Политическая реформа и её результаты
С самогоначала своих реформ Горбачев начал проводить кампанию «гласности», в рамках которой средствам массовой информации было разрешено вести критику действий наиболее одиозных, скомпрометировавших себя руководителей. Характерными примерами стала критика в адрес первого секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова и его окружения, первого секретаря ЦК КП Казахстана Кунаева и др. Вскоре стало ясно, что кампания «гласности» имеет свою собственную динамику и ведет к результатам, которые не входили в планы Горбачева. В прессе нарастала волна критических материалов, концентрировавших внимание на ошибках партии. В итоге вся деятельность партии представала в черном цвете. Формировалось негативное отношение людей к истории всего советского периода. Однако было и еще одно, даже более критическое, следствие кампании «гласности». В ряде республик кампанией «гласности» умело воспользовались националистические силы, которые стали разжигать межнациональную рознь в СССР. В результате кампания «гласности» очень осложнила для Горбачева задуманные им политические реформы. Суть политических реформ состояла в демократизации политической системы и в создании правового государства, т.е. государства, в котором закон стоял выше власти любого уровня, осуществлялся принцип верховенства закона над властью. Для этого надо было ликвидировать прежнюю традицию проводить безальтернативные выборы депутатов в органы государственной власти. А это означало допущение политического плюрализма в стране. Речь шла о плюрализме в рамках социалистической идеологии. Летом 1988 XIX Всесоюзная конференция КПСС рассмотрела концепцию политических реформ и приняла решение о превращении Верховного Совета в более узкий по составу, но постоянно работающий парламент, который бы формировался из состава стоящего над ним Съезда народных депутатов СССР. При этом парламент ежегодно обновлялся на 1/4 часть от своего состава. С тем, чтобы обеспечить партийной элите гарантированное попадание в число народных депутатов, было решено, что одна треть народных депутатов СССР должна избираться от всех крупных общественных организаций по установленной квоте. Очередные выборы предлагалось провести на состязательной основе, допустив к участию всех кандидатов, которые будут выдвинуты в соответствии с избирательным законом.
Предложения партийной конференции вскоре стали государственным законом. В марте 1989 в стране состоялись выборы народных депутатов СССР по новой схеме. В ходе выборов почти все высшие партийные руководители КПСС были избраны на Пленуме ЦК на безальтернативной основе по квоте, отведенной для КПСС. Такая практика вызвала рост недоверия общества к правящей партии, а рядовых коммунистов - к партийному руководству. В результате на выборах народных депутатов СССР в территориальных округах типичной была картина борьбы за мандат между партийным руководителем того или иного ранга и рядовым коммунистом, выступавшим за более решительные реформы. Как правило, партийные руководители оказались неизбранными. В итоге возникла группа радикально настроенных народных депутатов, в большинстве своем являвшихся коммунистами, но стоявшими в оппозиции к партийному руководству. Вскоре эта группа оформилась в Межрегиональную депутатскую группу во главе с Б.Н. Ельциным, А.Н. Сахаровым, Г.Х. Поповым, А.А. Собчаком, Ю.Н. Афанасьевым. Главной политической фигурой в группе был Б. Ельцин, бывший партийный функционер с 30-летним стажем, который в тот момент уже выступал как ярый оппозиционер по отношению к М. Горбачеву. Ельцин получил широкую популярность в стране как борец с привилегиями партийно-государственной бюрократии. Главный лозунг, с которым он шел в массы – требование социальной справедливости. Вторым лозунгом, который выдвинул академик А. Сахаров, был лозунг «Вся власть Советам!». Этот лозунг отражал требование о передаче рычагов реальной власти из рук партийных органов в руки Советов, представительных органов власти всего народа.
Позиции этой группы в союзных органах власти были слабыми. Большинство депутатов поддерживали линию М.С. Горбачева. Однако в ряде вопросов оппозиция вела за собой большинство депутатов. Именно под ее влиянием было принято решение об изменении 6 статьи Конституции СССР, которая законодательно закрепляла за КПСС руководящую роль в государстве. Это положение было исключено из Конституции. В 1990 расстановка сил в стране существенно изменилась связи с проведением выборов депутатов в республиканские и местные Советы. Эти выборы проходили на основании нового избирательного закона без квоты для общественных организаций. Выборы проходили в условиях открытого перехода части работников СМИ на антикоммунистические позиции. Их деятельности способствовал новый «Закон о печати», который формально устранил всякую политическую цензуру. В республиках выборные кампании умело использовались националистами, которые убеждали население в необходимости создания собственной независимой государственности. Рост сепаратизма. В результате на выборах в ряде союзных республик, особенно в Прибалтике, к власти пришли сепаратисты. 11 марта 1990 новый состав парламента Литвы принял акт «О восстановлении независимости Литовского государства». 15 марта Ш съезд народных депутатов СССР квалифицировал действия парламента Литвы как незаконные, а принятый акт был признан недействительным, но решительных мер не последовало. Тогда 30 марта Верховный Совет Эстонии заявил о незаконности государственной власти СССР в Эстонии с момента ее установления. 6 мая Верховный Совет Латвии заявил о восстановлении независимости Латвийской республики. Сепаратистские настроения были сильными и в Грузии, где 9 марта 1990 Верховный Совет Грузии принял Постановление «О гарантиях защиты суверенитета республики». Постановление, по сути, денонсировало договор между Грузией и РСФСР от 1921 и Союзный договор 1922, хотя и не содержало жестких формулировок о выходе Грузии из состава СССР.
В этих условиях М. Горбачев согласился с идеей подготовки и заключения нового Союзного договора. Идея была опасна, ибо открывала возможность отказа ряда республик от подписания нового договора. В России на выборах народных депутаты РСФСР весной 1990 сторонники Ельцина получили около трети мест, но они смогли добиться того, что на первом съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 Б. Ельцин был избран на пост Председателя Верховного Совета РСФСР. Во многом благодаря авторитету Ельцина делегаты первого съезда народных депутатов РСФСР приняли 12 июня 1990 Декларацию о суверенитете РФ. В ней не было упоминания о действующей Конституции СССР, объявлялся суверенитет России, и говорилось о возможной передаче части полномочий союзным органам власти после подписания нового Союзного договора. Большинство делегатов съезда принимали декларацию о суверенитете России не с целью разрушения союзного государства, а с целью поднятия статуса России и своего собственного статуса в условиях нараставшего процесса суверенизации в союзных республиках. Однако российская Декларация на деле сильно подтолкнула процесс суверенизации: аналогичные декларации в течение полугода приняли все союзные и большинство автономных республик. С политической точки зрения российская Декларация означала, что союзные органы власти, которые контролировались группой Горбачева, были лишены группой Ельцина опоры в самой крупной республике. В СССР возникла ситуация многовластия, войны союзных и республиканских законов. Вскоре Ельцин и значительная группа депутатов РСФСР вышли из рядов КПСС, заявив о своей неудовлетворенности итогами ХХVIII съезда КПСС, состоявшегося в июле 1990 года. В российском парламенте группа опиралась на движение «Демократическая Россия», в состав которого вошли новые политические партии, чья деятельность была формально разрешена принятием «Закона об общественных объединениях» от 9 октября 1990[5]. Значительная часть активистов «Демократической России» уже открыто выступала против сохранения социалистической направленности реформ. Примером для подражания для них служили развитые страны Запада. «Демороссы» верили и уверяли других в том, что стоит только отказаться от принципов социализма и Россия тут же станет такой же богатой и процветающей, как ведущие западные страны. Важным условием такого процветания они считали разрушение СССР как единого союзного государства, ибо полагали, что России одной будет легче решить свои проблемы, опираясь на богатые природные ресурсы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|