Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

B. в систему образования, где формируются будущие работники.




c. в агропромышленном комплексе, где новые технологии и организация производства вступили в противоречие с существующими ценностями и убеждениями работников.

 

6. Что региональные власти в состоянии обеспечить через систему льгот и санкций:

a. развитие всей системы рыночной инфраструктуры и ее отдельных элементов;

b. производство товаров и услуг в соответствии с меняющейся конъюнктурой региональных рынков;

c. на торможение научно-технического прогресса и понижение качества товаров

d. развитие малых и средних предприятий, особенно на начальной стадии и становления;

e. на повышение платы за природные ресурсы, аренду земли отдельным предприятиям

 

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

9.1. Сущность и содержание предпринимательской деятельности.

Развитие предпринимательства как одной из форм деловой активности населения является одной из актуальных задач государственной экономической политики в условиях становления рыночных отношений.

Предпринимательство, являясь неотъемлемым сектором рыночной экономики, имеет отчетливо выраженную региональную ориентацию. Субъекты предпринимательства строят свою деятельность, исходя, прежде всего из потребностей местных рынков, объемов и структуры локального спроса.

В условиях переходной экономики недооценка роли предпринимательства, его функциональных возможностей в большинстве субъектов Российской Федерации приобрели характер крупномасштабного стратегического просчета, провоцирую депрессивные ситуации на территориях.

В настоящее время обозначилась резкая дифференциация уровня развития предпринимательства по регионам. Разработка и реализация государственных программ развития предпринимательства не дали ожидаемых результатов. Роль предпринимательства в экономике российских регионов остается пока невысокой.

Проблема развития предпринимательства в России приобрела особое значение в связи с тем, что региональные органы управления становятся в полной мере ответственными за эффективное использование социально-экономического потенциала территории, за прогресс в обеспечении стабилизации экономики и развитие рыночных отношений на благо населения. Это предъявляет новые требования к совершенствованию форм и методов развития предпринимательской деятельности. Способной обеспечивать устойчивое развитие региональной экономики.

История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником, средство производства, и сам трудится на своей фабрике или заводе.

С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост - Индийская торговая компания, в 1670 г. - компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.

В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. - Банк Шотландии. В конце XVIII в. - начале XIX вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков, владельцев акции. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится всё труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы.

Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия - менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированными направлениями. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер. Освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства Разработка экономической теории предпринимательства имеет длительную историю. Понятие "предпринимательство" впервые (в начале XVIII в.) ввел в научный оборот Ричард Кантильон - французский экономист шотландского происхождения.

Наиболее существенный вклад в развитие теории внесли такие ученые, как А. Смит, Д. Кейнс, И. Тюнен, И. Шумпетер.

В истории развития теории предпринимательства выделяют три основных направления, различающихся степенью научного осмысления наиболее важных аспектов практики предпринимательской деятельности в конкретных исторических условиях:

-выдвижение предпринимательского риска в качестве основной характеристики этой сферы деятельности (эпоха первоначального накопления капитала – основоположник Р. Кантильон и его последователи И. Тюнен, Ф. Найт);

-выделение инновационности, как основной отличительной черты предпринимательства (основоположник направления И. Шумпетер австрийский экономист);

-выделение регулирующего начала предпринимательства (XX век), уравновешивающего экономическую систему (развитие теоретических идей И. Шумпетера неоавстрийской школой экономического анализа - Л. Мизесом и Ф. Хайеком).

Первые два направления основаны на многофункциональности предпринимательской роли, отсюда - односторонность в толковании проблем предпринимательства. Третье направление базируется на многофункциональной модели предпринимательства.

Современное (четвертое) направление развития теории предпринимательства связано с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, следовательно, - с переходом на междисциплинарный уровень проблем предпринимательства.

В настоящее время накоплен огромный мировой опыт использования данного феномена.

Мировая экономическая мысль направлена на осмысление всех изменений в практике предпринимательской деятельности - как положительных, так и отрицательных, на их обобщение и совершенствование экономической теории предпринимательства.

Средние века Предприниматель - это организатор парадов и музыкальных представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов.

XVII в. Предприниматель - это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе.

1725 г. Ричард Кантильон Предприниматель - это человек, действующий в условиях риска; функция предоставления капитала отличается от предпринимательской функции.

1797г. Бодо Предприниматель - это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

1803 г. Жан Батист Сэй Доход на капитал отличается от предпринимательского дохода.

1876 г. Фрэнсис Уокер Следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

1934 г. Джозеф Шумперт Предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.

1961 г. Дэвид Макклелланд Предприниматель — это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.

1964 г. Питер Друкер Предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.

1975 г. Альберт Шапиро Предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально - экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу.

1980 г. Карл Веспер Предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков.

1983 г. Гиффорд Пиншот Интрапренер и антрепренер: интрапренер - это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно антрепренера - предпринимателя, создающего новое предприятие

1985 г. Роберт Хизрич Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Взгляды классиков теории предпринимательства и основоположников марксизма-ленинизма расходятся в части отношения к рынку. В этих трудах немало утверждений о рынке и предпринимательстве, как о величайших заветах экономической старости, т.е. их установка по отношению к рынку и предпринимательству однозначно негативна.

Можно рассматривать предпринимательство в "широком" и "узком" смысле. Термин "предпринимательская деятельность" может быть использован для более широкого обозначения современного обеспечивающего конкурентоспособность стиля хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования независимо от формы собственности.

Широкое значение категории "предпринимательство" - неординарные качества личности. Ученый этнограф Л. Гумилев отмечал, что всякое рискованное дело может организовать человек энергетический потенциал

которого выше в сравнении с другими людьми, обладающий стремлением к богатству и власти, т.е. - это исключительная личность, способная повести за собой других для достижения намеченной цели.

Под узким значением категории "предпринимательство" понимается деятельность, направленная на извлечение прибыли, получение экономической выгоды. Одно из условий предпринимательства - личность самого предпринимателя.

В настоящее время предпринимательство является двигателем экономического развития. Один из богатейших людей планеты начала XXI века Билл Гейтс, уже вошедший в Историю, сообщая в сети Интернет о том, что «... по мере того как дух предпринимательства охватывает новые регионы планеты, а правительства все большего числа стран осознают необходимость поддерживать в экономике свободные рыночные отношения, растет и число предприимчивых людей, в том числе в Восточной Европе, Китае и многих других регионах».

В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольше развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689-1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.

Развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. С отменой крепостного права начались строительства железных дорог, реорганизация тяжелой промышленности, оживление акционерной деятельности. Развитию и переустройству промышленности способствовал иностранный капитал.

 

Российские предприниматели делали многое для укрепления государства. Например, в годы Отечественной войны 1812 года завоевывая огромный авторитет купец-предприниматель Василий Варгин, за что был награжден медалью «За усердие осыпанная бриллиантами с андреевской лентой и медали купеческой, которой награждались все, пожертвовавшие на войну не менее десятой части своего капитала». О нем граф А.Е. Татищев, генерал-кригс-комиссар российской армии, ведавший снабжением всех войск, писал: «Одни только усердные действия Варгина на пользу казны и дали мне возможность преодолеть все трудности в заготовке вещей с 1808 по 1815 годы и, что всего важнее, заготовить их по прежним ценам, какие только нужда самой казны и истощение способов государственных могли назначить... Сравнение цен, утвержденных правительством, с обыкновенными биржевыми ценами показывает, что казна в смутные годы приобрела от трудов и усердия Варгина многие миллионы».

Серпуховской купеческий сын Василий Варгин долгое время оставался загадкой для современников. Никто не мог понять, каким образом он мог так оперативно поставлять лидирование русской армии по низким ценам и не разориться, наживая при этом большие деньги. Секретом Варгина было, с одной стороны, открытие полотняных фабрик в Костроме, Вяземах, Переславле и Москве и, с другой стороны, создание сети контор по всей стране для заказов и закупки. Доверие к его имени было так велико, что все дела велись, но запискам и счетам без векселей. Однако несвоевременная оплата за поставки, воровство и растрата чиновников (то за его счет покупали товары, которые он якобы должен был поставить, хотя это не было оговорено контрактами, то порча его грузов) привели династию Вар-i иных к краху. Вскоре после постройки на свои средства по проекту выдающегося московского архитектора И. Бове Петровского (нынешний Малый) театра, открывшего в 1824 г. свой первый сезон.

Российский предприниматели отличались высокой ответственностью и порядочностью. В России еще с середины XVIII столетия оформилось и Распространилось само понятие «совершенного купца» - идеал нравственного хозяйствования, переводились французские и немецкие книги, рисовавшие европейский идеал «совершенного» негоцианта. В сочинениях самих российских купцов второй половины XVIII века описывался новый тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процветание порядочностью, добронравием и строгостью к себе. Крупный торговец из Архангельска А. Фомин писал, что «такому купцу следует быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну, умеющу говорить красно и порядочно и словом вкрадывающемуся в людей. Надоб­но, чтоб бодрость и предприимчивость было его удел; осторожность и быстрота мыслей - его счастье, а довольная опытность и осмотрительность -его подпора. Весьма противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах. А самым главным Фомин считал «честность и непоколебимое держание своего слова»1.

В начале XX века: фамилию знали в Иркутске, Верхнеудинске, Чите, Сретенске, Троицко-Савске, Томске, Барнауле, Бийске. Но-вониколаевске, Камне и Екатеринбурге. Второвские «пассажи» по Транссибирской магистрали стоят и поныне. Перебравшись в первопрестольную. Н. А. Второв выстроил на Варварке огромный «Деловой двор», начал прибирать к рукам текстильные московские предприятия, объединив крупнейшие ситценабивные фабрики Альберта Гюбнера, Даниловскую и Коншинскую; приобрел ряд кредитных учреждений.

В 1911 г. Н. А. Второв вошел в финансовую группу Рябушинского, став одним из влиятельных пайщиков, а затем - руководителем Сибирского торгового банка. В 1915 г. на фронте стала ощущаться острая нехватка снаря­дов. Мощностей казенных заводов явно было мало. Для производства гранат требовался металл, которого не хватало катастрофически. И тогда Николай Александрович решился на строительство металлургического завода. В архивах сохранился прелюбопытнейший документ того времени - «Устав Товарищества на паях "Электросталь"».

«На подлинном написано: Государь Император устав сей рассматривать и ВЫСОЧАЙШЕ утвердить соизволил в Царской Ставке, в пятый день сентября 1916 года. Подписал: Управляющий делами Совета Министров И. Ладыженский».

Параграф первый устава гласил: «Для приобретения и эксплуатации устраиваемого Н. А. Второвым в Московской губернии, Богородском уезде, Шебановской волости завода для изготовления специальных высших сортов стали, для разработки залежей полезных ископаемых и для торговли металлами, учреждается Товарищество на паях под наименованием «Товарищество на паях "Электросталь"».

Вместе с заводом возвели и два первых каменных здания - гостиницу для специалистов и игорный дом. Видимо, никто не мог предугадать, как повернутся события в совсем не далеком будущем, что готовит «грядущий день». К 1917 г. Н. А. Второв совместно с Рябушинским и немецкой фирмой «Вогау» проектировал ряд важнейших объединений промышленных и банковских предприятий. Первая правка была осуществлена 17 ноября 1917 г.

В 90-е гг. XIX в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства. Вначале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель выступает как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.

В этот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки: коммерческий, земельный и др. К началу XX в. в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось

предприятиями коллективных форм собственности - акционерных, паевых, и лишь 1/3 приходилась на единоличные хозяйства. Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю, кредит.

Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны "Продамет", "Продвагон", "Продуголь", товарищества Российско-американской мануфактуры, братья Нобель и др.

Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика - НЭП (1921-1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь свёртывается, и лишь в конце 1987 г. в СССР государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, предпринимательство.

В 1987 г. в нашей стране появились и стали активно развиваться кооперативы, число которых за 1989 г. увеличилось в 2,6 раза и составило на 1 января 1990 г. более 102 тыс., а на 1 января 1991 г. - уже 132 тыс. В октябре 1990г. был принят Закон РСФСР "О собственности в РСФСР", в декабре 1990г. - Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм предприятий.1

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который определил новые критерии отнесения к экономическому сектору малого и среднего предпринимательства (МСП), цели и принципы государственной политики по развитию МСП.

В соответствии с новым Законом основными целями государственной политики по развитию субъектов МСП в Российской Федерации являются развитие само занятости населения, увеличение количества субъектов МСП, создание благоприятных условий деятельности, обеспечение

конкурентоспособности, увеличение доли производимых ими товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте Российской Федерации и валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, а также в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Законом установлены следующие критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства:

- Средняя численность работников за предшествующий календарный год: микропредприятия с численностью занятых до 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние предприятия - от 101 до 250 человек.

- Для юридических лиц - суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%.

- Выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать: для микропредприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий -400 млн. руб., для средних предприятий - 1 млрд. руб.

В развитии российского предпринимательства можно выделить следующие этапы:

I этап - зарождение. Предпринимательство зародилось в Киевской Руси
в торговой форме и в виде промыслов.

II этап - становление. При Петре I наибольшее развитие получила
производственная деятельность, а вместе с ней и производственное
предпринимательство. Создавались мануфактуры, развивались горная,
оружейная, суконная, полотняная отрасли промышленности.

Ш этап - бурный рост. В связи с отменой крепостного права в 1861 году наблюдалось развитие индустрии: велось строительство железных дорог, развивалась тяжелая промышленность, рос объем ввоза иностранного капитала.

IV этап - стабильное развитие. В 90-е годы XIX окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства и к началу XX века она стала массовым явлением в России. В этот период предприниматель сформировался как собственник и поэтому получила развитие акционерно-паевая форма предпринимательства.

V этап - ликвидация. Начиная с 1917 года в России ликвидировались рыночные экономические связи, осуществлялась национализация предприятий, экспроприация имущества и средств производства.

VI этап - оживление. В период новой экономической политики 1921-1926
гг. (НЭП) в экономике страны наблюдалась оттепель, а вместе с ней и
оживление предпринимательской деятельности.

VII этап - повторная ликвидация. К 30-му году XX века
предпринимательство сворачивалось.

VIII этап - реанимация. В 90-е годы XX века с выходом законов РФ "О
собственности в РСФСР" от 24.12.1990г. №443-1 и "О предприятиях и
предпринимательской деятельности" от 25.12.1990г. №445-1 начинается
осознание предпринимательства в построении новых экономических
отношений.

IX этап - возрождение. В настоящее время создаются благоприятные
условия для развития предпринимательства, особенно в коммерческой,
финансовой и консалтинговой формах.

На протяжении веков предпринимательство развивалось и обретало новые виды.

Всемирная история предпринимательства характеризуется III этапами.

А - коммерческое предпринимательство. История предпринимательства берет свое начало в Средние века, в момент зарождения товарного производства. Купцы, ремесленники, торговцы, миссионеры были начинающими предпринимателями.

Б - производственное предпринимательство. В период капитализма производство обретает цивилизованные рамки. В середине XVI века

появляется акционерный капитал. Первые акционерные общества возникли в сфере международной торговли.

В - финансовое предпринимательство. В начале XVII века возникают первые акционерные банки.

Одной из главных особенностей России со второй половины XIX века стало становление российского предпринимательства в аграрной сфере, которое проходило в ходе многочисленных аграрных преобразований, принимавших характер то реформ, то революций, происходивших вновь и вновь через два десятка лет. Это: известная "крестьянская реформа" начало 60-х годов; прерванные контрреформами перемены первой половины 80-х годов, связанные с именем Н.Х.Бунге; столыпинская реформа 1906-1911 г; великая аграрная революция 1917-1922гг; сталинская коллективизация начала 30-х годов; колхозные реформы Н.С. Хрущева в конце 50-х годов начале 60-х годов и, наконец, постсоветская аграрная реформа Горбачева-Ельцина начала 90-х годов. Этот ряд событий говорит о том, что вопрос развития аграрного сектора экономики очень болезненный для России. Однако все перечисленные аграрные перестройки - это потрясения крестьянской страны, вступившей на путь индустриально-рыночной модернизации, хотя далеко не все из этих потрясений были неизбежными.

2. Сущность предпринимательства.

Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

В экономической теории понятие "предприниматель" появилось в XVIII веке и часто ассоциировалось с понятием "собственник". У его истоков стоял английский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин "предприниматель" в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т.д.) он

покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует, что риск - главная отличительная черта предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках.

А.Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т.п.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австралийский экономист И. Шумпетер. Предприниматель по Зомбарту - это "завоеватель" (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), "организатор" (умение соединять многих людей для совместной работы) и "торговец" (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося за осуществление новых комбинаций факторов производства и тем самым обеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом - им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческий бани не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот. Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, который может представлять собой относительно небольшую величину Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственности обнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной, корпоративной экономики собственность как юридический факт утрачивает свои распорядительные прерогативы. Власть на производстве перемещается от собственности к организации, роль собственности становится все более пассивной. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги, титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности за результаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут менеджеры.

Таким образом, развитие кредитных отношений и переход национального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства.

Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нет жесткой связи, что предпринимательство в своей основе не является функцией только собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно не являющиеся субъектами права собственности.

Что же представляет собой предпринимательство с точки зрения экономической определенности? В научной литературе предлагается его рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления.

Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться группой лиц,

связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои "ниши" в хозяйственной системе.

Объектом предпринимательства является осуществление наиболее эффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода. Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И. Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его от обычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с целью изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта; освоения нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своей монополии или подрыва чужой.

Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав - по выбору вида предпринимательской деятельности, по формированию производственной программы, по выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, по сбыту продукции, установлению на неё цен, распоряжения прибылью и т.д. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в том смысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить, сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т.д. Но предприниматель все время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса и предложения, от уровня цен, то есть от сложившейся системы товарно-денежных отношений, вторым условием

предпринимательства является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.

Третьим признаком предпринимательства является ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такая установка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельность многих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономических задач, они принимают участие в решении социальных проблем общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды и т.д.

Предпринимательство как особый тип экономического мышления характеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную роль здесь играет личность предпринимателя.

Предпринимательство - это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие, - считал И. Шумпетер.

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

3. Цели и мотивы предпринимательской деятельности.

Слова "предприниматель" и "предпринимательство" являются производными от слова "предпринять", т.е. сделать что-либо - создать, организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п. В широком значении предпринимателем в обыденной жизни, как отмечалось, часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели - максимизации прибыли.

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес - побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающий непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимательства?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организации фирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может не реагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счёте всё это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объёма продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из них допустима при одном непременном условии - обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всём процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что, даже внешне не проявляясь, прибыль, всё же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от применённых ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счёте, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворённость прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.

4. Виды и формы предпринимательства.

В современных условиях существует множество предпринимательских структур, каждая из которых характеризуется своими особенностями. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация.

Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...