Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перестройка управления народного хозяйства в начальный период войны. Роль ГКО в развитие военной экономики.




Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. В минимальные сроки под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО) была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Через неделю после начала войны правительство приняло "мобилизационный народнохозяйственный план" на третий квартал 1941 г. В августе был принят военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. 26 июня 1941 г. вышел указ "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время", согласно которому отпуска отменялись и вводились обязательные сверхурочные: рабочий день для взрослых – 11 часов при шестичасовой рабочей неделе. С февраля 1942 г. стала проводиться плановая мобилизация на промышленные предприятия и стройки среди трудоспособного городского населения, включая 14летних подростков. Однако военная экономика, сопряженная с дефицитом сырья, кадров, неблагоприятной политической обстановкой и т. п. факторами, не могла функционировать в условиях чрезмерного централизма. Уже 1 июля 1941 г. вышло постановление правительства "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени", которое фактически использовалось для расширения прав не только наркомов, но и руководителей крупнейших предприятий. В ноябре 1941 г. были воссозданы политотделы в МТС и совхозах, а также утвержден институт уполномоченных ГКО и парторгов ЦК ВКП(б) на предприятиях всех отраслей промышленности.

Обеспечивая военно-хозяйственное управление страной, ГКО определял параметры развития военной экономики, утверждал планы и организовывал производство оружия, боевой техники и другой продукции военного назначения, принимал меры к строительству оборонительных рубежей, устанавливал нормы снабжения, решал иные задачи в условиях начавшейся войны.

 

45. Развитие оборонной промышленности в период ВОВ.. С началом Великой Отечественной войны Коммунистическая партия выработала программу мобилизации советского народа на борьбу с врагом. Эта программа была изложена в Директиве Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. В первые месяцы войны советские войска понесли большие потери в личном составе, вооружении и боевой технике. Заводы оборонной промышленности, расположенные в западных областях страны, пришлось эвакуировать на восток. Уже к концу 1941 г. многие эвакуированные предприятия начали выпуск оружия и военной техники. С декабря 1941 г. по апрель 1942 г. оборонная промышленность СССР выпустила 93819 минометов, 18013 наземных и зенитных орудий, 67659 тыс. снарядов и мин. К осени 1942 г. советская экономика была полностью перестроена на военные рельсы. В начале 1943 г. перед оборонной промышленностью встала новая задача - борьба за опережающее противника развитие оружия и боевой техники. Необходимо было не только увеличить производство, но и одновременно модернизировать и разработать новые образцы вооружения и военной техники. Поставленные задачи были успешно решены. В 1943 г. более чем на 11% вырос объем производственных фондов. Валовая продукция тяжелой промышленности в 1943 г. выросла по сравнению с 1942 г. на 17%. Особенно возрос объем военной продукции в восточных районах России. Так, по сравнению с 1940 г. производство военной продукции на Урале увеличилось в 6 раз, а в Западной Сибири - в 34 раза. В 1943 г. были приняты на вооружение новые образцы артиллерийских орудий, минометов, танков, САУ и самолетов, которые по своим технико-тактическим характеристикам превзошли не только аналогичные образцы военной техники Германии, но и наших союзников - США и Англии. Развитие танков и САУ шло в направлении повышения огневой мощи и увеличения толщины брони боевых машин. Советский Союз непрерывно наращивал свою экономическую мощь. Огромный вклад в решение трудной задачи по обеспечению Красной Армии артиллерийскими орудиями, минометами, всеми видами стрелкового оружия и боеприпасами внесли предприятия наркоматов вооружения, боеприпасов и минометного вооружения. Всего за годы Великой Отечественной войны наша социалистическая промышленность выпустила 489900 артиллерийских орудий. Постоянно возрастало и количество танков в действующей армии. Самоотверженный труд конструкторов и инженеров, рабочих и техников оборонной промышленности позволил обеспечить количественное и качественное превосходство советского вооружения и военной техники над техникой и вооружением фашистской Германии. В единоборстве со всей военной техникой фашистской Германии и оккупированных ею стран Европы убедительную победу одержала советская военная техника, созданная социалистической экономикой, как в годы предвоенных пятилеток, так и особенно в годы Великой Отечественной войны. Наша партия умело использовала научно-технические и материальные возможности социалистического хозяйства для того, чтобы в кратчайшие сроки развернуть оборонную промышленность и обеспечить снабжение Красной Армии всем необходимым для разгрома врага и достижения Победы. Общепризнанно, что наше вооружение по качеству не только не уступало немецкому, но и превосходило его.

 

47. Транспорт на службе фронту (1941-1945гг). За годы Советской власти в СССР был создан первоклассный железнодорожный транспорт. В период Великой Отечественной войны он стал основным связующим звеном тыла с фронтом. Для обеспечения быстрой и бесперебойной доставки к фронту огромного количества войск, военной техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, снаряжения и т.п. и одновременного выполнения возросшего объема народнохозяйственных перевозок была осуществлена срочная перестройка всей работы железнодорожного транспорта на военный лад, охватившая все стороны его деятельности. Война вызвала резкое сокращение пассажирских перевозок, а также перевозок грузов, не имевших оборонного значения.

Летом и осенью 1941 г. железнодорожники не только обеспечивали военные перевозки, но и одновременно осуществили колоссальное перебазирование производительных сил из угрожаемых районов в глубокий тыл. Грандиозная работа по эвакуации миллионов людей, тысяч предприятий с их огромным техническим оснащением проводилась под руководством партии и правительства наркоматами, местными партийными, советскими и хозяйственными организациями. В эвакуации участвовали все виды транспорта: железнодорожный, речной, морской, автомобильный. Однако основные перевозки осуществил железнодорожный транспорт, которому пришлось ежесуточно пропускать до 200 поездов с эвакуированным оборудованием, рабочими, специалистами и их семьями. Для этих перевозок потребовалось огромное количество паровозов и вагонов. Перебазирование заводов и фабрик на восток было одной из самых трудных перевозок во время войны. Железнодорожный транспорт работал с предельной нагрузкой.

Задачи транспорта: - доставка военных; -перемещение грузов для фронта; -военная эвакуация; -перемещение раненых в тыл; -перемещение грузов для тыла.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...