Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы современной региональной финансовой политики




 

Формирование региональной финансовой политики должно основываться на правильном понимании региона, учитывать его существенные свойства и характеристики. Региональная финансовая политика подчинена целям и задачам социально-экономической политики региона со стратегическим ориентиром на увеличение качества жизни населения, что требует определения критериев социально-экономического развития региональной многоуровневой системы, адекватно отражающих социально-экономические проблемы и приоритеты развития субъектов Российской Федерации на современном этапе.

Для оценки социально-экономического развития региональной системы в теории и практике региональной экономики в настоящее время используются, например, такие показатели, как рост объемов валового регионального продукта (как правило, на душу населения), развитие региональной инфраструктуры, увеличение доходов, улучшение здоровья и повышение уровня образования населения региона, снижение уровня нищеты, развитие социальной сферы и доступность ее услуг требуемого качества, обогащение культурной жизни, высокие стандарты личной безопасности, равенство возможностей, оздоровление окружающей среды [12, c.23].

Предлагаются дополнительно два комплексных критерия социально-экономического развития региональной системы. Во-первых, критерий преодоления депрессивности и отсталости муниципальных образований, выражающийся в позитивном изменении экономических показателей таких территорий. Данный критерий основан на балансе принципов «экономической эффективности» и «социальной справедливости» в осуществлении региональной социально-экономической политики, который делает обязанностью региональных органов власти (органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления) развитие депрессивных и отсталых муниципальных образований. Как отмечают специалисты, «если пространственная неоднородность ведет к возникновению депрессивных территорий, выпадающих из единого экономического и гуманитарного пространства, она становится препятствием для проведения единой и эффективной социально-экономической политики».

Вторым критерием необходимо обозначить наращивание экономико-бюджетной мощности региональной системы, отражающее увеличение и реализацию потенциала региональной многоуровневой системы, ее расширенное воспроизводство в основных формах проявления. Экономико-бюджетная мощность представляет собой интегрированный критерий оценки состояния и динамики изменений развития экономики региона и его бюджетной системы. Положительная динамика экономико-бюджетной мощности базируется на замкнутом цикле последовательных событий в региональной системе: экономическое развитие (устойчивый и качественный рост) - увеличение налогового потенциала - увеличение бюджетной мощности [12, c.25]. Прирост финансовых ресурсов бюджета и реального сектора экономики может быть вновь использован на экономическое и социальное развитие на качественно новом уровне (рис. 1).

 

Рис. 1. Наращивание экономико-бюджетной мощности региона

 

С учетом интегрированного критерия экономико-бюджетной мощности региональной системы, а также императивности экономического развития депрессивных и слаборазвитых муниципальных образований современная региональная финансовая политика представляет собой политику по обеспечению наращивания экономико-бюджетной мощности региональной системы при сбалансированности экономики всего региона и любого бюджета региональной бюджетной системы, исключающей большую асимметрию муниципальных образований.

В рамках такой политики одинаково важным является управление как финансовыми потоками, образующимися между бюджетной системой региона и хозяйствующими субъектами, населением, так и финансовыми потоками внутри региональной бюджетной системы (в системе регион - муниципальные образования) в целях стимулирования органов местного самоуправления к участию муниципальных образований в экономическом и социальном развитии региона. То есть характерная черта предложенного теоретико-методического подхода к формированию региональной финансовой политики на современном этапе связана с выделением и обоснованием роли межбюджетных отношений.

Результативность региональной финансовой политики предлагается оценивать на основе динамики самостоятельно отобранной совокупности показателей для измерения экономико-бюджетной мощности региональной системы. Рассмотрим показатели, определяющие уровень экономического развития и финансовое состояние регионов:

1) доля прибыльных предприятий в общем количестве предприятий региона - характеризует состояние экономики, ее диверсифицированность, устойчивость к структурным экономическим сдвигам;

2) сальдированный финансовый результат (сальдо прибылей и убытков) предприятий региона - характеризует состояние экономики региона, определяет объем финансовых потоков региона и уровень поступлений налога на прибыль;

3)денежные доходы населения в расчете на одного жителя - отражают благосостояние населения, косвенно определяют уровень подоходных налогов, являются источником уплаты поимущественных налогов и потенциалом для их увеличения;

4)уровень бедности населения - индикатор дестимулятора экономики региона - оценивает доходную дифференциацию жителей региона, влияющую на социальную стабильность общества;

5)инвестиции в основной капитал на душу населения - характеризуют инвестиционный климат, уровень инвестиционной активности в регионе, предпосылки экономического развития территории и, как следствие, увеличения доходов по большому спектру налоговых платежей;

6)объем собственных доходов консолидированного бюджета региона и их доля в общем объеме доходов - определяют доходный потенциал и степень финансовой самостоятельности региональной системы;

7)доля средств в расходах регионального бюджета, направляемых в местные бюджеты, за исключением финансового сопровождения переданных государственных полномочий, - отражает уровень социально-экономического развития и доходной базы муниципальных образований региона [17, c.399].

Перечисленные показатели оценивают результативность влияния региональной финансовой политики на развитие региональной системы в целом, а также на развитие ее составных элементов - муниципальных образований, финансово-экономическое состояние которых собственно и определяет экономико-бюджетную мощность региональной системы.

Принципы современной региональной финансовой: принцип научной обоснованности, адекватности, социальной направленности, поступательности развития, баланса интересов, финансовой самообеспеченности.

Принцип научной обоснованности региональной финансовой политики связан с уникальной ролью каждого звена региональной финансовой системы: первичностью финансов реального сектора экономики региона, как источника его финансовых ресурсов, и определяющей ролью бюджетной системы региона, как эффективного регулятора всех финансовых потоков и отношений в регионе в интересах общественных ожиданий. Данный принцип составляет концептуальную основу разработанного критерия экономико-бюджетной мощности региональной системы.

Принцип адекватности обеспечивает главное назначение и проявление региональной финансовой политики в виде регулирования региональных финансов органами власти региона (органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления) и самого развития системы финансов региональных органов власти, что очевидно присутствует в предложенном подходе к формированию содержания современной региональной финансовой политики [18, c.241].

Принцип социальной направленности региональной финансовой политики обусловлен закреплением обязательств социального государства в Конституции Российской Федерации и призван гарантировать гражданам и социальным группам равные возможности в получении работы, доходов и общественных благ независимо от места проживания. Данный принцип реализуется на основе заложенного в критерии экономико-бюджетной мощности региональной системы качества экономического роста, отражающего усиление социальной направленности экономического развития региона, и критерия преодоления депрессивности и отсталости муниципальных образований региональной системы.

Принцип поступательности развития связан с объективной последовательностью и поступательностью процесса развития региональной многоуровневой системы, что выражается в несовпадении по времени увеличения финансовых ресурсов в разных звеньях региональной финансовой системы. «Форсирование» органами власти и управления региона прироста налоговых платежей в региональную бюджетную систему может отразиться на замедлении темпов экономического развития. Последовательность экономического развития региона, увеличения его налогового потенциала, приращения доходов бюджета учтена в критерии экономико-бюджетной мощности региональной многоуровневой системы [18, c.246].

Принцип баланса интересов определен необходимостью устойчивости и взвешенности региональной финансовой политики (как и любой другой политики). Учет интересов всех участников финансовых отношений в регионе - через создание условий для развития бизнеса, гарантии равного доступа граждан к общественным благам, сбалансированность регионального и каждого местного бюджета - обеспечивает соблюдение в предложенной модели региональной финансовой политики баланса различных интересов.

Принцип финансовой самообеспеченности обусловлен обязательной направленностью региональной финансовой политики на повышение финансовой самообеспеченности региона, реально возможного за счет создания и увеличения соответствующей экономической основы. Наращивание экономико-бюджетной мощности региональной системы при сбалансированности экономики всего региона и всех звеньев региональной бюджетной системы формирует потенциал саморазвития региона и муниципальных образований, обеспечивает самодостаточность региональной многоуровневой системы [18, c.248].

Таким образом, теоретико-методический подход к формированию современной региональной финансовой политики через использование критериальных индикаторов социально-экономического развития региональной многоуровневой системы обладает преимуществами системного подхода, выделяет роль межбюджетных отношений, без оптимального построения которых невозможно достижение стабильного социально-экономического развития региона.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...