Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документы являющиеся подтверждением бухгалтерского учета




Изучение порядка ведения налогового учета

 

 

Введение

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого от­четного периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения на­логовой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппи­рованных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым Кодек­сом.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недоста­точно информации для определения налоговой базы налогоплательщик вправе самостоятельно допол­нять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными рекви­зитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и досто­верной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйст­венных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетно­го периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, пол­нотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Налого­вые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обяза­тельные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для це­лей налогообложения при изменении применяемых методов учета принима­ется с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства.

Целью написания данной работы является:

· изучение порядка ведения налогового учета по налогу на прибыль;

· изучение требований предъявляемых к регистрам налогового учета;

· изучение взаимосвязи регистров налогового и бухгалтерского учета по налогу на прибыль;

· изучение взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета по кругу вопросов связанных с учетом заемных средств.

 

 


Документы являющиеся подтверждением бухгалтерского учета

 

1.1 Этапы и результаты учетного процесса по налогу на прибыль

«При определении налоговой базы может применяться один из трех приводимых ниже способов.

1. Использование единых доку­ментов в качестве бухгалтерских и налоговых учетных регистров.

2. Создание самостоятельного налогового учета.

3. Использование информации бухгалтерского учета для целей налогового учета».

Последний метод является наиболее выгодным для предприятий.

Реализация этого способа пред­полагает следующие этапы:

· выявление участков учета, идентичных для бухгалтерского и на­логового учета,

· определение необходимости до­полнительной группировки ин формации в регистрах бухгал­терского учета в соответствии с задачами налогового учета,

· установление налоговых регист­ров для группировки, накапли­вания и систематизации инфор­мации, полученной из бухгал­терских регистров, для целей налогового учета,

· документальное оформление на­логового учета.

При этом следует исходить из задач налогового учета, в частно­сти, формирования данных, необ­ходимых для заполнения налоговой декларации.

Прежде всего, следует провес­ти перегруппировку субсчетов бух­галтерского учета таким образом, чтобы они могли служить зада­чам налогового учета. Основой для данной перегруппировки должна служить классификация расходов, заданная Налоговым кодексом РФ с дальнейшей детализацией дохо­дов и расходов согласно требовани­ям налоговой декларации.

Рассмотрим сначала учет дохо­дов организации. Ориентируясь на требования НК РФ по группировке доходов и на необходимость запол­нения налоговой декларации, орга­низации следует в первую оче­редь определить, какие счета могут представлять информацию по по­лученным доходам.

Доходы, учитываемые для целей налогообложения, могут группиро­ваться не только на счетах 90 и 91, но и на счете 99. Кроме того, при организации системы субсчетов не­обходимо учитывать, что согласно требованиям ПБУ 9/99 величина поступления определяется также с учетом (увеличивается или умень­шается) суммовой разницы, возни­кающей в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эк­вивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных едини­цах). В налоговом учете суммовые разницы признаются в составе вне ­реализационных доходов.

Поскольку данные счетов 90, 91 и 99 организованы по накопитель­ному принципу, то у организации может и не возникнуть потребность в разработке дополнительных нало­говых регистров. Необходимую ин­формацию организация может на­капливать на соответствующих суб­счетах и регистрах налогового учета без создания промежуточных свод­ных таблиц.

Более трудоемкой будет проце­дура организации учета расходов для целей налогообложения. Поскольку методы учета расходов в налоговом учете отличаются от тех методов, которые используются в бухгалтер­ском учете, использование расход­ной части счетов 90, 91 и 99 затруд­нено.

Данные действия аналогичны процедурам, выполняемым налого­плательщиком при формировании им системы учета доходов.

Проводится реформирование рабочего плана счетов по тем рас­ходам, по которым совпадают ме­тоды учета, но не совпадает способ группировки, с целью обеспечить получение необходимых данных непосредственно на счетах бухгал­терского учета.

Затем необходимо рассмотреть возможности использования данных бухгалтерского учета для отражения информации, получение которой непосредственно из регистров бух­галтерского учета невозможно.

Документальное оформление на­логового учета предполагает:

· утверждение учетной политики,

· утверждение схемы документо­оборота, определяющей источ­ники информации для налого­вого учета,

· утверждение разработанных са­мостоятельно регистров налого­вого учета.

В соответствии с требованиями НК РФ организация должна разра­ботать учетную политику для целей налогообложения. При разработке учетной политики необходимо не только избрать те методы налогово­го учета, которые будут максималь­но соответствовать потребностям, и обеспечивать наиболее успешный результат в схеме налогового планирования, но и отразить в учетной политике основы формирования системы налогового учета.

В налоговом учете должны быть представлены регистры расчетов остатков непроизводственных запа­сов, готовой и отгруженной про­дукции. Если организация получает необходимую для проведения рас­четов информацию из регистров бухгалтерского учета, то порядок ее обработки и схема проведенных расчетов должны четко прослежи­ваться в соответствующих налого­вых регистрах.

Расчет налоговой базы за отчет­ный (налоговый) период составля­ется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастаю­щим итогом с начала года.

После выполнения всех расчетов налогоплательщик формирует при­быль для целей налогообложения. В том случае, если налогоплательщик получил убыток, он должен пред­ставлять все документы и расчеты, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы понесенных ранее убытков.

На основании данных налого­вого учета заполняется декларация по налогу на прибыль.

 

1.2 Основные требования к первичным учетным документам

Система налогового учета по налогу на прибыль организаций имеет трехуровне­вую структуру:

· 1 – уровень первичных учетных документов. На основании первичных учет­ных документов определяются суммы, составляющие налоговую базу по нало­гу на прибыль организаций;

· – уровень аналитических регистров налогового учета (налоговых регистров), Они служат для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к налоговому учету первичных учетных документах;

· – уровень расчета налоговой базы (налоговая декларация) по налогу на прибыль организаций. Расчет налоговой базы служит для исчисления налога на при-1 быль организаций.

Рассмотрим данные уровни налогового учета по налогу на прибыль организаций подробнее.

Первый уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций.

Формы первичных учетных документов для целей налогового учета по налогу на прибыль налоговым законодательством не установлены, поэтому на основа­нии положений статьи 313 НК РФ в качестве первичных учетных документов налогового учета на практике могут быть использованы первичные учетные документы, используемые для целей бухгалтерского учета. Если же этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы на­логового учета самостоятельно (например, справки бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (альбомы унифицированных форм первичной учетной документации утверждает Госкомстат России), а документы, фор­ма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.

Для целей налогового учета первичные учетные документы бухгалтерского учета необходимо доработать. Согласно постановлению Госкомстата РФ от 24 марта 1999 г. № 20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости мо­жет вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержден­ных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной доку­ментации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствую­щим организационно-распорядительным документом организации (напри­мер, приказ, распоряжение и т.д.).

Действующее налоговое законодательство не запрещает разработку и исполь­зование собственных первичных документов налогового учета, полностью неза­висимых от первичных учетных документов бухгалтерского учета. Однако, прак­тическая ценность такой системы налогового учет не высока, так как объем первичной учетной документации для целей налогового учета будет равен или больше объема первичных учетных документов бухгалтерского учета, что сделает систему налогового учета крайне трудоемкой и неэффективной.

Второй уровень системы итогового учета по налогу на прибыль организаций. Этот уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций регламентирован действующим налоговым законодательством более детально. Соглас­но статье 314 Н К РФ аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных итогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруп­пированные в соответствии с требованиями действующего налогового законода­тельства, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематиза­ции и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде или любых машинных носителях, данные в них отражаются непрерывно в хронологическом порядке.

Еще раз отметим, что формы регистров налогового учета и порядок отраже­ния в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Однако к содержанию форм аналитических регистров налогового учета существует ряд общих требований. Так, на основании статьи 313 НК РФ формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

· наименование регистра;

· период (дату) составления;

· измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

· наименование хозяйственных операций;

· подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.

При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало и предложило свою систему аналитических регистров налогового учета, которая, к сожалению, не зарегистрирована и не опубликована в законодательном по­рядке и далека от идеала. В случае использования этой системы налогового учета по налогу на прибыль организации налогоплательщикам придется допол­нять и дорабатывать предложенные аналитические регистры налогового учета. Кроме того, проанализировав содержание системы аналитических регистров налогового учета, предложенных МНС РФ, можно сделать вывод о том, что эта система предназначена только для налогоплательщиков, использующих метод начисления для определения доходов и расходов. Эта система не лишена ряда других недостатков и слишком громоздка для практической организации нало­гового учета на средних и небольших предприятиях.

Для использования на небольших предприятиях система ана­литических регистров налогового учета может быть упрощена: сведена всего к двум аналитическим регистрам налогового учета – регистру доходов и регис­тру расходов. При этом все сложные расчеты (например, расчет учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских рас­ходов, расчеты амортизации, расчеты налогов и прочие расчеты) должны осу­ществляться в отдельных первичных учетных документах налогового учета, а в аналитические регистры налогового учета должна заноситься только конечная информация (дата осуществления операции, наименование операции, сумма операции, вид дохода или расхода и прочее).

Кроме того, согласно статье 313 НК РФ допускается использование в каче­стве аналитических регистров налогового учета регистров бухгалтерского уче­та, которые могут быть дополнены необходимыми реквизитами для целей на­логового учета. Этот вариант ведения налогового учета также интересен предприятиям, имеющим небольшие обороты или простое налогообложение прибыли.

Третий уровень системы налогового учета по налогу на прибыль организаций.

Третьим уровнем налогового учета является расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Фактически это уровень налоговой декларации по налогу на при­быль организаций. Согласно статье 315 НК РФ расчет налоговой базы за отчет­ный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.

Расчет налоговой базы по налогу на прибыль в обязательном порядке должен содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового пе­риода нарастающим итогом);

2) сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

· выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организован­ном рынке;

· выручка от реализации покупных товаров;

· выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обра­щающихся на организованном рынке;

· выручка от реализации основных средств;

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.

3) сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшаю­щих сумму доходов от реализации, в том числе:

расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы. понесенные при реализации имущества, имущественных прав. При этом общая сумма расходов уменьшается на сум­мы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (нало­гового) периода;

· расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;

· расходы, понесенные при реализации покупных товаров;

· расходы, понесенные при реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

· расходы, связанные с реализацией основных средств;

· расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).

4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

· прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав;

· прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на орга­низованном рынке;

· прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

· прибыль (убыток) от реализации финансовых инструментов срочных сде­лок, не обращающихся на организованном рынке;

· прибыль (убыток) от реализации основных средств;

· прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.

5) сумму внереализационных доходов;

6) сумму внереализационных расходов;

7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчетный (налоговый) период.

В практике работы предприятий встречается такой способ ведения налого­вого учета, как отражение операций на отдельных, специально открытых для целей налогового учета, субсчетах счетов бухгалтерского учета.

То же самое происходит и для всех остальных счетов бухгалтерского учета, информация которых необходима для целей исчисления налога на прибыль. С одной стороны, такой порядок ведения налогового учет исключает дублирова­ние одних и тех же операций в бухгалтерском и налоговом учете, более поня­тен бухгалтерам, что является положительными моментами, однако, с другой стороны, становится крайне сложно вести аналитические регистры налогового учета, требование о ведении которых содержится в действующем налоговом законодательстве. Кроме того, при такой системе ведения налогового учета по­является большое количество корректировок и дополнительных расчетов, вы­несенных в отдельные документы.

Так как подтверждением данных налогового учета являются аналитические регистры налогового учета, то при рассматриваемой системе ведения налого­вого учета могут возникнут споры с налоговыми органами в которых доказать наличие аналитических налоговых регистров (и соответственно налогового учета по налогу на прибыль организаций) будет трудно, поэтому не рекомендуется использовать в практике хозяйственной деятельности такую систему налогового учета.


1.3 Взаимосвязь регистров бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль

 

«В соответствии с Федеральным законом от 21.10.1996 г. "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представ­ляет собой упорядоченную систему сбора, регистра­ции и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их дви­жении путем сплошного, непрерывного и докумен­тального учета всех хозяйственных операций. Согласно п. 2 ст. 1 закона объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйствен­ные операции, осуществляемые организациями в про­цессе их деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что объектом бухгалтерского учета являются также и обя­зательства организации перед бюджетом. Согласно п. 3 ст. 1 закона "О бухгалтерском учете" одними из основных задач бухгалтерского учета явля­ются: формирование полной и достоверной информа­ции о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учреди­телям, участникам и собственникам имущества орга­низации, а также внешним — инвесторам, кредито­рам и другим пользователям бухгалтерской отчетнос­ти; обеспечение информацией, необходимой внутрен­ним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законода­тельства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесооб­разностью».

Сравним определение бухгалтерского учета и его задач с определениями, данными в ст. 313 НК РФ: «На­логовый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе дан­ных первичных документов, сгруппированных в соот­ветствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формиро­вания полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных опе­раций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспе­чения информацией внутренних и внешних пользова­телей для контроля за правильностью исчисления полнотой и своевременностью исчисления и уплаты е бюджет налога».

Таким образом, пользователями информации бух­галтерского учета могут быть внешние организации следовательно, и налоговые органы как пользователи с косвенным финансовым интересом. Кроме того, как отмечалось выше, одна из задач бухгалтерского учета -обеспечение пользователей достоверной информаци­ей "для контроля за соблюдением законодательств Российской Федерации", т.е. в том числе и налогового

Информационной базой как бухгалтерского, так е налогового учета являются первичные документы. Так согласно п. 1 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документам (первичными учетными документами), на основание которых ведется бухгалтерский учет. Определение налогового учета, приведенное в ст. 313 НК РФ также указывает на то, что налоговый учет ведется на осно­ве первичных документов, сгруппированных в установ­ленном Кодексом порядке. Таким образом, информаци­онная база бухгалтерского и налогового учета едина. От­личие состоит в способах и приемах группировки, систе­матизации, обработки этой информации в соответствие с конкретными целями: достоверным отражением фак­тов финансово-хозяйственной деятельности организации или корректного исчисления ее налоговых обязательств согласно установленному порядку.

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплатель­щики — организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с на­логообложением.

Подтверждением данных налогового учета яв­ляются первичные учетные документы, регистры ана­литического учета и расчет налоговой базы.

Аналитические регистры бухгалтерского учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за (отчетный) налоговый период, сгруппирован­ных в соответствии с гл. 25, без отражения на счетах бухгалтерского учета, предназначены для системати­зации и накопления информации, содержащейся в пер­вичных документах, аналитических данных налогово­го учета для отражения в расчете налоговой базы (ст. 314 НК РФ).

В отличие от аналитических регистров бухгалтерс­кого учета, которые только группируют детальную информацию об объектах учета, регистры налогового учета, по Кодексу, являются сводными формами, т.е. в них предполагается не только детализировать, но и обобщать данные учета, на основании которых уже составляется расчет налоговой базы.

Регистры и порядок отражения в них данных разрабатываются плательщиками самостоятельно, и устанавливается учетной политикой.

Регистры бухгалтерского учет охватывают весь диапазон хозяйственной деятельности предприятия. Налоговый учет также должен охватывать весь спектр хозяйственных операций, но при этом необходимо учитывать рациональность учетной работы.

Информация во многих регистрах бухгалтерского и налогового учета совпадает, поэтому ряд регистров налогового учета вести нецелесообразно, т.к. для этих целей можно использовать регистры бухгалтерского учета ил переносить данную информацию без изменений в регистры налогового учета.

В разрезе учета тех фактов хозяйственной деятельности предприятий, когда учет доходов или расходов различается регистры налогового учета используют в качестве основания первичную документацию.

При расчете налога на прибыль бухгалтерская прибыль корректируется согласно налоговому учету, т.е. регистры бухгалтерского учета корректируются согласно регистрам налогового учета.

Т.е. первоначально налоговый учет используется часть информации из регистров бухгалтерского учета, а затем наоборот регистры бухгалтерского используют для корректировок информацию регистров налогового учета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...