Изучение личности в этнопсихологии.
Личность западных и восточных культур. Используют разные измерения как описание себя как личности. Американцы используют точность, восточные люди используют социальный контекст при описании. На западе личность описывает себя как независимую, восточные- зависимость человека от других людей. Зависимость это показатель социальной зрелости. Личность в этнопсихологии изучается как в рамках emic – подходов, так и в рамках etic – подходов. С позиции etic – подходов изучаются универсальные черты личности. С позиции emic – подходов изучаются специфические черты личности в разных культурах с последующим сравнительным анализом данных черт. Ученые сделали вывод о том, что представители разных культур в реальной жизни используют разные «измерения» личности (т.е. описания себя либо других как личности). В этой связи кардинально отличаются описания личности представителями западной и восточной культуры. Так, американцы чаще используют свободные от контекста психологические черты, у представителей восточной культуре при описании личности чаще присутствует контекст (ролевой и ситуационный). Традиционно по результатам исследования личность в культурах Запада рассматривается как стабильная, способная сопротивляться внешнему влиянию, целостная, уникальная и автономная. В восточной культуре чаще используется модель взаимозависимой личности (отдается приоритет социальным ролям, межличностным отношениям и социальным структурам); при этом зависимость личности от других рассматривается не как слабость и несамостоятельность, а как отражение гибкости и личностной зрелости. Традиционно проблема личности в этнопсихологии трактуется как проблема национального характера. Идея национального характера в этнопсихологии существует еще с XIX в. На первых этапах данная проблема изучалась только описательно (в основном описания принадлежали различным путешественникам в виде заметок). Часто национальный характер подменялся другими понятиями (например, национальные ценности), что объяснялось сложностями его изучения. Но в середине XiX в. феномен национального характера восстановил свой статус в этнопсихологии и было продолжено изучении данного феномена.
На сегодняшний день при изучении национального характера ученые обозначают следующие важные принципы:
Ученные предлагают изучать не национальный характер, а ментальность. Впервые понятие ментальности стало применятся французскими историками. Ментальность (Ж. Дюби) – система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в нем, которая определяет поступки и поведение людей. Понятие ментальности тождественно понятию миропонимания. При изучении ментальности основные вопросы связаны с составляющими ментальности или базовыми конструкциями ментальности. Разные ученные называют разные конструкты. Так, Гофф к основным конструктам ментальности относит труд и время, БороноевСмирнов – система (иерархия) ценностей. Бар- Тал С.В. Лурье выделила следующие базовые конструкты, включающие 3 константы:
Стефаненко предлагает добавить к этим константам следующую:
Источник добра это «мы образ» образ группы наиболее выпуклой в структуре идентичности представителей конкретного этноса, некий покровитель который помогает добру победить зло. Источник зла это «они, чужие». Исследования русской ментальности в этнопсихологии РУССКАЯ КУЛЬТУРА. Впервые проблема «русской души» была озвучена британским ученым Горером, который особенности русского национального характера связал с обычаем тугого пеленания. М. Мид, М. Эриксон также говорили о значении данного обычая. Особенность жизни ребенка заключалась в том, что длительные периоды бездействия, ограничение активности сочетались с кратковременными периодами свободы и бурной двигательной активности. П. Сорокин говорил о том, что нельзя вводить в ранг универсальности обычай тугого пеленания, но доля истины во влиянии данного обычая присутствует. М. Эриксон проанализировал само явление тугого пеленания у разных народов и выявил, что данный обычай присутствовал и в Англии и в Америке до XVIII в. и только в Росси он задержался (примерно до 90-х гг. XX в.). получил усиление из за синхронизации с другими элементами Ученые объясняют это с тем, что сама идея обычая тугого пеленания синхронна с другими составляющими жизни русских. М. Эриксон выделил несколько образцов жизни русских, которые имеют одинаковую форму; эта форма заключается в том, что происходит чередование полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки (пример, русский бунт; долгая зима и короткое лето). Со 2-ой половины XX в. в отечественной психологии и философии присутствовал подход изучения национального характера через проведение различных опросов. Так, в 70-е гг. К. Касьянова проведя методику MMPI выявила у русских черты «культурного эпилептоида», который долго задерживает эмоциональные реакции, а затем сокрушительно и бурно взрывается. Но в целом результаты различных опросов показывали совершенно противоположные данные.
Многие русские философы потратили много времени, чтобы понять такую противоречивость русской души. Смирение/ наглость, рабство/бунт, деспотизм/анархизм, жесткость/ доброта. Так, Бердяев отметил, что в основе русского народа лежит 2 противоположных начала:
С.В.Клакхон выделял сердечность, человечность, эмоциональная нестабильность, иррациональность, сила, не дисциплинированность потребность подчиняться власти. В 1993 г. было организовано заседание журнала «Вопросы философии», темой которого была «Российская ментальность». На этом заседании озвучивались данные различных исследований и были выявлены наиболее часто встречающиеся компоненты российской ментальности:
Т.о., ученые договорились для описания русской культуры использовать константы С.В. Лурье =>:
1) защитная; 2) ценностно – ориентационная; у личности в общине развивались такие качества как: 1) взаимопомщь; 2) разделение труда; 3) вынужденная щедрость; 4) многочисленные формы проведения совместного досуга
1) не закон, а милосердие;
2) бездействие (надежда на «авось»); в этом контексте филологи, проанализировав русский язык, отметили такое качество как неагентивность, т.е. отсутствие персонификации ответственности;
На сегодняшний день многие результаты исследований показывают, что ментальность русских очень разная. В частности в своих исследованиях В.Е. Семенов выделил следующие виды ментальности (типологию ментальности): 1. православно – российская ментальность; 2. коллективистско – социалистическая; 3. индивидуалистско – капиталистическая; 4. криминально – мафиозная; 5. мозаично – конформистская. 31 октября.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|