Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и значение внебюджетных фондов




Государственные внебюджетные фонды в финансовой системе государства

 

 


Введение

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти, имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществлённые внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов и особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во всё новых расходах, требовавших всё новых средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали своё существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма фондов. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указывая источники формирования, определяется порядок и направленность использования денежных фондов.

Средства государственных внебюджетных социальных фондов находятся в государственной собственности. Основным их источником являются обязательные платежи. Обязательный характер платежей в государственные внебюджетные фонды, законодательное установление тарифов и категорий плательщиков приводят к тому, что эти платежи отождествляются с налогами.

Объектом исследования выступают внебюджетные фонды России.

Предметом исследования является деятельность государственных внебюджетных фондов в финансовой системе государства.

Цель работы состоит в исследовании сущности и значения государственных внебюджетных фондов в России.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи:

исследование сущности и значения внебюджетных фондов

рассмотреть становление системы государственных внебюджетных фондов в России

охарактеризовать современную систему государственных внебюджетных фондов РФ.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 


Сущность и значение внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым характером. Целью создания общегосударственных и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства - бюджета.

Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах - нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

Основное отличие таких целевых фондов от бюджетных средств состоит в строго определенных целях их использования. На определенном этапе развития финансовой системы на базе объединения различных фондов создается государственный бюджет, что облегчает управление движением финансовых потоков и создает возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов. Этот процесс включения внебюджетных фондов в бюджетную систему государства продолжается и сейчас. Например, в последние годы часть внебюджетных денежных фондов РФ вошла в состав федерального бюджета и получила статус целевых бюджетных фондов. Это такие фонды, как Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ и некоторые другие.

К отличительным особенностям внебюджетных фондов относятся их целевая направленность на финансирование расходов, не предусмотренных в бюджете, и независимость от бюджета аккумулированных в фондах денежных средств, находящихся в государственной собственности. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространяются нормы и положения налогового законодательства РФ.

В современных условиях вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Это вызвано некоторыми преимуществами наличия в финансовой системе института независимых, находящихся вне бюджета, фондов. К этим преимуществам относятся, во-первых, автономность фондов от бюджета, что в условиях нестабильности экономических условий и возрастания дефицита государственного бюджета позволяет обеспечивать финансирование специальных мероприятий в соответствии с задачами внебюджетных фондов.

Во-вторых, преимуществом внебюджетных фондов является их лучшая наполняемость по сравнению с бюджетом, что позволяет фондам при наличии положительного сальдо выполнять роль кредиторов бюджета, предоставляя последнему ссуды.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Наличие разнообразных источников образования внебюджетных фондов обуславливает возможность различных форм взаимодействия внебюджетных фондов с бюджетом. Во-первых, финансирование фондов только из бюджета в виде субсидий и займов и, наоборот, финансирование бюджета из фондов в виде займов. Во-вторых, средства в фонды могут поступать из нескольких звеньев финансовой системы: из бюджета на безвозвратной и возвратной основе, от предприятий и граждан в виде налогов и сборов, а также из других внебюджетных фондов. Возможны и встречные денежные потоки из внебюджетных фондов в адрес других участников финансовых отношений.

Признаки государственных внебюджетных фондов:

образуются вне федерального бюджета;

средствагосударственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат;

расходование средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность;

средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности;

управляется органами государственной власти РФ;

сбор и контроль за поступлениями обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в Федеральный бюджет.

Государство, мобилизуя в фонды часть доходов населения, решает две важнейшие задачи:

1) обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

2) расширение социальных услуг населению Порядок образования и использования внебюджетных фондов регламентируется финансовым правом. В Российской Федерации внебюджетные фонды создаются в соответствии с БК РФ.

Деятельность внебюджетных фондов освобождается от уплаты налогов и сборов, государственных пошлин и таможенных платежей. Это делает их создание весьма привлекательным.

Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды. Положение о каждом внебюджетном фонде утверждается соответствующим представительным органом власти.

Территориальные внебюджетные фонды подразделяются на фонды финансовых ресурсов округов и фонды финансовых ресурсов районных Управ. Цель их создания - наделение финансовыми средствами окружных и районных уровней управления. Каждый фонд снабжается счетом в банке, куда перечисляются деньги и откуда производится списание средства на целевые направления расходов. В указанные фонды перечисляются бюджетные ресурсы как источники пополнения территориальных фондов, что является прямым нарушением указа Президента РФ о запрещении перечислений бюджетных средств во внебюджетные фонды. Территориальные внебюджетные фонды не являются юридическими лицами. Это целевые счета в банках, а не самостоятельны фонды. Распорядителями являются либо финансовые управления округов, либо бухгалтерии префектур. Расходование средств производится на основании распоряжения префекта.

Территориальным органам власти предоставлено право самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов, в пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов, устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения, образовывать резервные фонды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...