Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ влияния доходов от ВЭД на экономическое положение страны




Оптимизация структуры доходов федерального бюджета – это оптимальное соотношение внутренних и внешних, налоговых и неналоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета, установление эффективной ставки и доли их отчислений, где критерием оптимальности служат максимизация доходов от внутреннего реального сектора экономики и справедливых прямых налоговых отчислений.

Исходя из определения и складывающейся ситуации на внутреннем финансовом рынке России, совершенствование мер налогового регулирования является одной из основных задач, решение которой направлено на оптимизацию структуры доходов федерального бюджета России и как мера поддержки экспорта промышленной продукции.

Одной же из основных задач внешнеэкономической политики должно быть увеличение доходов от внешнеэкономической деятельности за счет повышений качества ведения политики, с учетом выявленных правительством недостатков.

Доля внешнеэкономических доходов в составе доходов федерального бюджета по итогам 2011 г. составила 41%, при этом 97,7% доходов ВЭД составляют таможенные пошлины. Из них 79,6% приходится на вывозные (экспортные) таможенные пошлины и лишь 18,12% на ввозные (импортные) таможенные пошлины, как указано на Рисунке 1.

Рисунок 2 Структура доходов от внешнеэкономической деятельности РФ в 2011г.

(% от общей суммы)[8], источник [http://www.minfin.ru]

Это объясняется стабилизацией денежных средств, получаемых федеральным бюджетом по статье «Вывозные таможенные пошлины» и прежде всего «Вывозные таможенные пошлины на сырую нефть», «Вывозные таможенные пошлины на товары из нефти», а также «Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента», по которым в доход федерального бюджета в 2008 г. поступило 2 695,3 млрд. руб., а в 2011 г. 2604,3 млрд. руб., различающиеся между собой на 3,4%, что практически укладывается в точность прогнозных расчетов. Так в РФ ощутимые пошлины при экспорте товаров за территорию страны накладываются только на углеводороды и продукцию из углеводородов.

Данная ситуация доказывает необходимость изменения структуры доходов федерального бюджета в целом, от внешнеэкономической деятельности в частности, учитывая специфику вывозных и ввозных пошлин в РФ. Имеется в виду нагрузка на сырьевой сектор экономики как наиболее приносящий доход.

Отсюда тарифно-таможенная политика является одним из основных инструментов решения внутренних задач – перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности[9].

Динамика доходов от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2012–2014 г. планируется на уровне[10]:

· в 2012 году в размере 3569,4 млрд. руб;

· в 2013 году в размере 3533,4 млрд. руб;

· в 2014 г. в размере 3811,6 млрд. руб.

Доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую:

· на 2012 г. прогнозируются в объеме 2 088,7 млрд. руб., что на 5,1% меньше по сравнению с предыдущим годом,

· на 2013 г. – 2 034,6 млрд. руб. (на 2,6 % меньше)

· на 2014 г. – 2 191,1 млрд. руб. (прирост на 7,7 %).

Суммы вывозной таможенной пошлины на сырую нефть в проекте федерального бюджета на 2012-2014 годы рассчитаны исходя из средневзвешенной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с учетом снижения предельного коэффициента при расчете ставки пошлины на нефть с 65 % до 60 %.

Поскольку доля вывозных (экспортных) таможенных пошлин преобладает в составе доходов от внешнеэкономической деятельности и наибольшие поступления в доходы федерального бюджета Российской Федерации идут от налогов, сборов, регулярного пользования природными ресурсами и таможенных пошлин с сырьевого экспорта, то в первую очередь рассмотрим структуру экспортируемых товаров, затем перейдем к импорту (Рисунок 3).

Рисунок 3 Структура экспорта РФ в 2011 г.[11], источник [http://www.minfin.ru]

Нефтегазовая доля в экспорте страны в 2011 г. составила 232 млрд. долл. Из-за высоких цен на нефть рентабельность добычи и продажи углеводородного сырья по-прежнему оставалась и остаётся высокой. Подтверждением тому служат данные за 2010 и 2009 г.

В 2010 г. экспорт товаров увеличился на 31,8% по сравнению с уровнем 2009 г. Основной вклад в рост стоимостных объемов экспорта внес рост мировых цен на сырье.

В России основные направления экспорта: углеводородное сырье, нефтепродукты, металлургическая продукция, в большей степени товары с низкой долей обработки, что подтверждают статистические данные Федеральной службы государственной статистики.

Основные статьи экспорта России[12]:

минеральное сырье – 68,8%, металлы, драгоценные камни – 13%,

продукция химической промышленности, каучук – 6,3%,

машины, оборудование – 5,7%, древесина – 2,5%, продовольственные товары – 2,3%.

Очевидно, что любая страна не может развивать экономику без нефти. В РФ ее достаточно чтобы развиваться самим и экспортировать, но происходит почему-то экспорт без достаточного собственного развития. Ситуация осложняется еще и тем, что для нашей страны в последние годы характерна тенденция роста импорта товаров с высокой степенью обработки, что еще больше загоняет внутреннюю экономику в тупик.

Согласно данным ФТС РФ рост импорта снизился в пик кризисных цен на нефть осенью 2008 г., но потом снова начал набирать обороты, что видно из поступлений в федеральный бюджет 2011 г., когда профицит бюджета был составлен исключительно за счет высоких цен на нефть. Для России такая тенденция опасна, так как останавливается не только развитие, нормальное импортозамещение, но и приток капитала в неконкурентоспособные отрасли.

Поэтому необходимыми мерами в данной ситуации служат создание благоприятных условий для импортозамещения и пересмотр структуры экспорта. Решение этих проблем возможно при совершенствовании механизма тарифной эскалации, то есть повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Так при повышении ставки тарифа по мере роста добавленной стоимости продукта повышается уровень защиты производителей продукции с высокой степенью обработки от внешней конкуренции. Таможенное обложение сырьевой продукции минимально, поэтому развитые страны, производящие и экспортирующие в основном высокотехнологичную продукцию одновременно получают 2 экономических выгоды:

1. защита собственного высокотехнологичного производство за счет установления высоких таможенных пошлин на ввоз продукции с высокой степенью обработки,

2. покупка сырьевого продукта с низкими таможенными ввозными пошлинами.

Из данного сырья создается высокотехнологичная продукция, которая идет на внутренний и внешний рынок. Тем самым круг замыкается. Так развивающиеся страны не имеют возможности выйти на их рынок, и их технологическая отсталость с каждым годом растет, так как невозможность выйти на внешние рынки консервирует производство и развитие, оставляя страну на том же уровне экспортирования сырьевых ресурсов.

Одной из возможностей развития технологичного производства правительство РФ предполагает создание союза государств, торговля между которыми возможна на льготных или особых условиях. В данном случае таким союзом для России изначально послужил Таможенный Союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Импорт товаров РФ в 2010 г. был на 29,6% выше значения 2009 г. Рост был обусловлен увеличением реальных располагаемых доходов населения и увеличением инвестиционной активности, а также реальным укреплением рубля.

Динамика доходов от уплаты ввозных таможенных пошлин в 2012–2014 г. прогнозируется правительством в следующих объемах: в 2012 г. поступления планируются в размере 803,9 млрд. руб., в 2013 г. в размере 911,8 млрд. руб., в 2014 г. в размере 1 033,4 млрд. руб[13].

В связи с тем, что с 1 сентября 2010 г. вступило в силу Соглашения об установлении и применении в Таможенном Союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в составе доходов от внешнеэкономической деятельности, то поступление ввозных таможенных пошлин, уплаченных на территории стран таможенного союза, планируется распределять между странами-участниками.

Отсюда в бюджет Российской Федерации ввозные таможенные пошлины должны отчисляться по нормативу распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации – 87,97 %.

Основные составляющие импорта России за рубеж[14]:

машины, оборудование, транспортные средства – 44,5%,

продукция химической промышленности – 16,3%,

продовольственные товары и сельхоз сырье (кроме текстильного) – 15,9%,

текстиль, текстильные изделия, обувь – 7,6%, металлы и изделия из них – 6,2%.

В совокупности первые две составляющие импорта дают 60,8%. Россия, богатая на энергоресурсы импортирует высокотехнологичную, а также сельскохозяйственную продукцию.

Таблица 2 Доля доходов ВЭД в доходной части бюджета РФ, 2007-2011 г., тыс. руб.[15], источник [рассчитано на основе данных http://www.roskazna.ru/federalnogo-byudzheta-rf/yi/].

           
Доходы бюджета РФ 7781119783,74 9275931310,09 7337750521,63 8305414366,75 11367652622,66
Доходы бюджета РФ от ВЭД 2408326884,87 3584946291,45 2683298520,12 3227703346,96 4664731177,23
% доходов от ВЭД в общ.доходе 30,95 38,65 36,57 38,86 41,04

 

Как видно из таблицы, доходы от ВЭД составляют в последние годы порядка 40% всей доходной части бюджета РФ, что и определяет их важность для экономики страны.

Только в 2009 г. наблюдается снижение доли ВЭД в бюджете, в связи с тем, что финансовый кризис значительно усложнил не только экономические отношения внутри страны, но также повысил валютные риски, и как следствие ухудшил внешнюю торговлю.

На протяжении всего периода значение ВЭД для экономики страны увеличивается пропорционально росту доли ВЭД в бюджете.

Рисунок 3 Структура доходов федерального бюджета[16], 1.01-1.11.2012 г., %, источник [http://info.minfin.ru/fbdohod.php].

 

На графике видно, что доходы от ВЭД в бюджете РФ за первые 10 месяцев 2012 г. составили более 38% - порядка 4 млрд. руб., тогда как доходы от всех налогов – 5,6 млрд. руб. Это еще раз подтверждает значимость ВЭД для экономики страны.

На всех исторических этапах России внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.

Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономические связи оказывают воздействие на внутрихозяйственные пропорции, размещение и развитие производительных сил. Реформирование международной деятельности призвано помочь преодолеть многие проблемы не только внешние, но и внутренние. Необходимо поднимать экономику страны, повышать таким образом конкурентоспособность на мировом рынке, увеличивать различные зависящие от этого показатели, совершенствовать законы, т.к. РФ, к сожалению, стоит на низком уровне развития экономики в целом, поддерживая имеющиеся внешнеторговые связи в основном за счет экспорта энергоресурсов.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...