Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Понятие банковского дела. Предшественники банков




Российской Федерации»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Банки и банковский менеджмент»

 

 

О.У. Авис

История развития и становления

Банковского дела

 

Рабочая программа учебной дисциплины

 

 

Для направления 080100.62 «Экономика»

(профиль «Финансы и кредит»)

 

(программа подготовки бакалавров)

 

Москва 2012

 

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый университет)

 

Кафедра «Банки и банковский менеджмент»

УТВЕРЖДАЮ
Ректор ________________М.А. Эскиндаров «______»________________ 2012 г.  

О.У. Авис

История развития и становления

Банковского дела

Рабочая программа учебной дисциплины

 

 

Для направления 080100.62 «Экономика»

 

(программа подготовки бакалавра)

 

Одобрено кафедрой «Банки и банковский менеджмент»

(протокол №11 от 29.02.2012г.)

 

Москва 2012

 

УДК

ББК

Ш

Рецензент:

к.э.н., доцент Рябов Д.Ю., доцент кафедры «Банки и банковский менеджмент»

 

К.э.н., доц. Авис О.У.

История развития и становления банковского дела. Рабочая программа для бакалавров, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» очная форма обучения – – М.: Финансовый университет, кафедра «Банки и банковский менеджмент», 2012. –18 с.

 

Дисциплина «История развития и становления банковского дела» является дисциплиной по выбору. Позволяет расширить историко-институциональную и теоретическую подготовку слушателей, сформировать представление об основных этапах эволюции банковского дела. В рабочей учебной программе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, вопросы для подготовки к зачету.

 

УДК

ББК

 

Учебное издание

Олег Ушерович Авис

«История развития и становления банковского дела»

Рабочая программа учебной дисциплины

 

Компьютерный набор, верстка О.У. Авис

 

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. ___Изд. № _____. Тираж ____ экз.

Заказ _________

 

Отпечатано в Финансовом университете

 

 

Ó Авис О.У., 2012

Ó Финансовый университет, 2012

 

Содержание

 

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………..  
2. Место дисциплины в структуре ООП …………………………….  
3. Требования к результатам освоения дисциплины...…………….  
4. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………….  
5. Программа дисциплины:...............…………………………………  
  Часть 1. Содержание разделов дисциплины………….…………...  
  Часть 2. Разделы и темы дисциплины, виды занятий (учебно-тематический план) ………………………………………………...  
6. Контрольные вопросы и система оценивания…………………….  
7. Семинарские занятия………………………………………………..  
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………………………………………………  

 

 

Цели и задачи дисциплины

 

Целью дисциплины является формирование у студентов понимания исторических, общественных и экономико-политических закономерностей развития и становления банковского дела и связанных с ним институтов, функций, услуг и продуктов, а также осознание необходимости изучения и использования богатого опыта эволюционного развития банковского дела на современном этапе функционирования банковской системы.

Задачами дисциплины является изучение:

§ эволюции понятий банковского дела и банковских институтов;

§ исторических, общественно-политических и экономических причин и факторов возникновения и развития банковского дела;

§ институциональной структуры банков на разных этапах их развития;

§ особенностей формирования банковских систем в различных странах мира;

§ степени влияния общемировых тенденций на формирование банковского дела в России;

§ этапов развития банковского дела и банковских институтов в России;

§ опыта развития банковского дела в России для его использования при построении современной банковской системы.

 

Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина ориентирована на студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» и является дисциплиной по выбору. Позволяет расширить историко-институциональную и теоретическую подготовку слушателей, сформировать представление об основных этапах эволюции банковского дела, его региональных и временных особенностях, взаимосвязях и взаимозависимостях с развитием других общественных и финансовых институтов, дает представление о причинах возникновения, логике и трансформации применяемых банковских продуктов, объясняет наличие ряда характеристик и качеств, подтверждающих объективность взаимозависимости общеэкономических процессов и процессов развития банковского дела.

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

В результате освоения курса "История развития и становления банковского дела" студент должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурные:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);\

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

Б) профессиональные

- освоение историко-экономического подхода к процессу зарождения, развития и становления банковского дела в мире (ДПК -1);

- знание основных этапов развития банковского дела и их особенностей с точки зрения влияния на складывающуюся общественно-экономическую среду (ДПК-6);

- формирование представлений об эволюции основных институтов, формирующих банковскую систему (ДПК-8);

- понимание особенностей развития ведущих национальных банковских систем и возможностей использования их опыта в отечественной практике (ДПК-13).

В результате освоения содержания дисциплины «История развития и становления банковского дела» студент должен:

знать:

• основные факторы объективной необходимости возникновения, развития и становления банковского дела в мире;

• основные этапы формирования банковского дела и особенности эволюции институтов банковского дела;

• особенности становления банковского дела в России.

уметь:

• дать укрупненную характеристику различных этапов формирования банковского дела в мире и в России;

• объяснить эволюцию используемых банковских продуктов;

• дать собственную оценку перспектив дальнейшего развития банковского дела.

владеть:

• информацией, дающей представление об эволюции банковского дела;

• методами и приемами историко-аналитической характеристики состояния банковского дела.

 

Объем дисциплины в часах и виды учебной работы

 

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 1 зачётную единицу

(36 часов).

Вид промежуточной аттестации: зачет.

Вид учебной работы Часы Триместры (Определяются рабочим планом.)
9-й
Общая трудоёмкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции (Л)    
Семинары (С)    
Самостоятельная работа, в т.ч. домашнее творческое задание - 1    
В триместре    

Содержание дисциплины

Часть 1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Понятие банковского дела. Предшественники банков

Теоретико-исторический анализ понятий "банковское дело", "банк", "банковская деятельность". Историческая взаимосвязь банковского дела с денежным обращением, частными, корпоративными и государственными финансами, общественно-политическими системами и общеэкономическим развитием.

Личности, внесшие наибольший вклад в развитие теории и практики банковского дела. Исократ и Пасион.Фибоначчи. Медичи. Ло. Ротшильды.

Древние банкиры. Менялы, трапезиды, менсарии, нумулярии, аргентарии. Особая роль храмов и торговцев. Банкирские ассоциации. Вкладные, трансфертные, ссудные и расчетные операции в древности. Ператека, энехирон, ипотека, диаграфе, симбол. Трансформация банковского дела в государственное учреждение с целью сбора податей, финансирования предприятий и расходов государства.

Банкиры позднего Средневековья и операции с частичным резервированием.

Ростовщичество. Ф. Бэкон о "семи дурных сторонах ростовщичества".

Вексель и торговые операции как причина создания первых общественных банков. Жиро-банки (переводные банки). Депозитные банки. Банковские билеты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...