Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспективы развития информационной экономики в РФ




 

Новая эпоха, которую называют веком информации, эрой знания, информационным обществом, когда именно информация и знание становятся наиболее важными факторами успеха, уже наступила. Однако, она принесла с собой не только множество новых возможностей для развития, но и ряд новых рисков.

Новая экономическая эпоха связана с включением в бизнес - процессы и экономические отношения высокопроизводительных инструментов обработки информации. Сегодня становление новых методов хозяйствования на основе информационных технологий происходит во всем мире, это эволюционный процесс, который имеет своих лидеров и периферию. Лидерами информационных преобразований являются США, Великобритания, Япония. Россия все же имеет более низкий уровень включения информационных технологий в бизнес - процессы и экономические отношения по сравнению с развитыми странами. Обладая высоким интеллектуальным, творческим и ресурсным потенциалом, она способна сформировать собственную независимую систему информационной экономики.

Информационная экономика в России формируется не первично, она окружена зрелой информационной оболочкой развитых стран, поэтому многие процессы становления здесь имеют свою специфику. В управлении информационными преобразованиями требуется особый подход, учитывающий национальные, культурные, экономические и социальные особенности России.

Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики информационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.

 На практике инновации пока слабо влияют на экономику. Крупный бизнес в России относится к одним из самых вялых, незаинтересованных участников инновационных процессов. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Низка интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9% (аналогичный показатель в Швеции 5,5%, в Германии - 4,7%).

За рубежом доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на научные исследования и разработки превышает 65 %, а в среднем по странам ОЭСР приближается к 70 %. В России ситуация обратная: за счет корпоративного сектора финансируется лишь 20 % затрат на НИОКР.

На протяжении 2000 х гг. внутренние затраты на исследования и разработки в РФ в абсолютных цифрах неуклонно возрастали, и увеличились с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд рублей в 2009 году. В итоге Россия входит в первую десятку ведущих стран мира по общему объему таких затрат, хотя и существенно отстает от лидеров по такому показателю как доля затрат исследования и разработки в ВВП (1,24% по сравнению с 2,77% в США, 2,64% в Германии и 4,86% в Израиле).

Недостаточно развита система частно-государственного партнерства в реализации инновационных проектов бизнесом: доля организаций, получающих финансирование из бюджета на эти цели, составляет в России 0,8% (в Германии - 8,8%, в Бельгии - 12,7%). Также недостаточная поддержка оказывается развитию малого инновационного бизнеса.

Одной из основных проблем инновационного развития регионов является трудность наращивания объема инвестиций (особенно иностранных) в несырьевые отрасли экономики (машиностроение, приборостроение, перерабатывающие отрасли промышленности и сельского хозяйства, легкую промышленность и т. п.), то есть в те отрасли, которые определяют уровень экономического развития страны. В настоящее время крупные российские инвесторы вкладывают средства лишь в сырьевые отрасли экономики, стремясь получить из природных ресурсов как можно больше прибыли и как можно скорее.

Этот же подход демонстрируют и иностранные инвесторы. Однако, такое вложение инвестиций не должно быть доминирующим стратегическим направлением экономического развития России. Одним из основных направлений инвестирования должны быть фундаментальные научные исследования и разработка на их основе принципиально новых наукоемких технологий производства товаров и услуг.

В числе основных причин низкой инновационной активности экономики можно назвать следующие: низкое качество управления на микро - и макроуровне; недостаточное развитие научного обеспечения управления; индифферентность предпринимательского сектора к науке и инновациям, ориентация на получение максимальной прибыли в краткосрочном периоде; отсутствие системного инновационного законодательства; коррупция при размещении заказов на выполнение НИОКР; малая результативность научной и научно-технической деятельности, отсутствие активного рыночного спроса на результаты интеллектуальной деятельности; дефицит квалифицированных кадров вследствие диспропорций в развитии системы профессионального образования по уровням знаний и отраслевой структуре, а также низкое качество их подготовки; высокая стоимость нововведений и экономический риск.

Одной из главных причин технологического отставания страны заключается в том, что идеи инновационного развития, активно взятые на вооружение мировым сообществом, в Российской Федерации все еще остаются на периферии реальных приоритетов социально-экономического развития государства.

В связи с этим для российских регионов представляется важным встраивание экономики на информационный путь развития. Представляется, что реальным механизмом, обеспечивающим и ускоряющим этот переход, должно стать формирование отечественной инновационной системы как целостной совокупности взаимодействующих организаций и социальных институтов, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического развития и роста.

Построение инновационной системы невозможно без формирования в российских регионах центров инновационной активности - опорных территориальных научно-технологических комплексов, ориентированных на освоение и широкую диффузию в производство инноваций в интересах его технологической модернизации и улучшения качества продукции.

Представляется, что создание в российских регионах центров инновационной активности (инновационных территорий, научно-технологических парков, центров трансферта технологий и др.) - одно из обязательных условий технологической модернизации экономики и повышения её конкурентоспособности. На сегодняшний день, процесс формирования инновационных территорий затронул, прежде всего, регионы с высоким научно-техническим потенциалом.

Обеспечение в РФ повышения инновационной активности и превращения научно-технического потенциала в действенный фактор экономического обновления и технологического развития общества возможно лишь при условии перехода от политики точечных мер государственной поддержки инновационной деятельности к политике наибольшего ей благоприятствования. Реализация такой стратегии предполагает создание в России и регионах инновационной системы, основными элементами которой являются предприятия, производящие высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию.

Проведем сравнительный анализ на основе рейтинга инновационного обзора ЕС, согласно которому страны мира подразделены по результатам информационной деятельности на 4 группы:

1) Группа инновационных лидеров, к ним относятся: Дания, Финляндия, Германия, Израиль, Япония, Швеция, Швейцария, Великобритания и США;

) группа стран, догоняющих инновационных лидеров, а именно: Австрия, Бельгия, Канада, Франция, Исландия, Ирландия, Люксембург и Нидерланды;

) группа «скромных новаторов», в числе которых: Австралия, Кипр, Чехия, Эстония, Италия, Норвегия, Словения и Испания;

) группа отстающих стран, это: Болгария, Хорватия, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния и Словакия.

 

Таблица 1. Показатели инновационной активности в России и странах ЕС.

  Россия ЕС Лидеры: Дания Догоняющие лидеров: Бельгия «Скромные новаторы»: Чехия Отстающие: Болгария
Доля работников, занятых в инновационно-активных организациях, % 36,0 42 52 51 41 16
Доля выручки инновационно-активных организаций в общей выручке, % 48,0 - 83,0 80,7 65,6 39,7
Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, % 9,0 - 20,0 8,0 14,0 6,0
Доля инновационной продукции в выручке, % 5,5 - 16,1 17,8 25,1 36,2
Интенсивность затрат на технологические инновации, % 1,44 - 3,81 4,09 2,69 0,89

 

Из таблицы видно, что показатель доли информационной продукции в выручке в России ниже того же показателя у стран - лидеров более, чем в три раза. Есть два показателя, по которым российские компании немного превышают группу отстающих европейских стран. Это доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленности, составившая в 2007 году 9% по сравнению с 6% в группе отстающих стран, и интенсивность затрат на технологические инновации (1,44% по сравнению с 0,89% у отстающих стран).

Согласно статистическим данным Министерства образования и науки РФ за 2008 г. показатель интенсивности инновационных расходов в России приравнивается в добывающей промышленности к Ирландии (1,44% и 1,86% соответственно), в пищевой промышленности - к Италии (0,83% и 1%), в деревообработке - к Испании. Россия по показателю интенсивности инновационных расходов в химической промышленности (4,49%) находится между Францией (3,62%) и Германией (7,98%). В машиностроении этот показатель ближе всего к Франции (1,83% с 1,92%). Высокотехнологичные отрасли по этому показателю намного отстают от стран - лидеров, но приближаются к группе «скромных новаторов».

Россия по структуре затрат на технологические инновации ближе к группе «скромных новаторов», у которых преобладают расходы на приобретение машин и оборудования, тогда как у лидеров преобладают затраты на собственные и заказные НИОКР, доля которых достигает 80%.

Правительство России подготовило в марте 2011 г. «Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», которая предлагает новую перспективу национальной экономики. Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, включая органы государственной власти всех уровней, науку и предпринимательский сектор, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки, поддержки коммерциализации разработок. Согласно этому документу, РФ должна достигнуть передовых показателей в области инноваций. В соответствии с полученными прогнозами коэффициент изобретательской активности возрастет с 1,95 в 2010 г. до 4 в 2020 г. В этот период также прогнозируется увеличение удельного веса затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг с 1,39 % в 2010 г. до 2,5 % в 2020 г. Одновременно прогнозируется существенный рост экспортного потенциала российского сектора науки, технологии и инноваций: ожидается рост удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме экспорта с 7 % в 2010 г. до 15 % по наиболее оптимистическому сценарию в 2020 г. Одним из ожидаемых результатов реализации комплекса мер по стимулированию развития науки, технологии и инноваций в России является изменение места России в рейтинге стран мира в области развития информационного общества. По оценкам, этот показатель сместится до 18-го места к 2020 г.

Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, характеризующийся следующими значениями основных показателей:

)   увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40 - 50 % к 2020 году (в 2009 году - 9,4 %);

)   увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5 - 10 % в 5 - 7 % и более секторах экономики к 2020 году;

)   увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2 % к 2020 году (в 2008 году - 0,25 %);

)   увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17 - 20 % к 2020 году (в 2009 году - 12,7 %);

)   увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25 - 35 % к 2020 году(в 2010 году - 4,9 %);

)   повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5 -3 % валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010 году - 1,3 %), из них больше половины - за счет частного сектора;

)   увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3 % к 2020 году (в 2010 году - 2,08 %);

)   увеличение количества цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки», до 4 ссылок к 2020 году (в 2010 году - 2,4 ссылки на статью);

)   увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов до 4 единиц (в 2010 году - 1 вуз);

)   увеличение количества патентов, регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии, до 2,5 - 3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году - 63 патента);

)   увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25 %.

Общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста в результате повышения производительности труда и эффективности производства во всех секторах экономики, расширения рынков и повышения конкурентоспособности продукции, создания новых отраслей, наращивания инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления.

Предполагается что инновационное развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх инерционного сценария развития начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала (прежде всего в образование и фундаментальную науку), а также в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Для достижения поставленных целей за последние годы увеличено финансирование науки за счет средств государства, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Значительные усилия предприняты в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности - технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - уже введены и продолжают вводиться необходимые налоговые льготы. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.

Сложившиеся в российской экономике тенденции, а также существующие перспективы и проблемы позволяют выделить как минимум три возможных варианта стратегии инновационного развития страны.

. Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Этот вариант предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Этот вариант с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы, усилению зависимости экономики от иностранных технологий.

. Вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок. Сектор фундаментальной и прикладной науки сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение. Для России догоняющий путь развития означает массовое заимствование рядовых для мирового рынка, но передовых по российским стандартам технологий в качестве первого этапа технологической модернизации.

Преимущества догоняющей стратегии:

минимальные инновационные риски в связи с использованием готовых технологий;

более короткие сроки реализации инновационных проектов;

развитие технологий в базовых секторах может привести к появлению новых высокотехнологичных секторов;

решение о выборе технологий принимает конкретный бизнес, а не государство, что защищает от неверных решений.

. Вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Потенциально Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, атомной и водородной энергетике, биомедицинских технологиях, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других. Этот путь, более привлекательный как с экономических, так и с политических позиций, одновременно является существенно более затратным.

Для России в современных условиях оптимальной является смешанная стратегия, с элементами стратегии лидерства в некоторых сегментах, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющей стратегии в большинстве секторов экономики и промышленности.

Для достижения поставленных задач необходимо повышение уровня инновационной активности бизнеса. Основные направления стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:

предоставление на конкурсной основе компаниям субсидий по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;

прямое стимулирование компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;

поддержка развития науки в рамках предприятия;

использование инструментов налогового стимулирования инновационной активности предприятий;

развитие инновационной инфраструктуры;

совершенствование системы экспорта высокотехнологичных товаров и услуг и импорта отдельных зарубежных технологий, обладающих высоким потенциалом для распространения в экономике.

Несмотря на существующие проблемы, некоторые крупные российские компании выстраивают собственные инновационные проекты, однако большинство из них призваны усилить существующие конкурентные преимущества или сократить технологическое отставание от зарубежных конкурентов, а не занять новую рыночную нишу. Крупнейшими инвесторами в инновационные проекты являются такие компании, как ОАО «Русгидро», ЗАО «Комплексные энергетические системы», ОАО «Ситроникс», ОАО «Навигационно-информационные системы», корпорация «Росатом» и другие.

Таким образом, в инновационной политике РФ имеют место позитивные тенденции. Однако в масштабах экономики страны эффект от инновационной деятельности отдельных предприятий практически не заметен.

Цели политики реализуются не в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно. В российской экономике, бесспорно, имеют место инновационный процесс и инновационное развитие, но их наличие не дает основания считать, что российская экономика является информационной. В настоящее время основными условиями, определяющими благосостояние индивида, являются его воспитание и образование.


 

Заключение

На основании проведенного курсового исследования можно сделать следующие выводы.

В первой главе были рассмотрены теоретические основы становления и развития информационной экономики. В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения постиндустриального, информационного общества. Сущность информационного общества - это расширение границ общения во всех сферах человеческой деятельности. Основа нового общества - информационная экономика - это современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладанием информационных продуктов. Информационные технологии, компьютеризированные системы и высокие производственные технологии являются базовыми системами информационной экономики. Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах проектов сложных инновационных систем.

Во второй главе информационная экономика была рассмотрена как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан, так же были рассмотрены перспективы развития информационной экономики в РФ. Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. В развитых странах уже наблюдается становление информационного общества, основанного на развитии креативного благосостояния.

Так же во второй главе были рассмотрели некоторые проблемы перехода России к информационному обществу. Можно отметить, что несмотря на то, что Россия признается страной, готовой к переходу к информационной экономики, существует ряд некоторых проблем, без решения которых этот переход невозможно осуществить. К числу этих проблем можно отнести: отсутствие высококвалифицированных кадров, малая инновационная активность, утечка человеческого капитала за рубеж, отсутствие полной компьютеризации населения, ограниченный доступ к мировым информационным сетям, отсутствие стратегии развития т.д.

Создание инновационной экономики должно стать стратегическим направлением развития нашей страны в первой четверти XXI века.

Российское правительство предпринимает меры, которые направлены на решение этих проблем, и проводит политику по привлечению инвестиций в отрасли высоких технологий.

В основе инновационного типа развития лежат целенаправленный поиск, подготовка создания и реализации наукоемких нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, уровень удовлетворения потребностей общества и его членов, обеспечить улучшение жизнедеятельности общества, включая высокую степень социальной защищенности личности. Инновационный тип развития, базируясь прежде всего на постоянно наращиваемой мощи, возможностях и силе науки, техники, высоких технологий и компьютеризации, становится доминирующей линией в развитии современной цивилизации. Сохранение природной среды и подъем жизненного уровня населения, повышение общей производительности экономики, создание новых отраслей промышленного производства, сферы услуг, улучшение качества обслуживания и рост конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, сокращение торгового и товарного дефицита должны стать следствием формирования и развития инновационной экономики.


 

Список используемой литературы

1. Проект «Инновационная Россия 2020» (Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года) Минэкономразвития России Москва, 2010.

2. Распоряжение от 8 декабря 2011 г. №2227-р Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685

.   Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/.

4. Быковский В.В., Мищенко Е.С., Быковская Е.В. и др. Управление инновационными проектами и программами: учеб. пособие / Тамбов, 2011. 104 с.

.   Валинурова Л.С., Евтушенко Е.В., Казакова О.Б., Кузьминых Н.А., Мазур Н.З. Институциональное обеспечение региональной инновационной системы: монография / - Уфа: БАГСУ, 2010. - 201 с.

.   Верминенко Ю.В. Социология социальных проблем как актуальная отрасль современного социального знания // Журнал российской социологической ассоциации «Социология». - 2008. - № 2.

.   Вукович Г.Г. Диалектика закономерностей эволюции природной системы и экономической цикличности развития социума // Экономика устойчивого развития. 2011. № 7. С. 27−32.

.   Гамидов Г.С. Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации. - 2009. - № 1.

.   Дагаев А.А. Экономический рост и глобализация технологического развития// Менеджмент в России и за рубежом. - 2008.- № 1. - С.24-37.

.   Демина М.П. Переход к постиндустриальной стадии развития и формирование элементов индустриальной экономики//Макроэкономика: Актуальные направления и проблемы развития. Иркутск, 2008.

.   Демина М.П. Становление и качественные особенности информационной экономики//Социальные ориентиры российской экономики в век информатизации: сб. науч. тр. Иркутск, 2008.

.   Иванова Н. Финансовые механизмы научно-технической политики. - Международный журнал проблемы теории и практики управления. - http://www.ptpu.ru/default.asp

.   Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М., 2010.

.   Корчагин Ю.А. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - Информационный ресурс развития общества. - Воронеж. - Вестник ЦИРЭ, 2010, № 7.- С. 31.

.   Львов Д.С. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы Российской экономики / - М., 2009.

.   Мелюхин И.С. Проблемы формирования основ информационного общества в России// Проблемы информатики.- 2010.- № 6.- с. 18-21.

.   Миронова. В. В. Станут ли инновации ключевым звеном интеграции России в мировое хозяйство? [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/forum2011/21/24

.   Михайлович Б.А. Информационная экономика как основа новой экономической системы. Автореферат

.   Мухамедьяров А.М., Диваева Э.А. Региональная инновационная система: развитие, функционирование, оценка и эффективность / Уфа: АН РБ, Гилем,2010. - 188 с. - ISBN 978-5-7501-1120-6

.   Наука России в цифрах: 2008. Статистический сборник. М.: ЦИСН, 2008.

.   Нестеров Л.И. Перспективы повышения уровня жизни в России // Вопросы статистики. - 2010.

.   Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Книга 1. Информационная Вселенная: Информационные основы экономического роста. Москва - Кострома, 2008. - 163 с.

.   Попов А.И. Инновационная экономика: лекция / сост.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 24 с. - 100 экз.

.   Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. -«ЭКЗАМЕН», 2009, с.: 254.

.   Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Вопросы экономики. 2011. № 5. С. 25-38.

.   Хажеева М.А. «Информационная экономика как основа экономического роста и повышения уровня благосостояния граждан», - Известия ИГЭА. 2010. №4 (72).

.   Хижа Г.С. Информационное общество и его экономическая система: Сборник докладов на Всероссийской конференции "Будущее России - создание информационного общества XXI века". /Г.С. Хижа.-М.: 2009.

.   Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Индекс готовности регионов России к информационному обществу/ - М.: Институт развития информационного общества, 2009. - 256 с.

.   Эрхард Л. Благосостояние для всех: репр. воспр.: пер. с нем. М., 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...