тем более полную картину мира вы способны
создать, а значит, иметь больше возможных вариантов реагирования в различных жизненных обстоятельствах.
Что еще
Итак, фокусов и уловок Патрика Джейна не счесть. А все зачем? Чтобы удивить, возбудить любопытство, приковать внимание человека к вам и к тому, что вы будете говорить и делать. И раз уж разговор снова зашел о наблюдательности, давайте обсудим, как вы сможете понять, что нужный вам результат достигнут, а внутреннее состояние человека уже достигло пиковой отметки «ужасно, просто невероятно интересно!». Вы можете быть абсолютно уверены в том, что ваш собеседник находится в состоянии интереса, если: · глаза интересующегося человека внимательно следят за выражением вашего лица и вашими жестами; · вы видите, что брови собеседника приподняты, а глаза чуть прищурены; · тонус мышц достаточно высок - движения быстрые, активные, энергичные, легкие. Наблюдаются хватательные движения - человек все трогает, пробует, старается посмотреть поближе. Нетерпеливые движения, про которые говорят «сучит ногами», - как будто бы стремится убежать, но на самом деле это признак нетерпения, как бы говорящий «ну давай же, рассказывай!»; · выражение лица довольное, веселое, улыбка практически не сходит с губ; · тело чуть наклонено к вам, человек ловит каждое ваше слово, он готов живо и незамедлительно реагировать на происходящее.
Бумажный журавлик
В завершение главы о трюках давайте вспомним еще один очень простой навык, который в детстве все очень любили, - навык делать оригами. Вы же помните все эти тюльпанчики на ножке, журавлики, прыгающие лягушки? Проще всего увидеть, какое впечатление производит оригами, если сложить какую-нибудь нехитрую игрушку на глазах у ребенка: тут и удивление, и восхищение, и радость, смешанная с восторгом! На лицах детей отражается вся гамма чувств без купюр. Однако вы не поверите, но точно такие же чувства испытывает и взрослый человек, только скрывает это.
Так и Патрик Джейн за счет воздействия на эмоции налаживает свои испорченные отношения с Лизбон в конце первой серии первого сезона. Попробуйте и вы влиять на окружающих позитивными безделушками. Схем складывания оригами множество - и в Интернете, и в специальных книгах. Не нужно ничего грандиозного, никаких кусудам[16]. Что-нибудь простое и со вкусом - самолетик или стаканчик, а лучше цветочек. Кстати, на тренингах по пикапу молодых людей специально обучают делать розочки из салфеток. Зачем? Все затем же - произвести впечатление на понравившуюся девушку. Пока это не стало «баяном» - было эффектно (и эффективно). Некоторые более изобретательные мужчины, входя во вкус, усложняют этот трюк - сначала делают цветочек из салфетки, пока девушка вышла на минутку или опаздывает, а потом простым движением руки заставляют салфеточную розу превратиться в настоящую. Итак, в чем смысл использования фокусов и трюков, вы уже знаете. Выучить пару несложных уловок вы легко сможете и сами – Интернет пестрит схемами, видеороликами и приглашениями на тренинги. Но главное - понимать, зачем вам это нужно. И напоследок - ответ на вопрос из самого начала главы, какую цифру вы мысленно передавали после произведенных подсчетов: это цифра ПЯТЬ![17]
Глава з
Простые правила наведения транса
БеспREDельная легкость
Люди могут войти в транс, читая книгу. Люди могут продолжать читать, находясь в трансе, и воспринимать информацию лучше, глубже и объемнее... Люди могут многому научиться в состоянии транса, а также отдохнуть, успокоиться и расслабиться.
Прямо сейчас обратите внимание на то, как вы дышите. Вдох. Выдох. Вдох. И снова выдох... Найдите точку, в которой выдох замедляется, останавливается и затем не может не перейти во вдох. И вот начинается глубокий вдох, развивается, идет вверх, и, достигая своей вершины, как с горы скатывается вниз выдохом, до самого низа, до точки рождения нового вдоха... И затем опять выдох... И снова вдох... И снова выдох... Следите за вашим дыханием. Почувствуйте всю полноту ощущений вдоха... Затем выдоха... И снова вдоха... И снова выдоха... В какой-то момент вы можете увидеть себя на берегу прекрасного озера, синяя гладь которого отражает глубину неба, сочная зелень окружает вас и радует глаз, горы на горизонте дают перспективу, небо высокое и прозрачное, мягкие облака разнообразят пейзаж. Вам легко и приятно. Природа освежает вас, наполняет энергией, заряжает новыми эмоциями, обновляет чувства. Вы вдыхаете полной грудью горный воздух, продолжая расслабляться и отдыхать, чувствуя, как ваше тело становится все более сильным, энергичным, полным новых ощущений и желаний. Вы можете пробыть в этом состоянии столько, сколько хотите, и через какое-то время начнете снова ощущать свое дыхание... Снова найдите точку вдоха и точку выдоха. Вы замечаете, как изменились ощущения в теле... Теперь, бодрые и отдохнувшие, вы можете «вернуться в здесь и сейчас», ощутив cилу транса и его живительное, благоприятное воздействие на ваши разум, душу и тело. Быстрое погружение в транс возможно, конечно, только при частых тренировках, и им стоит пользоваться как естественным состоянием отдыха, подзарядки, поисков ответов и правильных путей дальнейшего развития. У людей же менее подготовленных это может поначалу вызвать некоторые затруднения. Трансовые внушения работают даже при чтении трансового текста, хотя и в значительно меньшей степени, чем при прослушивании. Причем говорящий, чтобы качественно погрузить человека в транс, должен соблюдать некоторое количество простых, но обязательных правил, которые, несомненно, хорошо знакомы Патрику Джейну. Давайте вспомним, как и для чего он использует трансовые наведения в сериале? Уже в самом начале сериала вы увидите первое применение легкого трансового воздействия (этот эпизод рассмотрен в первой главе).
Однако пересмотрите его еще раз, чтобы иметь возможность увидеть то, что пока скрыто от вашего внимания[18]... По-настоящему впечатляющим с точки зрения демонстрации возможностей транса является, несомненно, эпизод из второй серии первого сезона, в котором Патрик вводит одну из свидетельниц в транс и затем использует это, чтобы получить от нее показания (прежде она отказывалась давать полиции информацию из страха перед возможным убийцей). Помните, что он делает? Сначала на основании проведенного расследования (хотя в случае с Джейном правильнее сказать наблюдения) Патрик делает предположение о близкой связи свидетельницы и убитой девушки. Далее во время допроса он видит ее ложь, но пока не может доказать - Ракель (так зовут свидетельницу) отказывается что-либо рассказывать, отрицая какую бы то ни было осведомленность. Тогда Патрик в обход всех правил CBI[19] делает следующее: 1. Он садится прямо напротив девушки, подается всем телом к ней, смотрит ей прямо в глаза и дает безобидную команду: «Посмотри на меня». И девушка слушается. Контакт глаз взаимный - внимание захвачено. 2. Без паузы он продолжает: «Сегодня вечером, когда ты будешь лежать в кровати и медленно засыпать, подумай обо мне. <Пауза> Подумай и представь, что ты умеешь летать, что ты невесома - стоит лишь захотеть, и ты уже паришь, легко, спокойно и безмятежно. Ты летишь над землей, оставляя позади свои беспокойства и страхи. Представь себе это. Какое удивительное чувство...» Внимательно следите за выражением лица Ракель. Все признаки транса[20] можно наблюдать во внешности девушки уже в этот момент. 3. Затем следует еще одна команда: «В следующий раз, когда мы увидимся <легкое касание по колену>, ты вспомнишь это чувство и расскажешь мне правду, ведь когда ты говоришь правду, у тебя словно камень с души сваливается. Я скажу «привет», и ты окажешься легкой, как пушинка, порхающая в воздухе. Подумай об этом, прежде чем идти работать». При последних словах Патрик меняет позу – откидывается, давая невербальную команду, что разговор окончен и она может идти работать.
В этом коротеньком эпизоде о многом стоит говорить подробнее. Важно отметить хотя бы то, что тут Патрик Джейн использовал не только речевые обороты и трансовый голос, но и подстройку, ведение (по дыханию, по голосу, по позе), визуальное, аудиальное и кинестетическое якорения, которые, к сожалению, останутся за рамками этой книги. При желании вы сможете легко найти больше информации о них в Интернете или на специализированных тренингах. В фокусе же нашего внимания сейчас - трансовые наведения. Не секрет, что несколько минут перед сном и порядка 10 - 15 минут после пробуждения человек находится в слегка измененном состоянии сознания (ИСС), его еще можно назвать естественным трансовым состоянием. В этот период человек легко внушаем, слова, которые он слышит в это время, напрямую попадают в бессознательную часть мозга, информация, которую он обдумывает, запоминается надолго[21]. Так и Патрик «цепляет», активирует знакомое девушке (как и любому из нас) состояние полубодрствования-полусна, погружая ее таким образом в транс очень быстро. К тому же Патрик ассоциирует Ракель с состоянием полета, то есть словами обращает к этому состоянию, дает в настоящий момент в полной мере ощутить все связанные с ним кинестетические[22] переживания. В данном случае - ощущение легкости, спокойствия, безмятежности. В дополнение Патрик Джейн связывает это приятное для девушки состояние с действием, которое ему нужно, чтобы она совершила: скажи правду - почувствуешь легкость! Вот и все. Ну, почти все. Еще он точно указывает, когда она должна это сделать - «следующий раз, когда мы увидимся». А также, что она должна сделать прямо сейчас: «Подумай об этом, прежде чем идти работать». Она уже и так подумала. Значит, может идти работать. Все просто. Когда Патрик отстраняется, невербально завершая разговор, Ракель выходит из транса и оценивает все происходящее с точки зрения сознательного мышления: «Ваш друг больной», - говорит она Чо. Но до этого, заметьте, соглашается: «Конечно», а после этого встает и уходит. И вот наступает «следующая встреча», о которой говорил Патрик. Что вы видите? Ракель входит в полицейский участок, где много людей, в том числе и Патрик Джейн.Как только тот слышит голос Ракель и видит ее издалека - смотрите внимательно, - он мгновенно отворачивается и уходит из поля зрения девушки. И обращается к ней только тогда, когда она уже сидит в кресле. Он одновременно повторяет похлопывание (как было в первом случае по колену), только сейчас уже по плечу[23]. Так он привлекает к себе ее внимание и разворачивает таким образом, чтобы дать ей увидеть его лицо (а выражение его лица должно сейчас быть в точности таким, как при наведении транса). «Привет, Ракель!» - Патрик называет ее по имени.
Итак, три якоря - похлопывание, лицо и имя. Комплексный якорь, который Патрик использует в качестве триггера[24] для запуска программы, «заложенной» им в подсознание девушки при первом разговоре: «скажи все, что знаешь, - и ощутишь легкость, камень с души упадет». И Ракель тут же начинает говорить, а закончив, облегченно выдыхает, одновременно недоумевая, почему она все вот так выложила как на духу. Вот и все чудо трансового наведения. Быстро, просто и как будто волшебно. Но пора разобраться, что здесь правда, а что - вымысел. Правда: все вышеописанные команды - подстройка, захват внимания, обращение к естественным трансовым состояниям перед сном, ассоциация, связывание состояния и необходимого действия, якорение, трансовый голос, языковые шаблоны для наведения транса. Вымысел: не все в якорении работает так, как показано... Чтобы так загипнотизировать человека, необходимо получить от него карт-бланш[25] на доверие, чего не было. Конечно, подстройка по ценностям, дыханию, позе и голосу работает очень сильно, но это все- таки некоторое художественное преувеличение. Все, что проделывает Джейн со свидетельницей, было бы возможно, будь он ее терапевтом, приятелем или близким человеком, даже если бы он участвовал с ней в упражнениях на тренинге по наведению транса. Красиво, конечно, но не рассчитывайте на такой фееричный эффект. По крайней мере, в начале вашей практики.
Люди верят, что транс существует
Транс (от фр. transir - «оцепенеть») - целый ряд измененных состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистски-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации. Сложно? Давайте разберемся. Трансовое состояние отличается от обычного направленностью внимания: в трансе у человека преобладает внутренний фокус внимания над внешним (который свойствен обычному состоянию сознания). Когда человек в трансе, он сосредоточен на внутренних переживаниях, внимание направлено на образы, воспоминания, ощущения, грезы, фантазии. В трансе человек может думать одно, а делать совсем другое и не замечать этого.
Противоположность трансового состояния –
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|