Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская философия 2-й половины XIX века, ее особенности и своеобразие.




Исторические условия: 1. Феодальные отношения оставались весьма прочными и укоренены в жизни страны.Несмотря на это, во второй половине 19 века в экономике энергично сталпробивать себе дорогу капитализм. 2. Почти весь этот период отмечен войнами, которые вела Россия:война Крымская, русско-афганский конфликт, русско-иранская, трирусско-турецкие, русско-японская войны, первая мировая война. Постоянныевосстания и народные выступления, целая серия революций. Поэтому: Вся мыслящая часть общества была охвачена проблемами перспектив его развития,все мечтали о переменах. Всеобъемлемость наступающего кризиса диктовалавсеобъемлющего философского анализа, ситуаций и перспектив развития страны,т.е. решение вопроса «По какому пути развития идти России?» Решение этого вопроса нашло своё отражение в русской философии этого периода. Характеристика философии 19 века. 1. 19 столетие по праву называют «золотым веком» русскойфилософии. Это был классический период в истории русской философской мысли,эпоха универсализма (многообразие) в ней (западники и славянофилы, радикалы илибералы, народники и социалисты, крестьянские и буржуазные философы,демократы, идеалисты и материалисты, религиозные ортодоксы и реформаторы).2. В это время философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературы. Философия и литература 19 века образовали весьмаоригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественнойдуховной культуры.3. Русская философия - это философия предупреждения. Еёлейтмотив - нравственное вето на любой «прогресс», любой социальный проект,если они рассчитаны на принуждение, насилие над личностью.4. Проблемное поле русской философии 19 века распадается на три сравнительно автономные, но тесно взаимодействующие сферы: -сфера познания («вера» - «знание»)-сфера действия («аполитизм» - «революционаризм»)-сфера нравственности («альтруизм» - «эгоизм»)В каждой из этих сфер присутствует альтернативная ориентация наопределённый идеал: -в сфере познания - это идеал рациональности или духовности(задаваемые наукой или религией)-в сфере действия (социальной) - идеал социальности: монархия илидемократия (либерализм, социализм, анархия)-в сфере нравственности - идеал человека, определяемый:а) с помощью определённых форм коллективности - государство, народ,община, церковь;б) посредством личных атрибутов - природа человека, нравственноечувство, разумность. Т.о. русская философия 19 века предстаёт как многообразие философскихучений, организованных вокруг двух полюсов:1) философия тотальности (коллективности, целостности)2) философия индивидуальности.Толчком к разделу русской философии на два полюса послужила историософия П.Я.Чаадаева. Пётр Яковлевич Чаадаев (1894-1856 г.г.) одним из первых в прошлом столетииподнял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы,о русском национальном самосознании.-Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и её достижения, с сожалениемписал об отставании России от «общего движения», т.к. считал, что истинныйпрогресс зиждется на истинном христианстве, которым являетсятолько католицизм.-Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальноморганизме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов,жизнь по расчёту. -Чаадаев размышлял об особой роли России в мире. Эта роль должнасостоять в том, чтобы «дать миру какой-нибудь важный урок», «...мы призванырешить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей,возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимаютчеловечество». Этой пророческой максимой он стремился преодолеть отчуждённостьсвоей историософии от исторической почвы, придать ей характер национальногоидеала.-По Чаадаеву основную роль в развитии общества играет Божественноеоткровение, которое должно вдохновлять человечество к построению ЦарстваБожия на земле. Для будущего «Царства Божьего» свойственны равенство, свободаи демократия. Именно поэтому оно может быть определено как социалистическое,ибо «социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы егопротивники». «Славянофильство» и «западничество». 1) Славянофильство: Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада,самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин«славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественнополитические позиции). Славянофилы: -Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)-Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)-Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860)Были выразителями идеи самобытности русского национального самосознания. Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности:- Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.- Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигательисторического процесса; -Монархия - идеальная форма государственного устройстваРоссии, наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа;- Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основаобщества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;- Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного(«хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание,соединение всех сил ради общего дела.- Русский народ - это особый народ (народ - богоносец), призванныйк высокой роли в мире. Вывод: -По сути дела, славянофильство - это философия религиозноокрашенного коллективизма.-Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл вразвитии. -Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютнымценностям - авторитету религии и церкви, государству, своему народу.2) Западничество: В полемике со славянофилами складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к тем или иным формам западничества. Западники: -Александр Иванович Герцен (1812- 1870)-Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)-Тимофей Николаевич Грановский (1813- 1859)-Николай Гаврилович Чернышевский (1828- 1889)Были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.1.Они активно выступали за европеизацию страны, т.е. ликвидациюфеодально- крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути.2.Считали религию и церковь тормозом общественного прогресса.3.Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительноотносились к правовым нормам общества.4.Основной ценностью общества для них является индивид, агосударство прозвано защищать его права и свободы.5.В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственногоправления. В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии:- Традиции славянофилов продолжили почвенники: -Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864)-Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881)-Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885)-Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891)- Традиции западников - народники. -Петр Лаврович Лавров (1823- 1900)-Петр Никитич Ткачев (1844- 1886)-Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876)А) «Почвенники» - философское направление, для которого главнойбыла идея о «национальной почве» как основе социального идуховного развития России.1) Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой (сфера познания), поскольку искусство истетично и полнее угадывает потребностиэпохи и дух народа. Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия,только высший градус её».2) Их отличала также религиозная ориентированность философии. Достоевский построил целую концепцию делящую историю человечества на 3 стадии:- Патриархальность (естественная коллективность)- Цивилизация (болезненная индивидуализация)- Христианство как синтез предыдущих.3) Отвергали капитализм и социализм как путь развития России. 4) Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», вкоторой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна статьпервой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности(религию. науку, политику, экономику).Б) «Народники»: -сохранили веру в науку-считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишьчерез деятельность героев, способных повести за собой бессознательноемассовое движение.В результате идейных исканий путей развития России в середине 80-х г.г. 19столетия в русской философии образуется два мощных направления: 1-й: Русский религиозный ренессанс конца 19 - начала 20 века. 2-й: Русский Марксизм. Как отмечал русский философ Н.А. Бердяев:«Интелегенция раскололась на две расы: на одном полюсе сконцентрировалась«культурная элита», жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, надругом - «силы революции, вдохновлявшиеся идеями русского радикализма имарксизма». Это были будущие богоискатели и большевики». 1-е направление: Русский «религиозный Ренессанс» (русское богоискательство). Логика развития мысли неотвратима: сперва славянофильство породило религиозное реформаторство, а последнее,в свою очередь, породило русское богоискательство, т.к. необходимо было новоеоткровенное о человеке, новое религиозное сознание.Это направление было самым плодотворным как по числу последователей, так и пообъему и разнообразию созданных произведений:-Владимир Сергеевич Соловьев (1853- 1900)-Николай Александрович Бердяев (1874- 1948)-Сергей Николаевич Булгаков (1871- 1944)-Николай Онуфриевич Лосский (1870- 1965)-Павел Александрович Флоренский (1882- 1943)-Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866- 1938) Характеристика философии 1. Духовным источником религиозной философии явилось православие как специфический духовный и жизненный уклад.2. В центре её внимания находилась тема Бога и человека,взаимоотношения между ними.3. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций были осмыслены такие проблемы, как:-природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;-гуманизм и его кризис;-смысл человеческой истории;-ряд важных социальных вопросов. I) Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию истремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственноеустройство.Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их какучения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик.Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позицииобъективного идеализма. Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Богвоспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи,т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этотфизический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной иидеальной субстанциями.Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога- познание через веру. В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии. Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри ируководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принципдолжен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего егоможет осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианскийпринцип «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые инациональные противоречия, православной, католической и протестантской церквинеобходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия,образовав вселенскую теократию.Последней работой В. Соловьева стали «Три разговора о войне, прогрессе иконце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно-философского учения Л. Толстого.Его обращение к проблеме мирового зла предстает как закономерное, ибо еёвсестороннего исследования оправдание добра оказывается неполным.Исследуя мировое зло В. Соловьев последовательно опровергает тезис онепротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном насовершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет измира людей. II) Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философиибыла фигура Н.А. Бердяева. 1. Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки,которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.2. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепциюмиростроения, ориентированную на человека:-В качестве первореальности выдвигается история и природа. Они вечны и включают в себя несотвореннуюсвободу. -Всё зло в мире истекает из этой свободы (Зло - этоиспытание, посланное людям благим Богом).- В итоге - Бог мир создает, Себя в мире проявляет, но не управляет миром.- Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.- Богу нужен человек, как покаявшийся грешник, стремящийся кбогочеловеческому образцу.- Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу,конец света, страшный Суд.- В результате наступит новый мир - вечное царство свободы и духа,человеческое бессмертие.3. Личность у Бердяева представляет собой сосредоточениеиндивидуальных духовных сил и сферу свободы. Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремитьсяпоработить личность, включив её в какую- нибудь общность. Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумеваетсяверховенство личного начала над коллективным. Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитиефранцузского экзистенциализма. III) С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснованиецелостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены нарелигиозных началах. IV) Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построитьтеорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта.Центральный элемент мира - личность. V) П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскуюпроблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединствеи учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мираосновывающееся на нравственном учении личности. 2-е направление: Русский марксизм. В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массовогоразочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русскиемарксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разныхориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всемим казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народническойутопии превратился в настоящую теорию.1. Ортодоксальный марксизм. Возникновение марксизма в России связывают с творчеством ГеоргияВалентиновича Плеханова (1858- 1918).-он посвятил большинство своих трудов историко- философскому, гносеологическомуи социологическому аспектам материалистического понимания истории, т.к. считал что именно в этом теоретическом построении сосредоточеноцентральное ядро марксистского учения в целом;-осуществил первые попытки научного социального предвидения;-определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей;-предложил диалектико- материалистическую модель революционных процессов всоциальной сфере;-разработал учение о роли народных масс и личности в истории.2. «Легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л.Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критикенародничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам: -неприятия насильственных средств борьбы;-в теории- * неприятием подавления личности обществом* несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.3. Философия большевизма. Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924). Новое в марксизме. а) В социальной философии:1) Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного развитиякапитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победесоциализма «первоначально в одной или нескольких странах».2) Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и его авангарде- коммунистической партии. 3) Разработано учение о примате политики над экономикой (особенно в переходные периоды)4) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армиинового типа». б) В диалектическом материализме:В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по- новомусформулировал определение материи (в отличие от механистическойтрактовки её Ф. Энгельсом). в) В диалектике:-Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)».«Диалектика и есть теория познания (Гегеля и марксизма)», а стал быть,философского материализма.-Введен принцип примата практики над теорией. Вывод: 1) В целом теоретические философские и социально- философские произведенияВ.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»; «Философские тетрады»,«Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатилимарксистскую теорию.2) Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянноезаимствование его идей являются косвенным доказательством их оригинальности.Кроме этих 2-х течений, универсализм русской философии проявился вналичии других течений: 1) Философия права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека (Б.Н.Чечерин).2) Естественно- научный материализм (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов).Был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжалтрадиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.3) Русская космическая философия (К.Э. Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л. Чижевский). Они отстаивали идеи:-единства человека и космоса, космической природы человека;-его бессмертия и безграничных возможностей, благодаря нравственномусовершенствованию и росту научных знаний. Военные вопросы в произведениях русских философов. В русской философии спектр отношения к войне, как крайней форменасилия, чрезвычайно широк:-от полного её отрицания в любых формах-до признания её главным двигателем прогресса. Тем не менее есть два общих аспекта рассмотрения этой проблемы: 1-й - попытки нравственной оценки войны (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский,Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев); 2-й - подходы к возможности или невозможности оправдания насилия и войныдля осуществления мессианского предназначения России, а также выбора еёисторического пути (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, В.И. Ленин). Выводы: 1. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейныхисканий исторического пути развития России.2. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победилазападная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теориюмарксизма- ленинизма.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...