудиовизуальных произведений




по защите авторских и смежных прав на аудиовизуальные

произведения

Злотя В.П., Спирин Г.М., Иващенко И.В.

Методические рекомендации

по выявлению и раскрытию нарушений авторских

и смежных прав на аудиовизуальные произведения

г. Москва

г.

Оглавление

Введение 3

1. Особенности правового регулирования оборота

аудиовизуальных произведений 4

2. Способы «интеллектуального пиратства»

в аудиовизуальной сфере 8

3. Выявление нарушений авторских и смежных прав

на аудиовизуальные произведения 10

4. Действия по пресечению правонарушений 12

Заключение 22

Приложения 23

Введение

 

Борьба с нарушениями авторского права и смежных прав, в частности с «интеллектуальным пиратством» в аудиовизуальной сфере, приобретает для России особую актуальность накануне ее вступления в члены Всемирной торговой организации (ВТО). Однако для того, чтобы стать участником ВТО, необходимо обеспечить в стране охрану интеллектуальной собственности на уровне общемировых требований.

В настоящее время Российская Федерация не без оснований относится к числу стран, где положение с охраной и защитой прав на интеллектуальную собственность, характеризуется как весьма тревожное. По мнению различных независимых исследователей сейчас в России до девяти из каждых десяти видеофильмов, фонограмм, программ для ЭВМ производится с грубым нарушением прав их создателей.

В основной своей массе российское «пиратство» приняло устойчивые организованные формы. Налажены нелегальные каналы быстрого получения экземпляров новых аудиовизуальных произведений, их массового тиражирования и качественного оформления, оптовые и розничные сбытовые сети. Социальный совет ООН наиболее организованную часть «пиратства» обоснованно относит к одному из видов организованной преступности.

Складывающаяся обстановка в сфере защиты прав на аудиовизуальные произведения выдвигает задачу активизации борьбы с «пиратством». Однако, несмотря на существенный рост в последние годы общего числа выявленных фактов нарушений авторских и смежных прав, практически две трети уголовных дел прекращается на стадии предварительного расследования по реабилитирующим основаниям. Изучение практики борьбы с «пиратством» показывает, что в оперативно-розыскной деятельности многих подразделений по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП) органов внутренних дел имеются определенные трудности.

В связи с этим, научными сотрудниками ВНИИ МВД России совместно с экспертами Российской антипиратской организации по защите авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения (РАПО)[1] при участии специалистов ГУБЭП МВД России (Федосова С.А., Суходольского М.И., Старостина А.А.), УБЭП ГУВД г. Москвы (Савчука В.Г., Березуевой В.М.) и УБЭП ГУВД Московской области (Беспалько С.В., Аверьянова В.М.) подготовлены настоящие методические рекомендации.

1. Особенности правового регулирования оборота

аудиовизуальных произведений

 

Основным нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере авторских и смежных прав в России, является Закон Российской Федерации № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон), принятый 9 июля 1993 года, с изменениями и дополнениями от 19 июля 1995 года.

Законом предусмотрено (ч.1 ст. 48), что за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уголовно-правовую защиту объектов интеллектуальной собственности, в том числе аудиовизуальных произведений, обеспечивает статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Под аудиовизуальным произведением в авторском праве понимается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенных для одновременного зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным произведениям, являющимся объектами авторского права, наряду с иными, указанными в ст.7 Закона, относятся:

· кино, теле и видеофильмы независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, учебные, мультипликационные и т.д.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные и т.д.), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные и т.д.);

· диафильмы, слайдфильмы и т.д., независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Несмотря на то, что фильм создается творческими усилиями многих участников, в соответствии со ст. 13 Закона авторами аудиовизуального произведения признаются три лица:

· режиссер-постановщик;

· автор сценария (сценарист);

· автор музыки (композитор), специально созданной для этого фильма.

Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), пользуются авторским правом каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом.

Согласно ст. 15 Закона автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права, которые независимо от его имущественных прав, сохраняются бессрочно, в том числе после передачи исключительных прав на использование произведения.

Исключительные права, в соответствии со ст.16 Закона, принадлежат автору (соавторам совместно) в отношении его (их) произведения на использование его в любой форме и любым способом. Передача исключительных прав может осуществляться только на основании договора (соглашение, контракт, лицензионный договор) в письменной форме, которым разрешается использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах юридическому или физическому лицу, что дает ему право запрещать подобное использование этого произведения другими лицами.

На практике авторы аудиовизуального произведения, как правило, передают свои исключительные права лицу (например, киностудии), финансировавшему процесс создания произведения. Кинокомпании заключают лицензионные соглашения (контакты) на воспроизведение и распространение на определенной территории и в период времени своих аудиовизуальных произведений с дистрибьюторами, в том числе российскими компаниями. В отличие от мировой практики на российском аудиовизуальном рынке получила распространение система «сублицензирования»[2].

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных ст. 27 Закона. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние. Произведения этой категории могут свободно использоваться любыми лицами без выплаты авторского вознаграждения, за исключением случаев выплаты специальных отчислений, установленных Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), включены:

· публичный показ аудиовизуальных произведений, осуществляемый в кинозале;

· распространение, за исключением розничной торговли, экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей;

· воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений на любых видах носителей.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93г. № 396 “О регистрации кино-видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации” распространение фильмов на территории России разрешается лишь при наличии у правообладателя:

· государственной регистрации в Государственном комитете по кинематографии Российской Федерации (далее Госкино РФ);

· прокатного удостоверения, выданного Госкино РФ.

Данные о регистрации вносятся в Государственный реестр кино- и видеофильмов. На прошедшие регистрацию кино и видеофильмы, выдается номерное прокатное удостоверение установленного образца.

Правилами по кино-видео обслуживанию населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.94 г. № 1264, предусматривается, что публичная демонстрация кино-видеофильмов без лицензии и прокатного удостоверения не допускается.

В некоторых регионах Российской Федерации порядок обращения аудиовизуальных произведений дополнительно регулируется правовыми актами субъектов федерации.

В соответствии с Временным положением о лицензировании деятельности по производству (тиражированию), оптовой и розничной реализации видеопродукции на территории города Москвы (Приложение к распоряжению Мэра Москвы от 18.03.98г. № 237-РМ «О лицензировании деятельности по производству (тиражированию), оптовой и розничной реализации видеопродукции на территории г. Москвы») указанный вид деятельности на территории г. Москвы может осуществляться юридическими лицами только при наличии у них лицензии. Право на осуществление данного вида деятельности возникает у юридического лица с момента выдачи ему лицензии или в указанный в ней срок, который не должен превышать 3-х лет.

Лицензия (копия лицензии) не подлежит передаче другому юридическому или физическому лицу, ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых является лицензиат.

Приостановление действия или аннулирование лицензии (копии лицензии) осуществляется в случаях, предусмотренных Федеральным Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, в случае необоснованного отказа лицензиата от предоставления необходимых документов, затребованных контролирующими органами в порядке контроля за соблюдением лицензионных условий и требований, а также создания препятствий контролирующим органам в проведении проверки.

В целях упорядочения выпуска и распространения аудиовизуальной продукции, предотвращения нарушения авторских прав и во исполнение распоряжения Мэра Москвы от 23.03.98г. № 265-РМ «О новом порядке реализации видео и аудиокассет, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт-дисков в г. Москве», Правительство г. Москвы своим Постановлением от 19.01.99г. № 33 определило порядок продажи аудиовизуальной продукции на территории г. Москвы.

Государственным унитарным предприятием «Мосинформзащита» под контролем Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации при Правительстве Москвы осуществляется присвоение идентификационных знаков и ведется реестр аудио и видеопродукции, компьютерных информационных носителей. Каждый идентификационный знак имеет свой индивидуальный номерной код и должен саморазрушаться при попытке его вторичного наклеивания.

В соответствии с данным Постановлением на территории г. Москвы с 01.04.99г. не допускается оприходование и прием на хранение и реализацию розничными торговыми точками видеопродукции, которой не присвоены идентификационные знаки, а с 01.07.99г. не допускается розничная торговля или прокат такой видеопродукции.

Практика введения различных региональных систем защиты аудиовизуальных произведений от незаконного копирования и распространения показывает, что они не гарантируют правообладателей от нарушений их прав, но приводят к дополнительному удорожанию лицензионной продукции. Более того, наличие подлинных защитных марок на «пиратской» продукции дезориентирует как потребителей, так и контролирующие органы. Наличие множественных региональных систем защиты затрудняет оборот легальной аудиовизуальной продукции и способствует распространению практики «сублицензирования».

 

2. Способы «интеллектуального пиратства» в

аудиовизуальной сфере.

Термин «пиратство» или «интеллектуальное пиратство» получил распространение для обозначения различных способов незаконного присвоения и использования чужой интеллектуальной собственности.

Для получения чужой интеллектуальной собственности в большинстве случаев «пиратами» используется:

· нелегальная запись или бутлегерство. Например, неразрешенная видеозапись «с плеча» театральной постановки;

· монтаж – искажение перевода, компоновки фрагментов, цветовых гамм в несвойственной оригиналу последовательности;

· незаконное получение (приобретение, кража) носителей исходных образцов оригинальных аудиовизуальных произведений (мастеров).

Незаконное использование «пиратами» аудиовизуальных произведений осуществляется преимущественно следующими способами:

· воспроизведения кино и видеопродукции путем тиражирования на видеокассетах с записями фильмов, мультфильмов, концертов и т.п.;

· распространения кино и видеопродукции путем оптовой и розничной продажи, а также сдачи видеокассет в прокат;

· публичного показа без согласия правообладателей кино и видеофильмов в кинотеатрах, различных видеосалонах, по кабельным сетям (получило незаконное транслирование по кабельным сетям программ компании «НТВ-плюс»).

Воспроизведение (изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений) и их публичный показ зачастую сопряжены с совершением «пиратами» других уголовных преступлений.

Тиражирование и оптовая реализация аудиовизуальных произведений или публичный их показ зрительской аудитории для получения прибыли без регистрации предпринимательской деятельности, либо без специального разрешения (лицензии), предусмотренного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в случаях причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере образует состав преступления, предусмотренный ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Если при этом оптовые покупатели контрафактной аудиовизуальной продукции были обмануты относительно легальности её производства, потребительских свойств или качества товара, что повлекло причинение им ущерба, то данные действия могут быть дополнительно квалифицированы как совершение преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ «Мошенничество».

В случаях введения в заблуждение относительно потребительских свойств или качества аудиовизуальной продукции (когда под маркой известной фирмы реализуется заведомо фальсифицированная) или иного обмана потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров населению (розничную торговлю аудиовизуальными произведениями), а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей (как правило, занимающихся розничной продажей видеокассет на рынках), эти действия могут образовывать состав преступления, предусмотренный ст.200 УК РФ «Обман потребителей».

Как показывают исследования контрафактных видеокассет, их полиграфическое оформление, упаковка и маркировка практически полностью копируют аналогичные законно выпускаемые товары. Если при этом незаконно используются чужие товарные знаки, что может причинять крупных ущерб их правообладателям, такие действия образовывают состав преступления, предусмотренный ст.180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака».

В соответствии с положениями Федерального закона «О рекламе» и ст.182 УК РФ «Заведомо ложная реклама» уголовно-наказуемым деянием является использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

При отсутствии в действиях нарушителя авторских или смежных прав признаков состава преступления, предусмотренного ст.146 УК РФ (как правило, в связи с незначительным размером причиненного ущерба) и других преступлений, предусмотренных действующим уголовным законодательством, решается вопрос о привлечении правонарушителя к административной ответственности по ст.150-4 КоАП РСФСР (продажа, сдача в прокат, и иное незаконное использование экземпляров аудиовизуальных произведений) или другим статьям Кодекса об административных правонарушениях.

Привлечение правонарушителя к административной ответственности за распространение «пиратской» продукции может способствовать в последующем доказыванию наличия умысла на совершение более общественно-опасного деяния – преступления, предусмотренного ст.146 УК РФ.

3.Выявление нарушений авторских и смежных прав

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...