Глава 1. Происхождение философии и её предмет
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Старцева Елена Алексеевна «Иррационализм в философии А. Шопенгауэра»
реферат по философии
Специальность 060500 «Бухучет и аудит»
Проверил: Глушко Ирина Васильевна
2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................ 3 Глава 1. Происхождение философии и её предмет........... 4 Глава 2. Основные этапы исторического развития философской мысли............................................................................ 6 Глава 3. Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра............................................................................................................................. 9 Заключение............................................................................................... 13 Список литературы............................................................................. 14
Введение
Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Философия – древнейшая, но вечно обновляющаяся форма мысли, теоретически развитый, логически разработанный вид и уровень мировоззрения. Каждая эпоха в соответствии с достигнутым ею уровнем социально-исторической практики, уровнем господствующих в эту эпоху форм материального и духовного производства, уровнем развития научных знаний об окружающем мире по-новому решает вопросы о смысле и принципах человеческой жизни и исторической деятельности. Каждая эпоха, каждый общественный класс вырабатывают свою систему социальных ценностей, по-своему осмысливают границы своих возможностей. Развитие философии включает в себя несколько исторических этапов – от античности до настоящего времени. Философия XVII-XVIII вв. была преимущественно рационалистической. В XIX веке возникает иррационалистическая философия. Одним из ее представителей был немецкий философ Артур Шопенгауэр.
Задачами данного реферата являются: отражение основных этапов биографии Артура Шопенгауэра, описание основных вех его жизнедеятельности, характеристика философского учения и его значение в истории философии. В России произведения Артура Шопенгауэра приобрели популярность в трех последних десятилетиях XIX века, а в годы после поражения революции 1905 – 1907 гг. стали прямо-таки притягательными. Высоко ценили шопенгауэровскую критику тревоги земного существования Лев Толстой, философ Владимир Соловьев и поэт Вячеслав Ионов. В наши дни интерес к творчеству Шопенгауэра возродился вновь и в значительных размерах. Мы не смотрим на будущее человечества так пессимистично и безнадежно, как смотрел Артур Шопенгауэр. Но изучение его творчества – это неплохое противоядие против глупого и безликого ура-оптимизма. Глава 1. Происхождение философии и её предмет
Процесс возникновения и развитие философских идей составляет предмет особой науки — история философии. Эта наука рассматривает историко-философский процесс в широком контексте культуры, в соотношении со сложными явлениями общественной жизни. Уже Л. Фейербах показал, что человек, философствуя, выпускает от имени всего человеческого рода. Но это не значит, что всё страны и народы в равной мере были причастны к зарождению и развитию философии. В западной (средиземноморской) культуре эту великую роль взяли на себя греки-граждане древних городов-полисов, населявших тогда бассейн Эгейского моря. Родина древневосточной философии – Индия и Китай. Интересно, что становление и западной, и восточной философии происходило практически в одно и тоже время и не зависимо друг от друга. И на Западе, и на Востоке философия стала складываться на той ступени истории, культуры, когда в связи с развитием общественных отношений начался не обратимый разложения сознания, господствовавшем в родовом и раннем классовом обществе.
Древние греки «изобрели» философию, но это изобретение стало возможным лишь потому, что ещё раньше они же «изобрели» демократию, радость от свободного икания истины. Начиная с античных времён (в Европе — с VII — VI вв. до н. э.) философия как учение о бытии и условия его познания становится одним из видов профессиональной деятельности людей, посвятивших ей свою жизнь и творчество, — философов. Но профессиональная философия стала возможна лишь потому, что почти каждый человек в своей душе «немножко философ»(даже если он никогда не слышал этого слова). Немецкий мыслитель И. Кант (1724 — 1804 г.) назвал философию естественной склонностью души. Ведь каждый сколько-нибудь мыслящий, культурный человек не может не задумываться над «вечными», вопросами: зачем я живу? что мне делать? на что я могу надеяться? есть ли судьба? полностью ли я волен в своих поступках и решениях? что будет с моим «Я» после моей физической смерти? Это и это есть вопросы философии. Именно философии, а не науки вообще. Потому что, во — первых, это как бы «запредельные» вопросы, ответы на которые нельзя найти экспериментальным путем или с помощью математических вычислений; во — вторых, философские вопросы (и это тоже отличает их от проблем науки) имеют особую ценностную, или смысложизненную окраску, они все ориентированы на человеческое присутствие, человеческий интерес и человеческую оценку. Вопросы философии, вопросы мировоззрения нельзя разрешать исчерпывающе, раз и навсегда, окончательно и однозначно, ибо с каждым шагом истории, прежде всего с новым, более высоким уровнем отношений, складываются иные ситуации, созревают иные противоречия. А для того, что поныть, осмыслить, оценить их, требуется напряженная, безостановочная работа философской мысли. И мысль эта находится в несколько иной полости, чем мысль учёного. Учёный ищет ответы на вопросы: что? как? почему? Философ главным образом на другие вопросы: зачем? во имя чего? во имя каких высших ценностей и идеалов? По характеру своих вопросов (а главный из них — вопрос о смысле и назначении человеческой жизни) философия близка к религии. И философские, и религиозные учения ставят, в конечном счете, перед собой одну цель: вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Вопрос о смысле жизни каждый человек должен решать для себя сам. Если научная истина имеет весомый характер, истина философская, заключающая в себе определённый ценностный момент и императив поведения, предназначена все же для «индивидуального пользования».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|