Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие информационной экономики




 

Переориентация общества в середине ХХ века на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, последующая виртуализация и глобализация общественной жизни привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом.

Такие наблюдаемые сегодня процессы, как внедрение в структуру производства информационных технологий; совершенствование мировых коммуникационных систем; тенденция количественного роста высокотехнологичных товаров, именуемых также инновационными; глобализация культурной индустрии, являются логическим следствием перехода к постиндустриальному этапу цивилизационного развития, спрогнозированного в футурологических концепциях «постиндустриального общества», «информационного общества», «общества знаний», и одновременно предстают качественными характеристиками последнего.

Концепция информационного общества обычно рассматривается как новая ступень эволюции человеческой цивилизации, новая фаза общественного развития, в которой информационный сектор экономики оказывает решающее влияние на развитие как мирового сообщества, так и отдельных стран.

Настоящее и будущее России неотделимы от развития науки, от мощи ее инновационного потенциала, интенсивного развития и использования в интересах всего общества, что предполагает создание информационной экономики. информационный экономика благосостояние

Эффективной может быть лишь нерасточительная экономика, в которой нет незанятых трудоспособных людских и материальных ресурсов, позволяющих увеличить совокупный общественный продукт, материальные, информационно - энергетические и духовные ценности.

Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики информационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.

В рамках спектра позитивных сценариев развития экономики России как информационной экономики в долгосрочной перспективе просматриваются три основных этапа, специфика которых предопределяет содержание и приоритеты промышленной политики, а различие этапов определяется, в свою очередь, возможностями мобилизации различных источников экономического роста.

Первый этап характеризуется первоначальными постановками ряда важных проблем и попытками осознать возможные пути их решения.

Первый этап - это этап активизации спроса на инновационную продукцию и услуги. Он связан с использованием главным образом неинвестиционных источников экономического роста, т.е. с активизацией внутреннего спроса и доведением до рационального уровня загрузки существующих производственных мощностей. С учетом ограничений, определяемых требованиями сбалансированности развития отраслей, потенциал роста производства за счет использования имеющихся мощностей может быть оценен в пределах 35 - 45 %.

Соответственно временные рамки первого этапа ограничиваются 2015 годом. Наибольшие возможности для увеличения производства за счет задействования резервных мощностей имеют легкая, химическая промышленность, машиностроение, цветная металлургия, пищевая промышленность и нефтепереработка. Именно для этих отраслей следует создавать благоприятные условия на внутреннем рынке, одновременно, по возможности, стимулируя их экспансию на мировом рынке.

Таким образом, возможным итогом данного этапа станет восстановление поступления инвестиций в реальный сектор экономики как фактора экономического роста. Следует иметь в виду, что технологический уровень промышленного производства здесь не будет кардинально отличаться от современного уровня прогрессивных образцов оборудования и техники отечественного машиностроения, хотя такие инвестиции не способны существенно сократить отставание от промышленно развитых стран, тем не менее, без подобной активизации и производственных, и инвестиционных процессов не представляется возможным восстановить спрос на инновации, которые постепенно станут важнейшим фактором кардинальной модернизации производства, перестройки его отраслевой и продуктовой структур.

Второй этап - это этап инвестиционной активности и нормализации структуры производства. После 2015 года экономический рост невозможен без значительного ввода новых мощностей и кардинального обновления производственной структуры.

Главная задача второго этапа состоит в мобилизации финансовых средств на инвестиции в структурную перестройку экономики. Что касается собственных средств для инвестиций в предприятия обрабатывающей промышленности, то эту проблему отчасти можно решить в ходе первого этапа за счет нормализации ценовых пропорций и перераспределения добавочной стоимости в пользу реального сектора. Можно также рассчитывать, что начало экономического подъема в ходе первого этапа увеличит доходы бюджета, что позволит к началу второго этапа существенно пополнить государственные инвестиции, в первую очередь, в промышленность. Перевооружение промышленности и создание новых мощностей потребуют значительных усилий для мобилизации всех возможных внешних и внутренних источников финансирования. Дополнительным фактором, способствующим росту инвестиций в промышленность на втором этапе реализации промышленной политики, может послужить достижение на первом этапе устойчивых темпов экономического роста и увеличение абсолютных объемов валового внутреннего продукта и всех его элементов, включая накопление.

Итогом первых двух этапов развития российской экономики может стать не только восстановление уровней производства и потребления 1990 года, но и нормализация ее структурных характеристик. Временные рамки второго этапа ограничиваются 2025 годом.

Третий этап- это инновационный этап. Начнётся с 2020 - 2025 годов. Основная задача третьего этапа промышленной политики - существенное повышение технологического уровня и инновационного потенциала ведущих отраслей промышленности путем использования отечественных научно-технических достижений. Эту задачу можно решить только в том случае, если уже в рамках первого этапа будут приняты меры по выявлению приоритетных направлений прикладных исследований и обеспечена концентрация ресурсов. При этом речь идет не о производстве абсолютно новых знаний и не о фундаментальных открытиях, а об использовании уже имеющихся заделов в прикладной науке.

К началу данного этапа ресурсно-технологические дисбалансы в экономике России будут в основном ликвидированы, исчезнет соответственно и необходимость в резких структурных маневрах.

Основным инструментарием реализации промышленной политики на третьем этапе должны быть косвенные методы регулирования: экономические, социальные, экологические и т.п.

Изменяются и приоритеты промышленной политики. Если на первом этапе основными приоритетами выступают преодоление спада и расширение производства, на втором - повышение эффективности производства и обновление производственной структуры, то на третьем этапе приоритеты будут смещаться в сторону оперативного обновления номенклатуры выпускаемой продукции, повышения ее качества, а также развития и внедрения безопасных и экологически чистых технологий, хотя эти приоритеты в той или иной степени должны присутствовать и на первом, и втором этапах.

Если проследить в общих чертах историю становления экономики информационного производства, то можно обнаружить три основных ее теоретических и методологических источника.

Первый из них образуют работы, посвященные изучению системы производительных сил, закономерностям экономического роста в эпоху научно-технической революции и его общесистемным основаниям. Данный источник обогатил информационную экономику исследованием экономического роста с позиций общей теории организации, теории принятия решений, кибернетики, общей теории систем и т.д. Сюда же относятся и первоначальные попытки количественной оценки вклада информационного производства в экономический рост.

Второй источник информационной экономики составляет экономика НИОКР, понимаемая как экономика научных учреждений и подразделений, осуществляющих НИОКР. К этому же источнику относятся работы, рассматривающие макроэкономические и структурные аспекты экономики НИОКР, например, проблемы государственного финансирования НИОКР и стимулирования научных исследований и разработок, воспроизводственные пропорции, определяющие долю фундаментальных и прикладных научных исследований, и т.д. Именно здесь впервые научная информация была рассмотрена как продукт труда соответствующих институциональных образований, предназначенный для потребления другими субъектами хозяйствования, и вследствие этого изучены закономерности общественного движения информации.

Третьим источником информационной экономики выступает экономика ремонта и модернизации оборудования, в практической плоскости поставившая проблему износа и обновления научно-технической информации. Данный источник оказал, пожалуй, наименее заметное воздействие на формирование экономики информационного производства в ее современных очертаниях, и методологические резервы этого источника остаются пока во многом недооценёнными, несмотря на выросшее из него мощное направление - технологический менеджмент. В этом же русле развиваются идеи, составляющие основу экономики технологических сдвигов и технико-экономического макроанализа, рассматриваемых большинством западных экономических доктрин как один из источников эволюционного подхода к изучению социально-экономических систем.

Создание эффективного механизма инновационной деятельности и формирование информационной экономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке. Современная Россия обладает уникальными национальными ресурсами, которые будут способствовать формированию информационной экономики, конечно при правильном и разумном управлении ими.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...