Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

Рабочая программа дисциплины

 

 

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

 

 

Направление подготовки: 030300.62

Профиль подготовки: «Психология»

Степень выпускника: бакалавр.

Форма обучения: очная.

Срок обучения: 4 года

 

 

УДК 31

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Прикладная психология» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от __.___.2011 г.)

Одобрена и рекомендована к утверждению на заседании учёного совета института «Социально-гуманитарных технологий» Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского (протокол № __ от «___»____________ 2011 г.).

Составитель:

Морозов Александр Владимирович - профессор кафедры «Прикладная психология» МГУТУ, д.п.н., профессор

Рецензенты:

Урунтаева Галина Анатольевна – профессор кафедры «Педагогика и психология» МГУТУ, д.пс.н., профессор

 

 

Этнопсихология: рабочая учебная программа. – М.: МГУТУ, 2011.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Этнопсихология» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, предназначена для студентов очной формы обучения.

 

© Московский Государственный университет

технологий и управления им. К.Г.Разумовского, 2011.

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

© А.В. Морозов

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Цели и задачи дисциплины _____________ 4

 

2. Общие требования к содержанию и уровню освоения

дисциплины _______________________________________________5

 

3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы ____________7

 

4. Содержание дисциплины __ ______ 8

 

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их

Трудоемкость и рекомендуемые виды учебной работы____________8

 

4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей

дисциплины _______________________________________________9

 

4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание

учебно-образовательных модулей _____________________________14

 

4.4. Лабораторный практикум ________________________________16

 

5. Самостоятельная работа ___________________________________20

 

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины _______________________________________________29

 

7. Материально–техническое обеспечение дисциплины __________ 32

 

8. Контроль и оценка результатов обучения ____________________ 33

 

9. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых

в дисциплине «Этнопсихология»______________________________34

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель и задачи дисциплины «Этнопсихология» определены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для психологов.

Целью курса «Этнопсихология» является формирование социальных компетенций будущих психологов, позволяющих им сознательно и рационально действовать в социальном окружении, принимать соответствующие решения частного и публичного характера, анализировать социальные явления и процессы, оценивать их позитивные и негативные влияния на их личную жизнь и на жизнь общества.

 

Задачи курса «Этнопсихология»:

- познакомить студентов с суммой основных этнопсихологических знаний;

- дать знания о социальных аспектах их профессиональной деятельности.

- развить этнопсихологическое мышление и навык этнопсихологической рефлексии;

- сформировать интерес к этнопсихологии, как отрасли психологической науки, а также к исследованиям в данной области;

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Этнопсихология» относится к базовой части.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины «Этнопсихология» направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных (ОК):

- способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- способностью анализировать социальнозначимые проблемы и процессы (ОК-13);

- пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-16);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения;

- основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии;

- этнопсихологические особенности разных народов;

- особенности проявления феномена «национальный» характер;

- динамические стороны народной психики;

уметь:

- выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения;

- применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием;

- применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности.

- классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России;

- применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях;

владеть:

- системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности;

- выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований;

- основными методами психологического исследования в этнопсихологии.

 

ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Изучение курса «Этнопсихология» предусматривает 2 зачётных единицы (72 часа) для полной очной формы обучения, соотнесенные с общими целями ГОС ВПО по всем направлениям и профилям подготовки.

Таблица 1.

Распределение трудоемкости дисциплины по видам учебной работы

Вид учебной работы Зачетные единицы Академические часы
Общая трудоёмкость дисциплины    
Аудиторные занятия (всего) 0,5  
В том числе:    
Лекции 0,22  
Практические занятия 0,28  
Самостоятельная работа (всего) 0,5  
В том числе:    
Самостоятельное изучение отдельных тем модулей 0,11  
Подготовка домашних заданий 0,11  
Изучение тем лекций 0,11  
Подготовка к рубежному контролю 0,11  
Подготовка к промежуточной аттестации – экзамен. 0,06  

 

Учебный процесс по дисциплине «Этнопсихология» сочетает лекционные и семинарские занятий с самостоятельной работой студентов. Самостоятельно студенты прорабатывают актуальные вопросы, включенные в тематический план семинарских и практических занятий.

Формы контроля: коллоквиум, тестирование, контрольные и творческие работы, рефераты, зачёт.

Все вышеизложенное даёт студентам возможность освоить методологические и организационные вопросы этнопсихологии.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Таблица 2.

4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоёмкость и рекомендуемые виды учебной работы

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ Зачетные единицы/ академические часы
Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа Контроль (входной текущий, рубежный)
Модуль1. Общие проблемы этнопсихологии. 0,77/28 0,08/3 0,11/4 0,19/7 0,39/14
1. 1 Тема 1.1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса.          
2. 2 Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.   -      
3. 3 Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.          
4. 4 Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации.          
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. 1,23/44 0,14/5 0,17/6 0,31/11 0,61/22
5. 6 Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.          
6. 7 Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России.          
7. 8 Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.          
8. 9 Тема 2.4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.          
9. Тема 2.5.. Этническая напряженность и этнические конфликты.   -      
10. Тема 2.6. Этнический парадокс современности.     -    
Всего 2/72 0,22/8 0,28/10 0,5/18 1,0/36

 

 

Таблица 3.

4.2. Дидактический минимум

учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ   ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.
1. Тема1.1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса. Этническая психология как отрасль научных знаний. Ее объект и предмет исследования. Понятия и категории этнопсихологии. Особенности этнопсихологических феноменов, специфика их проявления и функционирования. Основные задачи этнопсихологической науки: стратегические, оперативные, ситуативные, в области взаимодействия с другими общественными науками. Главные направления изучения национально-психологических особенностей людей, их взаимодействия и общения в процессе полиэтнических отношений.  
2. Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.   Релятивизм, абсолютизм, универсализм – сущность подходов, основные положения, задачи. Релятивизм как подчеркивание различий между культурами в сфере психического: Исследование коллективных представлений, Л.Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. Универсализм как стремление за несходством психических процессов увидеть универсальные механизмы: концепция К.Леви-Строса об универсальности функций и структуры мышления людей из разных обществ. Абсолютизм как провозглашение инвариантности психики в разных культурах: измерение умственных способностей представителей разных народов и рас с помощью тестов интеллекта.  
3. Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.   Современные представления о факторах формирования национально-психологических явлений и процессов. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей. Классификация психологии представителей различных этнических общностей в зависимости от особенностей их социально-политического и экономического развития. Национальная психология людей и их культура. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей. Типология психического склада представителей различных наций в зависимости от строения их языка и письменности. Место национальной психологии в структуре общественного сознания. Сущность этнопсихологических феноменов. Специфика национально-психологического отражения. Своеобразие влияния национальной психологии на жизнь и деятельность людей. Механизмы функционирования национально-психологических особенностей людей. Свойства и специфика функционирования национальной психологии как явления общественного сознания. Принципы подхода к анализу и сопоставлению этнопсихологических феноменов. Понятие содержания психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация национально-психологических особенностей личности. Актуальный этнический статус личности. Подход к пониманию структуры психологии этнической общности и ее представителей. Общая характеристика и классификация структурных компонентов психологии этнической общности.  
4. Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации.   Роль и место национального сознания и самосознания в жизни и деятельности людей. Специфика влияния национального сознания и самосознания на поведение и взаимодействие личности и группы. Понятие национального сознания в современной науке. Общая характеристика национального сознания. Функции, содержание и структура национального сознания, закономерности его проявления. Национальное самосознание. Уровни проявления национального самосознания. Представления о сущности и своеобразии проявления психического склада этнической общности в различных науках. Структура психического склада нации. Национальный характер как совокупность устойчивых психологических черт нации, основа ее психического склада. Своеобразие его формирования и развития национального характера. Склад ума как интегративная форма проявления особенностей мыслительной деятельности представителей различных этнических общностей. Национальный темперамент, роль национальных чувств и настроений. Представления об интеллекте и мышлении в различных науках. Понятие национального своеобразия интеллекта и мышления. Общая характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей. Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей. Работоспособность, деловитость, осмотрительность, инициативность, дисциплинированность и другие качества как системообразующие характеристики мотивационной сферы психики представителя конкретной этнической общности. Понятие эмоций и воли в этнопсихологической науке. Влияние эмоционально-волевой сферы национальной психики на все формы поведения и деятельности людей и этнических групп. Источники возникновения национальных чувств и воли. Общая характеристика национальных особенностей воли и ее проявления. Специфика национальных установок на волевую активность, устойчивость волевых и эмоциональных процессов, длительность волевых усилий и динамика. Коммуникативные-поведенческие национально-психологические особенности личности. Своеобразие внешних и внутренних коммуникативных характеристик этнической группы. Классификация и специфика проявления коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей. Принципы научного подхода к восприятию и оценке коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей представителей других этнических общностей. Понятие национальных традиций, обычаев и привычек. Характеристика и классификация кодифицированных, нормативных и неформальных требований, предъявляемых той или иной этнической общностью к своим представителям, их сознанию и поведению. Виды и особенности национальных традиций, обычаев и привычек.  
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.
5. Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.   Зарождение этнопсихологии в России. Этнопсихологические исследования и теоретические концепции русских ученых во второй половине Х1Х в. Вклад российской науки в разработку теории и методологии этнопсихологии в начале ХХ в. Состояние этнопсихологических исследований после 1917 года. Этнокультурный подход к изучению психических познавательных процессов представителей различных национальных общностей в СССР. Дискуссия по проблемам национальной психологии на страницах журналов “Вопросы истории”, “Вопросы философии” (1964 г.), “Советская этнография” (1983 г.). Советская военная психология о национально-психологических особенностях представителей различных народов. Взгляды советских этнографов на сущность и содержание этнопсихологических феноменов. Современное состояние исследований в области этнопсихологии и психологии межнациональных отношений. Зарождение этнопсихологических взглядов на Западе во второй половине Х1Х в. Основание Л. Штейнталем и С. Лацарусом “Журнала народной психологии и языкознания”. Исследования В. Вундта. Методологические и теоретические подходы к изучению этнопсихологических явлений и процессов на Западе в начале ХХ в. Американская этнопсихологическая школа А. Кардинера. Концепция “базовой” (“модальной”) личности в зарубежной науке в середине ХХ в. Наиболее важные результаты прикладных этнопсихологических и кросскультурных исследований за рубежом в 50-70-х гг. Современное состояние и основные направления развития этнопсихологии на Западе. Превращение этнопсихологии в науку, обслуживающую интересы деловых, политических и других кругов зарубежных государств.  
6. Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России. . Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих черт психологии русских, украинцев и белорусов. Характеристика основных черт национального характера представителей славянских народов России. Национально-психологические особенности русских. Своеобразие национального самосознания, национальных потребностей и интересов представителей русской нации. Мотивационные характеристики в поведении и деятельности русского народа. Особенности интеллектуально-познавательной сферы психики русских. Специфика проявления эмоций и воли в поведении, деятельности и поступках представителей русской национальности. Своеобразие общения, взаимодействия и взаимоотношений русских. Национально-психологические особенности украинцев. Специфика восприятия украинцами поведения и деятельности представителей других этнических общностей, отношение к ним в различных условиях и обстоятельствах. Национальный склад ума украинского народа. Своеобразие проявления различных черт национального характера и национального темперамента украинцев. Особенности общения и взаимодействия украинцев. Национально-психологические особенности белорусов. Специфика формирования, развития и проявления национального самосознания белорусского народа. Роль национальных потребностей и интересов в деятельности и поведении белорусов. Своеобразие интеллектуально-познавательной сферы психики белорусского народа. Динамика проявления эмоций и воли белорусов. Особенности взаимодействия, общения и взаимоотношений белорусов. Природа психологии представителей различных народов Поволжья. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов Поволжья. Специфика проявления национального сознания и самосознания народов Поволжья. Общее и особенное в психологии народов Поволжья. Национально-психологические особенности татар, башкир, чувашей, удмуртов, мордвы, марийцев и калмыков. Своеобразие их традиций, обычаев и привычек. Факторы и условия, оказавшие влияние на национально-психологические особенности народов Северного Кавказа, Севера, Сибири и Дальнего Востока. Критерии и показатели в классификации своеобразия национально-психологических особенностей конкретных народов этих регионов. Специфика их национального самосознания и национальной культуры, общее и своеобразное.  
7. Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.   Факторы и условия, оказавшие влияние на формирование общих и особенных черт национальной психологии народов Прибалтики. Характеристика национально-психологических особенностей литовцев, латышей и эстонцев. Общее и своеобразное в национальной психологии народов Закавказья. Национальная специфика мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер психики азербайджанцев, армян, грузин и абхазов. Своеобразие этнопсихологических особенностей народов Средней Азии. Сравнительный анализ основных характеристик мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой сфер национальной психики узбеков, казахов, киргизов, таджиков и туркменов.  
8. Тема 2.4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.   Своеобразие национального характера, склада ума, динамики эмоциональных и волевых процессов, традиций и поведения представителей некоторых народов Западной Европы: англичан, немцев, французов, итальянцев, испанцев, греков, финнов, шведов. Национально-психологические особенности американцев: национальный стиль их жизни и деятельности; специфика проявления интеллектуально-познавательной и эмоционально-волевой сфер их психики; особенности взаимоотношений, общения и взаимодействия с иностранцами; их национальные обычаи и привычки. Национально-психологические особенности арабов. Сравнительный анализ этнопсихологических характеристик японцев и китайцев.  
9. Тема 2.5. Этническая напряженность и этнические конфликты. Актуальность проблемы межэтнических конфликтов. Национальная нетерпимость неприязнь. Понятие об этническом конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта. Теории конфликтного взаимодействия. Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов и оценка их эффективности. Задачи психолога в урегулировании этнических конфликтов.  
10. Тема 2.6. Этнический парадокс современности. Актуальность этнопсихологических знаний на современном этапе развития общества. Основные тенденции развития этнических общностей. Феномен этнического возрождения (этнический парадокс) и его социально-психологические причины. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире: поиск ориентиров в перенасыщенном информацией и нестабильном мире; интенсификация межэтнических контактов. Трансформации этнической идентичности в ситуации социальной нестабильности современного российского общества. Роль и возможности этнопсихолога в анализе и решении этнических проблем.  

 

Таблица 4.

4.3. Рекомендуемое (примерное) содержание

учебно-образовательных модулей

 

№ п/п РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Учебно-образовательные модули
   
1. Знания:    
1.1 - базовые понятия и категории этнопсихологии, как отрасли психологической науки, историю формирования и логику развития данной науки, методы этнопсихологического исследования, познакомиться с ее теоретическими подходами и практическими методами работы, позволяющими диагностировать, прогнозировать и подвергать коррекции межэтнические отношения; + +
1.2 - основные этапы развития этнопсихологической мысли и современные направления этнопсихологии; +  
1.3 - этнопсихологические особенности разных народов; +  
1.4 - особенности проявления феномена «национальный» характер;   +
1.5 - динамические стороны народной психики;   +
2. Умения:    
2.1 - выделять специфику этнопсихологических конфликтов, находить взаимосвязи между различными моделями реализации конфликта и способами их разрешения; + +
2.2 - применять категории этнопсихологической науки для самостоятельного анализа и оценки процессов, обусловленных межнациональным взаимодействием; + +
2.3 - применять полученные знания по этнопсихологии при изучении специальных дисциплин, а также в процессе профессиональной деятельности; + +
2.4 - классифицировать и анализировать этнопсихологические концепции в контексте места и времени их создания; определять степень актуальности различных этнопсихологических концепций для современной России; + +
2.5 - применять этнопсихологические знания в процессе профессиональной деятельности на различных уровнях; + +
3. Владение:    
3.1 - системой основных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в мультикультурном российском обществе и позволяющих избежать этноцентризма в будущей профессиональной деятельности; +  
3.2 - выработать профессиональное отношение к сложным процессам, происходящим в современном полиэтническом обществе, сформировать умение применять психологический инструментарий к объектам этнопсихологических исследований; +  
3.3 - основными методами психологического исследования в этнопсихологии.   +

 

Таблица 5.

4.4. Лабораторный практикум

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели практического занятия Перечень практических занятий  
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.  
1. Цель: усвоить методологические понятия и базовые категории курса. 1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса.  
2. Цель: сформировать навыки этнопсихологического исследования. 2. Основные направления этнопсихологических исследований.  
3. Цель: проанализировать природу и особенности этнопсихологических феноменов. 3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.  
4. Цель: усвоить сущность основных компонентов психологии нации. 4. Сущность основных компонентов психологии нации.  
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.  
5. Цель: проанализировать развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом, их роль в профессиональной и личной жизни человека. 1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом.  
6. Цель: развить умение анализировать национально-психологические особенности народов России как на теоретическом, так и эмпирическом уровне. 2. Национально-психологические особенности народов России.  
7. Цель: сформировать навыки проведения сравнительного анализа национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья. 3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.  
8. Цель: проанализировать национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья. 4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.  
9. Цель: сформировать навыки практической работы по профилактике этнических конфликтов. 5.. Этническая напряженность и этнические конфликты.  
Всего часов  

Таблица 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...