Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья «Проблема экологии культуры. По Д.С.Лихачёву»




Экология — достаточно молодая отрасль научного знания человека о мире. Но можно утверждать, что эта дисциплина сегодня приобретает всё большее значение для современного человека, так как «планета стала чрезвычайно зависимой от нас». К такому заключению приходишь после прочтения текста Д.С. Лихачёва.

Известнейший мыслитель, общественный деятель XX века обращается к сложнейшей проблеме экологии культуры. Проблема, поднятая писателем, чрезвычайно злободневна, поскольку связана со всё нарастающим духовным кризисом современности, когда бездуховное отношение ко всему живому и неживому становится едва ли не нормой.

Д.С. Лихачёв весьма красноречиво говорит о том, что «культура тоже дом для человека, причём дом, создаваемый самим человеком». А культурная экология — это всё, что создано трудом человечества: архитектура, произведения искусства, язык. Если разрушить это культурное наследие, то человечество вымрет и физически, и что не менее страшно — духовно. «Погибнуть человечество и природа... могут... и духовно, вследствие гибели культуры», — пишет автор. Нельзя, по его мнению, допустить, чтобы восторжествовало «право неразумного сильного», не ценящего культуру, считающего её ненужным развлечением образованных людей.

Д.С. Лихачёв приходит к очевидному для любого культурного человека выводу: отношение к природе и отношение к культуре строится на одних и тех же правилах нравственности. Мыслитель утверждает: «Без высокой нравственности и культуры не может существовать современное общество».

Невозможно не согласиться с этим выводом известнейшего учёного: без сохранения нравственности нельзя сегодня сохранить и природу в её первозданной красоте, и культуру, и духовного человека, представляющего собой «самосознание вселенной».

К проблеме экологии культуры сегодня всё чаще обращаются известные политические и общественные деятели, философы, представители церкви. У автора анализируемого текста есть немало статей, в которых он поднимает данную проблему в самых разных её аспектах. Так, в статье «Экология культуры» он говорит о том, что сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Академик возмущён тем, что в современном обществе вопрос о нравственной чистоте не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой «как нечто целое и жизненно важное для человека». Таким образом, проблема экологии культуры через сохранение нравственности человека не решена до сих пор.

Почему следует беречь памятники культуры? Для истинно интеллигентного и воспитанного на лучших традициях отечественной культуры человека этот вопрос не вызывает затруднений. Вспоминается знаменитое пушкинское: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Традиционно принято считать, что великий поэт говорит о своём творческом наследии. Но ведь его творчество — это и есть великая русская культура в лучшем и широчайшем её проявлении. Хочется надеяться, что культурное наследие А.С. Пушкина убережёт человечество от нравственной и духовной деградации.

Таким образом, Д.С. Лихачёв приходит к выводу: мир сегодня стоит на грани природной и культурной катастрофы. Экология природы и экология культуры слились воедино, образовав новую область человеческих знаний о мире. Спасти всех нас от разложения физического и нравственного может только одно — великая русская культура.

Текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа — дом, в котором живёт человек. Но культура тоже дом для человека, причём дом, создаваемый самим человеком. Сюда входят разнообразные явления — материально воплощённые и воплощённые в виде идей и различного рода духовных ценностей.

Культурная экология — это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и всё культурное наследие человечества. Выбросите что-либо из сферы экологии культуры — и человек лишится части своего «дома». Поэтому заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живёт человек в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре. Культура может быть более высокой и менее высокой, культура может быть более удобной для жизни и менее удобной. То и другое не совпадает, хотя и соприкасается. Но соприкасаются между собой и экология природы, и экология культуры, ибо человек не противостоит природе, а составляет часть природы. Поэтому экология культуры вместе с экологией природы составляют собой единое целое, лишь условно различаемое в целях удобства изучения.

Изучая экологию культуры, необходимо обратить внимание, что экологические катастрофы захватывают собой чрезвычайно широкие сферы культуры. Некоторые примеры: вывоз культурных ценностей и выведение их из сферы, доступной для той или иной группы людей (простейшие примеры: высокая плата за вход в музеи, библиотеки и пр.). Исчезновение поговорок и пословиц в устной речи одних и отдельных выражений из басен Крылова или «Горя от ума» Грибоедова у других.

Зоной экологического бедствия могут оказаться кино, классический репертуар театров, частично музыка.

Мы живём в среде исторических памятников, произведений искусств, результатов научных исследований, технических достижений. Поэтому экология состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что она касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетиями культуры.

Погибнуть человечество и природа в целом могут не только биологически вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие гибели культуры. И тут и там может действовать право неразумного сильного, который создаёт опаснейшую ситуацию.

Человек — часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы «самосознание вселенной», лишает смысла существования не только человека, но и всё сущее, всё мироздание... Такую обезглавленную природу не будет смысла сохранять.

Объединение под одним названием «экология» двух её частей — экологии природы (с человеком) и экологии культуры (тоже с человеком) тем более разумно, что очень часто природа и культура страдают от общих причин. Приведу элементарный пример.

Кислые дожди в Петербурге разрушают одновременно в Летнем саду и мраморные статуи 17-18 веков, и окружающие деревья. В результате одно следствие: может погибнуть и фактически уже погибает в Петербурге Летний сад.

И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания себя как части природы и части культуры.Без высокой нравственности и культуры не может существовать современное общество, ибо благодаря существованию сложнейшей техники и ответственнейшей науки наш мир стал более подвержен возможному воздействию со стороны человека. Планета стала чрезвычайно зависимой от нас.
(По Д.С. Лихачёву)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...