Документы являющиеся подтверждением бухгалтерского учета
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Изучение порядка ведения налогового учета
Введение Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодексом. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства.
Целью написания данной работы является: · изучение порядка ведения налогового учета по налогу на прибыль; · изучение требований предъявляемых к регистрам налогового учета; · изучение взаимосвязи регистров налогового и бухгалтерского учета по налогу на прибыль; · изучение взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета по кругу вопросов связанных с учетом заемных средств.
Документы являющиеся подтверждением бухгалтерского учета
1.1 Этапы и результаты учетного процесса по налогу на прибыль «При определении налоговой базы может применяться один из трех приводимых ниже способов. 1. Использование единых документов в качестве бухгалтерских и налоговых учетных регистров. 2. Создание самостоятельного налогового учета. 3. Использование информации бухгалтерского учета для целей налогового учета». Последний метод является наиболее выгодным для предприятий. Реализация этого способа предполагает следующие этапы: · выявление участков учета, идентичных для бухгалтерского и налогового учета, · определение необходимости дополнительной группировки ин формации в регистрах бухгалтерского учета в соответствии с задачами налогового учета, · установление налоговых регистров для группировки, накапливания и систематизации информации, полученной из бухгалтерских регистров, для целей налогового учета, · документальное оформление налогового учета. При этом следует исходить из задач налогового учета, в частности, формирования данных, необходимых для заполнения налоговой декларации. Прежде всего, следует провести перегруппировку субсчетов бухгалтерского учета таким образом, чтобы они могли служить задачам налогового учета. Основой для данной перегруппировки должна служить классификация расходов, заданная Налоговым кодексом РФ с дальнейшей детализацией доходов и расходов согласно требованиям налоговой декларации.
Рассмотрим сначала учет доходов организации. Ориентируясь на требования НК РФ по группировке доходов и на необходимость заполнения налоговой декларации, организации следует в первую очередь определить, какие счета могут представлять информацию по полученным доходам. Доходы, учитываемые для целей налогообложения, могут группироваться не только на счетах 90 и 91, но и на счете 99. Кроме того, при организации системы субсчетов необходимо учитывать, что согласно требованиям ПБУ 9/99 величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или уменьшается) суммовой разницы, возникающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). В налоговом учете суммовые разницы признаются в составе вне реализационных доходов. Поскольку данные счетов 90, 91 и 99 организованы по накопительному принципу, то у организации может и не возникнуть потребность в разработке дополнительных налоговых регистров. Необходимую информацию организация может накапливать на соответствующих субсчетах и регистрах налогового учета без создания промежуточных сводных таблиц. Более трудоемкой будет процедура организации учета расходов для целей налогообложения. Поскольку методы учета расходов в налоговом учете отличаются от тех методов, которые используются в бухгалтерском учете, использование расходной части счетов 90, 91 и 99 затруднено. Данные действия аналогичны процедурам, выполняемым налогоплательщиком при формировании им системы учета доходов. Проводится реформирование рабочего плана счетов по тем расходам, по которым совпадают методы учета, но не совпадает способ группировки, с целью обеспечить получение необходимых данных непосредственно на счетах бухгалтерского учета. Затем необходимо рассмотреть возможности использования данных бухгалтерского учета для отражения информации, получение которой непосредственно из регистров бухгалтерского учета невозможно. Документальное оформление налогового учета предполагает: · утверждение учетной политики,
· утверждение схемы документооборота, определяющей источники информации для налогового учета, · утверждение разработанных самостоятельно регистров налогового учета. В соответствии с требованиями НК РФ организация должна разработать учетную политику для целей налогообложения. При разработке учетной политики необходимо не только избрать те методы налогового учета, которые будут максимально соответствовать потребностям, и обеспечивать наиболее успешный результат в схеме налогового планирования, но и отразить в учетной политике основы формирования системы налогового учета. В налоговом учете должны быть представлены регистры расчетов остатков непроизводственных запасов, готовой и отгруженной продукции. Если организация получает необходимую для проведения расчетов информацию из регистров бухгалтерского учета, то порядок ее обработки и схема проведенных расчетов должны четко прослеживаться в соответствующих налоговых регистрах. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. После выполнения всех расчетов налогоплательщик формирует прибыль для целей налогообложения. В том случае, если налогоплательщик получил убыток, он должен представлять все документы и расчеты, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы понесенных ранее убытков. На основании данных налогового учета заполняется декларация по налогу на прибыль.
1.2 Основные требования к первичным учетным документам Система налогового учета по налогу на прибыль организаций имеет трехуровневую структуру: · 1 – уровень первичных учетных документов. На основании первичных учетных документов определяются суммы, составляющие налоговую базу по налогу на прибыль организаций; · – уровень аналитических регистров налогового учета (налоговых регистров), Они служат для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных учетных документах;
· – уровень расчета налоговой базы (налоговая декларация) по налогу на прибыль организаций. Расчет налоговой базы служит для исчисления налога на при-1 быль организаций. Рассмотрим данные уровни налогового учета по налогу на прибыль организаций подробнее. Первый уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Формы первичных учетных документов для целей налогового учета по налогу на прибыль налоговым законодательством не установлены, поэтому на основании положений статьи 313 НК РФ в качестве первичных учетных документов налогового учета на практике могут быть использованы первичные учетные документы, используемые для целей бухгалтерского учета. Если же этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справки бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее). Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждает Госкомстат России), а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания. Для целей налогового учета первичные учетные документы бухгалтерского учета необходимо доработать. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 24 марта 1999 г. № 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации (например, приказ, распоряжение и т.д.).
Действующее налоговое законодательство не запрещает разработку и использование собственных первичных документов налогового учета, полностью независимых от первичных учетных документов бухгалтерского учета. Однако, практическая ценность такой системы налогового учет не высока, так как объем первичной учетной документации для целей налогового учета будет равен или больше объема первичных учетных документов бухгалтерского учета, что сделает систему налогового учета крайне трудоемкой и неэффективной. Второй уровень системы итогового учета по налогу на прибыль организаций. Этот уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций регламентирован действующим налоговым законодательством более детально. Согласно статье 314 Н К РФ аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных итогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях, данные в них отражаются непрерывно в хронологическом порядке. Еще раз отметим, что формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Однако к содержанию форм аналитических регистров налогового учета существует ряд общих требований. Так, на основании статьи 313 НК РФ формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: · наименование регистра; · период (дату) составления; · измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; · наименование хозяйственных операций; · подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало и предложило свою систему аналитических регистров налогового учета, которая, к сожалению, не зарегистрирована и не опубликована в законодательном порядке и далека от идеала. В случае использования этой системы налогового учета по налогу на прибыль организации налогоплательщикам придется дополнять и дорабатывать предложенные аналитические регистры налогового учета. Кроме того, проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных МНС РФ, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для налогоплательщиков, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Эта система не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации налогового учета на средних и небольших предприятиях. Для использования на небольших предприятиях система аналитических регистров налогового учета может быть упрощена: сведена всего к двум аналитическим регистрам налогового учета – регистру доходов и регистру расходов. При этом все сложные расчеты (например, расчет учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских расходов, расчеты амортизации, расчеты налогов и прочие расчеты) должны осуществляться в отдельных первичных учетных документах налогового учета, а в аналитические регистры налогового учета должна заноситься только конечная информация (дата осуществления операции, наименование операции, сумма операции, вид дохода или расхода и прочее). Кроме того, согласно статье 313 НК РФ допускается использование в качестве аналитических регистров налогового учета регистров бухгалтерского учета, которые могут быть дополнены необходимыми реквизитами для целей налогового учета. Этот вариант ведения налогового учета также интересен предприятиям, имеющим небольшие обороты или простое налогообложение прибыли. Третий уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций. Третьим уровнем налогового учета является расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Фактически это уровень налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Согласно статье 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные: 1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом); 2) сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе: · выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; · выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; · выручка от реализации покупных товаров; · выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; · выручка от реализации основных средств; · выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств. 3) сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе: расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы. понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода; · расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; · расходы, понесенные при реализации покупных товаров; · расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; · расходы, связанные с реализацией основных средств; · расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг). 4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе: · прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав; · прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; · прибыль (убыток) от реализации покупных товаров; · прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; · прибыль (убыток) от реализации основных средств; · прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств. 5) сумму внереализационных доходов; 6) сумму внереализационных расходов; 7) прибыль (убыток) от внереализационных операций; 8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период. В практике работы предприятий встречается такой способ ведения налогового учета, как отражение операций на отдельных, специально открытых для целей налогового учета, субсчетах счетов бухгалтерского учета. То же самое происходит и для всех остальных счетов бухгалтерского учета, информация которых необходима для целей исчисления налога на прибыль. С одной стороны, такой порядок ведения налогового учет исключает дублирование одних и тех же операций в бухгалтерском и налоговом учете, более понятен бухгалтерам, что является положительными моментами, однако, с другой стороны, становится крайне сложно вести аналитические регистры налогового учета, требование о ведении которых содержится в действующем налоговом законодательстве. Кроме того, при такой системе ведения налогового учета появляется большое количество корректировок и дополнительных расчетов, вынесенных в отдельные документы. Так как подтверждением данных налогового учета являются аналитические регистры налогового учета, то при рассматриваемой системе ведения налогового учета могут возникнут споры с налоговыми органами в которых доказать наличие аналитических налоговых регистров (и соответственно налогового учета по налогу на прибыль организаций) будет трудно, поэтому не рекомендуется использовать в практике хозяйственной деятельности такую систему налогового учета. 1.3 Взаимосвязь регистров бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль
«В соответствии с Федеральным законом от 21.10.1996 г. "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Согласно п. 2 ст. 1 закона объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что объектом бухгалтерского учета являются также и обязательства организации перед бюджетом. Согласно п. 3 ст. 1 закона "О бухгалтерском учете" одними из основных задач бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью». Сравним определение бухгалтерского учета и его задач с определениями, данными в ст. 313 НК РФ: «Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления полнотой и своевременностью исчисления и уплаты е бюджет налога». Таким образом, пользователями информации бухгалтерского учета могут быть внешние организации следовательно, и налоговые органы как пользователи с косвенным финансовым интересом. Кроме того, как отмечалось выше, одна из задач бухгалтерского учета -обеспечение пользователей достоверной информацией "для контроля за соблюдением законодательств Российской Федерации", т.е. в том числе и налогового Информационной базой как бухгалтерского, так е налогового учета являются первичные документы. Так согласно п. 1 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документам (первичными учетными документами), на основание которых ведется бухгалтерский учет. Определение налогового учета, приведенное в ст. 313 НК РФ также указывает на то, что налоговый учет ведется на основе первичных документов, сгруппированных в установленном Кодексом порядке. Таким образом, информационная база бухгалтерского и налогового учета едина. Отличие состоит в способах и приемах группировки, систематизации, обработки этой информации в соответствие с конкретными целями: достоверным отражением фактов финансово-хозяйственной деятельности организации или корректного исчисления ее налоговых обязательств согласно установленному порядку. Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы. Аналитические регистры бухгалтерского учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за (отчетный) налоговый период, сгруппированных в соответствии с гл. 25, без отражения на счетах бухгалтерского учета, предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы (ст. 314 НК РФ). В отличие от аналитических регистров бухгалтерского учета, которые только группируют детальную информацию об объектах учета, регистры налогового учета, по Кодексу, являются сводными формами, т.е. в них предполагается не только детализировать, но и обобщать данные учета, на основании которых уже составляется расчет налоговой базы. Регистры и порядок отражения в них данных разрабатываются плательщиками самостоятельно, и устанавливается учетной политикой. Регистры бухгалтерского учет охватывают весь диапазон хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учет также должен охватывать весь спектр хозяйственных операций, но при этом необходимо учитывать рациональность учетной работы. Информация во многих регистрах бухгалтерского и налогового учета совпадает, поэтому ряд регистров налогового учета вести нецелесообразно, т.к. для этих целей можно использовать регистры бухгалтерского учета ил переносить данную информацию без изменений в регистры налогового учета. В разрезе учета тех фактов хозяйственной деятельности предприятий, когда учет доходов или расходов различается регистры налогового учета используют в качестве основания первичную документацию. При расчете налога на прибыль бухгалтерская прибыль корректируется согласно налоговому учету, т.е. регистры бухгалтерского учета корректируются согласно регистрам налогового учета. Т.е. первоначально налоговый учет используется часть информации из регистров бухгалтерского учета, а затем наоборот регистры бухгалтерского используют для корректировок информацию регистров налогового учета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|