Микроскопическое строение нервного ствола
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Методическое пособие для сайта Fundamed.ru
Микроскопическая анатомия Учебное пособие модульного типа . Предисловие
Цель настоящего учебного пособия дать краткое систематизированное изложение основ микроскопической анатомии (частной гистологии) на основе современных научных данных о функциональной морфологии, а так же оказать помощь в самостоятельном и эффективном освоении предложенного курса. Содержание пособия разбито на девять блоков – разделов, посвященных гистофизиологии органов дыхательной, пищеварительной, кровеносной, кроветворной, выделительной, половой и нервной систем. По оглавлению легко найти содержание отдельных блоков. В тексте также приводятся краткие указания на клиническое значение нарушения некоторых морфофункциональных механизмов, знание которых позволит сформировать у учащихся умения обосновывать принципы здорового образа жизни и правил профилактики заболеваний. Понятие «модуль» - блокчаще всего используется в точных и технических науках, и обозначает структурно-функциональный блок. Все чаще принцип модульной организации обучения используется для самостоятельного освоения учебной дисциплины или элективного курса. В начале каждого раздела даны целевые установки, то есть информация о том, что можно узнать, чему научиться при изучении данного раздела, причем, некоторые пункты целевой программы взяты непосредственно из федерального компонента государственного стандарта общего образования. За целевыми установками следует информационный блок, содержащий собственно учебный материал. Учебный материал иллюстрирован схемами, рисунками, микрофотографиями; весь иллюстративный материал направлен на наиболее полное осмысление изучаемого материала. Все термины и незнакомые слова выделены жирным курсивом и имеют объяснения, как в тексте, так и в словаре, который завершает учебное пособие.
После информационного блока следуют рекомендации для самоподготовки. Эти рекомендации включают вопросы для обсуждения и осмысления учебного материала, задания для его систематизации и обобщения. Каждый раздел учебного пособия содержит комплект заданий в тестовой форме, при выполнении которого Вы сможете оценить уровень усвоения учебной информации. Практические занятия, ситуационные задачи, завершающие каждый раздел направлены на формирование необходимых умений и компетенций. Учебный модуль содержит список использованной литературы и электронных информационных средств. Таким образом, пособие ориентировано на эффективное самостоятельное изучение вопросов микроскопической анатомии человека и предназначено для школьников старших классов, углубленно занимающихся биологией. Учебный модуль не только позволит школьникам успешно подготовиться к вступительным экзаменам институты, к участию в олимпиадах, но и научит самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания и умения.
Раздел1. НЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРГАНЫ ЧУВСТВ. При изучении этого раздела Вы узнаете: Ö особенности микроскопического строения и физиологии органов нервной системы: головного и спинного мозга, нервных ганглиев, периферических нервов; Ö особенности микроскопического строения и функции органов зрения, обоняния, слуха и равновесия. При изучении этого раздела Вы научитесь: Ö на микропрепаратах отличать клеточные элементы коры мозжечка, головного и спинного мозга, органов чувств; Ö обосновывать правила профилактики заболеваний нервной системы особенностями ее строения.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. 1.1. Общий план строения и классификафия нервной системы Нервная система обеспечивает регуляцию всех жизненно важных процессов организма и его взаимодействие с окружающей средой. Анатомически нервную систему условно подразделяют на: центральную нервную систему (ЦНС), которая включает головной и спинной мозг и периферическую нервную систему (ПНС), к которой относят периферические нервные узлы - (ганглии), нервы (нервные стволы) и нервные окончания. Физиологически (в зависимости от характера иннервации органов и тканей) нервную систему разделяют на: автономную или вегетативную нервную систему, регулирующую деятельность внутренних органов, сосудов и желез; и соматическую или анимальную, иннервирующую скелетную мускулатуру. Автономная нервная система состоит из центральных отделов (ядра серого вещества головного и спинного мозга) и периферических (нервные стволы, узлы и сплетения). Она делится на симпатическую и парасимпатическую, которые различаются локализацией центров в мозге и периферических узлов, а так же характером влияния на органы. Ведущей тканью органов нервной системы является нервная ткань, включающая нейроны и нейроглию. Скопления нейронов в ЦНС обычно называют ядрами, а в ПНС – узлами (ганглиями). Пучки нервных волокон в ЦНС назваются трактами, в ПНС - нервами. Рефлекторные дуги лежат в основе деятельности нервной системы; они представляют собой цепочки нейронов, которые обеспечивают реакции рабочих органов в ответ на раздражение рецепторов. В рефлекторных дугах нейроны, связанные друг с другом синапсами, образуют три звена: рецепторное (афферентное), эффекторное и расположенное между ними ассоциативное (вставочное) звено. Рефлекторные дуги в соматическом и вегетативном отделах нервной системы обладает рядом особенностей. Рефлекторная дуга соматической нервной системы может быть простой, включая чувствительный, ассоциативный и двигательный нейроны и сложной, включающей множество ассоциативных нейронов. Рецепторное звено образовано афферентными псевдоуниполярными нейронами, тела которых располагаются в спинальных ганглиях. Дендриты этих клеток образуют чувствительные нервные окончания в коже или скелетной мускулатуре, а аксоны вступают в спинной мозг в составе задних корешков и направляются в задние рога его серого вещества. Ассоциативное звено представлено мультиполярными вставочными нейронами. Эфферентное звено образовано мультиполярными двигательными нейронами, тела и дендриты которых лежат в передних рогах, а аксоны выходят из спинного мозга в составе передних корешков, направляются к спинальному ганглию и далее в составе смешанного нерва – к скелетной мышце, на волокнах которой образуют двигательные бляшки.
В вегетативной рефлекторной дуге дендриты афферентных нейронов образуют чувствительные окончания в тканях внутренних органов, сосудов и желез. Их аксоны вступают в спинной мозг в составе задних корешков и, минуя задние рога, направляются в боковые рога серого вещества, образуя синапсы на телах и дендритах вставочных нейронов. Ассоциативное звено представлено мультиполярными вставочными нейронами, дендриты и тела которых расположены в боковых рогах спинного мозга, а аксоны (преганглионарные волокна) покидают мозг в составе передних корешков, направляясь в один из вегетативных гангиев, где и заканчиваются на дендритах и телах эффекторных нейронов. Эффекторное звено образовано мультиполярными нейронами, тела которых лежат в составе вегетативных ганглиев, а аксоны (постганглионарные волокна) в составе нервных стволов и их ветвей направляются к клеткам рабочих органов. Микроскопическое строение нервного ствола Нервные стволы (нервы) - образованы пучками нервных волокон, которые объединены соединительно-тканными оболочками: эндоневрием, периневрием и эпиневрием. Нервы содержат до нескольких тысяч миелиновых и безмиелиновых волокон. Эндоневрий – тонкие прослойки рыхлой волокнистой соединительной ткани, окружающие отдельные нервные волокна и связывающие их в единый пучок. В нем содержатся немногочисленные волокна (преимущественно ретикулярные) и проходят мелкие кровеносные сосуды. Периневрий – оболочка, покрывающая каждый пучок нервных волокон снаружи. Он образован 2 - 10 концентирческими пластами уплощенных клеток, цитоплазма которых содержит пиноцитозные пузырьки. Между слоями клеток располагаются компоненты базальной мембраны и продольно ориентированные коллагеновые волокна. Предполагается, что периневрий выполняет роль барьера между кровью и нервными волокнами, избирательно регулируя поступление веществ внутрь пучков нервных волокон из сосудов эпиневрия. Эпиневрий – наружная оболочка нерва, связывающая воедино пучки нервных волокон. Он состоит из плотной соединительной ткани, содержащей жировые клетки, кровеносные и лимфатические сосуды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|