На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Класс
Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.
Класс
Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты. Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка. Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов). Тема и основная мысль произведения. Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, мумии-тролли и др.). Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).
Класс
Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа. Пьеса. Признаки драматического произведения. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2 классе.
Класс
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучитель-
ный смысл). Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Класс
Развитие устной речи:
– обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
– обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам);
– работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
– показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
Творческие работы: иллюстрации к прочитанному, инсценирование.
Класс
Обучение:
– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;
– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;
– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.
Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях. Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.
– подробному и краткому пересказу текста по плану;
– выборочному пересказу текста;
– словесному рисованию картин к художественным текстам;
– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
– составлению устных рассказов от имени одного из героев;
– составлению устных и письменных описаний>миниатюр.
Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.
Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания. Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Всего
Теория
Практика
1 класс. Капельки солнца
1.1. «Попрыгать, поиграть...»
Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя и учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции. Читать вслух слова, предложения, читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения.
Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Декламировать стихотворения, читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному, предполагать содержание текста по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Пересказывать текст художественного произведения (подробно). Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.
Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке. Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитанное произведение или план.
1.2. Наш дом
-
1.3. Ребятам о зверятах
-
1.4. Маленькие открытия
-
Итого по разделу
2 класс. Маленькая дверь в большой мир
2.1. «Там, на неведомых дорожках...»
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся. Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения, определять жанр (рассказ, стихотворение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка), передавать последовательность сюжета, описывать героев. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, выбирая интонацию, соответствующий темп и тон речи. Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему. Выбирать наиболее точную формулировку из ряда данных, находить в тексте доказательства чувств и мыслей автора. Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста. Объяснять выбор автором заглавия призведения, выбирать наиболее подходящее заглавие из данных, самостоятельно озаглавливать текст. Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулировать вопросительные предложения. Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации. Иллюстрировать художественное произведение. Сочинять сказку, загадку, считалку.
2.2. Сказочные человечки
-
2.3. Сказочные богатыри
2.4.«Сказка мудростью богата...»
-
2.5. «Сказка – ложь, да в ней намёк...»
2.6. «Самое обыкновенное чудо»
Итого по разделу
3 класс. В одном счастливом детстве
Прощание с летом
-
Воспринимать на слух художественные произведения в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса), передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль). Объяснять выбор автором заглавия, его смысл, выбирать заголовок произведения из предложенных. Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Составлять план текста, выделять ключевые слова текста. Формулировать главную мысль. Находить в тексте материал для характеристики героя. Пересказывать текст подробно и выборочно. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. Выбирать книги в библиотеке, составлять отзыв о прочитанной книге. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. Высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному. Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка. Создавать рассказ-характеристику героя, словесное описание. Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста (описание, рассуждение), соответствующие языковые средства. Создавать письменный текст – описание, отзыв. Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки. Инсценировать текст (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.
Летние путешествия и приключения
Природа летом
Уроки и переменки
«Глухая пора листопада...»
-
«И кот ученый свои мне сказки говорил...»
«Поет зима, аукает...»
Животные в нашем доме
-
Мы с мамой и папой
«Наполним музыкой сердца...»
День смеха
-
«О, весна, без конца и без краю...»
-
День Победы
Родная земля
-
Итого по разделу
4 класс. В океане света
Произведения современной детской литературы разных жанров
Воспринимать на слух художественные произведения различных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова. Отвечать на вопросы по содержанию, находить главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения. Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое мнение. Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать текст про себя осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы. Вычитывать все виды текстовой информации. Составлять рассказ на основе предложения. Формулировать основную тему текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно брать в библиотеке. Участвовать в диалоге, конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст-рассказ характеристику героя. Высказывать аргументировано отношение к прочитанному, к герою. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел, подбирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст. Инсценировать произведения. Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинение по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.