Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-образовательные модули дисциплины и




Междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

 

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин Наименование обеспечиваемых дисциплин*
                 
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.
1. Тема 1.1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса.   *       *      
2. Тема 1.2. Основные направления этнопсихологических исследований.   *   * * *      
3. Тема 1.3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов.   *       *      
4. Тема 1.4. Сущность основных компонентов психологии нации. * *   * * *      
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.
5. Тема 2.1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом. * * * * *   * * *
6. Тема 2.2. Национально-психологические особенности народов России.   *   * *     * *
7. Тема 2.3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья.   * * *         *
8. Тема 2.4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья.     *         * *
9. Тема 2.5. Этническая напряженность и этнические конфликты. * *   * *   *    
10. Тема 2.6. Этнический парадокс современности. * * *           *

 

*1. Экономика.

2. Политология.

3. Правоведение.

4. Статистика.

5. История.

6. Философия.

7. Культурология.

8. Социология.

9. Связи с общественностью.

Образовательные технологии

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: деловые игры, компьютерные ситуации. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет 30% аудиторных занятий.

Таблица 7.

Образовательные технологии,

применяемые в процессе обучения дисциплине

№ п/п Учебно-образовательный модуль. Цели применения активных форм обучения Темы и применяемые активные формы обучения и другие образовательные технологии  
 
Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии.  
1. Цель: закрепить материалы лекции. 1. Предмет, основные задачи и методика изучения курса – коллоквиум.  
2. Цель: проанализировать основные направления этнопсихологических исследований и многообразие подходов к ним в современном обществе. 2. Основные направления этнопсихологических исследований - дискуссия «Многообразие исследований проблем этнопсихологии в современном обществе».  
3. Цель: проанализировать природу и особенности этнопсихологических феноменов. 3. Природа и особенности этнопсихологических феноменов – круглый стол «Этнопсихологические феномены и их роль в социальной жизни».  
4. Цель: закрепить материалы лекции, проанализировать теоретические и практические аспекты обозначенной проблемы. 4. Сущность основных компонентов психологии нации – коллоквиум.  
Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы.  
5. Цель: проанализировать развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом, их роль в профессиональной и личной жизни человека. 1. Развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом – дискуссия «Проблемы этнопсихологии в России и за рубежом».  
6. Цель: развить умение анализировать национально-психологические особенности народов России как на теоретическом, так и эмпирическом уровне. 2. Национально-психологические особенности народов России – дискуссия на тему «Динамика национально-психологического развития народов России».  
7. Цель: сформировать навыки проведения сравнительного анализа национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья. 3. Сравнительный анализ национально-психологических особенностей народов ближнего зарубежья – дискуссия на тему «Национально-психологические особенности народов ближнего зарубежья».  
8. Цель: проанализировать национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья, закрепить материал лекции. 4. Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья – коллоквиум.  
9. Цель: сформировать навыки практической работы по профилактике этнических конфликтов. 5. Этническая напряженность и этнические конфликты – деловая игра «Мир – хижинам, война – дворцам».  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

При изучении дисциплины «Этнопсихология» студенту необходимо усвоить основные категории, общие принципы и методы психологического исследования в этнопсихологии, научные основы этнопсихологии.

Эти знания студенты приобретают, в основном, путём самостоятельного изучения учебного материала. Следует руководствоваться программой курса и методическими указаниями, облегчающими самостоятельную работу. Изучение отдельных разделов курса рекомендуется проводить в такой последовательности:

а) ознакомление с содержанием тем по рабочей программе;

б) внимательное изучение рекомендуемой специальной литературы и краткое конспектирование прочитанного материала;

в) решение примеров и задач, способствующих закреплению навыков расчета и анализа статистических показателей.

Изучение каждой темы дисциплины заканчивается выполнением тестовых заданий.

Темы рефератов

1) Актуальность этнопсихологических знаний.

2) Основные тенденции развития этнических общностей, этнический парадокс и его социально-психологические причины.

3) Место этнопсихологии среди других наук. Предмет, задачи, основные понятия.

4) Основные ветви, разделы этнопсихологии, -emic и -etic подходы.

5) Ранние этнопсихологические идеи, касающиеся природы психологических особенностей народов.

6) Психология народов М.Лацаруса и Г.Штейнталя.

7) Вклад В.Вундта в развитие психологии народов.

8) Г.Лебон о психологии народов и масс.

9) Деятельность Русского географического общества по проведению первого этнопсихологического исследования в середине 40-х годов XIX в.

10) Дискуссия между И.М. Сеченовым и К.Д. Кавелиным о возможностях изучения психики по продуктам духовной культуры.

11) А.А. Потебня о роли языка в жизни народа. Взгляды Н.Г.Чернышевского на проблему национального характера и психологии.

12) Предложения Г.Г. Шпета по созданию этнической психологии в России.

13) Работа Г.Г. Шпета «Введение в этническую психологию».

14) Основные понятия концепции Г.Г. Шпета: «коллективные переживания», «отношения к продуктам культуры», «тип».

15) Оценка вклада Г.Г. Шпета в развитие этнопсихологии.

16) Ф. Боас как основатель школы «Культура и Личность», диффузионизм против эволюционизма.

17) Предмет, задачи, методы культурной антропологии.

18) Теоретические построения и результаты конкретных исследований Р. Бенедикт. Понятие «конфигурация культур».

19) Анализ А.Р. Лурия достижений и проблем этнопсихологии.

20) Научные основы исследования, гипотезы.

21) Исторический фон исследования.

22) Ход исследования, методы исследования, результаты.

23) Коллективные представления в сознании первобытных людей и их мистический характер.

24) Закон партиципации.

25) Особенности пралогического мышления.

26) Исследование логики религиозного мышления К. Леви-Стросом.

27) Основные проблемы социализации и направления ее исследования

28) Исследование социализации в школе «Культура и личность».

29) Сравнительно-культурные исследования социализации.

30) Формирование психоаналитического направления в культурной антропологии.

31) Методы исследования, основные направления исследований.

32) Понятие «базовой личности» и «модальной личности» их характеристики, мультимодальная личность.

33) Сравнительно-культурный подход У. Риверса, цели, методы, гипотезы, результаты его исследования.

34) Развитие сравнительно-культурной психологии, основные теоретические построения и результаты конкретных исследований подверженности зрительным иллюзиям, изучение восприятия цвета,

35) Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей разных культур (Херсковиц, Кемпбелл, Сепир-Уордф).

36) Основные методы этнопсихологического исследования.

37) Специфика и проблемы проведения этнопсихологического исследования.

38) Основные направления этнопсихологических исследований.

39) Ценности и методы их исследований.

40) Универсальные проблемы, которые решает каждая культура и конкретные пути их реализации в различных культурах.

41) Понятие об интеллекте в разных культурах. Проблемы и парадоксы межкультурного тестирования интеллекта.

42) Полихронные и монохронные культуры.

43) Проблема социальной идентичности личности.

44) Этническая идентичность механизмы и этапы формирования.

45) Язык и этноидентичность.

46) Механизмы межэтнического восприятия

47) Этнические стереотипы, история изучения, основные функции

48) Свойства и компоненты этностереотипов

49) Этнические предрассудки, их происхождение и функции.

50) Теоретические подходы и практические исследования этнических предрассудков.

51) Понятие об этническом конфликте.

52) Этническая напряженность этнические и конфликты. Возникновение, протекание.

53) Модели, механизмы урегулирования межэтнических конфликтов.

54) Межкультурная адаптация как проблема, актуальность, трудности решения, подходы к пониманию, основные понятия.

55) Основные направления подготовки к межкультурному взаимодействию, виды программ, их задачи.

56) Цели и задачи культурного ассимилятора.

57) Понятие о «национальном характере»

58) Проблемы исследования национального характера, методы и принципы изучения.

59) Ранние и современные исследования национального характера.

60) Изучение национального характера народов в западной науке.

61) Культурный контекст и особенности коммуникации.

62) Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. Этнокультурная специфика вербальной и невербальной коммуникации.

63) Экспрессия и пространственно-временная организация общения в разных культурах.

64) Исследования конформности, индивидуализма, коллективизма.

65) Кросс-культурные исследования особенностей проявления чувства вины и стыда.

66) Сравнительные исследования нормы и патологии в различных культурах.

Вопросы к экзамену по этнопсихологии

1. Психологическая наука о возможностях и направлениях совершенствования национальных и межнациональных отношений, активизации этносоциальных исследований, необходимости новых подходов к регулированию этнических и межэтнических процессов в стране.

2. Место и роль национальной психологии в структуре общественного сознания, специфика ее влияния на все стороны жизни и деятельности людей.

3. Источники и факторы формирования национальной психологии (национально-психологических особенностей) людей.

4. Предмет этнопсихологии как науки.

5. Задачи этнопсихологии как науки.

6. Связь этнопсихологии с другими отраслями знаний.

7. Роль природно-климатической и географической среды в развитии национально-психологических особенностей людей.

8. Влияние социально-политического и экономического развития этнической общности (государства) на национальную психику ее представителей.

9. Язык и письменность этнической общности, их влияние на формирование национальной психологии людей.

10.Методологические и теоретические основы понимания сущности этнопсихологических феноменов.

11.Сущность этнопсихологических явлений.

12.Структура национальной психологии (классификация национально-психологических явлений).

13.Характеристика структуро- (системо-) образующей стороны национальной психики.

14.Характеристика динамической стороны национальной психики.

15.Национальный характер и его роль в жизни и деятельности людей.

16.Сущность и основные особенности национального сознания и самосознания.

17.Национальный темперамент.

18.Национальные интересы и ценностные ориентации.

19.Национальные чувства и настроения.

20.Национальные традиции и привычки.

21.Учет национальных традиций, обычаев и привычек во взаимодействии и общении с представителями различных этнических общностей.

22.Сущность мотивационно-фоновых национально-психологических особенностей.

23.Характеристика интеллектуально-познавательных национально-психологических особенностей.

24.Своеобразие эмоционально-волевых национально-психологических особенностей.

25.Характеристика коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей.

26.Свойства национально-психологических особенностей.

27.Механизмы проявления национально-психологических особенностей людей.

28.Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований за рубежом.

29.Развитие этнопсихологии и этнопсихологических исследований в России и СССР.

30.Взгляды С. Лацаруса и Л. Штенталя на народную психологию.

31.Концепция психологии народов в работах В. Вундта.

32.Зарождение и развитие этнической психологии в России в середине XIX в.

33.Взгляды на этническую психологию в работах Н.Д. Надеждина.

34.Взгляды на этническую психологию в работах К.Д. Кавелина.

35.Взгляды на этническую психологию в работах Г.Г. Шпета.

36.Г. Лебон о психологии народов и масс.

37.Взгляды на этническую психологию в работах Д.Н. Овсянико-Куликовского.

38.Американская этнопсихологическая школа в 40-60-е годы XX в.

39.Концепция базовой (модальной) личности в зарубежной этнопсихологической науке.

40.Дискуссии по проблемам этнопсихологии в России и СССР.

41.Общая характеристика методов изучения и анализа национально-психологических явлений.

42.Сущность национально-психологической детерминации.

43.Сущность этнопсихологического отражения.

44.Принципы подхода к анализу, сравнению и сопоставлению национально-психологических особенностей.

45.Основные направления учета национально-психологических особенностей в деятельности воспитателей, руководителей многонациональных коллективов, социальных работников.

46.Национальные системы управления.

47.Этнопсихологическая детерминация идеологических, воспитательных и управленческих мероприятий в многонациональном коллективе.

48.Национально-психологические особенности русских.

49.Национально-психологические особенности украинцев.

50.Национально-психологические особенности белорусов.

51.Национально-психологические особенности народов Севера.

52.Национально-психологические особенности народов Поволжья.

53.Национально-психологические особенности народов Сибири и Дальнего Востока.

54.Национально-психологические особенности народов Кавказа и Закавказья.

55.Национально-психологические особенности народов Прибалтики.

56.Национально-психологические особенности народов Средней Азии и Казахстана.

57.Национально-психологические особенности народов дальнего зарубежья

58.Понятие об этнической напряженности и конфликте. Возникновение, протекание, разрешение конфликта, модели, механизмы урегулирования.

59.Поиски причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках.

60.«Концепции заговора» и этнический конфликт.

61.Культурный шок и этапы межкультурной адаптации. Факторы, влияющие на процесс адаптации.

62.Изучение ценностей в этнопсихологии.

63.Методы подготовки к межкультурному взаимодействию.

64.«Культурный ассимилятор» как техника повышения межкультурной сензитивности.

65.Особенности межгруппового восприятия в ситуации межэтнического взаимодействия. Этноцентризм, стереотипизация, этностереотипы.

66.Этнические стереотипы, их содержание, функции.

67.Этнические предрассудки, их происхождение и функции, теоретические подходы и практические исследования.

68.Каузальная атрибуция как механизм межэтнического восприятия.

69.Психоаналитический подход (А.Кардинер и Р.Линтон). Теория базовой и модальной личности.

70.Сравнительно-культурный подход У.Риверса. Экспериментальные исследования индивидуальных особенностей представителей различных культур.

№ п/п Учебно-образовательные модули дисциплины Трудоёмкость СРС, зач.ед./часы Виды самостоятельной работы студентов Зач.ед./ часы
  Модуль 1. Общие проблемы этнопсихологии. 0,19/7 1. Изучение тем лекций 0,08/3
2. Подготовка к практическим занятиям 0,057/2
3. Подготовка к тестированию по модулю 0,057/2
4. Подготовка к тренингу -
5. Подготовка к деловой/ролевой игре -
6. Подготовка к рубежному контролю -
  Модуль 2. Частные этнопсихологические проблемы. 0,31/11 1. Изучение тем лекций 0,08/3
2. Подготовка к практическим занятиям 0,057/2
3. Подготовка к тестированию по модулю 0,057/2
4. Подготовка к тренингу -
5. Подготовка к деловой/ ролевой игре 0,057/2
6. Подготовка к промежуточной аттестации экзамену 0,057/2
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...