Развитие системы социального страхования в России
Идея об обязательном страховании рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих. Спустя 14 лет - 2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования. Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов. С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года №600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации (смотри:
Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года №1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года №1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»; Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года №771 «Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета»на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников. Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 года. С 1 января 1993 г. полностью введен в действие Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. (Подобная форма социального страхования - бюджетно-страховая - в России уже была в период с 1912 года по 1933 год).
На основе принятой базовой программы разрабатываются территориальные программы. Средства фонда должны расходоваться страховыми компаниями, учредителями которых является местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование, отбирая дееспособные медицинские учреждения и оплачивая их услуги. Тарифы на услуги медицинских учреждений определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления и профессиональными медицинскими ассоциациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинского учреждения и современный уровень медицинской помощи. С 2001 г. тариф взносов по единому социальному налогу в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет 0,2%, а в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 3,4% от фонда оплаты труда с последующей регрессией расчета в зависимости от роста совокупного дохода налогоплательщика, с 1 января 2005 г. тариф взносов снижается. За неработающих граждан (детей, пенсионеров, студентов дневной формы обучения) платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно гарантированный объем медицинских услуг, в который входят: «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам. Доходы фонда обязательного медицинского страхования складываются из: части единого социального налога;
средств республиканского (федерального) бюджета и бюджетов нижестоящих уровней; средств государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов; безвозмездных (благотворительных) взносов и пожертвований; доходов от ценных бумаг; кредитов банков и других кредиторов; иных денежных средств. Финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Денежные средства Фонда предназначены для: финансирования научных исследований; субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; подготовки и переподготовки специалистов; развития медицинской науки; улучшения материально-технического обеспечения здравоохранения и для других целей. В системе ОМС особую роль занимает механизм финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы, оказанную гражданам вне постоянного места жительства. Возможно добровольное медицинское страхование отдельными дееспособными гражданами и предприятиями, представляющими интересы граждан, которое осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договора.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|