Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология и методы этнопсихологии.




ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

 

Купченок Виктория Евгеньевна

Экзамен
доклады, презентации, рассказывать.

Литература:

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.

2. Платонов Ю.П. Этнопсихология.

3. Триандис К. Культура и социальное поведение.

 

5 сентября.

Лекция 1

ВВЕДЕНИЕ В ЭТНОПСИХОЛОГИЮ.

Предмет этнопсихологии и ее связь с другими науками.

Этнопсихология – наука, изучающая психологию этносов/народов.

В этнопсихологии на сегодняшний момент есть ряд проблемных моментов:

  1. Этнопсихология как общемировой термин не существует (в зарубежной психологии: «психология народов», «сравнительно – культурная психология», «культурная психология» и т.д.).
  2. Присутствует неоднозначное понимание термина этнос.
  3. Многие авторы предпочитают изучать взаимосвязь психологии с культурой, а с этносом.

Этнопсихология развивалась под влиянием психологии и этнографии/этнологии.

Данная наука появилась в конце XIX в.

На вопрос о месте этнопсихологии в системе наук существует 3 точки зрения:

  1. Этнопсихология – отрасль этнографии/этнологии.
  2. Этнопсихология – отрасль психологии.
  3. Этнопсихология – самостоятельная наука.

Выделяют 2 ветви этнопсихологии:

  1. Этнологическая/психологическая антропология.
  2. Психологическая/сравнительно – культурная психология/кросскультурная психология.

Обе ветви часто изучают схожие явления, но отличие заключается в том, что эти 2 ветви используют разные схемы исследования.

Ветви:

Психологическая антропология.

Американский антрополог К. Пайк назвал данную ветвь emic-подход/культурно – специфический подход. Основные особенности данного подхода:

  1. Изучается только одна культура со стремлением ее понять.
  2. Используются специфичные для данной культуры единицы анализа и термины.
  3. Любые элементы культуры изучаются изнутри с точки зрения участника.
  4. Изначально гипотезы не ставятся при планировании исследования.

Основные методы- наблюдение, беседа, интервью.

Классические работы этнопсихологов, выполненные по данной схеме – работы М. Мид.

Используются такие методы как наблюдение, беседа,

По мнению этнопсихологов для понимания культуры традиционно необходимо 2 года.

Достоинства:

· Качественный анализ;

· Достоверность данных.

Недостатки:

  • Присутствует вероятность изучения другой культуры сквозь призму своей культуры.
  • Открыт вопрос времени для того, чтобы полноценно и полно познать определенную культуру.
  • Данный подход становится уязвим при необходимости сравнения одной культуры с другой.

Предмет психологической антропологии – изучение систематических связей между психологическими и этнокультурными переменными на уровне определенной этнической общности.

Сравнительно – культурная психология/etic – подход.

Примеры работ – работы Риверса.

Предмет сравнительно – культурной психологии – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этносах.

Основные положения (особенности):

  1. Изучается 2 и более культуры со стремлением изучить и объяснить межкультурные различия и сходства.
  2. Используются единицы анализа, которые считаются свободными от влияния культуры.
  3. Исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от изучаемой культуры.
  4. Гипотезы изначально ставятся.

Методы:

  • Контент – анализ;
  • опросники
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Тесты.

Достоинства:

  • Отсутствие погружения => большая объективность, независимость;
  • Сравнение культур;
  • Формализованность результатов.

Недостатки:

  • Независимых от культуры психологических переменных не существует;
  • Недостаточная погруженность.

Предмет этнопсихологии (Стефаненко) – изучение систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей и их представителей.

Основные проблемы и вопросы, которые изучаются в рамках этнопсихологии:

I. Этнопсихология личности и группы.

1. Этнокультурная вариативность социализации.

2. Этнопсихологические проблемы исследования личности (например, понятие национального характера; вопрос нормы и патологии личности в разных культурах).

3. Универсальные и культурно специфичные аспекты общения.

4. Культурная вариативность регуляторов социального поведения (например, вопрос вины и стыда как регуляторов поведения).

II. Психология межэтнических отношений.

1. Развитие и трансформация этнической идентичности.

2. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.

3. Проблема этнических конфликтов.

4. Адаптация к новой культурной среде.

 

12 сентября.

Межэтническая психология

 

Развитие и трансформация этической идентичности.

Причины протекания и способы урегулирования

Адаптация к новой культурной среде

Лекция 2

 

Основные понятия этнопсихологии.

2 базовых понятия:

  1. Этнос;
  2. Культура.

Этнос. Понятие этнос не международное; понятие этнос в большей степени употребляется отечественными учеными. Однако даже среди отечественных ученых нет четкого единого определения этноса. В Европе используют термин народ.

Впервые понятие этнос в России применили советские этнологи.

Этнос или этническая общность – реально существующая группа, которая возникает, функционирует, взаимодействует с другими группами и наконец умирает.

В отечественной психологии существует 3 подхода к понятию этноса:

  1. Примордиалистский подход; этнос является изначальной характеристикой. Данный подход разделяется на 2 ветви:

1) этнос – природное явление (яркий представитель Л.Н. Гумилев);

этнос (Л.Н. Гумилев) – тот или иной коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую структуру и оригинальный стереотип поведения => для любого этноса характерны 2 признака:

а) наличие собственного самосознания;

б) свой стереотип поведения – специфическая реакция представителя народа на определенную ситуацию.

2) этнос – социальное явление (яркий представитель – Ю.В. Бромлей);

этнос (Ю.В. Бромлей) – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики со знанием своего единства и отличия от других подобных образований, которое зафиксировано в самоназвании.

  1. Конструкционистский подход (представитель – Ф. Барт);

этническая группа (Ф. Барт) – особая форма социальной организации, структура которой создается людьми в процессе социальной категоризации, т.е. отнесения себя и других к определенным категориям.

  1. Инструменталистский подход (представитель – В.Н. Тишков; реализуетданный подход в политологии);

этнос (В.Н. Тишков) – социальная конструкция, возникающая и существующая в результате целенаправленных усилий со стороны людей и создаваемых ими институтов, особенно со стороны государства; => этнос – инструмент для решения определенных задач.

Признаки, характерные для любого этноса:

  1. Наличие этнического самосознания;
  2. Наличие этнодифференцирующих признаков (язык, культура, традиции, обычаи, мифы, былины о национальных героях, внешние признаки, народное искусство, историческая память и т.д.).

Сентября.

Культура. На сегодняшний день по данным социологов существует более 250 определений культуры.

Культура (М. Херсковитц) – то, что создано людьми.

Ученые разделяют 2 основных вида культуры:

  1. Материальная;
  2. Духовная; традиционно этнопсихологии в большей степени изучают данный вид культуры.

Пример. Этнопсихологи изучают способы социализации детей у разных народов; изучают то, как элементы культуры отражаются в сознании людей.

Триандис ввел термин «репрезентативная культура».

Тенбрук ввел термин «субъективная культура».

Данные термины отражают значимость не общего содержания конкретной культуры, а того, что отразилось либо запечатлелось в сознании людей конкретной культуры.

5 Базовые измерения культуры (Г. Хофстед, 1980 г. Исследовао 117 тыс):

  1. Дистанция власти – степень, до которой члены конкретной культуры автоматически принимают иерархическое распределение власти как в межличностном общении, так и в официальном. По данному измерению все культуры были разделены на 2 вида:

а) культуры с большой дистанцией власти;

б) культуры с малой дистанцией власти.

2. Избегание неопределенности – степень, до которой члены конкретной культуры готовы иметь дело с риском и неопределенностью во обыденной жизни => культуры были разделены на 2 вида:

а) культуры с высоким уровнем избегания неопределенности; представители культуры предпочитают жить по строго установленному порядку (Германия, Япония);

б) культуры с низким уровнем избегания неопределенности (Гонконг, Швеция).

3. Индивидуализм – коллективизм – степень, до которой индивиды конкретной культуры воспринимают себя отделенными от других и свободными от группового давления; => культуры разделяются на 2 вида:

а) индивидуалистические; свои собственные цели ставятся на первое место;

б) коллективистические культуры.

  1. Маскулинность – степень выраженности «мужского начала» в культуре, т.е. таких характеристик как благосклонность к агрессивному поведению, преобладание материальных ценностей и особенно значимость деятельности и активности. Противоположным видом культуры является феминный тип культуры.
  2. Временная ориентация – степень, до которой члены конкретной культуры могут отложить вознаграждение за достижение успеха.

 

Методология и методы этнопсихологии.

Принципы:

  1. Принцип детерминизма; показывает причинную обусловленность этнопсихологических явлений различными факторами.
  2. Принцип гносеологического подхода; ориентирован на тщательное изучение и сопоставление социально – психологических особенностей развития одного этноса по сравнению с другим этносом.
  3. Принцип личностного подхода; для изучения психологии народа/этноса важно учитывать, что носителями выступают конкретные личности.

Методы:

  1. Наблюдение; исторически данный метод в этнопсихологии был использован самым первым; на сегодняшний день наблюдение является дополнительным методом изучения этносов; (пример исследования, построенного только с помощью наблюдения – «Проект 6 культур» супругов Уайтингов).
  2. Эксперимент:

· ассоциативный эксперимент;

· лабораторный (Риверс провел большое количество именно лабораторных экспериментов);

· естественный (первый естественный эксперимент – эксперимент Лапьера, 1934 г.).

  1. Метод опроса; используется и как основной метод и как дополнительный. По мнению Солдатовой опрос должен являться обязательным методом любого этнопсихологического исследования.
  2. Метод тестов (опросники, проективные методики);
  3. Биографический метод; по мнению Платонова основный принцип биографического метода – «расскажи нам историю своего народа, и мы скажем кто ты такой».
  4. Метод триад (Г. Триандис); для проведения данного метода приглашаются 3 представителя одного этноса, которым задается определенный проблематичный вопрос; по реакциям представителей этноса делаются выводы относительно психологии народа (например, представители дают схожие ответы и соглашаются друг с другом либо наоборот, начинают обсуждать, вступают в дискуссию и т.д.).
  5. Метод анализа продуктов культуры/праксиметрический метод; изучаются материальные предметы культуры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...