Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Разработка конкурентной стратегии торговой организации «Фея»




Дипломный проект

 

Анализ, особенности управления и пути повышения конкурентоспособности организации

 

Работу выполнила:

студентка социально-гуманитарного факультета 5 курса 1 группы

очной формы обучения

специальности 080507.65

Менеджмент организации

Кузнецова Нина Михайловна

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента

Нанакина Юлия Сергеевна

Работа защищена «Допустить к защите»

с оценкой «__________________» Заведующий кафедрой

экономики и менеджмента

Председатель государственной _________________ /В.В. Варзин/

аттестационной комиссии «____» ____________ 2013 г.

 

_________________/Квашнина Н.А./

«____» ____________________2013 г.

 

Шуя, 2013

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой_____________

«_____»____________ 2012 г.

 

ЗАДАНИЕ

Кузнецовой Нине Михайловне

студенту социально-гуманитарного факультета 5 курса 1 группы очной формы обучения, специальности 080507.65 Менеджмент организации

(ФИО, курс, группа, форма обучения, специальность)

1. Форма ВКР (дипломная работа, дипломный проект, ВКР бакалавра)

(нужное подчеркнуть)

Тема проекта: «Анализ, особенности управления и пути повышения конкурентоспособности организации»(утверждена приказом от 14 июня 2012 № 212-оч)

2. Срок сдачи студентом законченного проекта: 20 июня 2013 г.

3. Исходная база проекта: научная и учебная литература, периодические издания, интернет-источники, аналитические данные конкретной организации.

4. Перечень подлежащих разработке в дипломном проекте вопросов или краткое содержание проекта:

- рассмотреть теоретико-методические основания принятия управленческих решений;

- выявить сущность контроля и его значение в принятии управленческих решений;

- провести анализ системы контроля принятия управленческих решений в отдельно взятой организации;

- разработать рекомендации по оптимизации системы контроля в принятии управленческих решений.

5. Дата выдачи задания «­­­­__» _________ 2012 г.

 

 

Руководитель проекта ______________Нанакина Ю.С.

(подпись) (ФИО)

Задание принял к исполнению «___» ______ 2012 г. ____________/Кузнецова Н.М./

(дата) (подпись студента с расшифровкой)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ____________

«____» __________ 2012г.

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

выполнения дипломного проекта

Кузнецовой Нины Михайловны

(ФИО студента)

 

по теме: «Совершенствование системы контроля в принятии управленческих решений»

Характер и объем работы Срок выполнения Отметка о выполнении и подпись руководителя
1.Составление плана и библиографии июнь 2012 г. Выполнено
2. Изучение литературы и подготовка теоретической части июль-сентябрь 2012 г. Выполнено
3. Сбор и обработка фактического материала октябрь-декабрь 2012 г. Выполнено
4. Написание практической части работы январь-апрель 2013 г. Выполнено
5. Оформление и представление дипломного проекта на кафедру май-июнь 2013 г. Выполнено
6. Подготовка иллюстративного материала и доклада к защите июнь 2013 г. Выполнено

 

 

Студент: Кузнецова Н.М.____ ________

(ФИО) (подпись)

 

Согласовано:

Научный руководитель Нанакина Ю.С. ___________ «_____» _______ 2012 г.

(ФИО) (подпись) (дата)

Содержание

 

СОДЕРЖАНИЕ

(страницы)

Введение……………………………………………………………………………5-7

Глава 1. Теоретические основы управлением конкурентоспособностью

организации и пути её повышения..…………………………………………….8-42

1.1.Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов

рынка: роль, основные понятия, виды и критерии………………………………8-16

1.2.Основные методы и подходы к оценке конкурентоспособности

организации………………………………………………………………………16-28

1.3.Формирование целей и выбор стратегии повышения

конкурентоспособности организации………………………………………….28-42

Глава 2. Управление конкурентоспособностью в организации оптово-розничной торговли «Фея» ………………………………………………………………….43-77

2.1. Общая характеристика организации торговой сети магазинов «Фея»…43-48

2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации……………………..49-59

2.3. Оценка конкурентоспособности организации на основе анализа

конкурентной среды……………………………………………………………..59-77

Глава 3. Разработка конкурентной стратегии торговой организации «Фея»

и мероприятия по ее реализации………………………………………………...78-88

3.1. Предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности

Торговой организации «Фея»……………………………………………………78-82

3.2. Расчеты затрат на осуществление предлагаемых решений повышения

конкурентоспособности………………………………………………………….82-88

Заключение……………………………………………………………………..….89-91

Библиография……………………………………………………..……………..92-95

Приложение……………………………………………………………………….

 

ВВедение

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Степень разработанности проблемы. В настоящие время тема конкурентоспособности изучается отечественными и зарубежными учеными в области экономики, маркетинга, управления качеством и конкурентоспособностью, организации торговли. Среди основных авторов можно выделить следующих: Стрикленд А. Дж., Фатхутдинов Р.А., Шкардун В.Д., Нагапетьянц Н.А., Багиев Г.Л., Николаева Т.И. Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности сложны и многогранны. Свой вклад в решение этих проблем внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как М. Портер, Ф. Котлер, Е. Дихтль, Е.П. Голубков, А.Н. Печенкин, А. Глухов, П.С. Завьялов, Г.Л. Багиев и др., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Однако до сих пор отсутствует четкая систематизация полученных результатов исследований.

Целью данного дипломного проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере организации оптово-розничной торговли «Фея» и обоснование их экономической эффективности.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- рассмотрение понятия и роли конкурентоспособности;

- исследование основных подходов и методов оценки конкурентоспособности;

- изучение теоретических и методологических аспектов по повышению конкурентоспособности;

- характеристика современного положения торговой сети «Фея»;

-анализ конкурентоспособности торговой сети «Фея»;

- разработка мероприятий по повышению ее конкурентоспособности;

-обоснование экономической целесообразности внедрения предлагаемых мероприятий.

В качестве объекта исследования выбрана торговая сеть магазинов «Фея» занимающаяся оптовой и розничной торговлей бытовой химией, парфюмерией и косметикой.

Предметом исследования является анализ основных составляющих конкурентоспособности организации.

Для решения поставленных задач в работе используются следующие методы: анализ, дедукция, метод сравнения, системный метод, анкетирование.

Теоретическая информационная база исследования: учебная и научная литература, материалы методической печати, документация торговой сети «Фея», интернет-источники.

Новизна дипломного проекта заключается в обобщении и систематизации взглядов на исследуемую проблему, а также в авторском анализе системы конкурентоспособности торговой сети магазинов «Фея».

Практическая значимость заключается в авторском анализе конкурентного положения организации оптово-розничной сети «Фея», выявления ее сильных и слабых сторон в современных конкурентных условиях с целью разработки рекомендаций по ее повышению и закреплению на рынке как сильного конкурентоспособного предприятия, эти направления совершенствования могут быть применены для иных организаций подобного типа.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Во введении работы отражается актуальность, степень разработанности, цель, задачи, объект, предмет, методы, научная новизна, практическая значимость, информационная значимость и структура исследования.

В первой главе «Теоретические основы управлением конкурентоспособностью организации и пути её повышения», которая носит теоретический характер, рассматриваются понятие, роль, основные методы и подходы к оценке конкурентоспособности, формирование целей и выбор стратегии повышения конкурентоспособности организации.

Во второй главе работы «Управление конкурентоспособностью в организации оптово-розничной торговли «Фея»», которая носит практический характер, дается краткая характеристика рассматриваемой организации, анализируются ее внешняя и внутренняя среда , дается оценка конкурентоспособности.

В третьей главе «Разработка конкурентной стратегии торговой организации «Фея» и мероприятия по ее реализации», определяется конкурентная стратегия организации, предлагаются мероприятия по ее совершенствованию и рассчитывается их экономическая эффективность.

В заключении дипломного проекта представлены основные выводы исследования на тему: «Анализ, особенности управления и пути повышения конкурентоспособности организации».

В списке литературы систематизированы основные информационные источники, на которых построено данное исследование.

 

Глава 1. Теоретические основы управлением конкурентоспособностью организации и пути её повышения

1.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка: роль, основные поняия, виды и критерии

 

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках. Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров.

Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов [32, c.55].

На современном этапе развития экономики еще не сложился единый методологический подход определения конкуренции, основные понятия конкуренции представлены в Приложении 1. Так, одни авторы под конкуренцией понимают соперничество отдельных юридических или физических лиц (конкурентов), заинтересованных в достижении одной цели. С точки зрения предприятий такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Другие авторы понимают конкуренцию как соперничество или борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками, способность обеспечить предложение по сравнению с конкурирующей компанией [35, c.312].

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной. Поведенческая трактовка конкуренции – борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей. Структурная трактовка конкуренции – анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него. Функциональная трактовка конкуренции – соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Конкуренция может происходить на следующих уровнях: местном, региональном, национальном, межнациональном, глобальном .

Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики. Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой, ценовой и неценовой [12, c.115].

Ценовая конкуренция — это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке.

Виды ценовой конкуренции:

- прямая ценовая конкуренция с широким оповещением о снижении цены;

- скрытая ценовая конкуренция, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства/

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама [16, c.18].

Таблица 1

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция

Вид конкуренции Характеристика вида конкуренции
Внутриотраслевая конкуренция Соперничество между предпринимателями одной отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров (конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту). Приводит к уравнению цен и прибылей.
Межотраслевая конкуренция Вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики, удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала.

Источник: Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов // Российский экономическийжурнал. – 2008. – № 3. – С. 67–68.

Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.

Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия .Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой "идеальные" (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

Таблица 2

Типы рынка конкуренции

 

Характерные черты Совершенная конкуренция   Не совершенная конкуренция
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень много Много Несколько Одна
Тип продукта Однородный разнородный Разнородный или однородный Уникальный
Контроль за ценами Отсутствует Присутствует, но в довольно узких рамках Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре Значительный
Условия вступления на рынок Отсутствие препятствий Сравнительно легкие препятствия Существенные препятствия Вступление блокировано
Не ценовая конкуренция Отсутствует   Значительный упор сделан на рекламу , торговые знаки, марки и т.д. Очень типична Значительный упор сделан на рекламу, связь с общественными организациями
Пример Сельское хозяйство Розничная торговля, производство одежды ,обуви Производство стали, автомобилей, бытовых приборов Местные предприятия общественного пользования

Источник: Томпсон, А. А. Менеджмент: концепции и ситуации / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. – М. : ИНФРА-М, 2009.-510c.

Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие ("дифференциация") товаров;

3) уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара);

4) способ формирования цены товара;

5) возможности для появления новой фирмы на данном рынке;

6) степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров;

7) в какой мере покупка осуществляется без принуждения.

Виды конкурентоспособности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Виды конкурентоспособности

Признак классификации Виды конкурентоспособности
По уровню конкурентных отношений - конкурентоспособность продукции (микроконкурентоспособность); -конкурентоспособность предприятия (мезоконкурентоспособность); макроконкурентоспособность: -конкурентоспособность региона (города) - это его способность создавать требуемые политические, экономические, экологические, социальные, инновационные и другие условия для выполнения государственными органами управления своих функций по обеспечению эффективной и качественной работы государственных, коммерческих и других структур, по гармоничному развитию личности и повышению качества жизни населения. -конкурентоспособность государства - это его способность обеспечивать эффективную интеграцию в мировое хозяйство, эффективное и качественное функционирование всех государственных, коммерческих и других структур по обеспечению комплексной безопасности и высокого качества жизни населения.
В отношении рынка - на глобальном рынке (мировом); национальном рынке; региональном рынке; местном рынке;
По подходу к управлению предприятием - стратегическая конкурентоспособность. Она определяет потенциальную способность данного объекта конкурировать с аналогичными объектами в будущем на запланированном рынке; -фактическая конкурентоспособность - сложившаяся конкурентоспособность конкретного объекта на конкретном рынке.
По объекту конкурентоспособность нормативных актов; научно-методических документов; проектно-конструкторской документации; технологии; производства; выпускаемой продукции (выполняемой услуги), рабочего; специалиста; менеджера; ценных бумаг; инфраструктуры (внешней среды); информации; фирмы (организации, учреждения).

Источник: Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир. 1992-2015. - М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2010. - 606 с.; Ходяченко В.Б. Маркетинг: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. Ун-та, 2008. - 264 с.

Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что предприятие не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени.

Конкуренция выступает в качестве силы, уравновешивающей рыночные цены. Свободная конкуренция, которая ведется посредством "сбивания" цен, заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы [10, c.21].

В зависимости от рынка, на котором работает организация можно выделить внутреннюю конкурентоспособность организации и внешнюю конкурентоспособность организации (см. рис.1).

Конкурентоспособность организации  
Внутренняя конкурентоспособность организации представляет собой оценку внутренних факторов влияния и соответствующих им частных потенциалов, образующих конкурентный потенциал организации.
Внешняя конкурентоспособность организации рассчитывается для сравнения конкурентных преимуществ организации на внутреннем и внешнем рынках, а также для выбора перспективных зарубежных рынков.

 

 


Рис.1 Внутренняя и внешняя конкурентоспособность организации

Источник: составлен автором.

В экономической литературе существует множество различных взглядов на критерии конкурентоспособности.

Критерий - это целевой показатель, по которому можно судить о достижении определенного уровня конкурентоспособности предприятия. Он представляет собой важнейший отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния и характеризующий количественные и качественные стороны явлений, их сущность. Критерий должен выражать конечную цель достижения конкурентоспособности предприятия.

Критерии, характеризующие конкурентоспособность торгового предприятия, должны отвечать следующим требованиям:

-отражать конечные целевые результаты хозяйственной деятельности предприятия;

- фиксировать уровень затрат предприятия на достижение поставленных целей;

- быть универсальным, чтобы его можно было сопоставлять критериями других организаций;

- подвергаться синтезу, то есть быть способным к последовательному разложению на более детальные аналитические показатели;

- учитывать масштабы времени[30, c.25].

Конкурентоспособность торгового предприятия оценивается одновременно с использованием нескольких критериев, поэтому она относился к типу поликритериальных. Критерии и показатели конкурентоспособности торгового предприятия представлены в Приложении 2.

Перечисленные критерии конкурентоспособности находятся в тесной взаимосвязи. Изменение показателя каждого из них приводит к неизбежному изменению других показателей. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание руководству при осуществлении преобразований внутри организации с целью ее адаптации к условиям внешней среды. Кроме того, данный список можно продолжить применительно к конкретному предприятию.

Итак, конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:

-она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

-она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;

- в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

-придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

- ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

- ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов [27 ,c.85].

Контроль за конкурентами, при грамотном подходе и быстрых и правильных действиях со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других.

Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.

Таким образом, рыночное сотрудничество приводит к успеху, если товаровладелец заботится о том, чтобы сохранить и расширить производство, усовершенствовать его технику и организацию, если он применяет эффективные экономические методы борьбы с соперниками:

- снижает стоимость своих товаров (путем увеличения производительности труда и уменьшения производственных затрат);

- повышает их качество, расширяет ассортимент;

- улучшает торговое и после торговое обслуживание покупателей [9, c.38].

Среди конкурентов особенно выделяются смелые предприниматели, которые нередко рискуют своим имуществом, изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования производственных ресурсов. Тем самым они прокладывают для всех дорогу к научно-техническому и экономическому прогрессу [22, c.120].

Можно сделать вывод ,что в условиях рыночных отношений конкуренция необходима для развития производительных сил, экономических систем. Конечная цель любого предприятия – достижение определенных результатов в конкурентной борьбе, базирующихся на закономерном итоге систематических и комплексных усилий, зависящих от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других предприятий. Таким образом, конкуренция является движущей силой развития объектов и субъектов рынка.

 

1.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Конкурентоспособность – уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта.

Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности организации является непосредственно оценка ее конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий. Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:

-разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;

-выбора контрагентов для совместной деятельности;

-составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;

-осуществления инвестиционной деятельности;

-осуществления государственного регулирования экономики [29, c.155].

В настоящее время существует ряд подходов к оценке конкурентоспособности организации таблица 4.

 

Таблица 4

Подходы к оценке конкурентоспособности организации

Формулировка подхода Характеристика подхода
С позиции сравнительных преимуществ Организация специализируется на производстве тех товаров, производство которых для других организаций сравнительно дороже, чем для данной. Это связано с тем, что каждая организация специализируется на производстве тех товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем у конкурентов.
По теории равновесия организации В условиях равновесия, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние, он достиг максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса и уровне развития техники на данном рынке. У сторонних фирм нет стимулов для вступления в отрасль.
Структурный подход Организация при выборе своей рыночной позиции исходит из знания уровня монополизации отрасли и влияния на ее конкурентоспособность внешних условий.
Функционально-стоимостный подход   Основывается на функционально-стоимостном анализе (ФСА) – методе комплексного технико-экономического исследования объекта с целью развития его полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление.
По качеству продукции с использованием многоугольных профилей Данная оценка базируется на выявлении критериев удовлетворения потребностей потребителей применительно к конкретному продукту, установлении иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах того спектра, который может оценить потребитель. Затем проводится сравнение технико-экономических показателей данного продукта с другими конкурирующими продуктами.
Подход с позиции максимизации стоимости Этот подход требует от менеджеров особого стоимостного мышления. Это важно и потому, что не только абсолютный финансовый результат функционирования организации, но и относительные показатели не коррелируют с рыночной стоимостью достаточно устойчиво, так как не учитывают: 1) размеры реальных и финансовых инвестиций; 2) величину чистого оборотного капитала; 3) потребность организации в дополнительном финансировании; 4) операционный, финансовый и иные риски, характерные для организации; 5) фактор временной дистанции между инвестициями и получением отдачи на вложенный капитал.

Источник: Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем", изд-во "ГНОМ-ПРЕСС", 2008. - 184 с.

Стоимость – это лучшая мера результатов деятельности организации. Ни один другой показатель не является столь полным и всеобъемлющим, как стоимость. Можно выделить два критерия успешной деятельности организации:

- рост стоимости собственного (инвестированного) капитала;

- превышение рентабельности собственного (инвестированного) капитала над его ценой (или затратами на его привлечение).

Проблемы анализа и оценки конкурентоспособности сложны и многогранны. Свой вклад в решение этих проблем внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как М. Портер, Ф. Котлер, Е. Дихтль, Е.П. Голубков, А.Н. Печенкин, А. Глухов, П.С. Завьялов, Г.Л. Багиев и др., которые разрабатывали теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия. Однако до сих пор отсутствует четкая систематизация полученных результатов исследований.

Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности товара и предприятия можно разделить на две группы [6, C.25]: аналитические и графические методы. Данное деление на методы оценки конкурентоспособности товара и методы оценки конкурентоспособности предприятия достаточно условны, так как они во многом совпадают, меняется только объект исследования. Классификация методов оценки конкурентоспособности товара и предприятия представлена на рисунке 2.

Методы оценки конкурентоспособности
Товар
Предприятие
-Модель Розенберга -Интегральный показатель -Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж -Модель с идеальной точкой  
-Рейтинговая оценка -Оценка на основе доли рынка -Оценка на основе потребительской стоимости -Оценка на основе теории эффективной конкуренции  
Матрица БКГ Модель «Привлекательность рынка – преимущества конкуренции» Матрица Портера Многоугольник конкурентоспособности  
Аналитические
Аналитические
Графические
Графические

Рис. 2 Иерархия методов оценки конкурентоспособности

Источник: Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности // Маркетинг. - 2008. - №4. - С.26.

 

Следует отметить, что не все методы оценки конкурентоспособности предприятия подходят для торговли. Это связано с тем, что факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, для различных отраслей варьируются. Классификация, достоинства и недостатки методов оценки конкурентоспособности предприятия представлена в Приложении 3.

Несмотря на достаточно глубокий уровень разработки проблемы конкурентоспособности, единого подхода к ее количественной оценке до сих пор нет.

Рассмотрим более подробно такие методы как : матричные, методы основанные на расчете интегрального показателя конкурентоспособности , комплексной конкурентоспособности, статистический метод и методы математического моделирования [41, c.271].

Матричная методика оценки конкурентоспособности представляет собой действенный инструмент анализа и оценки конкурентоспособности организации. В основе этой методики лежит построение стратегич





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.