Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы психологического консультирования




Самый верный путь к выявлению значимых проблем и конфликтов, являющихся весьма болезненными, а также к тем сферам, на которые консультирование могло бы оказать конструктивное воздействие, заключается в том, чтобы следовать за паттернами чувств клиента по мере их свободного выражения. Лучшие способы беседы - те, которые помогают человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. Консультант сознательно пытается воздерживаться от любой активности или любого высказывания, которое может каким-то образом направлять течение беседы и привносимого в нее содержания.

Основные принципы психологического консультирования:

.   Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.

.   Теплота и отзывчивость со стороны консультанта, которые делают возможным установление рапорта, постепенно перерастающего в более глубокую эмоциональную взаимосвязь. Это выражается в неподдельном интересе к клиенту и принятии его как личности. Консультант откровенно признает, что он до некоторой степени эмоционально вовлечен в отношения. Он достаточно чувствителен к потребностям клиента, но тем не менее способен контролировать собственную идентификацию, чтобы иметь возможность как можно лучше поддержать человека, которому оказывает помощь.

.   Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента.

.   Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. Консультант должен уметь отслеживать свои: внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.

.   Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий, не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту. Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные и т. п.)

.   Принцип активности позиции клиента в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.

.   Поощрение активной позиции клиента способствует формированию у клиента активной жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.

.   Самый верный путь к выявлению значимых проблем и конфликтов, являющихся весьма болезненными, а также к тем сферам, на которые консультирование могло бы оказать конструктивное воздействие, заключается в том, чтобы следовать за паттернами чувств клиента по мере их свободного выражения. Когда человек говорит о себе и своих проблемах, особенно во время терапевтического сеанса, где нет необходимости защищать себя, именно реальные затруднения становятся все более и более очевидными для наблюдательного собеседника.

.   Реакция на чувства вместо реакции на смысловое содержание. Видимо, самое трудное, чему нужно научиться в процессе консультирования, - это искусство чутко воспринимать и реагировать на выражаемые чувства клиента, в отличие от внимания исключительно к смысловому аспекту информации. Осознавать и способствовать выражению этих скрытых отношений - эффективная помощь консультированию. Консультант помогает человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. Консультант сознательно пытается воздерживаться от любой активности или любого высказывания, которое может каким-то образом направлять течение беседы и привносимого в нее содержания.

.   Реагирование на негативные эмоции. Эмоциональный паттерн клиента - ключ к эффективному установлению взаимопонимания между клиентом и консультантом, его очень непросто выделить. Консультанту необходимо выработать свое свежее восприятие. Ему требуется научиться обращать внимание не только на поверхностное содержание высказываний, но и на эмоциональные оттенки сказанного. Когда выражаемые клиентом негативные эмоции направлены на самого себя или на консультанта, то очень часто мы бросаемся защищать его, поскольку симпатизируем ему или, наоборот, стремимся защитить самих себя как консультантов. Процесс консультирования наиболее эффективен, когда консультант помогает осознанно привнести всю полноту чувств, не принимая чью-либо сторону. В таком случае ему следует, и это очень важно, рассматривать свои функции в качестве зеркала, которое показывает клиенту его подлинную сущность, дает ему возможность с помощью этого нового восприятия осознать самого себя.

.   Реакция на амбивалентные чувства. Консультанта не должно беспокоить то, что проявляемые чувства могут быть прямо противоположными по отношению друг к другу. Зачастую именно эти противоположные чувства составляют суть наиболее значимых противоречий, являющихся источниками конфликта. Например, ко мне обратилась женщина с такой проблемой, что когда она живет вместе с мужчиной, то он ее раздражает, а когда они расходятся, то ей снова хочется сойтись с ним. Для разрешения такого рода противоречий можно использовать такую методику: я попросила женщину представить две части своего подсознания в виде образов. Одна часть подсознания это та, которая принуждает ее жить с нелюбимым мужчиной. Вторя часть подсознания испытывает страх любить мужчин. Задавая поочередно вопросы этим двум частям подсознания, выяснилось, что женщина запрещает себе любить мужчин, потому что не доверяет им, считает их недостойными ее любви, боится, что мужчины причинят ей боль. В то же время другая часть ее подсознания боится одиночества, поэтому всеми силами стремится быть хоть с каким-то мужчиной. Для разрешения этого противоречия я попросила женщину написать все ее негативные установки и убеждения по поводу мужчин и провела с ней медитацию «Дом». Убеждения представляются в виде дома и затем мысленно этот дом очищается от хлама, после чего человек представляет, как рушится весь этот дом и вместо него видит свой светлый образ. После этого необходимо простить себя за старые убеждения и перепрограммировать поведение и мысли в отношении мужчин на позитивные. После этой медитации женщина вновь обратилась к своим частям подсознания и та, которая не доверяла мужчинам, смягчилась и образы этих двух ее частей подсознания обнялись. Таким образом, противоречие перестало быть столь явным, женщина успокоилась, у нее появилась вера в себя и уверенность, что она может любить мужчину. Естественно, это только часть проблемы, та что лежит на поверхности и волнует человека в настоящий момент, потому что корень всех этих убеждений и страхов в отношении мужчин лежал в ее детстве и причина такого отношения к мужчинам была скрыта в отношениях с отцом.

.   Отношение к консультанту. Принять позитивное отношение, выраженное клиентом в качестве случайного и незначительного элемента ситуации - это меньшее из того, что должен сделать консультант. В любой терапевтической ситуации клиент проявляет свои позитивные или негативные эмоции по отношению к консультанту и к самой ситуации консультирования. Консультант управиться с такими ситуациями более эффективно, если признает тот факт, что эти эмоции направлены не на него лично, а на опыт консультирования и зависят от того, что испытывает в данный момент клиент - удовольствие или боль. Иногда клиент демонстрирует такое отношение своей неспособностью обсуждать собственные проблемы, даже несмотря на ранее успешно установленный контакт. Обычно такое сопротивление возникает из-за болезненности самого процесса консультирования, когда в сознание был допущен материал, столкновения с которым клиент всячески избегает. Когда подобные негативные установки очевидны, то лучше всего признать их, точно так же, как и любые другие негативные чувства, которые могут открыто проявиться.

 

Инсайт

 

Опыт выражения до сих пор подавляемых чувств несет в себе нечто большее, чем просто высвобождение. В ходе этого переживания индивид обретает какое-то новое восприятие самого себя. Постепенно он достигает нового восприятия самого себя и через свои действия демонстрирует, что играет уже новую для себя роль.

Инсайт - это крайне важный аспект терапевтического консультирования, сложный процесс, развивающийся постепенно и редко когда происходит одномоментно, сопровождается глубокими эмоциональными переживаниями неинтеллектуального характера, и поэтому они могут иметь, а могут и не иметь, четкого вербального выражения. У клиента происходит восприятие прежних фактов в новых взаимосвязях.

Инсайт означает реорганизацию поля восприятия. Он состоит в обнаружении новых взаимосвязей. Это интеграция накопленного опыта. Он означает переориентацию своего “я”. Все эти утверждения скорее всего являются истинными. Все они ясно подчеркивают тот факт, что инсайт, по существу, - это новый способ восприятия. Во многих случаях инсайт оказывается значим для клиента как процесс достижения необходимой степени свободы, позволяющей по-новому взглянуть на старые проблемы. Как опыт открытия для себя новых взаимосвязей между известными ранее установками, готовность принять скрытые элементы хорошо известной ситуации.

Инсайт приходит постепенно, понемногу, прежде чем индивид разовьет в себе достаточное количество психической силы, чтобы справиться с новым восприятием знакомых вещей.

Движение к инсайту часто включает не только признание индивидом собственной роли, но также и признание своих подавляемых стремлений. До тех пор пока индивид отрицает собственные установки, он продолжает поддерживать свои компенсаторные механизмы защитного характера. Когда он сможет четко распознать и принять как часть себя самого эти чувства, потребность в защитных реакциях, как правило, исчезает.

Инсайт может означать обнаружение новых взаимосвязей между старыми событиями, или он может означать принятие до сих пор подавляемых установок и импульсов, стремление к признанию и осознанию роли, которую играет человек.

Основной способ, подводящий клиента к достижению инсайта, - это тот, который скорее требует от консультанта максимальной сдержанности, нежели чрезмерной активности. Основной метод заключается в том, чтобы способствовать проявлению установок и различных эмоций клиента до тех пор, пока не произойдет спонтанного озаряющего самоосмысления. Инсайт часто сдерживается, а иногда его невозможно создать даже при помощи усилий со стороны консультанта или сделать так, чтобы он был выражен. Он может и не сдерживаться, но достичь его можно только при условии применения в беседе таких подходов, которые предполагают полное выражение отношений, установок и чувств клиента.

При определенных обстоятельствах допускается интерпретация некоторых данных, полученных консультантом от клиента. Когда интерпретация всецело опирается на утверждения клиента и когда она является простым объяснением того, что клиент уже осознал для себя, то такой подход может быть вполне успешен. Если интерпретация не принимается полностью, это порождает сопротивление и вряд ли принесет какую-то пользу в лечении. Когда же в чем-то не совсем ясное и смутное ощущение понято и принято, клиент постепенно приходит к самому глубокому осмыслению происходящего, пониманию того, что, возможно, силы, заставляющие его сделать этот выбор, находятся где-то глубоко внутри, что в нем самом есть способность и силы для роста и независимости.

Инсайт и самопонимание наиболее эффективны, когда они возникают спонтанно. Если консультанту удалось создать для клиента атмосферу свободы, чтобы тот мог ясно взглянуть на себя и свои проблемы, наиболее ценный тип инсайта будет развиваться по собственной инициативе клиента. Консультант может способствовать этому процессу, переформулируя уже достигнутый инсайт, уточняя новые аспекты понимания, которые возникли у клиента, также может указать клиенту на взаимосвязи или паттерны реакций, которые, очевидно, вытекают из материала, полученного в ходе свободного самовыражения в процессе обсуждения.

В плоскости эмоциональных установок, где новое восприятие несет с собой далеко нелестную информацию, где очень легко вызвать защитную реакцию, любая попытка консультанта передать свое восприятие клиенту - процесс весьма затруднительный. И тогда очевидно, что спонтанное достижение этого нового восприятия, - видимо, самый кратчайший путь к инсайту.

Принимающая атмосфера в ходе консультирования во многом облегчает для индивида признание всех своих установок и импульсов. Здесь не нужно, как обычно, отрицать те чувства и эмоции, которые являются социально неприемлемыми или которые не соответствуют требованиям идеального “я”. Во многом он становится менее расколотой личностью, гораздо в большей степени функционирующей как единое целое, личностью, в которой каждое чувство, эмоция или действие имеют приемлемую связь с любым другим чувством или действием.

Когда происходит процесс развития инсайта и принимаются решения, ориентирующие клиента на новые цели, эти решения, должны осуществляться в процессе выполнения тех действий, которые продвигают клиента в направлении этих новых целей. Наличие или отсутствие таких действий на самом деле служит проверкой истинности достигнутого инсайта. Позитивные шаги означают возрастающую независимость, их значение должно полностью признаваться консультантом. Когда клиент может четко представить себе эти новые действия как свой первый шаг к новым целям, только тогда он может начинать без всякого страха готовиться к завершению терапевтических взаимоотношений и почувствовать увеличивающееся удовлетворение от собственной независимости.

Инсайт, которого достигает клиент, имеет тенденцию к постепенному созреванию и в целом проходит этапы от менее к более важному и значимому пониманию. Он включает новое восприятие ранее неосознаваемых взаимосвязей, стремление принять все аспекты себя и выбор целей, которые в первый раз столь четко воспринимаются клиентом.

Когда клиент достигает инсайта и самопонимания, наступает кардинальное качественное изменение в сути терапевтического взаимодействия. Клиент уже испытывает меньшее напряжение, он выработал более уверенный подход к проблемам, с которыми сталкивается, выбирает новые цели, которые переориентируют его жизнь, консультирование входит в свою завершающую фазу, имеющую определенные отличительные признаки. Клиент обретает уверенность в себе, когда переживает новый инсайт, и предпринимает все больше позитивных действий, направленных на достижение своей цели. Ощущая эту уверенность, он стремится закончить терапию, хотя в то же время боится потерять поддержку. Признание консультантом этой амбивалентности позволяет клиенту ясно увидеть выбор, стоящий перед ним, и достичь убежденности в том, что он способен самостоятельно разрешать свои проблемы.

Приведу пример беседы с одной женщиной, в результате которой она достигла инсайта. Женщина обратилась с такой проблемой, что ее избивает муж, что она не получает никакого удовлетворения от семейной жизни. Корни этих проблем лежали в ее детстве. В ходе диалога женщина вспомнила ситуацию, когда мама привела ее в детский сад, а ей очень не хотелось там оставаться, у нее случилась истерика из-за этого, а мама все равно ушла и оставила ее на руках у воспитательницы. Ей также часто приходилось слышать обращение в свой адрес, как к мальчику. Мама хотела родить мальчика и рассказывала дочери об этом, что ждали не ее, а сына. Я разъяснила женщине, что в ситуации с детским садом она поставила себе установку, что ее никто не любит, что ее могут бросить одну. Слова мамы о том, что она ждала сына, повлияли на ее убеждение, что девочкой она не нужна маме, поэтому она всеми силами пыталась заслужить любовь мамы, она хотела выглядеть и быть как мальчик, хотела быть примерной, вести себя хорошо. Вся эта ситуация явилась уроком научиться быть женщиной, почувствовать свою женскую природу, принять себя как женщину и полюбить в себе женщину. Я предложила женщине пройти медитацию по отделению образа той маленькой девочки, которую все считали мальчиком и которая испытывала обиду и страх, что мама ее не любит. Этот образ она представила в зеркале, превращая его в озеро и представляя как дождь смывает этот негативный образ, заменяя его новым светлым образом ее такой, какой бы женщина хотела себя видеть. Приведу слова женщины после того, как она проделала эту медитацию, которые характеризуют ощущение ею инсайта: «Все-таки меня вчера прорвало, во время того, как стала отделять образ. Выплакалась по-хорошему, сначала с горечью, потом с облегчением. Принимала, прощала, растворяла образ, долго прощалась с ним, очень долго. Когда все получилась, на моем лице была невольная улыбка, состояние легкости и печали, но светлой печали, так как понимаю, что жила с этим образом всю жизнь. Потом после окончательного растворения образа, увидела себя рядом с озером танцующую, и почему-то в красном платье. Дальше снова представила зеркало, но образы в нем были разные - сначала новая я, потом снова образ девочки всплыл, но я ей сказала, что мы простились; потом снова я в красном платье, потом я увидела себя из прошлого, довольную, красивую. Муж вчерашним вечером меня не узнал. Сказал, что я какая-то ненормальная, спрашивал, почему я улыбаюсь, почему такой подъем настроения, почему изменился взгляд. А я ничего не отвечала. Улыбка сама по себе не сходила с лица. Перед сном появилось желание сменить постельное белье на белое. Снилась мама, довольная, улыбающаяся. Снился запах незнакомых мне духов, но очень приятный. Утром, впервые за много времени, проснулась с хорошим настроением, сделала прическу, новый макияж, надела платье. Чай захотелось пить из новой красивой чашки с блюдцем, которая давно уже стоит в шкафу! Мой мужчина подумал, что у меня свидание предстоит. На работе с самого утра получаю комплименты. Я понимаю, что сейчас происходит что-то очень важное в моей жизни, я уверена, что это не надумано, я это чувствую. Предчувствие чего-то очень

приятного присутствует. Я очень радуюсь НОВОЙ СЕБЕ!»

В результате осознания себя, у женщины как будто что-то изменилось внутри нее, она смогла почувствовать это новое, увидеть радость жизни. Она научилась воспринимать свои ситуации в жизни как уроки с тем, чтобы в дальнейшем принимать их и переосмысливать что-то снова и снова.

 


Заключение

 

Таким образом, психологическое консультирование направлено на решение различного рода психологических затруднений, прежде всего внутриличностных, ситуативных и межличностных проблем. В трудный, критический момент жизни человека, психолог-консультант может помочь преодолеть стресс, жизненный кризис, потерю близкого человека, а также лучше понять жизненную ситуацию и принять верное решение. Психологическое консультирование также может помочь в понимании и реорганизации отношений с другими людьми. Основная задача психолога-консультанта в данной ситуации состоит в том, чтобы помочь посмотреть на характер взаимоотношений с другими людьми со стороны, обсудить те их стороны, которые будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основа такой работы состоит в исследовании и изменении установок относительно других людей, и форм взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы имеется возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, изменить свое отношение к происходящему и собственное поведение. В результате этого процесса человек как будто творит себя заново, а консультант направляет его мысли. Взаимодействие человека и консультанта это целое искусство, которое требует творческого подхода.

 


Список литературы

 

1. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. - М.1999.

.   Синельников В. Возлюби болезнь свою. 1999.

.   Лиз Бурбо - Твое тело говорит «Люби себя!», Москва, «София», ИД «Гелиос», 2002.

.   Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...