Учебно-образовательные модули дисциплины и
Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
*1. Экономика. 2. Политология. 3. Правоведение. 4. Статистика. 5. История. 6. Философия. 7. Культурология. 8. Социология. 9. Связи с общественностью. Образовательные технологии В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: деловые игры, компьютерные ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.
Таблица 7. Образовательные технологии, применяемые в процессе обучения дисциплине
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
При изучении дисциплины «Этнопсихология» студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы психологического исследования в этнопсихологии, научные основы этнопсихологии. Эти знания студенты приобретают, в основном, путём самостоятельного изучения учебного материала. Следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу. Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности: а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе; б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала; в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков расчета и анализа статистических показателей. Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий. Темы рефератов 1) Актуальность этнопсихологических знаний. 2) Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс и его социально-психологические причины. 3) Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия. 4) Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и -etic подходы. 5) Ранние этнопсихологические идеи, касающиеся природы психологических особенностей народов. 6) Психология народов М.Лацаруса и Г.Штейнталя. 7) Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.
8) Г.Лебон о психологии народов и масс. 9) Деятельность Русского географического общества по проведению первого этнопсихологического исследования в середине 40-х годов XIX в. 10) Дискуссия между И.М. Сеченовым и К.Д. Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры. 11) А.А. Потебня о роли языка в жизни народа. Взгляды Н.Г.Чернышевского на проблему национального характера и психологии. 12) Предложения Г.Г. Шпета по созданию этнической психологии в России. 13) Работа Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию». 14) Основные понятия концепции Г.Г. Шпета: «коллективные переживания», «отношения к продуктам культуры», «тип». 15) Оценка вклада Г.Г. Шпета в развитие этнопсихологии. 16) Ф. Боас как основатель школы «Культура и Личность», диффузионизм против эволюционизма. 17) Предмет, задачи, методы культурной антропологии. 18) Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур». 19) Анализ А.Р. Лурия достижений и проблем этнопсихологии. 20) Научные основы исследования, гипотезы. 21) Исторический фон исследования. 22) Ход исследования, методы исследования, результаты. 23) Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер. 24) Закон партиципации. 25) Особенности пралогического мышления. 26) Исследование логики религиозного мышления К. Леви-Стросом. 27) Основные проблемы социализации и направления ее исследования 28) Исследование социализации в школе «Культура и личность». 29) Сравнительно-культурные исследования социализации. 30) Формирование психоаналитического направления в культурной антропологии. 31) Методы исследования, основные направления исследований. 32) Понятие «базовой личности» и «модальной личности» их характеристики, мультимодальная личность. 33) Сравнительно-культурный подход У. Риверса, цели, методы, гипотезы, результаты его исследования. 34) Развитие сравнительно-культурной психологии, основные теоретические построения и результаты конкретных исследований подверженности зрительным иллюзиям, изучение восприятия цвета,
35) Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (Херсковиц, Кемпбелл, Сепир-Уордф). 36) Основные методы этнопсихологического исследования. 37) Специфика и проблемы проведения этнопсихологического исследования. 38) Основные направления этнопсихологических исследований. 39) Ценности и методы их исследований. 40) Универсальные проблемы, которые решает каждая культура и конкретные пути их реализации в различных культурах. 41) Понятие об интеллекте в разных культурах. Проблемы и парадоксы межкультурного тестирования интеллекта. 42) Полихронные и монохронные культуры. 43) Проблема социальной идентичности личности. 44) Этническая идентичность механизмы и этапы формирования. 45) Язык и этноидентичность. 46) Механизмы межэтнического восприятия 47) Этнические стереотипы, история изучения, основные функции 48) Свойства и компоненты этностереотипов 49) Этнические предрассудки, их происхождение и функции. 50) Теоретические подходы и практические исследования этнических предрассудков. 51) Понятие об этническом конфликте. 52) Этническая напряженность этнические и конфликты. Возникновение, протекание. 53) Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов. 54) Межкультурная адаптация как проблема, актуальность, трудности решения, подходы к пониманию, основные понятия. 55) Основные направления подготовки к межкультурному взаимодействию, виды программ, их задачи. 56) Цели и задачи культурного ассимилятора. 57) Понятие о «национальном характере» 58) Проблемы исследования национального характера, методы и принципы изучения. 59) Ранние и современные исследования национального характера. 60) Изучение национального характера народов в западной науке. 61) Культурный контекст и особенности коммуникации. 62) Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации. 63) Экспрессия и пространственно-временная организация общения в разных культурах. 64) Исследования конформности, индивидуализма, коллективизма. 65) Кросс-культурные исследования особенностей проявления чувства вины и стыда. 66) Сравнительные исследования нормы и патологии в различных культурах. Вопросы к экзамену по этнопсихологии 1. Психологическая наука о возможностях и направлениях совершенствования национальных и межнациональных отношений, активизации этносоциальных исследований, необходимости новых подходов к регулированию этнических и межэтнических процессов в стране.
2. Место и роль национальной психологии в структуре общественного сознания, специфика ее влияния на все стороны жизни и деятельности людей. 3. Источники и факторы формирования национальной психологии (национально-психологических особенностей) людей. 4. Предмет этнопсихологии как науки. 5. Задачи этнопсихологии как науки. 6. Связь этнопсихологии с другими отраслями знаний. 7. Роль природно-климатической и географической среды в развитии национально-психологических особенностей людей. 8. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей. 9. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей. 10.Методологические и теоретические основы понимания сущности этнопсихологических феноменов. 11.Сущность этнопсихологических явлений. 12.Структура национальной психологии (классификация национально-психологических явлений). 13.Характеристика структуро- (системо-) образующей стороны национальной психики. 14.Характеристика динамической стороны национальной психики. 15.Национальный характер и его роль в жизни и деятельности людей. 16.Сущность и основные особенности национального сознания и самосознания. 17.Национальный темперамент. 18.Национальные интересы и ценностные ориентации. 19.Национальные чувства и настроения. 20.Национальные традиции и привычки. 21.Учет национальных традиций, обычаев и привычек во взаимодействии и общении с представителями различных этнических общностей. 22.Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей. 23.Характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей. 24.Своеобразие эмоционально-волевых национально-психологических особенностей. 25.Характеристика коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей. 26.Свойства национально-психологических особенностей. 27.Механизмы проявления национально-психологических особенностей людей. 28.Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований за рубежом. 29.Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований в России и СССР. 30.Взгляды С. Лацаруса и Л. Штенталя на народную психологию. 31.Концепция психологии народов в работах В. Вундта. 32.Зарождение и развитие этнической психологии в России в середине XIX в. 33.Взгляды на этническую психологию в работах Н.Д. Надеждина. 34.Взгляды на этническую психологию в работах К.Д. Кавелина. 35.Взгляды на этническую психологию в работах Г.Г. Шпета. 36.Г. Лебон о психологии народов и масс. 37.Взгляды на этническую психологию в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского. 38.Американская этнопсихологическая школа в 40-60-е годы XX в. 39.Концепция базовой (модальной) личности в зарубежной этнопсихологической науке. 40.Дискуссии по проблемам этнопсихологии в России и СССР. 41.Общая характеристика методов изучения и анализа национально-психологических явлений. 42.Сущность национально-психологической детерминации. 43.Сущность этнопсихологического отражения. 44.Принципы подхода к анализу, сравнению и сопоставлению национально-психологических особенностей. 45.Основные направления учета национально-психологических особенностей в деятельности воспитателей, руководителей многонациональных коллективов, социальных работников. 46.Национальные системы управления. 47.Этнопсихологическая детерминация идеологических, воспитательных и управленческих мероприятий в многонациональном коллективе. 48.Национально-психологические особенности русских. 49.Национально-психологические особенности украинцев. 50.Национально-психологические особенности белорусов. 51.Национально-психологические особенности народов Севера. 52.Национально-психологические особенности народов Поволжья. 53.Национально-психологические особенности народов Сибири и Дальнего Востока. 54.Национально-психологические особенности народов Кавказа и Закавказья. 55.Национально-психологические особенности народов Прибалтики. 56.Национально-психологические особенности народов Средней Азии и Казахстана. 57.Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья 58.Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования. 59.Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках. 60.«Концепции заговора» и этнический конфликт. 61.Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации. 62.Изучение ценностей в этнопсихологии. 63.Методы подготовки к межкультурному взаимодействию. 64.«Культурный ассимилятор» как техника повышения межкультурной сензитивности. 65.Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы. 66.Этнические стереотипы, их содержание, функции. 67.Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования. 68.Каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия. 69.Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон). Теория базовой и модальной личности. 70.Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|