Методология и методы этнопсихологии.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Купченок Виктория Евгеньевна Экзамен Литература: 1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. 2. Платонов Ю.П. Этнопсихология. 3. Триандис К. Культура и социальное поведение.
5 сентября. Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОПСИХОЛОГИЮ. Предмет этнопсихологии и ее связь с другими науками. Этнопсихология – наука, изучающая психологию этносов/народов. В этнопсихологии на сегодняшний момент есть ряд проблемных моментов:
Этнопсихология развивалась под влиянием психологии и этнографии/этнологии. Данная наука появилась в конце XIX в. На вопрос о месте этнопсихологии в системе наук существует 3 точки зрения:
Выделяют 2 ветви этнопсихологии:
Обе ветви часто изучают схожие явления, но отличие заключается в том, что эти 2 ветви используют разные схемы исследования. Ветви: Психологическая антропология. Американский антрополог К. Пайк назвал данную ветвь emic-подход/культурно – специфический подход. Основные особенности данного подхода:
Основные методы- наблюдение, беседа, интервью.
Классические работы этнопсихологов, выполненные по данной схеме – работы М. Мид. Используются такие методы как наблюдение, беседа, По мнению этнопсихологов для понимания культуры традиционно необходимо 2 года. Достоинства: · Качественный анализ; · Достоверность данных. Недостатки:
Предмет психологической антропологии – изучение систематических связей между психологическими и этнокультурными переменными на уровне определенной этнической общности. Сравнительно – культурная психология/etic – подход. Примеры работ – работы Риверса. Предмет сравнительно – культурной психологии – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этносах. Основные положения (особенности):
Методы:
Достоинства:
Недостатки:
Предмет этнопсихологии (Стефаненко) – изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей и их представителей.
Основные проблемы и вопросы, которые изучаются в рамках этнопсихологии: I. Этнопсихология личности и группы. 1. Этнокультурная вариативность социализации. 2. Этнопсихологические проблемы исследования личности (например, понятие национального характера; вопрос нормы и патологии личности в разных культурах). 3. Универсальные и культурно специфичные аспекты общения. 4. Культурная вариативность регуляторов социального поведения (например, вопрос вины и стыда как регуляторов поведения). II. Психология межэтнических отношений. 1. Развитие и трансформация этнической идентичности. 2. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. 3. Проблема этнических конфликтов. 4. Адаптация к новой культурной среде.
12 сентября. Межэтническая психология
Развитие и трансформация этической идентичности. Причины протекания и способы урегулирования Адаптация к новой культурной среде Лекция 2
Основные понятия этнопсихологии. 2 базовых понятия:
Этнос. Понятие этнос не международное; понятие этнос в большей степени употребляется отечественными учеными. Однако даже среди отечественных ученых нет четкого единого определения этноса. В Европе используют термин народ. Впервые понятие этнос в России применили советские этнологи. Этнос или этническая общность – реально существующая группа, которая возникает, функционирует, взаимодействует с другими группами и наконец умирает. В отечественной психологии существует 3 подхода к понятию этноса:
1) этнос – природное явление (яркий представитель Л.Н. Гумилев); этнос (Л.Н. Гумилев) – тот или иной коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую структуру и оригинальный стереотип поведения => для любого этноса характерны 2 признака: а) наличие собственного самосознания;
б) свой стереотип поведения – специфическая реакция представителя народа на определенную ситуацию. 2) этнос – социальное явление (яркий представитель – Ю.В. Бромлей); этнос (Ю.В. Бромлей) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики со знанием своего единства и отличия от других подобных образований, которое зафиксировано в самоназвании.
этническая группа (Ф. Барт) – особая форма социальной организации, структура которой создается людьми в процессе социальной категоризации, т.е. отнесения себя и других к определенным категориям.
этнос (В.Н. Тишков) – социальная конструкция, возникающая и существующая в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особенно со стороны государства; => этнос – инструмент для решения определенных задач. Признаки, характерные для любого этноса:
Сентября. Культура. На сегодняшний день по данным социологов существует более 250 определений культуры. Культура (М. Херсковитц) – то, что создано людьми. Ученые разделяют 2 основных вида культуры:
Пример. Этнопсихологи изучают способы социализации детей у разных народов; изучают то, как элементы культуры отражаются в сознании людей. Триандис ввел термин «репрезентативная культура». Тенбрук ввел термин «субъективная культура». Данные термины отражают значимость не общего содержания конкретной культуры, а того, что отразилось либо запечатлелось в сознании людей конкретной культуры.
5 Базовые измерения культуры (Г. Хофстед, 1980 г. Исследовао 117 тыс):
а) культуры с большой дистанцией власти; б) культуры с малой дистанцией власти. 2. Избегание неопределенности – степень, до которой члены конкретной культуры готовы иметь дело с риском и неопределенностью во обыденной жизни => культуры были разделены на 2 вида: а) культуры с высоким уровнем избегания неопределенности; представители культуры предпочитают жить по строго установленному порядку (Германия, Япония); б) культуры с низким уровнем избегания неопределенности (Гонконг, Швеция). 3. Индивидуализм – коллективизм – степень, до которой индивиды конкретной культуры воспринимают себя отделенными от других и свободными от группового давления; => культуры разделяются на 2 вида: а) индивидуалистические; свои собственные цели ставятся на первое место; б) коллективистические культуры.
Методология и методы этнопсихологии. Принципы:
Методы:
· ассоциативный эксперимент; · лабораторный (Риверс провел большое количество именно лабораторных экспериментов); · естественный (первый естественный эксперимент – эксперимент Лапьера, 1934 г.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|