1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы.
§ для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты и др.), технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;
§ для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).
1. Викторины
2. Кроссворды
3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
4. Тестирование
· Анащенкова С.В, Плешаков А.А. и др.Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, М., Просвещение,2012 г..
· Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник.: учебник для 4 класса – М., Просвещение, 2014 г..
· Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2011г.
· Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.- М.: Просвещение, 2012г.
· Изобразительное искусство. Рабочие программы.1-4 классы. Авторы: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских
УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство».
№ п/п
| Дата
план
| Дата
факт
| Тема урока
| Основные элементы содержания
| Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся
|
1 четверть(9ч) Истоки родного искусства. – 8 ч.
|
|
| | Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.
| Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.
Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.
Изменчивость природы в разное время года и в течение дня. Красота разных времен года.
| Характеризовать красоту природы родного края, разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж).
|
|
|
| Пейзаж родной земли. Березовая роща.
| Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж)
|
|
|
| Гармония жилья с природой
| Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира. Конструкция избы и назначение ее частей. Единство красоты и пользы. Единство функциональных и духовных смыслов. Украшения избы и их значение. Магические представления как поэтические образы мира. Различные виды изб. Традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы,
| Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа,.
Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы. Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей.
Понимать единство красоты и пользы. Рассказывать об украшениях избы и их пользе, храмовой архитектуре.
Изображать избу или моделировать ее на бумаге, используя материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Создавать образ традиционной деревни.
|
|
|
| Деревня - деревянный мир
|
|
|
| Образ русского человека (женский образ)
| Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.
Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.
Традиционная одежда как выражение образа красоты человека. Женский праздничный костюм — концентрация народных представлений об устройстве мира.
Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.
Образ русского человека в произведениях художников (А. Венецианов, И. Аргунов, В. Суриков, В. Васнецов, В. Тропинин, 3. Серебрякова, Б. Кустодиев).
Образ труда в народной культуре. Воспевание труда в произведениях русских художников.
| Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с его традициями жизни и труда. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать мужские и женские образы в народных костюмах, используя гуашь, кисти, ножницы, бумагу, клей.
|
|
|
| Образ русского человека (мужской образ)
|
|
|
| Воспевание труда в искусстве
| Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
|
|
|
| Народные праздники.
Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»
| Праздник — народный образ радости и счастливой жизни. Роль традиционных народных праздников в жизни людей.
Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.
Образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б. Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин и др.).
| Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей. Создавать индивидуально-композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника, осваивать алгоритм выполнений коллективного панно на тему народного праздника.
|
Древние города нашей земли. – 7 ч.
|
|
| | Древнерусский город - крепость
| Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.
Роль пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь». Их образное восприятие.
Знакомство с картинами русских художников (А.Васнецова, И.Билибин, Н.Рерих, С.Рябушкин и др.)
| Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Описывать крепостные стены и башни. Знакомиться с картинами русских художников.
Создавать макет древнерусского города.
|
|
|
| Древние соборы
| Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.
Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма. Соотношение пропорций и ритм объемов в организации пространства.
| Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства. Раскрывать особенности конструирования и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей.
Создавать макет города с помощью лепки.
|
|
|
| Древний город и его жители
| Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их.роль в жизни древних городов.
Жители древнерусских городов, соответствие их одежды архитектурно-предметной среде. Единство конструкции и декора.
| Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, о монастыря как произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки города.
Использовать материалы: коробки, ножницы, клей, тушь, кисти.
|
|
|
| Древнерусские воины- защитники
| Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.
Развитие навыков ритмической организации листа, изображения человека..
| Рассказывать о князе и его дружине, о торговом люде. Определять значение цвета в одежде. Изображать русских воинов, княжескую дружину.
|
|
|
| Города Русской земли. Золотое кольцо России.
| Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.
Особый облик города, сформированный историей и характером деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов.
Храмы-памятники в Москве: Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади, каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники архитектуры в других городах.
| Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Рассказывать о храмах – памятниках этих городов. Графически изображать древнерусский город, используя материалы: тушь, кисти, бумагу или мелки.
|
|
|
| Узорочье теремов. Изразцы.
| Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.
Отражение природной красоты в орнаментах (преобладание растительных мотивов). Сказочность и цветовое богатство украшений.
| Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей.
|
|
|
| Праздничный пир в теремных палатах. Обобщение по теме «Древние города нашей земли».
| Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.
Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры, убранства помещений.
Значение старинной архитектуры для современного человека.
| Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира, изображать посуду на праздничных столах.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей.
|
Каждый народ – художник. – 11 ч.
|
|
| | Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек
| Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.
Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.
Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.
Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.
Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.
Храм-пагода. Изящная конструкция пагоды, напоминающая дерево.
Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.
Традиционные праздники: «Праздник цветения вишни-сакуры», «Праздник хризантем» и др.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
| Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Изображать природу через детали, характерные для японского искусства.
|
|
|
| Отношение к красоте природы в японской культуре
|
| Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства, приобретать навыки в изображении человека.
|
|
|
| Образ человека, характер одежды в японской культуре.
| Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно.
|
|
|
| Искусство народов гор и степей.
| Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Художественные традиции в культуре народов степей. Юрта как произведение архитектуры. Образ степного мира в конструкции юрты. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
| Рассказывать об изобретательности человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств.
|
|
|
| Образ художественной культуры Средней Азии.
| Города в пустыне. Мощные порталь-но-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты. Мавзолеи. Орнаментальный характер культуры. Лазурные узорчатые изразцы. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей. Торговая площадь — самое многолюдное место города.
| Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ.
|
|
|
| Образ красоты древнегреческого человека
| Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.
Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры. Гармоническое согласие всех видов искусств в едином ансамбле.
Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.
Красота построения человеческого тела — «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. Восхищение гармоничным человеком — особенность миропонимания.
Искусство греческой вазописи. Рассказ о повседневной жизни.
Праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Панафиней. Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве древних греков.
| Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Использовать материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки.
|
|
|
| Древнегреческая культура
| Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой.
Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.
Лепка по воображению.Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции
|
|
|
| Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.
|
|
|
| Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура
| Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.
Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.
Ратуша и центральная площадь города.
Городская толпа, сословное разделение людей. Ремесленные цеха, их эмблемы и одежды. Средневековые готические костюмы, их вертикальные линии, удлиненные пропорции.
Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
| Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы, сплошные фасады каменных домов.
Видеть красоту готического храма. Изучать архитектуру, одежду человека и его окружение.
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
|
|
|
| Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха
|
|
|
|
| Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ – художник»
| Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Влияние особенностей природы на характер традиционных построек, гармонию жилья с природой, образ красоты человека, народные праздники (образ благополучия, красоты, счастья в представлении этого народа).
Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».
Понимание разности творческой работы в разных культурах.
| Рассуждать о многообразии и богатстве художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, образ красоты человека, на народные праздники.
Участвовать в выставке работ на тему «Каждый народ – художник»
|
Искусство объединяет народы. – 8 ч.
|
|
|
| 4 четверть(7ч+ 1 ч резерв)
Портрет мамы.
| В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве. Великие произведения искусства на на тему материнства: образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.
Развитие навыков творческого восприятия произведений искусства и навыков композиционного изображения.
| Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, изображающими образ матери и дитя.
Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу.
|
|
|
| Я и моя мама.
|
|
|
| Все народы воспевают мудрость старости.
| Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.
Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.
Выражение мудрости старости в произведениях искусства (портреты Рембрандта, автопортреты Леонардо да Винчи, Эль Греко и т.д.).
| Наблюдать проявление духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства. Создавать изображение любимого пожилого человека, стараясь выразить его внутренний мир.
Использовать гуашь или мелки.
|
|
|
| Сопереживание – великая тема искусства
| Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.
Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Искусство служит единению людей в преодолении бед и трудностей.
| Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом.
Использовать материалы: гуашь, кисти.
|
|
|
| Герои, борцы и защитники
| Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты.
Героическая тема в искусстве разных народов. Памятники героям. Монументы славы.
| Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев – защитников и воспевают их в своем искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою.
|
|
|
|
|
| Юность и надежды
| Тема детства, юности в изобразительном искусстве.
В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Примеры произведений, изображающих юность в русском и европейском искусстве
| Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Использовать гуашь, кисти, мелки.
|
|
|
| Искусство народов мира. Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»
| Вечные темы в искусстве.
Восприятие произведений станкового искусства — духовная работа, творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.
Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.
Искусство помогает людям понимать себя и других людей.
| Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать сои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач. Участвовать в обсуждении выставки.
|