Глава 3. Иррационализм в философии Артура Шопенгауэра
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г. В Данциге, в семье коммерсанта. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребенка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805 г., покончил жизнь самоубийством. Его вдова, мать Артура, Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и веселой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой У Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратился к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери, что в Веймаре он познакомился с Гете, Виландом, Фридрихом Шлегелем и др. Общению с Гете Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат «О зрении и цветах» (опубликовал в 1816 г.). В 1809 г. Шопенгауэр поступил в Геттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий стали сперва медицина, а затем философия. В эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехом естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 г. защитил в Йенском университете. Затем в течение 4-х лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление».
Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра тавил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчетливостью и увлеченностью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, а многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он дает своим соперникам или тем, кого он своими соперниками считал. Наиболее яростно он стал нападать на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. В 1813 г. Шопенгауэр публикует диссертацию «О четвертом корне достаточного основания». В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1813 г. он завершает ее полное изложение в книге «Мир как воля и представление». Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 г. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа. В 1819 г. Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета, и в марте следующего года прочитал первую пробную лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет, автор новой философской системы снова попробовал в Берлине свои силы как лектор. И снова успеха не было. Шопенгауэр покинул университет и к преподавательской деятельности больше не возвращался. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных в 1814 г. словах: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно, чтобы наступили совершенно иные времена». Слова эти оказались пророческими.
А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом. С лета 1833 г. отставной приват-доцент окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и провел жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца. В 1836 г. Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал свое сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 г. в аналогичном конкурсе Датского научного общества оказалось безуспешным. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы под общим названием «Две основные проблемы этики». Публика середины XIX в. проявляла интерес к младогегельянству и к сочинениям Фейербаха, но никак к шопенгауэровской философии пессимизма. Все это только усиливало негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей – младогегельянцев. С большой враждебностью он относился к революции 1848-1849 гг., о чем свидетельств сохранилось немало. И только после того, как в 1851 г. Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием: “Parerga und Paralipomena”, что на русский язык может быть переведено примерно как «Дополнительные и ранее не изданные сочинения», с включенными в первый том «Афоризмами житейской мудрости», отношение читателей к автору стало меняться все более заметно. Сыграло свою роль то, что в «Афоризмах» мировоззрение Шопенгауэра получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому, что далеко не все советы философа, как в этом может убедиться и современный читатель, соответствовали его эстетическому кредо). Но главное заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра упали теперь, в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни Шопенгауэра было отмечено возрастающей изваестностью, появилось несколько восторженных учеников. В 1854 г. Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецком университете стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества.
Шопенгауэр с полным правом мог сказать: «Закат моей жизни стал зарей моей славы». В 1859 г. появилось третье издание «Мира как воли и представления», а в следующем году – третье издание «Двух основных проблем этики». Но 21 сентября 1861 автора этих сочинений не стало. Шопенгауэр скончался от пневмонии. Из многоцветия различных нитей историко-философского ковра сплелась философия Шопенгауэра, и из разнородных элементов возникло весьма серьезное целое. Его звеньями стали романтический интуитивизм в духе позднего Шпенглера и ромнтиков Фридриха Шлегеля и Новалиса, крайне пессимистический взгляд на окружающую действительность как на мрачную «юдоль плача и воздыханий» (формула Шопенгауэра: «наш мир – худший из всех возможных миров») и своеобразная теория бытия, проникнутая некоторой раздвоенностью, тяготеющей к мировоззренческому дуализму. Здесь сыграли свою роль рассуждения Фихте о том, что мировой субъект, я, действует и зовет к действию всех людей. Сыграло свою роль и учение о слепом волнении «безосновного начала», о чем шла речь в работах Шеллинга о сущности человеческой свободы и в философии Джордано Бруно. Близкий образец божественного первоначала был и у пантеиста Я. Беме. Это первоначало оказалось у него, между прочим, причастным и к злу, совершающемуся в мире. Но главную роль в становлении шопенгауэровской системы сыграли воздействия со стороны трех философских традиций – кантовской, платоновской и древнеиндийской брахманистской и буддистской. Разуму Шопенгауэр придал собственно рассудочные функции, отбросив его антиномичность, внутреннюю противоречивость. Жизнь людей в обществе полна нужды, страха, горя и страданий. Они готовы пресмыкаться перед государством и церковью. Тревоги чередуются с разочарованиями, а отделяющие их друг от друга моменты удовлетворения своих желаний мимолетны и приносят затем скуку и новые страдания. Люди портят друг другу жизнь и Шопенгауэр повторяет слова древнеримского драматурга Плавта: «Человек человеку волк». Франкфуртский затворник очень метко обрисовал современную ему буржуазную действительность, а заодно и темные стороны всей промышленной цивилизации вообще. Чужды ему и гегелевская вера в общечеловеческий разум, и прекраснодушная надежда многих позитивистов XIX в. на то, что счастье людям принесут успехи естественных наук. Не верит Шопенгауэр и в спасительные последствия длительного гражданского мира. Вопреки распространенным иллюзиям о скором повсеместном торжестве воплощенных в жизнь идей прогресса, Шопенгауэр напоминает о том, что новые поколения людей то и дело повторяют ошибки прошлых поколений, научное познание то и дело заходит в тупик, а в руках морально-ущербных людей достижения наук приносят зло.
Шопенгауэр считал, что Мировой воле присуща «нелепость», она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом. Вечное беспокойство и постоянная неуверенность пронизывают все сущее. Неудовлетворенность и тревога никогда не оставляют людей в их суетных желаниях, надеждах и разочарованиях. Этот крайний шопенгауэровский антиисторизм опирается на убеждение в том, что в исторических событиях отсутствует какая-либо закономерность, все диктуется случайностями. Наиболее известные произведения Артура Шопенгауэра: 1) Понятие воли. 2) О ничтожестве и горестях жизни. 3) Смерть и ее отношение к неразумности нашего существа. 4) Идеи этики. 5) Афоризмы житейской мудрости. 6) Метафизика половой любви. 7) Основные идеи эстетики и др.
Заключение Итак, Шопенгауэр – философ мировой скорби, но это не унылая скорбь Кьеркегора, которая сродни словам Екклезиаста: наш мир – это «суета сует – все суета». Это скорее своего рода героический пессимизм, близкий к стоицизму, присущему философии Хайдеггера. Шопенгауэр обосновывает свои пессимистические взгляды и определенным пониманием времени и пространства. Шопенгауэр не делает того вывода, что в жизни все абсолютно безнадежно. Но какие же надежды он хочет возродить в сердцах людей? Характер этих надежд определяется прежде всего апелляцией к чувству человеческого достоинства. Философ мировой скорби считает, что людям надлежит направить присущую им жизненную энергию и против самой этой энергии, а через посредство этого и против её источника – Мировой воли. Значительной школы учеников Шопенгауэр не создал. Но к числу его ближайших сподвижников могут быть отнесены Ю. Фрауэнштедт и П. Дейсен. Под его влияние попал философ Ю. Банзен. Фридрих Ницше, который в годы молодости считал Шопенгауэра своим наставником: третий раздел его «Несвоевременных размышлений» (1874) так прямо и называется: «Шопенгауэр – воспитатель».
Непреходящей является всегда поучительная критика Шопенгауэром пороков и недостатков современного человека индустриального общества, полезная для всех тех, кто искренне стремиться к их преодолению и исправлению в новых поколениях, используя уроки ушедших в прошлое столетий и созданного ими культурного наследия. Список литературы
1. Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов. / Под редакцией Несмеянова Е. Е. — М. 1999. 2. Кахановский В. П. Учебное пособие для вузов. Философия — Ростов н/Д, «Феникс»,1999. 3. Философская энциклапедия. Внт. 4. Философия: Конспект лекций. В. П. Кахановской. Ростов н/Д; 2002. 5. Алексеев П. В. Панин А. В. Философия. М. 2001. 6. Канке В. А. Философия. М.2001. 7. Мешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. М. 1998. 8. Спиркин А. Г. Философия. М. 2001. 9. Степин В. С. Теоретическое знание. М. 2002. 10. Ильин В. В. Философия. М. 1999. 11. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. ч2. М. 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|