Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межкультурная коммуникация




Культура и поведение

Человек, общаясь с представителями других культур чаще всего не может предсказывать их поведение, основываяcь только на собственных культурных нормах и правилах. Зачастую необходимо понять смысл каждого конкретного поступка партнера по общению, ибо этот смысл не всегда лежит на поверхности, зачастую он скрыт в традиционных представлениях о нормальном и ненормальном поведении, которые в разных культурах и социокультурных группах существенно различаются.
Правила поведения в японском жилище слишком сложны, чтобы их можно было быстро усвоить. Для начала главное - ни на что не наступать, ни через что не перешагивать и садиться, где укажут. Существуют предписанные позы для сидения на татами. Самая церемониальная из них - опустившись на колени, сесть на собственные пятки. В таком положении совершаются поклоны. Кланяться, сидя на подушке, считается неучтивым: сначала надо переместиться на пол. Сидеть, скрестив ноги, считается у японцев развязной позой, а вытягивать их в сторону собеседника - верхом неприличия.
Истории известно огромное число безуспешных попыток представителей тех или иных культур установить взаимные контакты. Обычно неудачи объяснялись личными причинами, недостатками другой стороны или просто языковым непониманием. При этом практически не принимались во внимание культурные различия, которые оставались скрытыми для взаимодействующих сторон.
Дело в том, что поведение людей в процессе коммуникации, как показали специальные исследования, определяется рядом факторов разной степени значимости и влияния. На основе этих исследований можно сделать вывод, что в современных исторических условиях практическое поведение людей детерминировано рядом причин.
Во-первых, имеют значение особенности механизма инкультурации, в соответствии с которым освоение индивидом своей родной культуры осуществляется одновременно как на сознательном уровне посредством социалцзации через образование и воспитание, так и на бессознательном - когда процесс освоения происходит стихийно, под влиянием различных житейских ситуаций и обстоятельств. Как показали исследования, усвоенная бессознательно часть культуры не менее значима и важна в его поведении и жизни, чем усвоенная сознательно.
Исходя из этого культуру можно образно сравнить с айсбергом, у которого на поверхности воды находится лишь меньшая часть массы, в то время как большая часть айсберга скрыта под водой. Видимая часть, находящаяся над водой, - формальная культура. На этом уровне культуры можно обучить необходимым моделям поведения; межкультурные проблемы общения возникают редко, следовательно, редко возникают эмоции или негативные чувства, даже если был неумышленно совершен какой-либо поведенческий просчет.
Невидимая часть культуры представляет собой неформальный уровень культуры, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Осознание проявляется лишь тогда, когда возникают неординарные, экстремальные или непривычные. ситуации при контактах с представителями других культур. Правила поведения на этом уровне не декларируются, они определяются подсознательно и контролируются ощущениями,показывающими, что происходит что-то не так, как должно быть. Поэтому оценки поведенческих актов сопровождаются высокой эмоциональностью, ибо нарушения негласных правил серьезно влияют на взаимоотношения людей.
Подсознательное восприятие культуры имеет большое значение в процессе коммуникации, поскольку если поведение коммуникантов базируется только на нем, то становится особенно трудно заставить участников коммуникации создать другое восприятие. Они оказываются не в состоянии сознательно определять процесс восприятия другой культуры, что в итоге заводит процесс коммуникации в тупик. Разрешить тупиковую ситуацию может либо вмешательство третьей (нейтральной) стороны, либо целенаправленное межкультурное обучение, которое позволит найти общую точку зрения при открытом обсуждении подсознательных убеждений обеих сторон.
Таким образом, большинство моделей поведения людей формируется под влиянием их культуры, применяется ими автоматически, так же как и автоматически люди воспринимают явления других культур, не задумываясь при этом о механизмах этого восприятия. Например, евреи, читая Тору, откидываются, имитируя позу наездника верблюда. Эта манера возникла много веков назад, ее смысл давно утерян, но само движение осталось и дередается из поколения в поколение как элемент культуры. Многие подобные модели поведения имеют бессознательный характер как по своему происхождению, так и по выражению.

Во-вторых, не менее важным фактором, определяющим коммуникативное поведение людей, является ситуация, которую Э. Холл определил как «культурные очки». Суть ее состоит в том, что больши:нство людей рассматривает собственную культуру как центр и меру для других культур. В повседневной жизни индивид обычно ее осознает, что образцы его поведения и способы восприятия окрашены его собственной культурой и что люди других культур имеют другие точки зрения, системы ценностей и норм.
Известный немецкий исследователь повседневной культуры Г. Баузингер отмечает, что повседневное поведение большинства людей характеризуется наивным реализмом. Они исходят из уверенности, что мир таков, каким они его себе представляют, и состоит из бесчисленного количества само собой разумеющихся вещей, предметов, людей, событий, которые они воспринимают как естественные и нормальные. Обычно люди не догадываются об относительности своего мировоззрения. Нередко это обстоятельство порождает убеждение в том, что их собственная культура превосходит все остальные. Поэтому все, что не согласуется с собственными нормами, привычками, типами поведения, считается низкопробным, безобразным и безнравственным. Подобное осознание превосходства своей культуры формирует соответствующую модель высокомерного поведения с пренебрежительным отношением к другим культурам.
В-третьих, поведение людей в процессе коммуникации определяется окружающей обстановкой и обстоятельствами коммуникации. Поступки людей не одинаковы в разных отношениях. Место нахождения человека (аудитория, ресторан, офис, церковь и т.д.) навязывает ему определенную линию поведения. Сознательно или бессознательно он придерживается соответствующих правил поведения, принятых в данной культуре.· Но, например, формы поведения в религиозных храмах в разных культурах различаются весьма существенно.
Серьезные культурные различия у разных народов наблюдаются в процессах приема пищи, ее количества, поведения за столом, формах проявления внимания к гостю и т.д.Русские, по традиции, сразу ведут приглашенного гостя к столу. Это удивляет американцев, поскольку у них ужину обычно предшествует светская беседа с бокалом вина и легкими закусками. За столом русские кладут каждому гостю на тарелку разнобразные закуски и горячее, в то время как в США блюда передаются по кругу, чтобы каждый гость смог положить себе нужное количество еды. Русские хозяйки усиленно пытаются накормить гостя, что непривычно для американцев, поскольку в их культуре это не принято. В результате американские гости не знают, какую линию поведения выбрать, чтобы не обидеть хозяйку. Русские же, находясь в гостяху американцев, часто остаются голодными именно из-за этого межкультурного различия: они ожидают, что после первого вежливого отказа хозяева более настойчиво предложат им поесть, но нового предложения не поступает. Сами же они стесняются попросить, чтобы им передали блюдо с едой.
Обстоятельства коммуникации также диктуют свои требования к поведению ее участников. Контакты между людьми могут возникать по самым разным причинам: награждение, процзводственное собрание, спортивные соревнования, панихида и тл. В каждом случае обстоятельства обязывают людей вести себя соответствующим образом. Однако, например,для одной культуры на свадьбе принятой нормой поведения считается тишина и уединение, а в еврейской, русской и другихкультурах это событие сопровождается громкой музыкой, танцами и всеобщим весельем.
В-четвертых, поведение людей определяется также количеством отведенного на коммуникацию времени и частью суток, в которой происходит коммуникация. При нехватке времени люди, как правило, стремятся закончить разговор и завершить контакт, чтобы сделать что-то еще важное и необходимое. Каждый случай общения происходит в какое-то время суток, что и сказывается на его характере. Для того чтобы понять этот фактор, достаточно предположить свою собственную реакцию на телефонный звонок в 2 часа дня и в 2 часа ночи.

 

Межкультурная коммуникация

Так же как отдельный человек не может существовать изолированно от других людей, так и ни одна культура не способна функционировать в абсолютной изоляции от культурных достижений других народов. В процессе своей жизнедеятельности они вынуждены постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур.В настоящее время сложилась такая ситуация, когда любой народ открыт для восприятия чужого культурного опыта и одновременно сам готов делиться с другими народами продуктами собственной культуры. Это обращение к культурам других народов получило название «взаимодействие культур» или «межкультурная коммуникация».В современных условиях развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Кроме того, происходящие социальные, политические и экономические изменения в мировом масштабе привели к небывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают культурные барьеры, которые раньше их разделяли. Таким образом, формируются новые явления культуры.Можно говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) в том случае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как «чужое». Отношения являются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способам поведения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. При этом постоянно выявляются как характерные, так и незнакомые свойства, как привычное, так и новое в отношениях, представлениях и чувствах людей.

Понятие «межкультурная коммуникация» впервые было сформу­лировано в 1954 г. в работе американских ученых Д. Трейгера и Э. Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа». Под межкультурной коммуникацией здесь понималась идеальная цель, к которой должен стремиться человек в своем желании как можно лучше адаптироваться к окружающему миру.В результате многочисленных исследований были определены наиболее характерные черты межкультурной коммуникации. В частности, для межкультурной коммуникации необходима принадлежность отправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознание участниками коммуникации культурных отличий друг друга. По своей сущности межкультурная коммуникация – это всегда межперсональная коммуникация, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого и т.д.Коммуникация действительно является межкультурной, если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к каким-либо трудностям в общении. Данные трудности связаны с разницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку и, естественно, отличающихся в разных культурах. У представителей разных культур по-разному идет дешифровка полученных сообщений. Все это становится значимым только в процессе коммуникации и приводит к непониманию, трудности и невозможности общения.Наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системой правил, функционирующих таким образом, чтобы отосланные и полученные послания могли быть закодированы и раскодированы. На процесс интерпретации, помимо культурных различий, влияют возраст, пол, профессия, социальный статус участников общения.Таким образом, межкультурная коммуникация – это совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.

Межкультурная коммуникация может происходить на макро- и микроуровне.

На современном этапе развития, на нашей планете существуют огромные территории, которые структурно и органически объединены в одну социальную систему со своими культурными традициями. Например, можно говорить об американской, латиноамериканской, африканской, европейской, азиатской культуре и т.д. Чаще всего эти типы культуры выделяются по континентальному признаку, и в силу своей масштабности они называются макрокультурами. Между макрокультурами существуют глобальные различия, которые отражаются на их коммуникации друг с другом. В этом случае межкультурная коммуникация проходит вне зависимости от статуса ее участников, в горизонтальной плоскости.

 

Межкультурная коммуникация на макроуровне выступает в виде культурных связей – это существенный компонент общения между народами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, происходит взаимное обогащение разных культур.Культурные связи отличаются от политических гораздо большей самостоятельностью и независимостью от государства, при этом по­литические и культурные связи отнюдь не всегда совпадают. Так, Франция после революции 1789 г. находилась в политической изоляции и экономической блокаде, но это не мешало ей оставаться законодательницей европейской моды.В культурных связях могут принимать участие как большие, так и малые народы. Влияние крупного народа, нации или цивилизации несомненно масштабнее, чем влияние малых этнических групп, но они также оказывают культурное воздействие на соседей в своем регионе, вносят свой вклад в мировую культуру.С другой стороны, многие люди входят в состав тех или иных общественных групп, обладающих своими культурными особенностями. Со структурной точки зрения – это микрокультуры (субкультуры) в составе макрокультуры. Каждая микрокультура имеет одновременно сходство и различие со своей материнской культурой, что обеспечивает их представителям одинаковое восприятие мира. В то же время материнская культура отличается от микрокультуры разной этнической, религиозной принадлежностью, географическим расположением, экономическим состоянием, половозрастными характеристиками, семейным положением и социальным статусом их членов. Другими словами, субкультурами называются культуры разных социальных групп и слоев внутри одного общества. Поэтому связь между субкультурами протекает внутри этого общества и является вертикальной.

Можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации на микроуровне:

• межэтническая коммуникация – это общение между лицами, которые представляют разные народы (этнические группы). Общество состоит из различных по численности этнических групп, которые передают от поколения к поколению свое культурное наследие и благодаря этому сохраняют свою идентичность. Совместное существование в рамках одного общества приводит к взаимному общению этих этнических групп и обмену культурными достижениями;

• контркультурная коммуникация – происходит между предста­вителями материнской культуры и теми ее элементами и группами, которые не согласны с господствующими в ней ценностями и идеалами. Характерной особенностью этого уровня коммуникации является отказ контркультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своих собственных норм и правил;

• коммуникация среди социальных классов и групп – основывается на различиях между социальными группами и классами того или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникают в результате их происхождения, образования, профессии, социального статуса и выражаются в противоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на принадлежность людей к одной культуре, такие различия делят их на субкультуры и отражаются на коммуникации между ними;

• коммуникация между представителями различных демографических групп: религиозных (между католиками и протестантами), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяется их принадлежностью к той или иной группе и, следовательно, особенностями культуры этой группы;

• коммуникация между городскими и сельскими жителями – основывается на различиях в стиле и темпе жизни, общем уровне образования, разном типе межличностных отношений, разной «жизненной философии», которые напрямую влияют на процесс коммуникации между этими группами населения;

• региональная коммуникация – возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться (например, жители одного американского штата могут испытывать значительные затруднения при общении с представителями другого штата);

• коммуникация в деловой культуре – возникает из-за того, что каждая организация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративной культурой, и при контакте представителей разных предприятий может возникнуть непонимание.

Таким образом, в настоящее время смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и особенно остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано внимание к вопросам межкультурной коммуникации.

 

Культурные нормы

Культурные нормы – это совокупность определенных правил, предписаний, стандартов, традиций, принятых в обществе. Известно, что в социуме интересы большинства ставятся выше каких-либо личных желаний. Нормы же задают стандарты того, как человек должен жить, какими принципами обладать, как строить коммуникации. Индивидуум, не принимающий основные предписания общества, не сможет успешно социализироваться.

Культурные нормы помогают человеку в построении коммуникаций, дают определенный вектор развития. Ограничивают ли они проявления индивидуальности? Это достаточно неоднозначный вопрос. Нормы культуры – это не свод жестко регламентированных правил. Каждый человек перерабатывает под себя общественные стандарты, вплетая их в общую структуру своего мировоззрения

Культурные нормы – это то, без чего невозможно представить гармоничное функционирование общества. Они существуют во всех группах, начиная от примитивных племен и заканчивая цивилизованными государствами. В то же время нормы культуры могут разительно отличаться. В каждой стране есть свой свод правил, на который должны ориентироваться люди. Однако имеются и общие стандарты, такие как запрет на убийство, воровство и так далее.

Культурные нормы выполняют определенные важные функции. Во-первых, они формируют человеческие отношения. То есть нормы – это своеобразные обязательства перед другими людьми. К примеру, в любом цивилизованном обществе запрещено убивать, воровать, выполнять действия, которые понесут за собой вред другому человеку.

Нормы культуры – это определенные ожидания от других людей. То есть пешеходы должны переходить дорогу по установленным правилам, профессионалы в своей деятельности должны руководствоваться некоторыми принципами. Если отменить рассматриваемые предписания, в мире наступит хаос и разруха.

Нормы определяют образец идеального поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Они регулируют посредством наказаний отклоняющееся поведение. Чем древнее цивилизация, тем более сложны и многообразны ее правила.

Нормы можно классифицировать по строгости принципов их выполнения. К примеру, за нарушением некоторых предписаний общества может последовать лишение свободы и даже смертная казнь. Подобные нормы закреплены в уголовном кодексе. За некоторыми нарушениями предписанных правил может последовать более мягкое наказание, к примеру, недоброжелательная ухмылка, непринятие человека в компании.

Нормы можно классифицировать и по иному признаку – сфере применения. К примеру, в каждой небольшой группе людей (семья, коллеги, спортивные команды) существуют некоторые правила, которые сплачивают индивидов и служат регулятором их поведения. Такие нормы называются групповыми привычками. Существуют правила и предписания, принятые в обществе в целом или обширных группах (к примеру, в государствах). Такие нормы называются общими правилами.

Многие правила и принципы, передающиеся из поколения в поколение, обеспечивают сохранение этноса. К примеру, это патриотизм, уважительное отношение к пожилым людям, женщинам и детям, семейные ценности.

Известно, что существуют различные культурные эпохи. Их множество, ведь в каждом государстве были свои правила, адекватные конкретному отрезку времени. Культурные нормы возникли фактически сразу после возникновения разумных людей. Требования к поведению и определенные предписания имелись даже в первобытном обществе. Со временем они усложнялись, их структура становилась более многообразной, но общие законы остались нерушимыми. Нормы во многом отвечают за сохранение человечества и предотвращение хаоса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...