Общая характеристика учебного предмета
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №99»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (1-4 КЛАСС; 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
Составитель: Бунькова Любовь Андреевна Учитель начальных классов школы №99
Программа обсуждена Программа утверждена на заседании МО на заседании ПС учителей начальных классов Протокол № ___ от «___» ______ 2011г «___» _________ 2011г Руководитель МО Директор школы № 99 ___________ Е.В.Зеленская __________ Н.А.Панкова
Кемерово, 2011
Содержание
Пояснительная записка Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Чтение и начальное литературное образование, 2004. Эта программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Она рассчитана на 540 учебных часов, 4 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи уроков чтения в начальной школе. Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1) формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать; 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; 3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной,через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями; 4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей. Таким образом, в курсе чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии общие с курсом русского языка. • овладение функциональной грамотностью; • овладение техникой чтения, приемами понимание и анализа текстов; овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи; Линии, специфические для курса «чтение и начальное литературное образование»: • определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; • приобщение к литературе как искусству слова; • приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Общая характеристика учебного предмета Программа основана на следующих принципах: тематический принцип, принцип жанрового разнообразия, принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой», монографический принцип, принцип идейно-художественной значимости, принцип актуализации тематики чтения, принцип целостного восприятия художественного произведения.
Тематический принцип группировки материала позволяет познать себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усвоить нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей, русских писателей и поэтов XX в., устного народного творчества. В 1 классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир. Во 2 классе,читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, дети узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль. В 3 классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. В 4 класседети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника, система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4 классах, составить представление о многообразии творчества писателей.
Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. Реализовать принцип идейно-художественной значимости помогают «сквозные» персонажи и построение системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. Так, в 1 классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументированно рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п. Во 2 классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе – это игра-путешествие.
В 3 классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. При составлении учебника для 3 класса учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным иисторическим календарём. В учебнике 4 класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников. Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, которые проводятсяпосле окончания работы над каждым разделом. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников, включающая в себя три этапа работы с текстом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|