Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Президент против парламента. 1993 год




Смена главы правительства не привела к изменению экономического курса. Вскоре Черномырдин принял установленные МВФ правила игры.

Парламентская оппозиция потребовала созыва нового съезда народных депутатов с тем, чтобы принять более адекватные меры для коррекции курса реформ. Это было возможно в рамках действовавшей Конституции РФ, согласно которой съезд народных депутатов был «высшим органом государственной власти РФ,... способным решить любой вопрос, отнесенный к ведению РФ».

Ельцин это понимал и форсировал подготовку нового варианта Конституции, превращавшего Россию в жесткую президентскую республику. Была продолжена пропагандистская война, направленная на дискредитацию депутатского корпуса через электронные СМИ. Избавиться от депутатского контроля было необходимо и потому, что страна вступала в решающий этап приватизации.

Приватизация. Еще 3 июля 1991 Верховным Советом РФ были приняты законы о приватизации: «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФСР» и «О личных приватизационных счетах в РФСР». Они предусматривали равную для всех приватизацию, осуществлявшуюся бесплатно за счет выделения каждому гражданину России приватизационного чека в Сберегательном банке, который можно было использовать только на покупку различной государственной собственности. Чеки должны были быть именными.

Однако летом 1992 условия приватизации были изменены. По предложению главы Госкомимущества А. Чубайса президент указом от 14 августа 1992 превратил именные приватизационные счета в обезличенные ваучеры, в «документы на предъявителя». Этот указ стал одним из важнейших экономических решений президента и создавал противоречивую ситуацию. С одной стороны, открывал путь к концентрации собственности в руках немногих, с другой - лишал законной почвы процесс приватизации, поскольку президент не вправе был изменить норму закона своим указом.

Ваучерная приватизация должна была составить первый этап приватизации. Она проходила с 1 октября 1992 по 1 июля 1994. Каждый гражданин получил приватизационный чек номинальной стоимостью 10 тыс. рублей. Стоимость ваучера определялась в конце 1991 г. путем деления стоимости приватизируемых предприятий на число жителей. Однако после либерализации цен в условиях галопирующий инфляции ваучер быстро обесценивался. Если в конце 1991 на 10 тыс. руб. теоретически можно было купить автомобиль «Жигули», то к осени 1992, когда началась выдача ваучера – только 5 бутылок водки.

Миллионы людей, лишившихся сбережений в результате инфляции 1992, стремились быстрее продать ваучеры, поскольку их реальная стоимость постоянно падала. Весной 1993, когда ваучеры получила основная масса населения, 10 тыс. рублей обладали покупательной способностью эквивалентной 30 рублям в ценах 1991. Ваучеры скупили те, кто имел значительный стартовый капитал и деловые связи для выгодного вложения приватизационных чеков. Те, кто не имели связей, вкладывали их в инвестиционные (ваучерные) фонды (до 30 % ваучеров), ожидая обещанных стабильных дивидендов.

В 1992 за ваучеры шла в основном приватизация предприятий сферы торговли и услуг (около 40 тыс. предприятий). В 1993 стали продаваться и очень крупные предприятия. Так, гигантский «Уралмаш», на котором работали 100 тыс. работников, был продан за ваучеры, эквивалентные по сумме 2 млн долларов. Серьезные нарекания вызывала законность процедур ваучерной приватизации. По официальным данным Министерства внутренних дел за 1993 год в сфере приватизации было совершено 27 тыс. преступлений. Это означало, что из 107 ежедневно приватизируемых предприятий на 87 совершались преступления.

Характер идущей приватизации и политика правительства Черномырдина вновь обострили конфликт между президентом и парламентом. В марте 1993 внеочередной 8-й съезд народных депутатов РФ отменил все дополнительные полномочия, ранее предоставленные президенту. Президент предпринял ответный ход 20 марта и в обращении к стране заявил о том, что подписал Указ о введении особого порядка управления страной (ОПУС): Россия должна управляться указами президента, а парламенту запрещалось принимать законы, противоречащие этим указам. Ельцин обещал провести через месяц референдум, на который выносил вопрос о доверии президенту, а также проект новой Конституции, подготовленной его командой. Однако Конституционный Суд немедленно оценил указ об ОПУСЕ как попытку государственного переворота. Не поддержали президента и силовые министры.

Срочно собрался новый съезд народных депутатов РФ. Он имел все основания для низложения Ельцина, но глава парламента Р. Хасбулатов искал компромисс. Съезд и закончился компромиссом. Ельцин признал просчеты в проведении реформ. Съезд не принял решения об отрешении Ельцина от должности и перенес вопрос о доверии на референдум. Референдум был выгоден президенту, поскольку общественное мнение страны во многом определялось позицией электронных СМИ, которые были полностью ему подконтрольны. В ходе подготовки к референдуму они действительно сыграли решающую роль. Важную роль сыграла и тактика сведения проблемы выбора курса реформ к личному конфликту между «русским Ельциным» и «злым чеченом» Хасбулатовым.

25 апреля 1993 референдум дал противоречивый результат: народ поддержал курс реформ, и не поддержал идею роспуска съезда народных депутатов. Ельцин решил представить дело как свой безусловный выигрыш и проводил свою линию без оглядки на съезд. В июне он созвал в обход парламента Конституционное совещание, где преобладали его сторонники, и согласовал на нем свой вариант Конституции, который планировал вынести на референдум. Однако он боялся проводить второй референдум, не устранив съезд и парламент, поскольку депутаты подготовили свой вариант Конституции. Кроме того, коммунисты собрали необходимое число голосов граждан для вынесения на референдум социалистического варианта Конституции. В таких условиях президентский проект мог не пройти, поскольку по закону необходимо было собрать голосов «за» не менее половины от общего числа граждан, имевших право голоса. На этот раз Ельцин должен был идти до конца – очередная неудачная попытка государственного переворота не могла не привести к его смещению.

21 сентября 1993 Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе», которым прекращались полномочия народных депутатов. В тот же день началась фактическая осада здания Верховного Совета, где депутаты стали собираться на чрезвычайный съезд.

4 октября утром здание было обстреляно танками, вертолетами, к исходу дня оно было полностью под контролем президентских сил. Руководители сопротивления Хасбулатов, Руцкой и др. были арестованы. В эти дни в Москве погибли несколько сот человек.

Ельцин оценил октябрьские события 1993 как победу демократии.

Принятие Конституции. После разгона парламента Ельцин принял все меры для законодательного закрепления в своих руках максимума политической власти. Был быстро подготовлен проект Конституции и 12 декабря 1993 вынесен на референдум в качестве безальтернативного варианта.

Референдум проходил в специфических условиях. В нарушение действующего законодательства Ельцин своим указом от 15 октября 1993 изменил порядок подведения итогов референдума: для одобрения Конституции стало достаточным получение не большинства голосов от числа граждан, имеющих право голоса, а от числа явившихся на референдум. Центральная избирательная комиссия была создана президентом из числа лиц, которые подтвердили свою лояльность в ходе октябрьского конфликта с парламентом. Ее возглавил Н. Рябов.

Полный текст проекта Конституции был опубликован ограниченным тиражом. Большинство граждан его не видели. Основным источником информации стали СМИ, напористо агитировавшие за президентский проект.

После референдума Центральная избирательная комиссия официально объявила о том, что на выборы явилось 54,8 % от числа граждан, имевших право голоса, и 58,4 % из них (32,9 млн) проголосовали за Конституцию. Таким образом, она была одобрена менее чем одной третью граждан, имевших право голоса (106 млн чел.). Потом стало известно, что в 24 субъектах РФ проект Основного закона не набрал необходимого числа голосов даже по квоте, установленной указом президента. Конституция не получила одобрения в 12 из 21 республик РФ, что было особенно тревожно, поскольку это затрагивало проблему единства РФ. В Чечне, объявившей о своей независимости еще в 1991 г., референдум не проводился. Против Конституции РФ голосовали большинство избирателей Адыгеи, Башкортостана, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Мордовии, Тувы, Чувашии. В Коми, Татарстане, Удмуртии и Хакасии в выборах участвовало менее половины избирателей, имевших право голоса. Через четыре месяца после голосования все избирательные бюллетени были уничтожены.

Но свою задачу Ельцин решил. Конституция предоставила ему полномочия, которые превосходили полномочия президентов США и Франции. Он получил право определять «основные направления внутренней и внешней политики государства», издавать указы и распоряжения, «обязательные для исполнения на всей территории РФ», назначать всех министров. Хотя главу правительства он мог назначить лишь с согласия Государственной Думы, реальные возможности для депутатов проявить твердость в отклонении предлагаемых президентом кандидатур были ограничены: троекратное отклонение позволяло президенту распустить Думу.

Ельцин получил возможность формировать судебную ветвь власти, поскольку по Конституции именно президент предлагает кандидатуры на должности судей в высшие судебные инстанции, а также напрямую назначает судей во все другие федеральные суды. Он установил полный контроль над Вооруженными силами страны, став Верховным Главнокомандующим и получив право назначать высшее командование и т. п.

Процедура отстранения президента от должности имела крайне сложный характер. С такой Конституцией Ельцин не боялся никакой оппозиции, в том числе и парламентской.

Парламентские выборы. Согласно новой Конституции российский парламент стал называться Федеральным Собранием и состоял из Государственной Думы и Совета Федерации. Главной функцией Думы было принятие законов. В Думу избиралось 450 депутатов, половина по спискам избирательных объединений (партийным спискам), половина по одномандатным округам. Главной функцией Совета Федерации было осуществление контроля за законами, принимаемыми Думой.

Выборы депутатов в Государственную Думу и Совет Федерации проводились одновременно с референдумом по Конституции 12 декабря. Особенность выборов состояла в том, что эти органы не были предусмотрены действовавшей Конституцией, а новая только принималась в этот же день. Иными словами, если бы она не была принята, то депутаты были бы избраны в неконституционные органы. Поэтому Ельцин должен был любой ценой получить положительный результат по конституционному референдуму.

На выборах 1993 неожиданный успех выпал на долю Либерально-демократической партии (ЛДПР) – партии В. Жириновского, получившей 23 % голосов избирателей. ЛДПР не имела сильных и влиятельных организаций на местах, но имела харизматического лидера, в котором многие россияне видели человека, способного навести в стране порядок.

Коммунистическая партия (КПРФ), имевшая самую развитую общероссийскую структуру, получила по партийному списку 12,5 % голосов.

Третьей по значению оппозиционной партией стала Аграрная партия России (АПР), которая получила 7,99 % голосов по партийному списку.

ЛДПР не стремилась к созданию единого оппозиционного блока с КПРФ и АПР, поэтому позиции левых в Думе I созыва были слабыми.

Президентская команда накануне выборов делала главную ставку на блок «Выбор России», возглавляемый Е. Гайдаром. Однако блок получил всего 15,5 % голосов. Для блока, располагавшего огромными финансовыми и пропагандистскими ресурсами, этот результат был более чем скромным.

Кроме названых избирательных объединений необходимый 5 % барьер для избрания в Думу прошли еще ряд центристских блоков и партий, таких как Движение «Женщины России» (8,1 %), «Блок: Явлинский – Болдырев – Лукин» (7,8 %), Партия Российского единства и согласия (6,7 %), Демократическая партия России (5,5 %).

В соответствии с Конституцией выборы проводились также по так называемым одномандатным округам. Выборы не проводились в Чечне (не выдвинуто кандидатов) и в округе N 25 в Татарстане (выдвинут только 1 кандидат). Выборы провалились в остальных 4 округах Татарстана (явка менее 25 %). В итоге в Думу были избраны 219 депутатов от одномандатных округов. Примерно половина из них шли как беспартийные. Остальные принадлежали к тем или иным партиям. Партийные группировки в Думе были усилены за счет кандидатов, прошедших по одномандатным округам, но это не меняло общей картины.

Итоги выборов фактически явились поражением Гайдара и его команды – авторов и исполнителей радикальных экономических реформ. В то же время весьма ограниченные возможности были у левых партий (КПРФ и АПР). Большая часть депутатов занимала центристские позиции. Многое зависело от того, как поведет себя фракция Жириновского, набравшая больше всего голосов по партийным спискам.

После принятия новой Конституции и выборов в Думу страна вступила в новую политическую фазу: президент Ельцин располагал огромными конституционными возможностями для проведения избранного им курса.

Власть и общество в 1994 – 1995

В феврале 1994 в соответствии с новой Конституции Ельцин обратился к депутатам Федерального Собрания с ежегодным Президентским посланием. Он признал, что реформы идут с огромными издержками, и пообещал, что в политику будут внесены существенные коррективы, связанные с усилением роли государственного регулирования. Подобные признания были вызваны тем, что итоги трех лет его президентства оказались катастрофическими. Национальный доход России за 1991 – 1993 уменьшился на 40 %. Объем промышленного производства на 32 %. В 2 раза снизился уровень жизни населения. Ельцин знал и о том, что его личный рейтинг упал до 15 %.

Падение популярности было особенно неприятно поскольку осенью 1993 накануне разгона парламента Ельцин дал публичное обещание провести досрочные президентские выборы в июне 1994. Оно не имело юридической силы, но оставалось для президента политической проблемой. Весной 1994 Ельцин инициировал подписание с различными общественными и политическими организациями «Договора об общественном согласии», включавшего положение о нецелесообразности досрочных президентских выборов.

В середине 1994 завершился этап ваучерной приватизации, в ходе которого была приватизирована большая часть предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Крупные предприятия в основном превратились в акционерные общества. Их приватизация шла по схеме, когда трудовой коллектив сохранял за собой 51 % акций, а остальные уходили в свободную продажу за ваучеры. В большинстве случаев директора государственных предприятий стали главами акционерных обществ и начали постепенно скупать акции рядовых работников, превращаясь в крупных собственников. В результате ваучерной приватизации 40 млн граждан стали акционерами АО или чековых инвестионных фондов. Однако доходы рядовых акционеров были весьма незначительными, или же их вообще не было. Из 646 фондов по итогам 1994 мизерные дивиденды выплатили только 136 - 20% или каждый пятый.

Опрос населения Москвы (февраль 1994) службой «Мнение» дал впечатляющий результат: 78,4% опрошенных назвали ваучерную приватизацию «аферой и надувательством простых граждан».

С лета 1994 начался новый этап – этап денежной приватизации. Государственную собственность продолжали покупать те немногие, кто обладал информацией, связями и деньгами. Характерной особенностью второго этапа приватизации стало быстрое складывание нового типа собственников, под контроль которых переходили важнейшие предприятия и целые отрасли производства. Причем в силу различного рода махинаций эта собственность приобреталась по крайне низким ценам, что обогащало узкий слой собственников, но опустошало казну страны.

В 1997 на парламентских слушаниях в Государственной Думе были озвучены факты, свидетельствующие о том, как на самом деле проходила «справедливая и равная для всех» приватизация в 1992-1996. Так, из 500 крупнейших предприятий России около 80 % продано на аукционах по цене менее 8 млн долларов каждое. Из них цена 324 заводов (из 500) составила менее 4 млн долл. в среднем за одно предприятие. Челябинский металлургический комбинат (35 тысяч рабочих) был продан за 3,73 млн долл.; Ковровский механический завод, обеспечивающий стрелковым оружием всю армию, МВД и спецслужбы (10,6 тысяч рабочих), продан за 2,7 млн долл.; Челябинский тракторный завод (54,3 тыс.рабочих) продан за 2,2 млн.долларов. Для сравнения: средняя хлебопекарня в Европе стоила около 2 млн долл., средний колбасный завод швейцарского производства - 3,5 млн долл.; цех по разделке леса и выпуску вагонки швейцарского производства - 4,5 млн долл.

Общие итоги приватизации говорили о том, что государственная собственность была роздана за копейки. Реальная стоимость проданных предприятий, если оценивать по самым минимальным оценкам рыночную стоимость аналогичных предприятий США и Западной Европы составляла более 1 трлн. долл. Но они были проданы всего за 7,2 млрд. долл., что, как минимум, в сто пятьдесят раз дешевле.

Доходы государства от продажи своего имущества были в 2 раза меньше, чем доходы от приватизации в Венгрии. Лакомые куски достались иностранцам, в том числе в жизненно важных отраслях промышленности.

 

***

Курс «реформ» на протяжении 1994 оставался неизменным. Попытка левых фракций Думы выразить недоверие правительству закончилась неудачей – они не смогли набрать необходимого количества голосов.

Социально-экономические итоги 1994 были следующими: по сравнению с 1993 объем промышленного производства сократился еще на 20 %, объем сельскохозяйственного производства – на 12 %, объем ВВП – на 13 %.

Однако никаких серьезных социальных протестов в стране не было. После разгона парламента в октябре 1993 г., большинство людей не верили в возможность что-либо изменить в своей судьбе, не верили в это и лидеры оппозиции.

Чеченская война. В конце 1994 ситуацию в стране резко осложнила война в Чечне, ставшая следствием политики Ельцина и расплатой за нее. Развалив СССР, Ельцин создал прецедент для сепаратизма внутри России. В августе 1991 прежние руководители Чечни поддержали ГКЧП, и Ельцин этого не забыл. Он фактически позволил оппозиции во главе с генералом Д. Дудаеву произвести смену власти в Чечне. Дальше Дудаев действовал, так же, как раньше действовал Ельцин: став президентом Чечни, объявил о ее независимости и разогнал парламент.

Ситуация усугубилась быстрой криминализацией новой власти в Чечне. Через Грозный шла незаконная торговля крупными партиями нефти и нефтепродуктов. Большие проблемы возникли и для железнодорожного сообщения с южными регионами России и с ее южными соседями. По данным комиссии С. Говорухина, в 1994 в республике было совершено 405 нападений на поезда с целью грабежа грузов и пассажиров. Через территорию Чечни шел поток оружия, наркотиков и т.п.

Москва попыталась свергнуть Дудаева силами внутренней оппозиции, но это не удалось. В декабре 1994 началась война, в ходе которой был разрушен Грозный и убиты тысячи людей.

Война в Чечне ярко показала глубокий и всесторонний кризис Российского государства. Она оттолкнула от Ельцина и многих его бывших сторонников. Чеченская война потребовала дополнительных огромных средств и легла тяжким бременем на экономику России. В этой связи в стране создалась благоприятная обстановка для дальнейшего растаскивания государственной собственности.

Экономические итоги 1995 были следующими: объем промышленного производства сократился на 3,3 %, а продукции сельского хозяйства на 8 %, ВВП – на 6 %, реальные денежные доходы населения – на 16 %.

Выборы в Думу 2 созыва. В этих условиях в стране прошли очередные выборы депутатов в Государственную Думу, поскольку Дума первого созыва была избрана только на два года (1994 – 1995).

Выборы состоялись 17 декабря 1995. Наибольшее число голосов по партийным спискам получила Коммунистическая партия РФ – 15,4 млн голосов избирателей (22,30 %) и 99 депутатских мандатов, а также коммунисты победили на выборах в 58 одномандатных округах. КПРФ резко расширила свой электорат по сравнению с выборами 1993.

Второе место заняла партия Жириновского, получившая 7.7 млн голосов или 11,18 % и 50 мандатов по партийному списку, и еще 1 мандат в одномандатном округе. Фактически это было поражением, поскольку процент голосов, поданных за ЛДПР, был в 2 раза меньше, чем в 1993.

На третьем месте оказалось движение «Наш дом – Россия», возглавляемое главой правительства В. Черномырдиным. В это движение, созданное накануне выборов, вошли многие представители региональных властных структур. В ходе предвыборной кампании оно открыто использовало рычаги центральной и местной исполнительной власти. Однако НДР получил лишь 45 мандатов по партийному списку (7 млн голосов или 10,3 %) и провел лишь 10 депутатов по одномандатным округам (из 108 кандидатов от блока).

На четвертое место вышло движение «Яблоко» во главе с Явлинским. Оно набрало 4,8 млн голосов или 6,8 % и 31 мандат по партийному списку. Кроме того, 14 яблочников победили в одномандатных округах.

Полный провал потерпела главная партия «радикальных реформаторов» – партия «Демократический выбор России» во главе с Е. Гайдаром. На выборах список ДВР набрал лишь 3,86 % голосов, не сумев преодолеть пятипроцентный барьер. В Гайдаре и его партии избиратели видели виновников жестких реформ. Однако 10 членам партии удалось пройти по одномандатным округам.

Не смогла преодолеть пятипроцентный барьер АПР, получив всего 3,78 % голосов, но 20 её представителей так же прошли по одномандатным округам.

В целом, думские выборы показали нарастание оппозиционных настроений в стране и укрепление позиций оппозиционных партий.

В то же время вся политическая жизнь 1994–1995 свидетельствовала о том, что огромные полномочия, данные Конституцией президенту, позволяли ему сохранять прежний курс «радикальных реформ», несмотря на растущий протест со стороны населения. Главная политическая борьба ожидалась в следующем 1996 году – году очередных президентских выборов.

 

Президентские выборы 1996

Летом 1996 истекал срок пребывания Б. Ельцина на посту президента России. Итоги его президентства были следующими. Объем промышленного производства сократился более чем в 2 раза. Наиболее глубоким был спад в машиностроении. Так, например, мощности по производству тракторов и зерноуборочных комбайнов были загружены в 1996 году лишь на 5 – 8 %, поэтому поставки тракторов сельскому хозяйству составили в этом году только 6,2 % уровня 1988 года, а зерновых комбайнов – 0,1 %. Такая ситуация с сельхозтехникой негативно сказалась на объеме продукции сельского хозяйства. Он сократился за годы реформ – на 35–40 %. Страна потеряла продовольственную независимость: 40 % продуктов питания поступали по импорту. Производство зерна за пять лет реформ уменьшилось на 45 %. В полтора раза снизилось поголовье крупного рогатого скота, вдвое – численность свиней, коз и овец. В результате этих процессов, несмотря на возросший в 3–4 раза импорт продовольствия, страна оказалась на 40-ом месте в мире по уровню потребления продуктов питания, позади ряда развивающихся стран.

Произошло резкое падение потенциала оборонной промышленности и боеспособности всех видов вооруженных сил.

Казалось бы, что с такими итогами первого президентства Ельцину нечего было и думать о борьбе за второе. Ельцин сам понимал сложность ситуации. Однако парламентские выборы декабря 1995 г., ставшие своеобразной репетицией президентских выборов, показали, что новая российская элита не имела сильной альтернативы Ельцину.

Как уже отмечалось, на выборах в парламент главная партия «радикальных реформаторов» – партия «Демократический выбор России» не смогла преодолеть 5 % барьер. Следовательно, правые не могли сделать реальным кандидатом в президенты одного из своих лидеров - «правозащитника» С. А. Ковалева, которого активно пытались пропагандировать в течение всего 1995.

Движение «Яблоко» во главе с Явлинским набрало 8,5 % голосов, что свидетельствовало об отсутствии реальных шансов и у Явлинского.

Скромный результат на выборах получило движение «Наш дом – Россия», возглавляемое В. Черномырдиным (10 % голосов по партийному списку), что говорило и о его неспособности привлечь голоса избирателей.

В этих условиях новая политическая и финансовая элита России решила объединиться вокруг Ельцина.

Необходимой предпосылкой для успеха на выборах было то или иное решение чеченской проблемы. Зима – весна 1996 прошли в постоянных локальных операциях федеральных сил, направленных на уничтожение опорных пунктов бандформирований. Однако, война продолжалась, а Ельцину необходимо было ее остановить. Д. Дудаев не шел на компромисс, но 21 апреля он был убит ракетой, выпущенной с российского самолета.

27 мая Б. Ельцин и новый чеченский лидер З. Яндарбиев подписали соглашение о прекращении боевых действий. 28 мая российский президент прилетел в Чечню и, выступая перед личным составом 205-й бригады, заявил: «Война окончилась. Победа за вами. Вы победили мятежный дудаевский режим». Накануне и в период президентских выборов в Чечне было тихо. Шел поэтапный вывод российских войск.

Решив чеченскую проблему, Ельцин сосредоточился на предвыборной кампании. Она строилась на широком использовании современных технологий формирования общественного мнения. Фактически речь шла об организации невиданной по интенсивности и размаху «психологической войны», которая велась под лозунгами «Голосуй сердцем», «Голосуй, а то проиграешь».

Эти лозунги имели большой смысл. Лозунг «Голосуй сердцем» был призван отвлечь избирателей от рационального анализа того, что обещал Ельцин при избрании на пост президента в 1991, и что он реально сделал за пять лет.

Лозунг «Голосуй, а то проиграешь» был призван привлечь голоса политически неопытной молодежи, в наибольшей степени ориентированной на западный образ жизни. Эта часть электората видела в Ельцине человека, способного всем устроить такую жизнь, какую вели красивые и богатые герои зарубежных телесериалов.

Успех избирательной кампании зависел от тотального контроля над электронными СМИ и привлечения для агитации за Ельцина самых популярных и авторитетных деятелей из всех сфер общественной жизни. Сотни ведущих представителей шоубизнеса, режиссеров, артистов театра и кино, эстрадных звезд были ежедневно задействованы в огромном спектакле, призванным убедить россиян в том, что лучше, чем Ельцин, в России не может быть президента.

В первом туре президентских выборов, состоявшемся 16 июня 1996, из 108,5 млн имевших право голоса приняли участие 75, 7 млн. За Ельцина проголосовало 26, 7 млн избирателей или 35, 78 % лиц, принявших участие в голосовании. Он опередил всех своих соперников. На второе место вышел кандидат от КПРФ Зюганов, за которого проголосовало 24, 2 млн избирателей. Третий результат получил генерал Лебедь, который также резко критиковал прежний курс реформ (10, 9 млн голосов).

Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. В этом туре Ельцин мог рассчитывать на 5,5 млн голосов, поданных за Явлинского, а также на какую-то часть из 4,3 млн голосов, поданных за Жириновского, но ситуация оставалась сложной. Была достигнута договоренность с Лебедем, который в обмен на пост секретаря Совета Безопасности, призвал своих сторонников голосовать за Ельцина.

Срочно была скорректирована и линия пропаганды. Население стали убеждать в том, что Ельцин – меньшее из двух зол: приход Зюганова в сложившейся ситуации ухудшит экономическое положение (Запад прекратит помощь), а то и приведет к гражданской войне, поскольку те, кто, захватили собственность в предыдущие годы, не остановятся ни перед чем, чтобы ее сохранить.

Значительная часть избирателей дрогнула. 3 июля во втором туре за Ельцина голосовали 40,2 млн чел. или 50,8 % принявших участие в голосовании. Зюганов получил 30,1 млн голосов. В итоге Ельцин вновь стал президентом.

При этом страна не знала, что она избрала на пост президента очень больного человека, который между турами президентских выборов перенес четвертый инфаркт и не мог выполнять огромные обязанности, записанные в Конституции в 1993 (5 ноября Ельцину сделали операцию на сердце, затем последовал долгий реабилитационный период, а первую самостоятельную прогулку после операции он совершил только в конце декабря 1996).

После выборов сразу же и крайне негативно обострилась обстановка в Чечне. 9 августа в день инаугурации российского президента в Москве, боевики вошли в Грозный и блокировали все правительственные учреждения и российские части. С военной точки зрения это была авантюра, но боевики были уверены в своей безнаказанности. И действительно, в Чечню прилетел представитель президента генерал А. Лебедь. 31 августа он подписал с Масхадовым (начальник Главного штаба вооруженных сил Ичкерии) в Хасавюрте соглашение о прекращении военных действий, выводе российских войск, проведении всеобщих демократических выборов. Однако решение вопроса о статусе Чечни откладывалось до 2001 года. Стороны договорились строить взаимоотношения между Россией и Чечней на принципах международного права. Поскольку Чечня признавалась субъектом международного права, чеченские командиры трактовали соглашение как признание независимости Чечни и как свою победу.

К декабрю российские войска покинули пределы Чечни. Война была трагедией и для русского, и для чеченского народов. В итоге войны федеральная сторона не достигла позитивных результатов, а цена ее была огромной. По приблизительным оценкам Госкомстата РФ в результате войны в Чечне погибло 30–40 тыс. чел., большинство из них – мирные жители.

Остановив войну в Чечне даже на таких неопределенных условиях, Лебедь серьезно укрепил свои политические позиции, что тревожило Ельцина и его окружение. В октябре незадолго до своей операции президент отправил Лебедя в отставку.

Экономические итоги 1996 выглядели так: объемы ВВП и промышленного производства сократились соответственно еще на 6 % и 5 %, продукция сельского хозяйства – на 7 %, реальные денежные доходы населения – на 0,4 %. Экономического роста, обещанного с осени 1992, опять не произошло. Хотя и более медленно, экономика России продолжала падать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...