Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. «Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью». Г. Гейне




 

· Умение любить свойственно только человеку

 

Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братская любовь, и материнская, и эротическая, и любовь к самому себе и любовь к Богу, к чему-то высшему.

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство.[16]

Любовь это высшая форма человеческих чувств. О любви написано сотни тысяч книг. Во имя любви люди пересекали океаны, творили величайшие произведения искусства и шли на плаху. Несмотря на это каждый отдельный человек проходит путь этого опыта снова самостоятельно. Отношения межу людьми могут складываться по-разному, и вне зависимости от этого любовь либо есть, либо ее нет.

Несмотря на многочисленные попытки унифицировать это чувство, единая формула любви так и не найдена. Вместе с тем с токи зрения психологии есть определенные критерии, которые отличают любовь от всех остальных чувств.

В первую очередь этот вид отношений основан на взаимной привлекательности людей. Любовь не привязана к общественной деятельности, когда отношения строятся исключительно на общих целях и разделении обязанностей. Взаимоотношение между людьми, которое называется любовью, не должно быть направлено на достижение, каких либо благ, ибо уже само по себе является благом. Любовь индивидуально избирательна, добровольна и основывается на взаимной симпатии. Так же можно сказать, что это чувство глубокое и интимное, подразумевающее не только взаимопомощь, но и духовную близость, откровенность, доверие.

Вместе с тем многие из перечисленных характеристик присущи и дружбе. Именно поэтому у многих людей испытывающих друг к другу симпатии возникает вопрос о том, являются ли вновь появившиеся у них чувства любовью.

В первую очередь следует сказать, что любовь приходит с формированием эмоциональной зрелости. Именно поэтому первые юношеские или даже подростковые порывы души мы в последствии называем влюбленностью. Половое влечение зачастую является одним из «китов» входящих в состав сложного чувства – любовь. Не пытаясь преуменьшить важность сексуальных чувств, нужно заметить, что в том случае если они являются единственно важными, термин любовь здесь не применим. В подтверждение этого можно привести два аргумента. С одной стороны хорошо известны факты, когда люди лишенные сексуальных отношений, продолжают любить друг друга. С другой стороны, множество людей вступающие в сексуальную связь, совершенно ничего не испытывают к своему партнеру после очередного оргазма.

Любовь как смыслообразующий фактор в жизни проявляется в желании жить для другого человека. При этом все радости и несчастья уже не воспринимаются обособленно. Между двумя людьми растворяется грань «Я» и «Не Я». У них появляется некоторое общее ядро, вокруг которого дальше развиваются обе личности. Здесь, для наглядности уместно вспомнить легенду об андромедах. Согласно этой легенде, со времени создания люди достигли таких высот своего развития, что стали вровень богам. При этом боги испугались и разделили людей, на две части, мужскую и женскую. Но половинки обратно начали слипаться. Тогда боги перемешали половинки между собой, после чего люди на протяжении многих лет блуждают в поисках своей утраченной части. Может быть, именно поэтому ощущение божественной сущности заставляет людей быть вместе и доставляет нечеловеческие страдания в случае расставания. По этому поводу немецкий философ Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, что бы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою». Действительно зрелое чувство любви направлено не просто на представителя другого пола, а на конкретную личность с ее неповторимо уникальными индивидуальными свойствами. С точки зрения окружающих такое чувство может оцениваться как заблуждение, и даже заболевание. Однако это не так. Черты одного человек притягивают к чертам другого человека наподобие ключа к замку, являясь неповторимыми в своем роде. Понимание таких чувств со стороны другого человека означало бы, что он тоже влюблен в кого-то из тех, за чьей любовью он наблюдает. Говоря проще не зная все тонкости личности другого человека нельзя понять, почему он испытывает к кому-либо любовь. Так же важно отметить подсознательные механизмы, которые также играют роль в формировании этого великого чувства. Указанные механизмы не осознаются и самим индивидуумом. Он просто ощущает непреодолимую тягу к другому человеку, которую не может, объяснит ни какими внешними факторами. Помните, как поется в песне: «Я смотрю ей в след, ничего в ней нет, а я все гляжу, взгляд не отвожу». Такое чувство иногда оценивается, как колдовские чары и тогда люди в поисках спасения начинают обогащать бесчисленные полчища шарлатанов. Что же касается продолжительности этого чувства, то тут так же вопрос сугубо индивидуальный. У одних она может присутствовать всю жизнь, у других она кратковременна как яркая вспышка падающей звезды. Но не стоит огорчаться если любовь к какому то конкретному человеку прошла. На самом деле это чувство не умирает, а просто переходит в другие формы. По мнению психоаналитиков, такое чувство может принимать самые разнообразные формы. Если у него нет возможности воплотится в другом человеке, оно может проявиться в любви к науке, искусству и даже алкоголю. Но при появлении возможности и подходящего объекта любовь вновь возвращается в привычном для нас образе. Наверное, по этой причине была сказана всеми известная фраза, что любовь спасет мир.

В заключение можно сказать, что вне зависимости от того был ли в отношении любви у вас позитивный или негативный опыт не нужно пытаться отказаться от этого чувства как от ненужного рудимента. Любовь также важна для человека как дыхание и сердцебиение. Любите и будьте любимы.


Заключение

психологическая индивидуальность феномен

Человек наделен сознанием, и потому, в отличие от других живых существ, человек не просто реализует свой жизненный цикл, не просто живет, но проживает (или переживает) свою жизнь. Истолкование или конструирование жизненных событий человеком, а не сами по себе события – вот что делает каждую человеческую жизнь неповторимой и определяет бесконечное множество траекторий жизненного пути. Даже развитие от рождения и до самой смерти у каждого протекает по-своему и в тоже время оно похоже на развитие любого другого человека. Уникальность проявляется в том, что человек может создавать для себя как благоприятные условия для существования, так и неблагоприятные. Он может создать для себя несуществующего «героя», с которым будет дружить и несуществующего «врага», которого они вместе будут побеждать, если рядом нет людей, способных понять и помочь данному человеку. Или же у него будет столько различных реальных контактов, от которых душа его будет петь и ликовать. И такое происходит с человеком на разных стадиях развития. Развитие, которое также является загадкой и требует к себе пристального внимания самого же человека.

Используя свой внутренний потенциал, человек способен сам себя вылечить от душевной болезни, и даже от любой болезни. Ведь нераз мы уже слышали о чудесном выздоровлении больных раком, причем на последней стадии, люди вылечивались от СПИДа, когда таблетки не помогают. Что это? Это способность, умение самовнушения. Человек способен остаться наедине с самим собой и размышлять о своей жизни, иногда это полезно, поразмыслить над поступками, поведением, отношениями. Надо уметь вести диалог с внутренним Я, и немногие но умеют.

Любовью жизнь строиться. Даже в таком прекрасном чувстве есть изъяны, недостатки. Ведь любить может только один, второй же будет только принимать реальность. Но это в лучшем случае. Самое лучшее - это когда две половинки находят друг друга, и их потоку чувств нет предела. Проявление чувств у каждого своё: у кого-то ярко и бурно, у кого-то спокойно и мило. Индивидуальная жизнь как уникальный психологических феномен - так звучит тема, которую мы попытались разобрать. Жизнь любого человека по своему уникальна, в любом шаге его можно увидеть феномен. Ребенок родился – новое необыкновенное чудо появилось на свет; малыш пошел раньше «положенного» срока – чудо для родителей; подросток, свершивший поступок, свойственен взрослому – чудо для всех, ведь сложившийся стереотип «бунтаря – подростка» вдруг разрушился.

А если спросить человека: «Ваша жизнь уникальна или она похожа на миллионы других?» и, скорее всего мы услышим ответ: «Да». И ведь в чем-то каждый человек по-своему прав. Индивидуальная жизнь – уникальный психологический феномен. И этим всё сказано.


Словарь

 

Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека. Это понятие используется в психологии при описании 2 явлений.

1. при анализе индивидуально-психологических различий индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющиеся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности).

2. при анализе иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид – личность – индивидуальность.

Онтогенез - развитие психики от рождения до конца жизни человека или животного.

Филогенез – процесс изменения психики как продукта эволюции.

Субъект - исполнитель практической, эстетической, познавательной и т.п. деятельности (индивид, соц.группа), источник активности, направленной на объект.

Восприятие – субъективный образ предмета (явления, процесса), непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов, в совокупности его свойств, в его объективной целостности.

Мнемическая деятельность – активная деятельность человека, направленная на запоминание и воспроизведение материала.

Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучениям новым способам и приемам деятельности.

Перцептивные действия – основные единицы процесса восприятия как деятельности.

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний и т.д.

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.[17]


Список использованной литературы

 

1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”).

2. Современный психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: Прайм – Еврознак, 2007. – 634 [6] с.

3. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 351 с. (Серия “Памятники психологической мысли”)

5. Лабиринты одиночества: Пер. с англ./Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.

6. 6. Страх и радость одиночества // Психологический журнал «Искусство быть собой»Архангельск (электронный ресурс) http://www.satway.ru

7. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.: ил.

8. Любовь как психологический феномен. Рощин А.А.www.family-doctor.kiev.ua/index.htm

9. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Поппури», 2006. – 848 с.: ил.

10. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)

11. Адлер Альфред Понять природу человека/ Пер. Е.А. Цыпина – СПб.: «Академический проект», 2000 – 256 с.

12. Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007 №2

13. Фромм Э. Душа человека. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 664 с. (Классики зарубежной психологии).

14. М.Ю. Лермонтов Сочинение в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой; Вступ. Статья И.Л. Андроникова. – М.: Правда, 1988. – 720 с. с.175

15. Вера Каппони, Томаш Новак Сам себе психолог. (Серия «Искусство быть» книга седьмая). СПб.: «Питер», 1994. – 219 с.

Размещено на /


[1] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 351с. (Серия “Памятники психологической мысли”) с. 75

[2] М.Ю. Лермонтов Сочинение в двух томах. Том первый / Сост. И комм. И.С. Чистовой; Вступ. Статья И.Л.Андроникова. – М.: Правда, 1988. – 720 с. с.175

[3].Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – М.: Наука, 2000. – 351 с. (Серия “Памятники психологической мысли”) с. 94.

1. [4] Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”). с. 13

[5] Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991 с 28.

[6] Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991 с. 30 – 34.

[7] Крайг Г.Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии») с.14

[8] Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Поппури», 2006. – 848 с.: ил.

[9] Адлер Альфред Понять природу человека/ Пер. Е.А. Цыпина – СПб.: «Академический проект», 2000 – 256 с. с.12.

[10] Фромм Э. Душа человека. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 664 с. Классики зарубежной психологии).

[11] Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2007 №2.

[12] Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с. с.11

[13] Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – 320 с. с.19

[14] Вера Каппони, Томаш Новак Сам себе психолог. (Серия «Искусство быть» книга седьмая). СПб.: «Питер», 1994. – 219 с.

[15] Лабиринты одиночества: Пер. с англ./Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. – 624 с. c. 130

[16] Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви: Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.: ил. с.42.

[17] Современный психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко, - СПб.: Прайм – Еврознак, 2007. – 634 [6] с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...