Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение метода закупок




Закупки могут осуществляться следующим образом.

1. Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партией, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные закупки мелкими партиями. Покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления каждой партии; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества; необходимость оплаты всего количества, определенного в заказе.

3. Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Метод закупки широко используется там, закупаются дешевые и быстро используемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения:

• полный перечень товаров;

• количество товара, имеющегося на складе;

• требуемое количество товаров.

Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала; снижение затрат на складирование и хранение; своевременность поставок.

4. Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

• количество не устанавливается, а определяется приблизительно;

• поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

• оплачивается только поставленное количество товара;

• по стечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие твердых обязательств по покупке определенного количества; ускорение оборота капитала; минимум работы по оформлению документов.

5. Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода — покупка эпизодически используемых товаров и (или) когда их невозможно получать по мере необходимости. Товар заказывается тогда, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток метода — в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкие партии заказов и множество поставщиков.

4.3. ВЫБОР ПОСТАВЩИКА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКАЗА

Относительно ведения документации по закупкам руководителям соответствующих отделов целесообразно разработать стандартные бланки. В них рекомендуется включить:

1) название документа;

2) порядковый номер;

3) название и адрес компании;

4) ответственность за заказ;

5) дату, наименование и адрес поставщика;

6) сроки поставки и количество поставляемых товаров;

7) описание товаров;

8) адрес поставки;

9) цену;

10) расчетный счет.

Получение и оценка предложений на поставку материальных ресурсов, как правило, осуществляется через:

• конкурсные торги;

• письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

Конкурсные торги на поставку материальных ресурсов (тендеры) проводят в случае, если предполагается закупить сырье, материалы, комплектующие на большую денежную сумму или предполагается наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Потребитель совмещает решение проблем получения требуемого предложения и выбор наилучшего во всех отношениях поставщика.

Проведение тендера включает следующие этапы:

1) реклама;

2) разработка тендерной документации;

3) публикация тендерной документации;

4) приемка и вскрытие тендерных

5) оценка тендерных предложений;

6) подтверждение квалификации участников торгов;

7) предложение и присуждение контракта.

Другим вариантом процедуры получения предложения от потенциального поставщика могут быть письменные переговоры между поставщиком и потребителем.

В процессе письменных переговоров потребитель получает официальное предложение на поставку товаров от потенциального поставщика.

Это может быть организовано двумя способами.

При первом способе инициатива вступления в переговоры исходит от продавца материальных ресурсов. Он рассылает потенциальным покупателям своей продукции предложения (или оферты). Оферты могут быть твердыми и свободными (инициативными). Первая направляется только одному покупателю с указанием срока действия оферты, в течение которого продавец не может изменить свои условия. Неполучение ответа в течение этого срока равноценно отказу покупателя от поставки и освобождает продавца от сделанного предложения. Свободная оферта не включает в себя никаких обязательств продавца по отношению к покупателю. Она может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать как перечисленные выше реквизиты, так и рекламно-информационные материалы.

При втором способе организации письменных переговоров между поставщиком и потребителем инициатива переговора исходит от покупателя. Он рассылает потенциальным поставщикам коммерческое письмо или запрос, главной целью которого является получение предложения. В запросе указываются необходимые реквизиты (наименование товара, требуемое качество, условия и сроки поставки, платежа и пр.), кроме цены, которая появится в ответном предложении.

Основные требования к выбору поставщика:

•стоимость приобретения продукции или услуг;

• качество обслуживания.

Кроме основных критериев выбора поставщика, применяют и другие, в их числе:

• удаленность поставщика от потребителя;

• сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

• наличие у поставщика резервных мощностей;

• организация управления качеством продукции у поставщика;

• психологический климат в трудовом коллективе поставщика;

• риск забастовок у поставщика;

• способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;

• кредитоспособность и финансовое положение поставщика.

Грамотное ведение закупочных операций требует знаний хозяйственного права, касающихся заключения контракта, поставки товаров и их оплаты. В контракте должны содержаться следующие требования.

1. Предложение и принятие предложения. Контракт оформляется в случае, если одна сторона предлагает товар по определенной цене и на конкретных условиях поставки, а другая сторона это предложение принимает.

2. Финансовые условия. Контракт должен иметь стоимость.

Другими словами, он становится контрактом в юридическом смысле лишь в том случае, если в нем оговорены финансовые условия.

3. Право заключать контракты. Такое право имеют только определенные должностные лица (директор, генеральный директор), уполномоченные фирмой и действующие от ее имени.

4. Законность. Контракт должен быть законным, т.е. всецело отвечать юридическим нормам страны. Например, незаконным будет контракт на поставку продукции, производство которой запрещено законодательством.

Условия контракта. Заключение контракта предполагает согласование разных условий, как четко выраженных, так и подразумеваемых. Все они должны найти отражение в документах, на основе которых оформляется контракт.

Четко выраженные условия — те, которые фактически отражены в контракте. Подразумеваемые условия — те, которые вытекают из зафиксированных в контракте, или являются сами собой разумеющимися, исходя из здравого смысла.

Поставщик теряет право собственности на товары после заключения контракта, если иное специально не оговорено в контракте или товары еще не произведены.

В качестве условия контракт может предусматривать возмещение убытка (имеется в виду оговоренная в контракте сумма, которая должна быть выплачена поставщиком при нарушении им срока поставки). Эта сумма не является штрафом и обычно устанавливается заранее в разумных пределах.

Штрафы — действенное средство заставить поставщика выполнить условия контракта. В отличие от возмещения убытка, штраф представляет собой сумму, увеличенную по сравнению с указанной в контракте и возрастающую в зависимости от нарушения срока поставки, поставки товара ненадлежащего качества и т.д.

Если заранее предусмотрены случаи, когда поставить товар в срок не представляется возможным по причинам, не зависящим от поставщика, то в контракте следует установить соответствующее условие (форс-мажор).

Структура контракта. Такая структура контракта, соответствующего законодательству Российской Федерации, приведена ниже (на примере закупки мяса).

 

 

КОНТРАКТ №

г. Москва «» 200 г.

, именуемое в дальней-шем «Продавец», в лице, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО «Магнит», именуемое в дальнейшем «Покупатель», в лице генерального директора

, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий контракт о нижеследующем:

1. Предмет контракта

1.1. Продавец обязуется поставить, а Покупатель принять и оплатить мясо мороженое свинину 1-й категории в полутушах, соответствующее ГОСТу (в дальнейшем именуемое «Товар») на условиях

2. Количество товара

2.1. Общий объем подлежащего к поставке товара устанавливается в количестве около () тонн, согласно Спецификациям, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

3. Качество товара

3.1. Поставляемый товар по своему качеству должен соответствовать требованиям ГОСТа

3.2. Качество поставляемого мяса подтверждается следующими документами:

— сертификат происхождения (ТПП);

— сертификат соответствия (форма СТ-1);

— качественное удостоверение завода-изготовителя;

— ветеринарное свидетельство (форма № 2);

— санитарно-гигиенический сертификат (с протоколом испытаний).

4. Сумма контракта и порядок расчетов

4.1. Цена товара договорная. Стоимость единицы (партии) товара указывается в Спецификациях.

4.2. Порядок расчетов в соответствии со Спецификациями.

5. Упаковка и маркировка

5.1. Товар, проданный по настоящему контракту, должен быть упакован и маркирован в соответствии с ГОСТами.

6. Поставка товара

6.1. Отгрузка товара производится до станции назначения (склада), указанные Покупателем.

6.2. Днем исполнения Продавцом своих обязательств по поставке товара считается дата сдачи товара на склад Покупателю по Акту экспертизы ТПП.

7. Приемка товара

7.1. Если в Спецификации не оговорено иное, товар считается сданным

Продавцом и принятым Покупателем:

а) по качеству — в соответствии с сертификатом о качестве, выданным

Продавцом и подтвержденным независимой организацией;

б) по количеству мест — согласно Акту экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ, отражающего количество единиц товара, поставленных

Покупателю, при перевешивании товара при приемке.

7.2. Приемка товара осуществляется по приемо-сдаточному акту между

Продавцом и Покупателем (представителем мясокомбината) при 100%-ном перевешивании и осмотре товара. Простои вагонов оплачиваются за счет последнего. С согласия Продавца допускается приемка товара без представителя Продавца по акту экспертизы независимой компетентной организации (бюро экспертиз ТПП РФ и др.), решение которой будет обязательным для сторон.

7.3. Рекламации в отношении количества и в отношении качества товара могут быть заявлены письменно Покупателем Продавцу в течение 3 (трех) дней с момента поставки товара и в течение 25 (двадцати пяти) дней со дня оформления документов.

8. Форс-мажор (действие непреодолимой силы)

8.1 Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если неисполнение явилось следствием форс-мажорных обстоятельств, возникших после заключения настоящего Контракта и должным образом подтвержденных, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами.

8.2. При наступлении или прекращении указанных в пункте 8.1 форс-мажорных обстоятельств сторона, для которой создалась невозможность исполнения своих обязательств по настоящему контракту, должна немедленно известить другую сторону, приложив к извещению соответствующий документ.

8.3. При отсутствии своевременного извещения, указанного в пункте 8.2 виновная сторона обязана возместить другой стороне убытки, понесенные ею вследствие такого неизвещения или несвоевременного извещения.

8.4. Срок исполнения сторонами их обязанностей отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать форс-мажорные обстоятельства.

8.5. Если эти обстоятельства будут продолжаться более 1 (одного) месяца, то каждая из сторон имеет право отказаться от дальнейшего исполнения обязательства по контракту, и в этом случае ни одна из сторон не имеет права требовать от другой стороны возмещения убытков, причиненных расторжением контракта.

9. Ответственность сторон

9.1. За просрочку оплаты товара Покупатель уплачивает неустойкув размере 0,1% стоимости не оплаченного в срок товара за каждый день просрочки.

9.2. Независимо от уплаты неустойки (штрафа, пени) сторона, нарушившая контракт, возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки.

10. Разрешение споров

10.1. Все споры и разногласия, могущие возникнуть из настоящего контракта или в связи с ним, разрешаются сторонами путем переговоров. Если же они не могут быть урегулированы сторонами путем переговоров, то подлежат рассмотрению в Арбитражном суде при ТПП РФ в г. Москве согласно его регламенту.

11. Прочие условия

11.1 Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами обязательств.

11.2 Настоящий контракт может быть расторгнут только по письменному соглашению сторон.

11.3 Все изменения и дополнения к настоящему контракту имеют юридическую силу, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежащим образом уполномоченными представителями обеих сторон.

11.4 Настоящий контракт составлен и подписан в двух экземплярах, по одному для каждой стороны, и каждый имеет одинаковую юридическую силу.

Юридические адреса и реквизиты сторон:

Продавец Покупатель

г. Москва «» 200 г.

СПЕЦИФИКАЦИЯ № 1

к КОНТРАКТУ № 123/44/51/10/13 от «» 200 г.

1. Количество товара по настоящей спецификации составляет около 100 (сто) тонн по факту поставки. Поставка товара осуществляется мехсекцией с сообщением ее номера, номеров вагонов, даты отгрузки и количества товара по факсимильной связи.

2. В отгрузочных реквизитах указать грузополучателя: Покупатель имеет право изменить отгрузочные реквизиты, уведомив при этом Поставщика не позже чем за 5 (пять) дней до готовности товара к отгрузке.

3. Цена за свинину 1-й категории составляет () руб. за 1 кг, включая НДС и налог с продаж.

4. Оплата товара производится банковским переводом в Банк Продавца.

5. О готовности товара к отгрузке Продавец уведомляет Покупателя факсимильной связью, извещая одновременно о предполагаемой дате отгрузки, количестве мест, весе товара.

Об отгрузке товара Продавец в течение 24 часов уведомляет Покупателя факсимильной связью с указанием даты отгрузки, номера мехсекции, точного веса товара.

В транспортных документах должны быть указаны данные: номер контракта, наименование товара, вес нетто/брутто товара в килограммах, грузоотправитель и грузополучатель.

6. Сдача-приемка товара по данной Спецификации товар считается сданным Продавцом и принятым. Покупателем на основании Акта экспертизы ТПП РФ.

От продавца От покупателя

Оплата поставок. Получение счетов на оплату заказанных товаров — заключительный этап выполнения контракта. При оплате счетов используются, как правило, безналичные расчеты, но могут производиться и наличные платежи, если иное не установлено законом. При осуществлении расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо и в других формах, предусмотренных законом.

Стороны по контракту (договору) могут избрать и установить любую из указанных ниже форм расчетов.

1. Расчеты платежными поручениями. При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести необходимую денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом же или ином банке и в срок, установленный законом, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

2. Расчеты по аккредитиву. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

3. Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить его счет действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

4. Расчеты чеками. Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодержатель имеет средства, которыми он имеет право распоряжаться путем выставления чеков.

В рамках указанных форм расчеты могут производиться с частичной предоплатой и по факту получения товара, с предоплатой полностью за весь товар, оплатой в рассрочку и т.д. В любом случае способ платежа оговаривается в контракте (договоре купли-продажи).

Немедленная или предварительная оплата товара может дать право на скидку от общей стоимости полученных товаров, С другой стороны, оплата товара по истечении какого-то срока означает, что сумма, которая должна быть выплачена поставщику, может быть использована на другие нужды. В этой связи, определяя способ платежа, необходимо тщательно взвесить все его достоинства и недостатки, равно как и возможные выгоды и потери.

 

 

ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом можно выделить четыре основных задачи.

Первая задача — выбор формы снабжения. Выделяют две формы снабжения предприятия материальными ресурсами: складскую и транзитную. Каждая имеет свои преимущества и недостатки.

Вторая задача — анализ и определение потребности производства в материальных ресурсах, расчет количества заказываемых материалов. Эта задача решается с учетом планируемого объема производства, среднесуточного расхода материальных ресурсов, удаленности поставщика, выбора транспортного средства.

Третья задача — определение метода закупок материальных ресурсов. Применяют пять основных методов закупок: закупка товара одной партией, регулярные закупки мелкими партиями, ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям, получение товара по мере необходимости, закупка товара с немедленной сдачей.

Четвертая задача — выбор поставщика, согласование цен, заключение договора и установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок.

 

5. ТЕОРИЯ ЗАПАСОВ В ЛОГИСТИКЕ

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Запасы. Назначение запасов. Виды запасов. Буферный запас. Производственные запасы. Запасы готовой продукции. Запасы для компенсации задержек. Запасы для удовлетворения ожида­емого спроса. Текущий запас. Подготовительный запас. Страхо­вой запас. Сезонный запас. Издержки как критерий оптимиза­ции запасов. Издержки по содержанию запаса. Издержки по закупкам. Системы управления запасами. Фиксированный размер запаса. Фиксированный интервал времени между запаса­ми. Точка заказа. Размер заказа. Уровень запаса. Период повто­рения заказа. Максимальный запас. Точка запаса. Периодичность заказа. Цикл изменения запасов. Определение потребности в материальных запасах. Норма запаса. Норма расхода материа­лов. Зарубежный опыт управления запасами. ЛВС-метод конт­роля запасов.

 

5.1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ

В МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСАХ

 

Объективная необходимость образования запасов связана с характером процессов производства и воспроизводства. Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространст­ве и во времени производства и потребления материальных ресур­сов. Необходимость образования запасов особенно важна в связи с непрерывным ростом производительности общественного труда. А это происходит вследствие расширения и углубления процессов специализации и кооперирования. По этой причине в изготовлении конечного продукта участвует все большее число предприятий. Необ­ходимость перемещения между ними средств производства приводит к образованию все большего количества запасов как по величине, так и по номенклатуре.

Образование запасов связано также с необходимостью обеспече­ния непрерывности процесса производства на всех его стадиях. В про­цессе выполнения договоров поставки продукции и при ее транспор­тировке могут происходить отклонения от запланированных сроков и размеров партий поставки. В то же время питание производства должно осуществляться регулярно. Поэтому от наличия и состояния запасов в первую очередь зависит ритмичная работа предприятия.

Наличие запасов позволяет бесперебойно обеспечивать выпол­нение' установленной производственной программы. Отсутствие на предприятии материалов вследствие исчерпания запасов наруша­ет ритм производственного процесса, приводит к простоям оборудо­вания или даже к необходимости перестройки технологического про­цесса.

Материальные запасы являются частью оборотных средств предприятия, т.е. однократно участвуют в процессе производства или потребления. Они классифицируются по трем видам: производствен­ные запасы; запасы в незавершенном производстве; запасы готовой продукции.

К производственным относят запасы сырья, материалов, покуп­ных полуфабрикатов, комплектующих изделий, конструкций и Дета­лей; топливо; тару и тарные материалы; отходы; запасные части.

Запасы незавершенного производства: продукция частичной готовности; не полностью укомплектованная; не принятая заказчи­ком; остатки заказов вспомогательного производства; материалы, под­вергшиеся изменениям; незаконченные работы; продукция, не про­шедшая предусмотренный технологией полный цикл производства.

Запасы готовой продукции — это изделия и полуфабрикаты, пол­ностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам и утвержденным техническим условиям, принятые на склад готовой продукции предприятия.

В каждом производственном процессе (или стадии производ­ственного процесса) применяются различные исходные материалы.

1. Сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта. К сырью, как правило, относятся первичные материальные ресурсы, не прошедшие переработку или прошедшие ее в незначительной степени. Примерами могут служить продукты растениеводства, животноводства или рыболовства; продукты добычи и обогащения руды в горнодобывающей и металлур­гической промышленности; материальные ресурсы, получа­емые в результате специфических технологических процес­сов химической и физической обработки. Исходные продукты более высокой степени переработки (например, предварительно смонтированные детали), состав­ляющие значительную по количеству часть конечною продук­та, относятся к категории полуфабрикатов. Процедура закуп­ки таких материальных ресурсов на стороне аналогична закупке остальных видов сырья.

2. Вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе готового про­дукта. Тем не менее, такие материалы могут иметь важное функциональное значение. Примерами вспомогательных материалов являются: швейные нитки при пошиве одежды, монтажные болты, проволока. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что отнесение продукта к той или иной категории материальных ресурсов зависит от особенностей производственного процесса. Так, те же самые нитки в тек­стильной промышленности служат сырьем для изготовления ткани. Из проволоки могут изготавливаться скрепки, т.е. она в данном случае является сырьем.

3. Производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необ­ходимые для нормального хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудо­вания. К таким средствам относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость для сверлильного оборудования, чистящие и моющие средства. К производственным материа­лам относится также энергия, из-за высокой стоимости и зна­чительной потребности учитываемая, как правило, отдельно от остальных видов производственных материалов.

4. К комплектующим относятся продукты, не требующие обра­ботки вообще или требующие ее в незначительной степени.

Сырье, полуфабрикаты и вспомогательные материалы включа­ют в общую категорию «Сырье и материалы», так как подвергаются обработке или переработке в процессе изготовления конечной про­дукции.

Наличие запасов на предприятии в настоящее время является необходимостью, так как ослабляют зависимость производителя про­дукции от поставщика, служат гарантией бесперебойной работы пред­приятия.

В мировой практике применяются разные системы, минимизи­рующие производственные запасы или позволяющие отказаться от них вообще. Примером может служить метод «точно вовремя» и его разновидность — система «канбан», реализованная в Японии на заводе «Тойота». Сокращение производственных запасов или отказ от них может привести к существенной экономии денежных средств.

Избыточное накопление запасов сопряжено с дополнительными издержками вследствие:

■ увеличения затрат, возникающих в связи с владением запаса­ми (аренда складских помещений и их содержание, расходы по перемещению запасов, страхование имущества и т.д.);

■ увеличения затрат, связанных с риском потерь из-за устаре­вания и порчи, а также хищений и бесконтрольного исполь­зования запасов;

■ увеличения сумм уплачиваемых налогов (например, налога на имущество предприятия, в том числе внеоборотных акти­вов, запасов и затрат);

■ отвлечения средств из оборота, их «омертвления» (затраты, связанные с производственными запасами, в составе себесто­имости включаются в цену продукции и возвращаются пред­приятию только после реализации этой продукции).

Цели управления запасами:

■ обеспечение и поддержание ликвидности и текущей платеже­способности;

■ сокращение издержек производства путем снижения затрат на создание и хранение запасов, уменьшения потерь рабочего времени и простоев оборудования из-за нехватки сырья и материалов, предотвращения порчи, хищений и беспере­бойного использования материальных ценностей.

■ правильное и своевременное документирование всех опера­ций по движению материальных ценностей;

■ систематический контроль за соблюдением установленных норм запасов, выявление излишних и неиспользуемых мате­риалов, их реализация.

Достижение целей предполагает выполнение следующей анали­тической работы.

1. Оценка рациональности структуры запасов. При этом выяв­ляют ресурсы, объем которых явно избыточен, и ресурсы, при­обретение которых нужно ускорить. Это позволяет избегать излишних вложений капитала в материалы, потребность в которых сокращается или не может быть определена. При оценке рациональности структуры запасов требуется опреде­лить объем и состав испорченных и неходовых материалов. Благодаря этому обеспечивается поддержание производствен­ных запасов в наиболее ликвидном состоянии и сокращение средств, иммобилизованных в запасы.

2. Определение сроков и объемов закупок материальных ценно­стей. Это одна из наиболее важных и сложных задач для совре­менных условий функционирования российских предприя­тий. Несмотря на неоднозначность принимаемых решений для каждого конкретного предприятия, общим является подход к определению объемов закупок, он позволяет учитывать средний объем потребления материалов в течение производствен­но-коммерческого цикла (обычно определяется на основании результатов анализа потребления материальных ресурсов в прошедших периодах и объема производства в условиях предполагаемого сбыта) и дополнительное количество (стра­ховой запас) ресурсов для возмещения непредвиденных рас­ходов материалов (например, в случае срочного заказа) или увеличения периода, требуемого для формирования необхо­димых запасов.

3. Выборочное регулирование запасов материальных ценностей, предполагающее, что внимание нужно акцентировать на доро­гостоящих материалах или материалах высокой потребитель­ной привлекательности. В зарубежной практике широкое рас­пространение получил ЛВС-метод, приемы которого могут быть применены и на российских предприятиях. Основная идея ЛБС-метода — оценить каждый вид материалов по их зна­чимости (имеется в виду степень использования материала за конкретный период; время, необходимое для пополнения за­пасов этого материала, и затраты (потери), связанные с его отсутствием на складе; возможность замены, а также потери от замены).

4. Расчет показателей оборачиваемости основных групп запасов и их сравнение с аналогичными показателями предыдущих периодов для установления соответствия наличия запасов текущим потребностям предприятия. Оборот производственных запасов характеризует скорость дви­жения материальных ценностей и их пополнения. Чем быстрее обо­рот капитала, помещенного в запасы, тем меньше требуется капитала для данного объема хозяйственных операций.

Оборачиваемость производственных запасов в отраслях промыш­ленности существенно различается. В отраслях с длительным произ­водственным циклом содержание запасов требует более крупных капиталов.

Сроки оборота производственных запасов предприятий одной и той же отрасли, как правило, характеризуют успешность использо­вания ими капитала. Накапливание запасов связано с дополнитель­ным оттоком денежных средств, что делает необходимой оценку возможности и целесообразности сокращения срока хранения мате­риальных ценностей.

Оценка оборачиваемости товарно-материальных запасов прово­дится по каждому их виду (производственные запасы, готовая про­дукция, товары и т.д).

Оборачиваемость и средняя величина производственных запа­сов рассчитываются по следующим формулам:

 

Оборачиваемость = Себестоимость реализованной продукции
запасов Средняя величина запасов (5,1)

 

Средняя величина = Остатки запасов на начало периода + Остатки запасов на конец периода

запасов 2 (5,2)

 

При необходимости более точного расчета среднюю величину запасов нужно рассчитывать по средней хронологической. Для более точного расчета периода оборота средств, вложенных в конкретные виды имущества, можно использовать такую формулу:

 

 

Период = Средние остатки по счету * Длительность анализируемого периода

оборота Оборот за период (5,3)

 

Средние остатки представляют собой среднюю арифметическую величину остатков имущества или обязательств, учитываемых на кон­кретном бухгалтерском счете. Под оборотом понимается величина кредитового оборота того или иного материального счета за анализи­руемый период, который берется из Главной книги (оборотной ведо­мости).

Пример расчета оборачиваемости производственных запасов представлен в табл. 5.1.

 

Вид материальных ресурсов Средний остаток, тыс. руб. Списание на себестоимость, тыс. руб. Период оборота, дней
Сырье и материалы 69 350 459 341 54,4
Топливо 17 100 212 400 29,0
Запасные части 13 400 93 551 51,5
Прочие 7 650 23 004 119,7
Итого 107 500 788 296 49,0

 

Приведем расчет средневзвешенной величины периода хранения материальных ценностей.

54,4*69 350+29,0*17 100+51,5*13 400+119,7*7650 = 54,6 (дней)

107 500

 

В теории и практике управления запасами выделяют следующие основные признаки неудовлетворительной системы контроля ресурсов:

■ тенденция к постоянному росту длительности хранения запа­сов;. -

■ непрерывный рост запасов, опережающий динамику увеличе­ния объема реализуемой продукции;

■ частые простои оборудования из-за отсутствия материалов;

■ недостаток складских помещений;

■ периодический отказ от срочных заказов из-за отсутствия (недостатка) запасов;

■ большие суммы списаний из-за наличия устарелых (залежа­лых), медленно оборачивающихся запасов;

■ значительные объемы списаний запасов вследствие их порчи и хищений.

 

Политика управления материально-производственными запаса­ми фирмы (Inventory Policy) относится к инвестированию во все три группы запасов — производственные запасы, незавершенное произ­водство и готовая продукция.

Политика материально-технического снабжения обычно устанав­ливается группой лиц, включающей производственников, специали­стов по маркетингу и финансам. Управляющего производством бес­покоят прежде всего сырьевые запасы для обеспечения непрерывного процесса производства, который влияет на объем незавершенного производства. Для этого специалиста жизненно важно, производит ли фирма продукцию равномерно и непрерывно в течение года, накап­ливая запасы готовой продукции для сезонных продаж, или произво­дит ее нерегулярно по заказам. Управляющий по маркетингу заинте­ресован в том, чтобы фирма имела большие материально-технические запасы, обеспечивая быстрые поставки, так как это облегчит ей осу­ществлять продажи. Для управляющего финансами небезразличен уровень материально-производственных запасов, так как их избыток влияет на прибыльность: во-первых, запасы снижают коэффициент оборачиваемости всех фондов (отношение выручки от реализации к стоимости всех фондов); во-вторых, запасы требуют значительных расходов на Хранение и снижают норму прибыли.

В последние годы компьютерная технология, методы скоростной передачи данных и методы исследования операций используются для улучшения эффективности контроля за материально-производствен­ными запасами на отечественных предприятиях. В этой связи поле­зен опыт управления материальными запасами, применяемый зару­бежными предприятиями.

 

 

5.2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

 

В цепочке, по которой проходит материальный поток от постав­щика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: постав­щики сырья, материалов, полуфабрикатов; склады для хранения про­дукции на стадии закупки; производство товаров; сбыт товаров; потребители готовой продукции. Объединив эти звенья, можно полу­чить логистическую систему. Последняя представляет собой адаптив­ную систему с обратной связью, выполняющей те или иные логисти­ческие функции.

Цель системы оптимизации движения запасов — доставка това­ров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производ­ственному или личному потреблении. Упрощенная структура системы представлена на рис. 5.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...