Эффективность коммуникации и факторы, влияющие на нее
Эффективность коммуникации в значительной степени зависит от межличностного восприятия, иными словами, целостного восприятия внешнего облика, поведения другого человека. Оно должна быть адекватным, а должна быть искаженным из-за индивидуальных особенностей партнеров, навыков общения, умения определять намерения по вербальным и невербальным знаковым системам. Успешность коммуникации определяется прагматическим и социально-психологическим аспектом: - прагматический аспект связан с достижение поставленной цели; - социально-психологический аспект определяется удовлетворенностью от процесса общения (субъективное ощущение, связанное с чувством полноценности, стабильности личностных контактов, отсутствие скованности, напряженности, преград). Успех коммуникации является интегральной характеристикой коммуникативного поведения человека. Этот процесс регулируется как определенными социокультурными закономерностями, так и культурно установленными правилами, определяется внешними воздействиями и внутренним состоянием человека. Форма и процесс коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в коммуникации (полом, возрастом, семейным положением, а также профессиональной принадлежностью человека). В любой культуре поведение людей формируется культурными традициями общества, к примеру, азиатские женщины не смотрят в глаза мужчинам, особенно незнакомым, в западноевропейских культурах, напротив - требуется полный зрительный контакт. Важную роль играют индивидуальные характеристики, вступающих в общение: - общительность, связанная с типом темперамента͵ стремлением к контакту, легкостью и интенсивностью в общении;
- контактность, природная общительность, обеспечивается навыками общения, саморегуляцией; формируется на ранних стадиях развития ребенка в процессе инкультурации, выражается в способности изменять в случае крайне важно сти степень своей открытости и средства воздействия на партнера; - коммуникативная совместимость - готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную обстановку взаимной удовлетворенности общением; - адаптивность – готовность к пересмотру привычных представлений и решений, способность реагировать на меняющиеся обстоятельства, выражается в умении сохранять настойчивость, уверенность в себе и своих принципах (отличие от конформизма); - самоконтроль – самоанализ в ситуации общения, соответствие социальным нормам, контроль эмоций, способность производить на партнера то впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ хотят произвести. Американцы демонстрируют большую степень самоконтроля (личностная идентичность), чем японцы или китайцы; - самосознание личности - интроспективное внимание к себе, к своим мыслям, чувствам (высокий уровень в культурах, ценящих исполнительность, мотивацию достижения, характерен для японцев); - коммуникативное понимание – ориентация на определенный способ общения в разнообразных ситуациях, способность понять человека (внешне выглядит как парадокс: люди, склонные к самоизоляции, чувствуют собеседника вернее, чем социально уверенные яркие личности); - стиль общения - как способ передачи информации в процессе общения, от него зависит интерпретация содержания сообщения, его понимание, выбор стиля общения зависит от норм и ценностей культуры, в которой происходит коммуникация, и от личного опыта общения человека; - локус контроля - глубоко личностная характеристика индивида, показывающая, насколько человек воспринимает себя ответственным за все, что происходит с ним. В случае если человек считает себя ответственным за все позитивные или негативные последствия своего поведения, то определяем его локус как внутренний или интернальный, в случае если он считает, что все зависит от внешних причин, то речь идет о экстернальном локусе контроля. Локус контроля зависит от культурной принадлежности человека: в коллективистских культурах вырабатывается, как правило, внешний локус контроля, индивидуалистским культурам свойственен внутренний локус контроля.
Помимо личностных факторов влияние на коммуникацию оказывают ситуационные факторы, т.к. общение происходит в каждом случае в специфической обстановке, в конкретной социокультурной среде, определяющей то, какое поведение допустимо, а какое - нет. Место коммуникации предписывает нам свои правила поведения (церковь, ресторан, офис, аудитория). Число людей, вступающих в коммуникацию, их положение, обстоятельства, время также определяют характер коммуникации. В коммуникативном акте каждый подвергается влиянию тех обстоятельств или ситуации, в которую нас ставит партнер по общению. Учитывая зависимость откоммуникационной роли от нас ожидают того или иного типа или модели поведения. В любой культуре одно из самых важных мест занимает гендерный фактор или половая принадлежность человека. Считается, что в индивидуалистских культурах более значимыми являются ролевые отношения между мужем и женой, ᴛ.ᴇ. горизонтальные связи. Все другие роли коррелируются с ними: начальник- подчиненный, учитель- ученик и т.д. В коллективистских культурах важнее вертикальные связи, возникающие между родителями и детьми, все прочие выстраиваются по этому образцу. Китайский философ Кун-цзы, известный нам как Конфуций, считал, что вертикальная иерархия нужна для соблюдения порядка. Контекст коммуникации позволяет рассматривать поведение человека в определенных рамках, в которых поведение его имеет однозначный смысл. При этом решаются две задачи: - для наблюдателя контекст объясняет, что происходит между людьми, кто играет какую роль; - для участников контекст дает возможность сформировать собственное отношение к происходящему, выбрать наиболее оптимальный способ поведения.
Существует несколько классификаций стандартных социальных ситуаций: · исходя из вовлеченности человека - социально-ролевой тип или кратковременное общение, деловой или интимно-личностный; · исходя из способа организации межличностного общения – ритуалы, времяпрепровождение, совместная деятельность, игры, близость, замкнутость. Большинство социальных действий, в которые мы вступаем, отлажены и предсказуемы, представляют из себястандартную последовательность действий в конкретной культурной среде. В ситуации межкультурной коммуникации самая стандартная ситуация может превратиться в неизвестную, привести к непониманию и даже к конфликту между коммуникантами. Культурными антропологами давно замечено, что одним их существенных различий культур является степень жесткости принятых норм, из них наиболее всего действуют две нормы: правосудие и взаимность. Выделяется еще один фактор – лицо, это публичный образ, которым каждый член общества заявляет о себе. В коллективистских культурах лицо определяется конкретной ситуацией и контекстом сообщения. В индивидуалистских обществах лицо обычно выражает внутреннее ʼʼ Яʼʼ человека, защита своего лица связана с защитой своей автономии. Это находит отражение в языке: показательно обозначение личного местоимения I, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в английском языке всегда пишется с большой буквы. В русской культуре выделение ʼʼ Я ʼʼ равносильно выпячиванию себя, мы выражаем почтение к человеку в форме обращения к нему на ʼʼВыʼʼ, с большой буквы, к нему, к другому, а не к себе. Именно в связи с этим рекламы, использующие кальки с европейских образцов типа ʼʼ я этого достойнаʼʼ, не находили адекватного восприятия у русского потребителя (теперь реклама использует иное обращение: ʼʼВы этого достойныʼʼ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|