Вера в пророков Всевышнего.
Как мы сказали, Всевышний Аллах дал людям книги. Но через кого? Люди, которым ниспосылались эти книги, называются пророками (мир им). Как говорил пророк Мухаммад (ﷺ), в истории человечества было всего 124 тысячи пророков! Да, Аллах никогда не оставлял людей одинокими. Время от времени Он отправлял им своих послов – пророков. В каком бы уголке этого мира ни жили люди, к ним когда-то приходил пророк и объяснял им существование, единственность Аллаха, необходимость поклонения Ему, и то, что в конечном счёте мы все вернёмся к Нему. Но мы знаем только о некоторых из этих пророков (мир им). Например, в Коране упомянуты имена 25 пророков: Адам, Нух, Салих, Худ, Салих, Идрис, Ибрахим, Лут и другие, мир им. Все эти пророки принесли одну истину – истину единобожия. Мусульманин обязан верить во всех пророков (мир им). Никогда он не может сказать, например: «Я не верю в Моисея». Сказавший это выходит из ислама. Если человек не считает какого-то пророка пророком, значит, он отрицает слова Всевышнего Аллаха. Ведь тот же пророк Моисей (мир ему) упомянут во многих аятах Корана. Кто-то спросит: если все пророки объясняли одно и то же, почему мы должны следовать именно за Мухаммадом (ﷺ)? Ответим на примере пророка Иисуса (мир ему). Христиане сегодня утверждают, что они являются последователями этого пророка, но на самом деле это не так. Пророк Иисус (мир ему) не призывал людей к поклонению ему. А христиане поклоняются именно ему и совершают самый большой грех – ширк! Сказано в Коране: «Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Говорил ли ты людям: “Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Аллахом”?». Он сказал:«Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты – Ведающий сокровенное. Я не говорил им ничего, кроме того, что Ты мне велел: “Поклоняйтесь Аллаху, моему Господу и вашему Господу”...». (Сура «Трапеза», аяты 116-117). Да, христиане исказили свою религию до неузнаваемости. А заповеди Иисуса (мир ему) не сохранились в том виде, в каком вещал он сам. Поэтому Аллах и отправил нам нового пророка – Мухаммада (ﷺ), слова которого вернули все истины Иисуса, принесённые им людям. Следование за Мухаммадом (ﷺ) сегодня – это единственный путь спасения. Те же, кто последует за каким-то другим человеком, сильно разочаруется в Судный день, но в этот день не помогут стенания и оправдания. Об этом Аллах сказал в Коране: «В тот день беззаконник станет кусать свои руки и скажет: «Лучше бы я последовал путём посланника! О горе мне! Лучше бы я не брал такого-то себе в друзья!». (Сура «Различение», аяты 27-28).
О, люди! Не следуйте за теми уводящими с пути Аллаха, о которых сказано в этом аяте! В страшный день Суда люди будут собраны со своими кумирами – фараонами, Буддой, римскими папами, Ленином, Сталином, Гитлером, Саи-бабой и прочими на площадь Махшар. Спасутся лишь те, кто следовал за пророком, отправленным к ним в ту эпоху, когда они жили. В наше время многие говорят, что между религиями и пророками нет разницы, что все они учат добру, и у каждого свой путь к Богу. В ответ мы скажем: да, путей, конечно, много, и об этом говорил сам пророк Мухаммад (ﷺ). Но все ли эти пути приведут в рай Аллаха? Нет! Если бы кто-то из предыдущих пророков застал Мухаммада (ﷺ), то он непременно последовал бы за ним. Как сказал пророк (ﷺ) в одном хадисе: «Если бы Моисей был жив и застал меня, ему не осталось бы ничего, как последовать за мной». Всевышний Аллах говорит в Коране: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь». (Сура «Скот», аят 153). Такимобразом, религия ислам – это прямой путь Аллаха, и Он заповедовал нам следовать по этому пути и не уклоняться с него.
Вера в Судный день. Мы уже говорили о том, что Аллах соберёт людей в Судный день. Если кто-то утверждает, что верит в Аллаха, то он должен верить и в Судный день. Судный день – это воскрешение Всевышним людей и сбор их на площадь Махшар. В тот день Аллах возьмёт спрос со всех людей: «Почему ты сделал это? Почему совершил этот грех? Почему не подчинился Мне? Почему не совершал молитв? Почему не постился? Почему не выплачивал закят?» и так далее. Так мы будем отвечать на вопросы Всевышнего. Человек, утверждающий, что он верит в Аллаха, но не верит в Судный день, не имеет полной веры, так как отрицает один из её столпов. А столпы веры – это как фундамент дома: если выдернуть одну из его колонн, дом рухнет. Так же и с иманом (верой) – если человек не признаёт один из его столпов, он рухнет. Действительно, как можно верить в Аллаха и при этом не верить в Судный день? Или вы думаете, что Аллах не может воскресить того, кто умер и разложился? Посмотрите вокруг: весной всё оживает заново. Как сказано в Коране: «Аллах – Тот, Кто посылает ветры, которые поднимают облака. Потом Мы гоним их в вымершие страны и оживляем ею (дождевою водой) землю после её смерти. Таким же образом произойдет воскрешение». (Сура «Ангелы», аят 9). Семя, брошенное на землю, произрастает по воле Аллаха и даёт множество себе подобных семян. Разве не может Аллах точно также воскресить людей? Конечно же, может. Об этом Он говорит следующее: «Он – Тот, Кто создает творения в первый раз, а затем воссоздает их, и сделать это для Него еще легче. Ему принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он – Могущественный, Мудрый». (Сура «Румы», аят 27). Когда-то в этом мире не было ничего – ни одной клетки, ни даже атома. Потом Аллах создал всё живое, в том числе и человека. Если Он создал его в первый раз, разве не в Его силах собрать разлетевшиеся молекулы человека заново? Поистине, это для Него легко! 6) Вера в предопределение [9].
Человек, отрицающий ка́дар, то есть предопределение, не может быть мусульманином. Предопределение – это судьба, уготованная Всевышним для всего сущего. О необходимости веры в предопределение сказано много и в Коране, и в Сунне. Например, Аллах говорит: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению». (Сура «Месяц», аят 49). Также: «Веление Аллаха является решением предопределенным» (Сура «Сонмы», аят 38). Ещё в одном аяте сказано: «Любое несчастье постигает только по воле Аллаха. Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает обо всякой вещи». (Сура «Взаимное обманывание», аят 11). Однажды Абдулле, сыну Омара ибн Аль-Хаттаба, рассказали о некоторых людях, которые не веруют в предопределение. Оказывается, эти люди усердно изучали Коран, стремясь к знаниям, но отрицали божий промысел. И Абдулла ибн Омар сказал про них: «Если встретишь их, скажи, что я клянусь: даже если они израсходуют золото с гору Ухуд, то и это не будет принято у них, пока они не уверуют в кадар!». Вера в предопределение включает в себя несколько принципов. Во-первых, знания Аллаха объемлют всё. Нет ничего, чего бы не знал Аллах. Он знает обо всём во всех деталях и Он записал всё это в определённом месте, называемом «Хранимой срижалью» («Ляух аль-махфуз»). Например, то, что я сейчас пишу, и то, что вы это читаете – всё это было давно записано в этом вселенском «компьютере». То, что вы кушали вчера, то, что случится завтра – всё это записано там, и всё это давно известно Аллаху. Во-вторых, всё, что происходит, происходит лишь по воле Аллаха. Не случается ничего, на что Аллах не дал Своего согласия. Не падает ни один листочек с дерева без Его ведома и повеления. Поэтому сказано в Коране: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании (то есть, Хранимой скрижали), воистину, это для Аллаха легко». (Сура«Хаж», аят 70). Поэтому мы не имеем права говорить: «Случилось то, чего не хотел Аллах!» (да убережёт нас Всевышний от этого!). Кого бы не убили, кто бы ни умер, что бы ни было украдено – всё это по воле Аллаха и Его велению.
В-третьих, нельзя бездействовать и приводить в своё оправдавние веру в предопределение. Те, кто поступают таким образом, понимают ислам неправильно. Например, если я творю какое-то зло, то отговорка «такова уж моя судьба!» абсолютно неуместна. Так Сатана сбивает некоторых людей. Мы ведь не знаем, что у нас написано на роду, значит, должны стараться совершать благие дела, улучшать своё положение. Предопределение – это тайна Всевышнего, и не следует чрезмерно копаться в этой тайне. (Посланник Аллаха (ﷺ) строго предостерёг нас от этого). На нас возложено то, чтобы мы старались, а результат даёт сам Аллах. Да, Всевышнему Аллаху известно всё, и всё уже записано. Но это не говорит о принуждении человека к чему-то. Рассказывается такая история о праведном халифе Омаре ибн Аль-Хаттабе. Однажды к нему привели вора, и он приказал отрубить ему руку. Пытаясь оправдаться, вор взмолился: «О, повелитель правоверных! Ведь я сделал это по предопределению Аллаха!..». Омар ответил ему: «Ты украл по предопределению, я тоже отрублю тебе руку по предопределению!». В этой истории есть поучительный урок для тех, кто умеет размышлять. Если Всевышний Аллах приказал что-то, мы должны исполнять это, не ища отговорок. Так, мы должны совершать намаз, поститься, делать добро, отдаляться от дурного. А предопределение – это тайна Аллаха. Учёный по имени Ибн Мунаббих сказал: «Каждый раз, когда я размышлял над предопределением, я заходил в тупик. Потом пришёл к выводу, что говорящий о нём больше понимает меньше, а говорящий меньше понимает больше...». Таким образом, мы прошли шесть столпов имана. Первый – это вера в Аллаха, второй – вера в Его ангелов, третий – вера в Его книги, четвёртый – в Его пророков (мир им), пятый – вера в Судный день и шестой – вера в предопределение, то есть судьбу. Все эти шесть столпов мы должны знать наизусть и не отрицать ни один из них. Конец четвёртого урока. Урок № 5 Ширк – самый великий грех в исламе! На этом уроке мы узна́ем про самый великий грех. Многие люди даже не подозревают, какой грех страшнее у Всевышнего. Когда у них спрашиваешь: «Что есть, по-твоему, самый большой грех в исламе?», они называют совсем другие вещи. Такие как, например, убийство, прелюбодеяние, алкоголизм и другое. Но это всё неправильно. Когда спрашиваешь: «Что страшнее – оставление намаза или алкоголизм?», 95 % людей, наверное, ответят: «Конечно же, алкоголизм!». Но на самом деле оставление намаза страшнее алкоголизма в разы! Возможно, то, что я скажу, покажется кому-то странным, но алкоголик, совершающий намаз, ближе к Аллаху трезвенника, несовершающего намаз. Потому что такой алкоголик исполняет первое предписание, возложенное Всевышним на человека. Так многие люди находятся в неведении о том, что важнее или страшнее с точки зрения ислама.
Итак, что есть самый страшный грех? Самый страшный грех в Исламе – это уравнивание кого-то или чего-то со Всевышним. То есть, поклонение кому-то или чему-то кроме Аллаха. Как мы уже говорили, в этом мире есть много людей, которые поклоняются разным богам: животным, камням, деревьям и т. д. Такая замена Всевышнего Аллаха другим богом называется «ширк»ом[10]. В Коране об этом сказано следующее: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Сура «Женщины», аят 48). Как видно из этого аята, ширк – это самый страшный грех, который Аллах не прощает, и Он прощает грехи меньше этого, если пожелает. (Если Аллах простит – это Его милость, а если накажет – это Его справедливость. Мы же не проявляем недовольства Его решением). Значит, если кто-то умрёт на ширке, то есть придавая что-то или кого-то в сотоварищи Аллаху, тот никогда не попадёт в рай. Нельзя поклоняться никому, кроме Аллаха! Поэтому все пророки боялись совершить ширк. Обращаясь к Аллаху, они говорили: «Убереги нас от ширка и не сделай в нашем потомстве никого, кто бы придавал Тебе в сотоварищи идолов!». Например, в Коране сказано: «Вот сказал Ибрахим: “О мой Господь! Сделай это селение безопасным и убереги меня и моих детей от поклонения идолам!”». (Сура «Ибрахим», аят 35). Таким образом, человек, признавший Всевышнего Аллаха своим Господом, должен правильно понимать смысл слов «Ля иляха илляллах», принять их, и не приравнивать Аллаху никого, даже если он совершает другие, мелкие грехи. Как я сказал, человек, верующий в Аллаха, совершающий намаз, постящийся, выплачивающий закят, съездивший в хадж, лучше того, кто не признаёт Аллаха, даже если совершает какие-то грехи. А того, кто отвергает поклонение Аллаху и служит какому-то лжебогу (например, своему «я», или деньгам, или идолу), Всевышний не простит никогда. Вот почему мусульманин должен бояться ширка. Итак, ширк – это возвышение какого-то идола до уровня Господа. Подумайте, насколько глупо просить помощи у беспомощного создания, бояться его, думать, что оно может чем-то навредить или принести пользу, умертвить или воскресить! Ведь это значит, что человек ни во что не ставит самого Творца! Всевышний Аллах держит в Своих руках весь этот мир. Без Его повеления не отрывается ни один листочек с дерева. Только Он отправляет нам испытания и только Он спасает нас от бед. Если же Он решит что-то дать или отнять у нас, никто и ничто не отменит Его решения. Как я сказал на предыдущем уроке, всё происходит лишь по Его велению. Если это так, то как же можно приравнивать Всевышнему Аллаху кого-то, то есть совершать ширк? Пусть убережёт нас Аллах от этого. Наш пророк (ﷺ) сказал: «Кто умрёт, взывая к какому-то другому богу помимо Аллаха, попадёт в ад» (Сборники хадисов Бухари и Ахмада). В другом хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится: «Кто придёт к Аллаху, не придав Ему сотоварищей, попадёт в рай, а кто придёт к Нему, придав Ему сотоварищей, попадёт в огонь». В наши дни многие люди совершают ширк, сами не понимая этого. Например, они связывают какие-то явления не со Всевышним Аллахом, а с природой, бесами, домовыми, какими-то «чёрными силами» и так далее. Как мы сказали, в этом мире не происходит ничего без воли Всевышнего. То есть, ничего не постигает человека без того, чтобы это не допустил Аллах. Поэтому не нужно впадать в суеверие и бояться кого-то или чего-то кроме Аллаха. Обратим внимание на некотоые слова, которые можно встретить в газетах. К примеру, однажды я вычитал следующее: «Человек не может быть сильнее природы, как бы он ни старался. Если разгневить матушку-землю, она так и норовит обрушить на нас своё тяжкое испытание». Но подумаем немного, что есть «природа»? Если природа – это вода, деревья, травы и что-то другое, то все они – не более чем беспомощные создания Аллаха. Иногда человек слабее их, а иногда – сильнее. Так что настоящий мусульманин написал бы цитату выше вот так: «Человек не может быть сильнее Всевышнего Аллаха, как бы он ни старался». Именно Всевышнего Аллаха, а не природы! Нельзя ставить природу на один уровень с Аллахом. Когда спрашиваешь у некоторых людей: «Откуда произошёл человек?», они отвечают: «Его создала природа». Разве же природа – это разумный субъект, обладающий волей? Нет, природа – такое же создание, как и мы, люди. Что касается второго предложения цитаты, то мусульманин сказал бы так: «Если разгневить Всевышнего Аллаха, то Он может обрушить на нас тяжкое испытание». Так что не нужно бояться природы, «матушки-земли», а нужно страшиться лишь Всевышнего. Если человек боится кого-то помимо Аллаха, он совершает ширк[11]. Человека, боящегося природы, её «гнева», мы не можем назвать рабом Аллаха – скорее всего, он «раб природы». Такая же картина с вопросом «матушки-земли». В этом мире нет никого, кто давал бы силу или забирал её, кроме Аллаха. Однажды пророк (ﷺ) увидел человека с жёлтой ниткой в руке и спросил: «Что это?». Человек ответил: «Я ношу её для того, чтобы у меня не было слабости». На это посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Сними её сейчас же! Она только добавляет тебе слабость! Если ты умрёшь с этой ниткой, то не спасёшься никогда!». (Сборник хадисов Ахмада, хороший хадис). В другом похожем хадисе посланник Аллаха (ﷺ) сказал следующее: «Кто повесил на себя амулет, тот совершил ширк». (Сборник хадисов Ахмада и Аль-Хакима, достоверный хадис). Всевышний Аллах сказал в Коране: «Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников». (Сура «Юнус», аят 106). Далее сказано: «Если Аллах коснётся тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает…». ( Сура «Юнус», аят 107). Таким образом, мы не должны приобщать Аллаху в сотоварищи никого. Мы просим только у Него, боимся только Его, поклоняемся лишь Ему, приносим жертвенных животных только Ему. Аллах – Властелин этого мира, Он управляет нами, насылает на нас испытания, забирает эти испытания, когда пожелает. В общем, если мы приняли Всевышнего Аллаха своим Господом, то нельзя считать кого-либо или что-либо ещё своим богом. Кто-то скажет: «Вот мы кушаем и занимаемся спортом для того, чтобы набраться сил, а почему ты говоришь, что силу даёт лишь Аллах?». Ответ таков: «Силы нам действительно даёт только Аллах, а спорт и другие действия – это лишь причины. Если Аллах не захочет, то твоих сил не прибавится, сколько бы ты ни кушал или тренировался». Этот пример объясняет и другие случаи. К примеру, искать причины излечения – от нас, а исцеление – от Аллаха, женитьба – от нас, а рождение ребёнка – от Аллаха. То есть, подготовка причины, действия – от человека, а результат – только от Аллаха. Если же не будет Его воли и приказа, то ты можешь приготовить все причины, но успеха не добьёшься. Если ты заболеешь, можешь обойти всех врачей мира, перепробовать все самые дорогие лекарства, но, если не будет воли Аллаха, ты не поправишься. Поэтому, когда мы приходим к врачу, мы не должны говорить: «Доктор, на вас последняя надежда!». И первая, и последняя надежда – только на Аллаха, а доктор – всего лишь причина. Если на то воля Аллаха, вы можете поправиться и от одного аспирина, а если не будет Его воли, вы не избавитесь от болезни, что бы ни делал этот доктор... В наши дни есть очень много видов ширка[12]. В последующих уроках мы ещё поговорим о них. А сейчас затронем один ширк, который весьма распространён в наши дни, и это – обащение к мёртвым за помощью. Это тот случай, когда люди приходят на могилы и говорят: «О, души[13]! Помогите нам! Отправьте нам дождь! Подарите нам ребёнка! Спасите нас!..». Об этом Всевышний сказал следующее: «А те, к кому они обращаются с молитвами вместо Аллаха, не могут ничего сотворить, тогда как сами они были сотворены. Они мертвы, не живы и не знают, когда они будут воскрешены». (Сура «Пчёлы», аяты 20 – 21). Также Он говорит: «... И ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле». (Сура «Ангелы», аят 22). Поэтомунельзя просить чего-либо у тех, кто лежит в могилах. Говоря о ширке, нужно затронуть и тему показухи, ведь посланник Аллаха (ﷺ) назвал его малым ширком. Однажды он (ﷺ) сказал своим сподвижникам: «Самое страшное, чего я боюсь за вас – это малый ширк». Когда у него спросили, что такое малый ширк, он ответил: «Это – рия́[14]». (Сборник хадисов Ахмада, достоверный хадис). Этот малый ширк не выводит человека из ислама, но он приводит к тому, что дела человека не принимаются Аллахом. К тому же, малый ширк со временем может привести и к большому, а это, соответственно, приводит в ад. Да убережёт нас от этого Аллах! Итак, на этом уроке мы узнали о самом большом грехе в исламе, ширке. Учёные ислама, говоря о грехах, всегда ставят его на первое место. Обратите внимание, братья и сёстры: несмотря на величие этого греха, многие люди не имеют о нём никакого представления. В татарском и башкирском языках так много слов, заимствованных с арабского – вакыт (время), китап (книга), сэгэт (часы), хэл (состояние) и другие, но почему люди не знают элементарного слова «ширк»? Сколько на свете произведений на татарском и башкирском, но это слово не встречается даже в словарях! Значит, враги ислама сделали всё, чтобы вычеркнуть это слово из памяти людей. В результате грех, которого нужно бояться в первую очередь, теперь неизвестен людям. Изучайте ислам и знайте, какой грех больше, какой – меньше. Иначе что мы за мусульмане? Да поможет нам Аллах в различении добра и зла! Аминь. Конец пятого урока.
Урок № 6 Условия шаха́ды На этом уроке мы поговорим об очень важной вещи для мусульманина. Это – сохранение своей веры. Человек, принявший ислам, должен понимать, что эта религия – путь, ведущий его в рай, и он должен стараться сохранить свою веру. Поэтому мы должны знать о вещах, которые выводят человека из ислама. Иначе говоря, есть определённые условия, чтобы было принято наше свидетельство «ля иляха илляллах». Без выполнения этих условий человек не становится мусульманином. Недаром некоторые учёные сравнивают слова «ля иляха илляллах» с ключом. Шахада – ключ в рай, а её условия – это зубья. Известно, что ключ без зубьев не открывает двери. Итак, каковые условия свидетельства веры? То есть, что мы обязаны сделать для того, чтобы Аллах принял наше свидетельство и мы засчитались у Него верующими? 1) Во-первых, человек, сказавший «ля иляха илляллах», должен понимать смысл этих слов. «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха!..», - приказывает Аллах в Коране (Сура «Мухаммад», 19 аят). Если человек, не знающий смысла этих слов (например, какой-нибудь китаец или немец), скажет «ля иляха илляллах», то он не становится тут же мусульманином. На предыдущих уроках мы много говорили о том, что означают слова «ля иляха илляллах» (например, см: урок № 3 «Смысл слов «ля́ иля́ха иллялла́х»). Эти слова означают, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха. Кто Аллах, кто лжебог, что значит «поклонение» – всё это должен знать тот, кто произносит свидетельство веры. 2) Во-вторых, тот, кто говорит «ля иляха илляллах», должен верить в истинность этих слов. То есть, у человека не должно быть сомнения в существовании Всевышнего Аллаха, Его единственности, а также в том, что Он один достоин поклонения. Аллах говорит в Коране: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений...». (Сура «Комнаты», аят 15). Иногда бывает такая нелепая ситуация, что люди, считающие себя мусульманами, говорят: «Не знаю даже, есть ли Аллах или нет»! Такая «вера» не делает человека мусульманином. Не должно быть ни капли сомнения в истинности слов «ля иляха илляллах». Значит, если человек скажет: «Дай-ка, скажу на всякий случай “ля иляха илляллах” – если на самом деле есть загробный мир на том свете, авось, зачтётся», то это у него не примется. 3) В-третьих, если человек скажет «ля иляха илляллах», то он должен принять сердцем то, к чему обязывают эти слова. То есть, человек, утверждающий, что он верит в истинность этих слов без сомнения, но не нуждается в Аллахе, не является мусульманином. 4) В-четвёртых, человек, сказавший «ля иляха илляллах», должен подчиниться Всевышнему и внутренне, и внешне. Если же кто-то скажет «Я всё принимаю, но не буду выполнять того, что приказывает Аллах», то он не мусульманин. Даже если он говорит при этом, что верит во Всевышнего и истинность его законов. Аллах говорит нам в Коране о том, что для тех, кто не подчиняется Ему, не будет помощи в Судный день: «Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь». (Сура «Толпы», аят 54). 5) В-пятых, тот, кто скажет «ля иляха илляллах», не должен поклоняться кому-то или чему-то помимо Аллаха. То есть, тот, кто сегодня поклоняется Аллаху, завтра – Будде, послезавтра, например, древнему богу Перуну, не является мусульманином[15]. Сказано в Коране: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Сура «Женщины», аят 48). 6) В-шестых, человек должен произнести слова шаха́ды искренне и добровольно. А тот, кто скажет их ради какой-то выгоды или из-за страха перед кем-то, не становится мусульманином у Аллаха, так как он солгал. Его вера не будет принята даже в том случае, если он будет совершать намаз, поститься и т. д. Во время посланника Аллаха (ﷺ) некоторые арабы притворялись мусульманами, хотя в душе ненавидели пророка (ﷺ) и мусульман. Боясь их, они лицемерили и показывали себя ревностными мусульманами. Таких людей называют муна́фиками. То есть, муна́фик – это тот, кто кажется верующим, но в душе таит неверие. Про таких в Коране сказано: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали!». (Сура «Корова», аяты 8 – 10). 7) В-седьмых, человек, сказавший слова «ля иляха илляллах», должен полюбить то, что в них вкладывается. Значит, тот, кто говорит «я принимаю “ля иляха илляллах”, но не люблю ислам», ещё не вошёл в ислам. Мусульманин должен любить Всевышнего Аллаха и всё, что пришло от Него: Коран, пророка (ﷺ), ангелов, праведных рабов Аллаха и всё-всё остальное. В Коране сказано: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы беззаконники увидели, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения». (Сура «Корова», аят 165). Если человек засвидетельствовал слова веры «ля иляха илляллах» и выполнил упомянутые нами условия, значит, он обрёл единобожие[16]. Единобожие, то есть таухи́д – это поклонение только Аллаху. Слово «таухид» произошло от другого арабского слова «уа́хид», которое означает «один». Таухид – это признание Господом одного лишь Аллаха. Запомните это слово в виду его важности. (Антонимом таухида, то есть единобожия, является ширк, о котором мы говорили на прошлом уроке). Просим у Аллаха даровать нам таухид и уберечь от ширка. Аминь. Итак, мы разобрали условия шахады, без которых невозможно стать мусульманином. А тот мусульманин, который теряет одно из этих условий, перестаёт быть мусульманином и выходит из ислама. Да убережёт нас Аллах от такой потери, с которой не сравнится никакая беда на свете! К сожалению, многие мусульмане в наше время не знают условий шахады и совершают такие действия, которые перечёркивают их веру. Например, кто-то идёт на могилу и молит о помощи умерших. Это – ширк, а ширк, как мы говорили, это действие, выводящее человека из ислама! Мусульманин должен молить о помощи только Аллаха, просить у Него исполнения своих желаний, благоговеть перед Ним. А мёртвые не могут нам помочь. Всевышний сказал в Коране: «Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников». (Сура «Юнус», аят 106). А также: «…Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников!». (Сура «Трапеза», аят 72). А ведь кто-то взывает к джиннам, «домовым», «хозяину места» прося у него помощи, защиты, прощения и т. д. Это – ширк. Не зря Аллах часто упоминает в Коране мекканских язычников. Эти язычники поклонялись многочисленным идолам, хотя признавали, что есть Всевышний Аллах и Он властен над всем. Когда у них спрашивали: «Почему вы поклоняетесь этим камням и деревьям?», они отвечали: «Мы поклоняемся им для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху». То есть, они использовали этих идолов как посредников между ними и Аллахом, и тем самым впали в ширк, приобщая Всевышнему сотоварищей. За это Аллах обещал им ад. Да убережёт Он нас от этой участи. Из смыла упомянутых нами условий становится ясно, что признание какой-то другой религии истинной выводит человека из ислама. Всевышний Аллах в Коране сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в последней жизни он окажется среди потерпевших урон». (Сура «Семейство Имрана», аят 85). Слова единобожия «ля иляха илляллах» подразумевают поклонение лишь Аллаху, принятие ислама единственно правильной религией и принятие Мухаммада (ﷺ) последним пророком Всевышнего. Также из сказанного ясно, что из ислама выводит оскорбление какого-то положения религии – Корана, посланника Аллаха (ﷺ), его жён и т. д. Всевышний Аллах говорит в Коране следующее: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: “ Мы только болтали и забавлялись ”. Скажи: “ Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали ”. Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками». (Сура «Покаяние», аяты 65 – 66). Уважаемые земляки, прошу вас отнестись серьёзно к шаха́де – самым основным словам веры. Тот, кто произнесёт её, становится мусульманином, но при этом нужно выполнить и её условия. А тот, кто выполнит все условия, должен беречь свою веру. Нельзя успокаиваться, думая, что ты вошёл в веру и уже никогда не выйдешь из неё. Есть много людей, которые утрачивают свою веру. Да убережёт нас Аллах от дел, которые губят нашу религию! Конец шестого урока.
Урок № 7 Пять столпов ислама На этом уроке мы узна́ем про пять столпов, то есть основных дел ислама. До этого мы уже говорили о шести столпах веры (см. урок № 4 «Шесть столпов веры»), которые являются основными внутренними убеждениями мусульманина. То есть, веру человека во Всевышнего, Его ангелов, книги, пророков (мир им), Судный день и предопределение мы не можем увидеть, так как это – дела сердца. А то, что мы видим из веры человека – это дела, совершаемые им. Некоторые из этих дел важнее, чем другие. Но в исламе есть пять дел, которые стоят на первом месте. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал следующее: «Ислам построен на пяти столпах: 1) Свидетельстве, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха; 2) совершении намаза; 3) выплате закята; 4) посте в месяц Рамадан; 5) совершении хаджа для того, кто может». (Хадис имеется в нескольких вариантах в сборниках Бухари и Муслима). В исламе, конечно, много дел. Но без этих пяти немыслима вера. Недаром они сравнены со столпами, то есть некой неотъемлемой частью строения. Если у здания не буден столпов, то есть колонн, сможет ли оно устоять? Конечно, нет. Также и ислам посторен на этих пяти основных колоннах. Теперь поговорим о них более подробно. 1) Про первый столп мы говорили на предыдущих уроках (см. урок № 3 «Смысл слов “ля́ иля́ха иллялла́х”»; урок № 6 – «условия шаха́ды» и др). Этот столп подразумевает правильную веру во Всевышнего Аллаха. Хотя это действие невидимо глазу, оно опять поставлено на первое место, так как нет смысла говорить о каких-то других делах, если нет веры в Аллаха. Вторую часть шахады, заключенную в словах «Мухаммад – посланник Аллаха» мы рассмотрим более подробно на уроке № 9, если на то будет воля Аллаха. 2) Второй столп ислама – это намаз. О намазе пророк Мухаммад (ﷺ) сказал следующее: «Первое, о чём спросится у раба в Судный день, будет намаз. Если он (намаз) будет пригодным, то пригодными будут и другие дела. А если он будет испорченным, то испорченными будут и другие дела». (Хадис передан имамом Ахмадом и другими). Можно встретить таких людей, которые говорят: «Хотя я не совершаю намаз, я делаю много хорошего». Такое их «делание добра» можно сравнить с попыткой человека носить воду бездонным ведром – вода из такого ведра будет выливаться, сколько бы в него не лили. Намаз – это как дно сосуда. Если хочешь наполнить этот сосуд благими делами, то сначала позаботься о его дне. (Прочитай еще раз хадис, приведённый выше, и подумай). Также посланник Аллаха (ﷺ) сказал о намазе следующее: «Человека от неверия отделяет намаз». Действительно, как даже простые обыватели отличают мусульман от обычных людей? Конечно же, по тому, совершает он намаз или нет. Задумайтесь, братья и сестры. Никому неизвестно, когда мы умрём. И если вдруг это случится скоро, то с чем мы отправимся к своему Господу? Самое важное дело – намаз. С него начнётся наш расчёт в Судный день. Если вы прожили 50 лет, то со дня вашей физиологической зрелости (то есть, где-то с 14 лет) вашим долгом будет намаз в течении 36 лет. 36 лет – это примерно 13140 дней. За каждый день взрослой жизни – 5 намазов. Это: 1) утренний намаз, 2) обеденный 3) послеобеденный 4) вечерний 5) ночной. На самом деле эти пять намазов не забирают много времени. Брать омовение пять раз и совершать пять намазов – значит, потратить на всё это всего 1 час! Всего один час ради довольства Всевышнего за этот день! Аллах дал нам 24 часа в сутки. Верните же из этих 24 часов частичку обратно и будьте спокойны! Обратим на себя внимание: часто мы проводим этот час за телевизором, или пустословием, «перекуром», чаепитием и т. д. Если вы отделите от своего дня один часик и посвятите его тому, что приказал Всевышний, ваше время не убавится, а наоборот, станет более продуктивным благодаря тому, что Аллах благословит ваши оставшиеся 23 часа. То, что вы не могли совершить раньше за 24 часа, сможете выполнять за 6 часов, с дозволения Аллаха. Того, кто совершает намаз, Всевышний благословит со всех сторон: в его работе, отношениях, мыслях... Во всём. Те, кто не совершают намаз, часто приводят разные отговорки в своё оправдание: а) некоторые из них говорят: «Я встану на намаз и пост, когда выйду на пенсию». Но кто вам гарантировал, что вы сможете дожить до пенсии? Смотрите, сколько людей умерло молодыми! Не дай Аллах, если мы умрём в тот момент, когда будем собираться на пенсию, откладывая намаз – с чем тогда мы придём к нашему Господу? б) некоторые говорят: «Я стал бы практиковать ислам, но стесняюсь родителей, родственников, друзей и т. д.». На это можно ответить так: не бойся людей, а побойся Аллаха, который приказал тебе совершать намаз. Кто твой Господь – Аллах или люди? Разве ты поклоняешься людям? Если мнение людей для тебя важнее, чем мнение Аллаха, то ты – не раб Аллаха, а людей. Повторяюсь: не бойся ничего, а только Аллаха, и подчинись Его приказам – это и есть настоящий ислам. Ислам означает передачу себя воле Всевышнего. Если ты признал себя рабом Аллаха и предался Ему, то как можно беспокоиться о мнении людей?! в) некоторые говорят: «Я бы практиковал ислам, но у меня есть вредные привычки – пью, курю и так далее». Конечно же, пить спиртное и курить – это плохо, грех, но это не имеет отношения к намазу. Оставление намаза – это отдельный грех, и он страшнее вина и сигарет! Подумайте сами: если вы пьёте и курите, то в Судный день вы ответите и за это, и за оставление намаза. А у того, кто совершает намаз, есть надежда перекрыть молитвой остальные грехи. В одном хадисе посланник Аллаха (ﷺ) сравнил совершение намаза с рекой: «Если бы у кого-либо из вас возле двора протекала река, и вы купались бы в ней пять раз в день, осталась бы на вашем теле какая-либо грязь?». Сподвижники о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|