Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО
Рабочая программа дисциплины
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки: 030300.62
Профиль подготовки: «Психология»
Степень выпускника: бакалавр.
Форма обучения: очная.
Срок обучения: 4 года
УДК 31
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Прикладная психология» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.___.2011 г.)
Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании учёного совета института «Социально-гуманитарных технологий» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от «___»____________ 2011 г.).
Составитель:
Морозов Александр Владимирович - профессор кафедры «Прикладная психология» МГУТУ, д.п.н., профессор
Рецензенты:
Урунтаева Галина Анатольевна – профессор кафедры «Педагогика и психология» МГУТУ, д.пс.н., профессор
Этнопсихология: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011.
Рабочая программа учебной дисциплины «Этнопсихология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предназначена для студентов очной формы обучения.
© Московский Государственный университет
технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.
109004, Москва, Земляной вал, 73
© А.В. Морозов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины _____________ 4
2. Общие требования к содержанию и уровню освоения
дисциплины _______________________________________________5
3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы ____________7
4. Содержание дисциплины __ ______ 8
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их
Трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы____________8
4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей
дисциплины _______________________________________________9
4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание
учебно-образовательных модулей _____________________________14
4.4. Лабораторный практикум ________________________________16
5. Самостоятельная работа ___________________________________20
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины _______________________________________________29
7. Материально–техническое обеспечение дисциплины __________ 32
8. Контроль и оценка результатов обучения ____________________ 33
9. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых
в дисциплине «Этнопсихология»______________________________34
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель и задачи дисциплины «Этнопсихология» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для психологов.
Целью курса «Этнопсихология» является формирование социальных компетенций будущих психологов, позволяющих им сознательно и рационально действовать в социальном окружении, принимать соответствующие решения частного и публичного характера, анализировать социальные явления и процессы, оценивать их позитивные и негативные влияния на их личную жизнь и на жизнь общества.
Задачи курса «Этнопсихология»:
- познакомить студентов с суммой основных этнопсихологических знаний;
- дать знания о социальных аспектах их профессиональной деятельности.
- развить этнопсихологическое мышление и навык этнопсихологической рефлексии;
- сформировать интерес к этнопсихологии, как отрасли психологической науки, а также к исследованиям в данной области;
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Этнопсихология» относится к базовой части.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины «Этнопсихология» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);
- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);
- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;
- основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии;
- этнопсихологические особенности разных народов;
- особенности проявления феномена «национальный» характер;
- динамические стороны народной психики;
уметь:
- выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения;
- применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием;
- применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности.
- классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России;
- применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях;
владеть:
- системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;
- выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований;
- основными методами психологического исследования в этнопсихологии.
ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Изучение курса «Этнопсихология» предусматривает 2 зачётных единицы (72 часа) для полной очной формы обучения, соотнесенные с общими целями ГОС ВПО по всем направлениям и профилям подготовки.
Таблица 1.
Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы
Вид учебной работы
| Зачетные единицы
| Академические
часы
|
Общая трудоёмкость дисциплины
|
|
|
Аудиторные занятия (всего)
| 0,5
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекции
| 0,22
|
|
Практические занятия
| 0,28
|
|
Самостоятельная работа (всего)
| 0,5
|
|
В том числе:
|
|
|
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей
| 0,11
|
|
Подготовка домашних заданий
| 0,11
|
|
Изучение тем лекций
| 0,11
|
|
Подготовка к рубежному контролю
| 0,11
|
|
Подготовка к промежуточной аттестации – экзамен.
| 0,06
|
|
Учебный процесс по дисциплине «Этнопсихология» сочетает лекционные и семинарские занятий с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно студенты прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план семинарских и практических занятий.
Формы контроля: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, зачёт.
Все вышеизложенное даёт студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы этнопсихологии.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2.
4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоёмкость и рекомендуемые виды учебной работы
№
п/п
| НАИМЕНОВАНИЕ
МОДУЛЯ И ТЕМЫ
| Зачетные единицы/ академические часы
|
Всего
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельная
работа
| Контроль
(входной текущий, рубежный)
|
Модуль1. Общие проблемы этнопсихологии.
| 0,77/28
| 0,08/3
| 0,11/4
| 0,19/7
| 0,39/14
|
1. 1
| Тема 1.1. Предмет, основные задачи и методика
изучения курса.
|
|
|
|
|
|
2. 2
| Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.
|
| -
|
|
|
|
3. 3
| Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.
|
|
|
|
|
|
4. 4
| Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации.
|
|
|
|
|
|
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.
| 1,23/44
| 0,14/5
| 0,17/6
| 0,31/11
| 0,61/22
|
5. 6
| Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.
|
|
|
|
|
|
6. 7
| Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России.
|
|
|
|
|
|
7. 8
| Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.
|
|
|
|
|
|
8. 9
| Тема 2.4. Национально-психологические особенности
народов дальнего зарубежья.
|
|
|
|
|
|
9.
| Тема 2.5.. Этническая напряженность и этнические конфликты.
|
| -
|
|
|
|
10.
| Тема 2.6. Этнический парадокс современности.
|
|
| -
|
|
|
Всего
| 2/72
| 0,22/8
| 0,28/10
| 0,5/18
| 1,0/36
|
Таблица 3.
4.2. Дидактический минимум
учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
№
п/п
| НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ
|
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
|
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.
|
1.
| Тема1.1.
Предмет, основные задачи и методика
изучения курса.
| Этническая психология как отрасль научных знаний. Ее объект и предмет исследования. Понятия и категории этнопсихологии. Особенности этнопсихологических феноменов, специфика их проявления и функционирования.
Основные задачи этнопсихологической науки: стратегические, оперативные, ситуативные, в области взаимодействия с другими общественными науками. Главные направления изучения национально-психологических особенностей людей, их взаимодействия и общения в процессе полиэтнических отношений.
|
2.
| Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.
| Релятивизм, абсолютизм, универсализм – сущность подходов, основные положения, задачи. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: Исследование коллективных представлений, Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.
|
3.
| Тема 1.3.
Природа и особенности этнопсихологических феноменов.
| Современные представления о факторах формирования национально-психологических явлений и процессов. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей. Классификация психологии представителей различных этнических общностей в зависимости от особенностей их социально-политического и экономического развития. Национальная психология людей и их культура. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей. Типология психического склада представителей различных наций в зависимости от строения их языка и письменности.
Место национальной психологии в структуре общественного сознания. Сущность этнопсихологических феноменов. Специфика национально-психологического отражения. Своеобразие влияния национальной психологии на жизнь и деятельность людей. Механизмы функционирования национально-психологических особенностей людей. Свойства и специфика функционирования национальной психологии как явления общественного сознания. Принципы подхода к анализу и сопоставлению этнопсихологических феноменов.
Понятие содержания психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация национально-психологических особенностей личности. Актуальный этнический статус личности. Подход к пониманию структуры психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация структурных компонентов психологии этнической общности.
|
4.
| Тема 1.4.
Сущность основных компонентов психологии нации.
| Роль и место национального сознания и самосознания в жизни и деятельности людей. Специфика влияния национального сознания и самосознания на поведение и взаимодействие личности и группы. Понятие национального сознания в современной науке. Общая характеристика национального сознания. Функции, содержание и структура национального сознания, закономерности его проявления. Национальное самосознание. Уровни проявления национального самосознания.
Представления о сущности и своеобразии проявления психического склада этнической общности в различных науках. Структура психического склада нации. Национальный характер как совокупность устойчивых психологических черт нации, основа ее психического склада. Своеобразие его формирования и развития национального характера. Склад ума как интегративная форма проявления особенностей мыслительной деятельности представителей различных этнических общностей. Национальный темперамент, роль национальных чувств и настроений.
Представления об интеллекте и мышлении в различных науках. Понятие национального своеобразия интеллекта и мышления. Общая характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.
Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей. Работоспособность, деловитость, осмотрительность, инициативность, дисциплинированность и другие качества как системообразующие характеристики мотивационной сферы психики представителя конкретной этнической общности.
Понятие эмоций и воли в этнопсихологической науке. Влияние эмоционально-волевой сферы национальной психики на все формы поведения и деятельности людей и этнических групп. Источники возникновения национальных чувств и воли.
Общая характеристика национальных особенностей воли и ее проявления. Специфика национальных установок на волевую активность, устойчивость волевых и эмоциональных процессов, длительность волевых усилий и динамика.
Коммуникативные-поведенческие национально-психологические особенности личности. Своеобразие внешних и внутренних коммуникативных характеристик этнической группы. Классификация и специфика проявления коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей. Принципы научного подхода к восприятию и оценке коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей представителей других этнических общностей.
Понятие национальных традиций, обычаев и привычек. Характеристика и классификация кодифицированных, нормативных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью к своим представителям, их сознанию и поведению. Виды и особенности национальных традиций, обычаев и привычек.
|
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.
|
5.
| Тема 2.1.
Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.
| Зарождение этнопсихологии в России. Этнопсихологические исследования и теоретические концепции русских ученых во второй половине Х1Х в. Вклад российской науки в разработку теории и методологии этнопсихологии в начале ХХ в. Состояние этнопсихологических исследований после 1917 года. Этнокультурный подход к изучению психических познавательных процессов представителей различных национальных общностей в СССР. Дискуссия по проблемам национальной психологии на страницах журналов “Вопросы истории”, “Вопросы философии” (1964 г.), “Советская этнография” (1983 г.). Советская военная психология о национально-психологических особенностях представителей различных народов. Взгляды советских этнографов на сущность и содержание этнопсихологических феноменов. Современное состояние исследований в области этнопсихологии и психологии межнациональных отношений.
Зарождение этнопсихологических взглядов на Западе во второй половине Х1Х в. Основание Л. Штейнталем и С. Лацарусом “Журнала народной психологии и языкознания”. Исследования В. Вундта. Методологические и теоретические подходы к изучению этнопсихологических явлений и процессов на Западе в начале ХХ в. Американская этнопсихологическая школа А. Кардинера. Концепция “базовой” (“модальной”) личности в зарубежной науке в середине ХХ в. Наиболее важные результаты прикладных этнопсихологических и кросскультурных исследований за рубежом в 50-70-х гг. Современное состояние и основные направления развития этнопсихологии на Западе. Превращение этнопсихологии в науку, обслуживающую интересы деловых, политических и других кругов зарубежных государств.
|
6.
| Тема 2.2.
Национально-психологические особенности народов России.
.
| Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих черт психологии русских, украинцев и белорусов. Характеристика основных черт национального характера представителей славянских народов России.
Национально-психологические особенности русских. Своеобразие национального самосознания, национальных потребностей и интересов представителей русской нации. Мотивационные характеристики в поведении и деятельности русского народа. Особенности интеллектуально-познавательной сферы психики русских. Специфика проявления эмоций и воли в поведении, деятельности и поступках представителей русской национальности. Своеобразие общения, взаимодействия и взаимоотношений русских.
Национально-психологические особенности украинцев. Специфика восприятия украинцами поведения и деятельности представителей других этнических общностей, отношение к ним в различных условиях и обстоятельствах. Национальный склад ума украинского народа. Своеобразие проявления различных черт национального характера и национального темперамента украинцев. Особенности общения и взаимодействия украинцев.
Национально-психологические особенности белорусов. Специфика формирования, развития и проявления национального самосознания белорусского народа. Роль национальных потребностей и интересов в деятельности и поведении белорусов. Своеобразие интеллектуально-познавательной сферы психики белорусского народа. Динамика проявления эмоций и воли белорусов. Особенности взаимодействия, общения и взаимоотношений белорусов.
Природа психологии представителей различных народов Поволжья. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов Поволжья. Специфика проявления национального сознания и самосознания народов Поволжья. Общее и особенное в психологии народов Поволжья. Национально-психологические особенности татар, башкир, чувашей, удмуртов, мордвы, марийцев и калмыков. Своеобразие их традиций, обычаев и привычек.
Факторы и условия, оказавшие влияние на национально-психологические особенности народов Северного Кавказа, Севера, Сибири и Дальнего Востока. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов этих регионов. Специфика их национального самосознания и национальной культуры, общее и своеобразное.
|
7.
| Тема 2.3.
Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.
| Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих и особенных черт национальной психологии народов Прибалтики. Характеристика национально-психологических особенностей литовцев, латышей и эстонцев.
Общее и своеобразное в национальной психологии народов Закавказья. Национальная специфика мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер психики азербайджанцев, армян, грузин и абхазов.
Своеобразие этнопсихологических особенностей народов Средней Азии. Сравнительный анализ основных характеристик мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер национальной психики узбеков, казахов, киргизов, таджиков и туркменов.
|
8.
| Тема 2.4.
Национально-психологические особенности
народов дальнего зарубежья.
| Своеобразие национального характера, склада ума, динамики эмоциональных и волевых процессов, традиций и поведения представителей некоторых народов Западной Европы: англичан, немцев, французов, итальянцев, испанцев, греков, финнов, шведов.
Национально-психологические особенности американцев: национальный стиль их жизни и деятельности; специфика проявления интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер их психики; особенности взаимоотношений, общения и взаимодействия с иностранцами; их национальные обычаи и привычки.
Национально-психологические особенности арабов. Сравнительный анализ этнопсихологических характеристик японцев и китайцев.
|
9.
| Тема 2.5. Этническая напряженность и этнические конфликты.
| Актуальность проблемы межэтнических конфликтов. Национальная нетерпимость неприязнь. Понятие об этническом конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта. Теории конфликтного взаимодействия. Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов и оценка их эффективности. Задачи психолога в урегулировании этнических конфликтов.
|
10.
| Тема 2.6. Этнический парадокс современности.
| Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Основные тенденции развития этнических общностей. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире: поиск ориентиров в перенасыщенном информацией и нестабильном мире; интенсификация межэтнических контактов. Трансформации этнической идентичности в ситуации социальной нестабильности современного российского общества. Роль и возможности этнопсихолога в анализе и решении этнических проблем.
|
Таблица 4.
4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание
учебно-образовательных модулей
№
п/п
| РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБУЧЕНИЯ
| Учебно-образовательные модули
|
|
|
1.
| Знания:
|
|
|
1.1
| - базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;
| +
| +
|
1.2
| - основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии;
| +
|
|
1.3
| - этнопсихологические особенности разных народов;
| +
|
|
1.4
| - особенности проявления феномена «национальный» характер;
|
| +
|
1.5
| - динамические стороны народной психики;
|
| +
|
2.
| Умения:
|
|
|
2.1
| - выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения;
| +
| +
|
2.2
| - применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием;
| +
| +
|
2.3
| - применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности;
| +
| +
|
2.4
| - классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России;
| +
| +
|
2.5
| - применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях;
| +
| +
|
3.
| Владение:
| | |
3.1
| - системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;
| +
|
|
3.2
| - выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований;
| +
|
|
3.3
| - основными методами психологического исследования в этнопсихологии.
|
| +
|
Таблица 5.
4.4. Лабораторный практикум
№
п/п
| Учебно-образовательный модуль.
Цели практического занятия
| Перечень
практических занятий
| |
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.
|
|
1.
| Цель: усвоить методологические понятия и базовые категории курса.
| 1. Предмет, основные задачи и методика
изучения курса.
|
|
2.
| Цель: сформировать навыки этнопсихологического исследования.
| 2. Основные направления этнопсихологических исследований.
|
|
3.
| Цель: проанализировать природу и особенности этнопсихологических феноменов.
| 3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.
|
|
4.
| Цель: усвоить сущность основных компонентов психологии нации.
| 4. Сущность основных компонентов психологии нации.
|
|
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.
|
|
5.
| Цель: проанализировать развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом, их роль в профессиональной и личной жизни человека.
| 1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.
|
|
6.
| Цель: развить умение анализировать национально-психологические особенности народов России как на теоретическом, так и эмпирическом уровне.
| 2. Национально-психологические особенности народов России.
|
|
7.
| Цель: сформировать навыки проведения сравнительного анализа национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.
| 3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.
|
|
8.
| Цель: проанализировать национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.
| 4. Национально-психологические особенности
народов дальнего зарубежья.
|
|
9.
| Цель: сформировать навыки практической работы по профилактике этнических конфликтов.
| 5.. Этническая напряженность и этнические конфликты.
|
|
Всего часов
|
|
Таблица 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: