Эмоциональный интеллект, основанный на самоосознанности
Тренировка внимания, которой занимаются дети в школе № 112, прекрасно сочетается с остальными элементами Программы по формированию внутренней устойчивости, представляющей собой модель успешной практики движения за социальное и эмоциональное научение. Я стал соучредителем “Общества академического, социального и эмоционального научения” – группы, которая сумела распространить эти программы в тысячах школ по всему миру, – и одновременно работал над книгой “Эмоциональный интеллект”. Я воспринимал уроки по эмоциональному интеллекту (то есть по самоосознанию, самообладанию, эмпатии и социальным навыкам) как синергическую составляющую стандартных академических курсов. Сейчас я понимаю, что основы тренировки внимания – это следующий шаг, низкотехнологичный метод стимуляции нейронных сетей, лежащих в основании эмоционального интеллекта. Линда Лантьери говорит мне: “Я годами занимаюсь СЭН. Когда я добавила элемент осознанности, то заметила резкое улучшение способности быстро успокаиваться и большую готовность к учебе. Это происходит в более раннем возрасте и на более раннем этапе учебного года”. Судя по всему, между СЭН и самоосознанностью как способом тренировки внимания существует естественная синергия. Когда я разговаривал с Вайссбергом, он сказал мне, что организация только что исследовала влияние осознанности на программы СЭН. “Очевидно, когнитивный контроль и исполнительная функция играют важнейшую роль в развитии самоосознания и самообладания, а также повышения успеваемости”, – сказал Вайссберг. Целенаправленное, нисходящее внимание является ключом к самообладанию. Отделы мозга, отвечающие за эту исполнительную функцию, созревают ко второму классу (рост нейронных сетей продолжается вплоть до раннего взрослого возраста). Эти цепи управляют как “взбалмошной” обработкой эмоциональных моментов, так и “хладнокровным” обдумыванием более нейтральной информации, например, учебного материала[217]. В детстве эта схема удивительно пластична, и программы, подобные СЭН, судя по всему, могут ее укреплять.
В процессе одного исследования четырехлетние и шестилетние дети смогли обучиться навыкам внимания всего за пять игровых занятий, направленных на тренировку визуального наблюдения (нужно было угадать, где именно вынырнет утка, скользящая под поверхностью воды), слежения за мультипликационным персонажем среди различных отвлекающих факторов и торможения импульса (нажимать на клавишу в случае появления овцы из-за стога и не делать этого, если выглядывает волк)[218]. В итоге у них укрепились невральные подмости эмоциональных и когнитивных способностей. Мозг четырехлеток, прошедших эту быструю подготовку, напоминал мозг шестилеток, а шестилетки после занятий были близки к уровню исполнительной функции нервной системы, присущей взрослым. И хотя процесс созревания отделов мозга, отвечающих за исполнительное внимание, контролируется на генном уровне, гены в свою очередь регулируются опытом, а подобная тренировка, судя по всему, усиливает их активность. Система, стоящая за всем этим (и проходящая между цингулярной и префронтальной областями), активируется как при эмоциональной, так и когнитивной разновидности регуляции внимания и управляет эмоциональным импульсом, а также некоторыми аспектами IQ, например, невербальными рассуждениями и плавным мышлением. Старая психологическая дихотомия между “когнитивными” и “некогнитивными” способностями могла бы отделить академические навыки от социальных и эмоциональных. Однако, с учетом того, что одни и те же нейронные основы исполнительного контроля обеспечивающие и академические, и социальные/эмоциональные навыки, подобное разделение кажется таким же устаревшим, как картезианское разделение между разумом и телом. Мозг устроен так, что эти навыки очень тесно взаимодействуют и не являются полностью независимыми. Дети, которые не способны быть внимательными на занятии, не могут нормально учиться, а также плохо владеют собой.
“Когда у вас есть такие элементы, как регулярный тихий час, – говорит Лантьери, – и тихий уголок, где дети могут успокоиться, а вдобавок к этому осознанность, вы, с одной стороны, развиваете спокойствие и самообладание, а с другой – улучшаете фокус и способность его удерживать. Тем самым вы меняете их психологию и самоосознание”. Обучая детей навыкам, помогающим им успокоиться и сфокусироваться, “мы закладываем фундамент самоосознания и самообладания, на котором можно построить другие навыки СЭН, такие как активное слушание, осознание чувств и тому подобное”. По словам Лантьери, при запуске программы СЭН “мы надеялись, что дети будут использовать свои навыки СЭН, когда их «понесет», однако они, казалось, не могут на них переключиться. Теперь мы понимаем, что им прежде всего необходим более важный инструмент – когнитивный контроль, которому они учатся вместе с «товарищами по дыханию», а также в ходе тренировок на самоосознанность. Едва почувствовав на собственном опыте, каким именно образом это может им помочь, они обретают уверенность в том, что справятся с поставленной задачей. Некоторые дети используют этот принцип во время контрольных – они носят Biodot – небольшую пластмассовую кнопку, которая меняет цвет в зависимости от перепадов температуры тела (из-за прилива крови). Она подсказывает им, когда они начинают слишком сильно переживать по поводу контрольной. Если прибор дает соответствующий сигнал, они используют осознанность, чтобы успокоиться и сфокусироваться, а потом, когда ясность ума восстанавливается, возвращаются к контрольной. Дети понимают, что у них не получается решить задание не потому, что они глупы, а просто «когда я очень нервничаю, я не могу получить доступ к знаниям, которыми обладаю. Однако я умею фокусироваться и успокаиваться, и именно это я сейчас и сделаю». У них вырабатывается ощущение, что они умеют владеть собой и знают, какие именно действия могут помочь”.
Программа по формированию внутренней устойчивости работает в школах от Янгстауна, штат Огайо, до Энкореджа, штат Аляска. “Она наиболее эффективна, если ее комбинировать с программой СЭН, а во всех этих городах именно так и происходит”, – говорит Лантьери.
Сквозь неразбериху
Научная литература, повествующая о воздействии медитации, представляет собой набор плохих, хороших и выдающихся результатов применения всевозможных спорных методологий, посредственных разработок и исследований в самом классическом жанре. Поэтому я решил обратиться к дуайену созерцательной нейробиологии Ричарду Дэвидсону из Университета штата Висконсин с просьбой помочь мне разобраться во всем этом многообразии и вывести неоспоримые плюсы, которые приносит вниманию осознанная практика. Он тут же выделил два больших преимущества: “Самоосознанность укрепляет классическую сеть внимания в лобно-теменной системе мозга, которая отвечает за распределение внимания. Эта сеть играет ключевую роль в базовом перемещении внимания: отключение фокуса с одной вещи, его переключение на что-то другое и задержка на новом объекте”. Еще одно ключевое преимущество кроется в избирательном внимании, которое сдерживает отвлекающие факторы и позволяет нам сфокусироваться на важных вещах, не отвлекаясь на происходящее вокруг (например, удерживать свой фокус на значении этих слов вместо того, чтобы переключаться, скажем, на эту концевую сноску[219]). В этом и состоит суть когнитивного контроля. И хотя на настоящий момент существует всего несколько дельных исследований на предмет осознанности у детей, “в отношении взрослых уже накоплены солидные данные о нейронных сетях самосознанности и внимании”, полагает Марк Гринберг, профессор развития человека Университета штата Пенсильвания[220]. Гринберг, руководящий исследованиями самоосознанности у молодых людей, осторожен, но оптимистичен[221].
Одним из серьезных преимуществ для учеников является понимание происходящего. Блуждающий ум пробивает брешь в восприятии информации. Противоядие от блуждания ума – мета-осознание, то есть направленность внимания на само внимание, способность замечать, что вы не замечаете того, что следует замечать, и корректировка фокуса. Осознанность укрепляет эту важнейшую мышцу внимания[222]. Существует также очевидное для всех расслабляющее воздействие, покой, разливающийся по телу в ходе упражнения “товарищи по дыханию”. Этот физиологический эффект свидетельствует о снижении возбуждения в установочной точке сети блуждающего нерва, которая играет ключевую роль в поддержании спокойствия при стрессе и быстром выходе из подавленного состояния. Блуждающий нерв управляет целым рядом физиологических функций, в первую очередь сердцебиением, а тем самым и скоростью восстановления после стресса[223]. Повышенный тонус блуждающего нерва в результате осознанности и других медитаций ведет к большей гибкости на многих участках[224]. Люди лучше справляются со своим вниманием и эмоциями, что положительно сказывается на их способности налаживать положительные отношения и эффективно общаться с людьми. Помимо этих преимуществ, у медитирующих, которые практикуют самоосознанность, наблюдаются улучшения в области многих физиологических расстройств, от подергивания мышц до гипертензии и хронической боли. “Наиболее яркие эффекты осознанности носят биологический характер, что весьма удивительно в случае упражнений, направленных на развитие внимания”, – говорит Дэвидсон. Джон Кабат-Зинн разработал программу снижения стресса на основании самоосознанности. Благодаря такой программе по всему миру прокатилась волна интереса к этой теме. Программа применяется в тысячах больниц и клиник, а также в тюрьмах и на тренингах по развитию лидерских качеств. По словам Кабата-Зинна, “как правило, наши пациенты обращаются к этой программе потому, что страдают от стресса или боли. Однако смысл в том, чтобы обратить внимание на происходящее внутри, дабы увидеть, что именно нужно изменить в своей жизни. Люди по собственному желанию бросают курить или меняют режим питания, начинают сбрасывать вес, хотя мы, как правило, не призываем к этому напрямую”. Практически все виды медитации по сути перепрограммируют наши привычки в области внимания – прежде всего склонность к его блужданию[225]. Во время испытания трех видов медитации – концентрации, любящей доброты и открытого осознания – с помощью этих техник удавалось утихомирить области, ответственные за блуждание ума.
Тогда как игры предлагают один из многообещающих методов совершенствования когнитивных навыков, осознанность и подобные методы тренировки внимания представляют собой альтернативу или дополнение. Эти два подхода могут комбинироваться, как в случае игры на дыхание Tenacity. Когда я общался с Дэвидсоном, он сказал мне: “Мы берем лучшее, что можем почерпнуть из изучения медитации, и применяем в играх, дабы преимущества медитации распространялись как можно шире. Наши исследования в области внимания и успокоения ума поставляют идеи разработчикам игр”. И все же методы, подобные самоосознанности, представляют собой “органичный” путь научения навыкам фокусирования без риска того, что бесконечные часы, проведенные за игрой, приведут к утрате детьми навыков социального общения[226]. Более того, самоосознанность, судя по всему, стимулирует схему мозга, подталкивающую нас к более тесному взаимодействию с миром, а не к уходу от него[227]. Нам еще только предстоит узнать, может ли удачно разработанная игра сделать то же самое для социальной системы мозга[228]. Психиатр Дэниел Сигел из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе называет соединение, устанавливающее связь между сонастраиванием со своей сущностью и сонастраиванием с другими людьми, “резонансным контуром”, укрепляющимся в ходе практики самоосознанности[229]. Доктор Сигел полагает, что жизнь, изобилующая общением с другими людьми, обусловлена системой, отвечающей за осознанность и расположенной в префронтальных исполнительных центрах мозга, а те выполняют двойную задачу: они еще и выступают на передний план, когда мы сонастраиваемся с другими, обретая с ними взаимопонимание. Самоосознанность укрепляет связи между префронтальными исполнительными зонами и миндалиной, особенно те сети, которые умеют говорить “нет” импульсам, ведь это чрезвычайно важный жизненный навык (как мы разобрали в части II)[230]. Натренированная исполнительная функция увеличивает разрыв между импульсом и действием частично благодаря выстраиванию мета-осознания, способности не просто погружаться в пучину умственных процессов, а наблюдать за ними. Благодаря этому в нашем организме формируются ранее отсутствовавшие точки принятия решений, и вместо того, чтобы идти на поводу у опасных импульсов, мы научаемся их подавлять.
Осознанность в действии
Google – это цитадель высокого IQ. Я слышал, что ни один из кандидатов не допускается на собеседование, если по итогам теста не попадает в 1 % “топ-интеллектуалов”. Выступая несколько лет назад в Google на тему эмоционального интеллекта, я с удивлением обнаружил, что один из самых больших залов для совещаний в “Гуглплексе” заполнен до отказа, а моя речь транслируется на экранах в забитых битком кабинетах. Охвативший меня энтузиазм привел позднее к созданию в университете Google курса под названием “Ищи внутри себя” по основанному на осознанности эмоциональному интеллекту. Чтобы разработать этот курс, сотрудник Google № 107, Чейд-Менг Тан, объединил свои усилия с моей старой приятельницей Мирабаи Буш, основательницей “Центра созерцательного разума в обществе”, и создал практики, укрепляющие самоосознание. Для этого он использовал, среди прочего, метод медитации, состоящий в сканирования тела для сонастраивания со своими чувствами. Внутренний компас является серьезным подспорьем в Google, ведь многие бизнес-инновации появились там в результате политики компании по предоставлению сотрудникам одного свободного дня в неделю – для того, чтобы они могли развивать проекты, которые им по душе. Однако Менг имел более глобальное видение (чем и прославился) – он хотел вынести курс далеко за пределы Google и включить в свою целевую группу главным образом людей с лидерскими качествами[231]. Кроме того, существует недавно открытый “Институт осознанного лидерства”, расположенный в Миннеаполисе. Там проходили подготовку руководители Target, Cargill, Honeywell Aerospace и многих других компаний из разных уголков мира. Еще одной Меккой стал “Центр по снижению стресса на основании осознанности” в медицинской школе массачусетского университета в Ворчестере – там есть тренировочный центр для менеджеров. Миравал, эксклюзивный курорт в Аризоне, несколько лет подряд проводил семинар по самоосознанности для генеральных директоров компаний, приглашая в качестве лектора Джона Кабата-Зинна, чья работа в основанном им центре дала старт движению за осознанность. Программы по самоосознанности использовались столь разными коллективами, как, например, группа военных священников вооруженных сил США, Йельская юридическая школа, а также General Mills, где более трехсот менеджеров применяют методы осознанного лидерства. Какие изменения привнес этот курс? В биотехнологической фирме, где ввели программу Google “Ищи внутри себя”, по предварительным данным, благодаря осознанности укрепились и самоосознание, и эмпатия. Те, кто прошел подготовку, улучшили навыки в различных аспектах осознанности, включая способность наблюдать за тем, что они переживают в данный момент, описывать свои переживания и вести себя осмысленно, считает Филипп Голдин, психолог в Стэнфорде, оценивая результаты программы. “Участники курса признались, что лучше усваивают стратегии саморегуляции (такие как переключение внимания на менее удручающие аспекты проблемы) в тот самый момент, когда на их внимание совершается «бандитский налет», – добавил Голдин. – Они тренируют мышцу распределения внимания, чтобы научиться осознанно выбирать, на каком аспекте своего опыта им сконцентрироваться. Это и есть волевое перенаправление внимания, а слушатели курса смогут более оптимально использовать эти навыки, когда в этом есть острая необходимость… Мы также отметили укрепление эмпатической заботы о других и умения слушать, – сказал Голдин. – Первое – это отношение, а второе – это навык как таковой, мышца, но они оба жизненно необходимы на рабочем месте”. Руководитель одного из отделов в General Mills пришла на курс по осознанности, чтобы отдохнуть от постоянных перегрузок. В итоге она вернула в свою работу осознанность, попросив непосредственных подчиненных думать дважды, прежде чем приглашать ее на встречу. Цель этого тайм-аута заключается прежде всего в том, чтобы еще раз взвесить, так ли уж необходимо присутствие главы отдела на том или ином совещании. В результате вместо прежней беготни с одних переговоров на другие на протяжении всего рабочего дня у нее появились три часа в день для решения собственных первоочередных задач. Следующие вопросы составлены с целью задуматься об уровне собственной осознанности[232]: • Вам трудно запомнить сказанное только что собеседником? • Вы не помните свой утренний маршрут? • Вы не чувствуете вкуса еды? • Вы уделяете больше внимания своему iPod, чем человеку, который рядом с вами? • Вы читаете эту книгу по диагонали?
Чем больше вы дали утвердительных ответов, тем более вам свойственно отключаться, а не сонастраиваться. Самоосознанность дает нам больше возможностей в выборе фокуса. Неосознанность, выражающаяся в форме блуждания ума, видимо, главный фактор “расточительства” внимания на работе. Чтобы сфокусироваться на переживании здесь и сейчас (насущная задача, разговор, в котором мы в данный момент участвуем, поиск консенсуса на встрече), необходимо убавить громкость эгоцентричного “жужжания” ума, которое никак не относится к тому, что мы делаем в настоящий момент[233]. Осознанность развивает нашу способность наблюдать за каждым моментом жизни спокойно и непредвзято. Мы тренируемся отпускать любые мысли на волю и “широко распахиваем” фокус, готовые принять все, что приходит на ум, и при этом не потеряться в потоке мыслей о чем-то конкретном. Подобная тренировка учит нас видеть более широкую картину, чтобы в те рабочие моменты, когда нужно обратить внимание на одну вещь и отключиться от мыслей о другой, мы смогли сделать это без труда. Тренировка осознанности понижает активность в “я” – системе, расположенной в медиальной префронтальной коре, а чем меньше внутренних диалогов, тем ярче мы проживаем настоящий момент[234]. Чем дольше люди тренируют осознанность, тем лучше их мозг научается разъединять эти два вида самоосознания и активировать системы, ответственные за присутствие “здесь и сейчас”, отключать болтовню ума “о себе любимом”[235], чтобы справиться с насущной задачей. Укрепление исполнительного контроля особенно помогает тем, для кого каждая неудача, обида или разочарование выливается в поток бесконечных переживаний. Осознанность меняет наше отношение к случившемуся, прерывая поток мыслей о нем, иначе есть риск погрязнуть в жалости к самому себе. Дабы не позволить такому потоку унести нас в неизвестном направлении, мы можем нажать на паузу и понять, что это просто мысли, а затем осознанно решить, стоит ли претворять их в действие. Коротко говоря, практика осознанности укрепляет фокус, а в первую очередь исполнительный контроль, объем рабочей памяти и способность удерживать внимание. Причем некоторые из этих плюсов могут проявиться всего через четыре дня после начала занятий, длящихся по двадцать минут (хотя чем больше тренировок, тем устойчивее эффект)[236]. Есть и такой феномен, как “многозадачность” – враг эффективности. “Многозадачность” – это включение функций, загружающих рабочую память, а регулярное отвлечение от фокуса отнимает множество рабочего времени. Ведь на восстановление полного фокуса может уйти от десяти до пятнадцати минут. Когда специалисты-кадровики попытались тренировать осознанность, а потом проверять себя, моделируя обычную рабочую суету (назначение встреч для участников конференции, определение свободных переговорных комнат, составление программы совещаний и так далее, плюс телефонные звонки, СМС-сообщения и электронные письма об актуальном положении дел), оказалось, что такая тренировка существенно улучшила их концентрацию. Более того, теперь они могли дольше работать над задачей и лучше справляться с ней.[237] Однажды на встрече в офисе компании More Than Sound (продюсерская компания одного из моих сыновей) наш фокус то и дело отклонялся от темы: несколько разговоров происходило одновременно, некоторые тайком проверяли электронную почту. Подобный распад взаимного фокуса был знаком мне по сотням других встреч и свидетельствовал о том, что эффективность групповой работы подорвана. И вдруг кто-то сказал: “Настало время для осознанности”, встал и ударил в небольшой гонг. Мы все сидели несколько минут в тишине, пока снова не прозвучал гонг, а потом возобновили нашу встречу, будто обретя второе дыхание. Это было удивительным переживанием – для меня, но не для More Than Sound, чья команда регулярно собирается, чтобы по сигналу гонга провести несколько минут за тренировкой осознанности. Они говорят, что групповая пауза проветривает мозги и возвращает хороший фокус. Да, эта маленькая фирма, безусловно, ценит осознанность: заехав к ним однажды, я узнал, что они выпустили “Осознанность на работе” – аудиоинструкцию Мирабаи Буш, женщины, представившей концепцию осознанности компании Google.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|