Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Казахские ханы, бии, батыры, герои борьбы с джунгарами




а). Богенбай-батыр

б). Кабанбай-батыр

в). Абулхаир-хан

г). Райымбек-батыр

д). Абулмамбет

е). Абылай-хан

ж). Джангир-хан

Богенбай-батыр (1690-1775 гг.)Богенбай-батыр -- прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем". Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом - Акша, матерью - Баяу. У него было два сына - Тураналы и Турымбет. От Тураналы происходит Бапан би, от последнего-Саккулак би. За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от множества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих битвах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джунгарами), а затем -- с китайскими войсками. В 1725-1727 гг., защищая город Туркестан -- столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау. В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи. Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам. Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана - Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией. Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Богенбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахмета Яссауи в городе Туркестане.

Кабанбай-батыр (предположительно 1691-1781 гг.) Кабанбай-батыр - казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман. В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар. В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе. Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай -- герой", в котором описываются его ратные и героические приключения.

Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна) Райымбек -- казахский батыр. Его дед -- Ханкелди-батыр -- в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-батыром отправили посла к Российской царице Анне Иоан-новне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести -- стал батыром. Между хребтами Торайгыр и Согет существует равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек. Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкельди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие.Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.

Абулмамбет (Абильмамбет) Хан (приблизительно 1690-1771)Абулмамбет - казахский хан, управлявший большой группой казахских родов и племен Среднего жуза, старший сын Болат хана, внук Тауке хана, потомок старшей ветви казахских ханов из династии Жадик. В период 1737-1738 гг. избрали султана Абильмамбета ханом Среднего жуза. Согласно сообщению батыра Жанибека Абильмамбет «сын бывшего Болата хана и будучи де он в прошлом году в Туркестане от знатнейших киргиз-кайсацких родов яко Агинского, Актайского и Увактирейского и от других удостоен в ханы...». Абильмамбет поддерживал дипломатическое отношение с Россией. В 1740 году он с султаном Абылаем и многими старшинами приехал в Оренбург и выразил намерение присягнуть на верность России. В 1774 году со своими сторонниками перебрался в город Туркестан. После смерти хана Абильмамбета ханом Среднего жуза стал Абылай. В известных документах конца 30-х годов XVIII века имя хана Абильмамбета упоминается с именем Абылая. Русский историк А.Левшин писал: «В 1739 году до избрания хана после хана Самеке Абильмамбет и Абылай одновременно правили ханством». Следующее важное сведение относительно Абильмамбета встречается в материалах русско-казахского переговоров, состоявшихся в 1740 г.с 19 августа по 1 сентября в г.Оренбурге. В переговорах принимали участие известные личности, почитаемые казахами Нуралы от Абулхаир хана, от султанов Ералы, аргын Жанибек, тама Есет и табын Богенбай батыр, от среднего жуза Абильмамбет хан, Абылай султан и другие. Для русского правительства главной целью переговоров было полное подчинение казахов, казахов волновали вопросы торговых отношений, обмена пленными и прекращение набегов уральских казаков. В российском архиве 1738-1740 годов данные документы внесены в научный оборот. Этот шаг с одной стороны позволил обезопасить юго-восточные рубежи от возможной агрессии, с другой вести отношения с Россией в рамках существующих в то время правовых установлений.

44 Абылай-хан был одной из наиболее ярких политических фигур и государственный деятель своего времени. С его именем связано новое возрождение казахской государственности. Настоящее имя Абылая - Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя (Ташкента), казахского султана Коркем-Уали, внук Канышер Абылая (кровопийцы). Канышер Абылай был правителем ряда городов Мавереннахра. Выбирая себе хана, выбор правящих кругов казахского общества остановился именно на Абылае, хотя у хана Среднего жуза Абулмамбета остались сыновья - законные наследники, - прежде всего потому, что он в первой половине XVIII века проявил себя талантливым организатором освободительной борьбы народных масс и полководцем -стратегом, возглавившим отряды казахского ополчения в борьбе против джунгарских войск, участвовал в наиболее крупных сражениях в 30 -х начале 50-х годов XVIII века. Например, в 1726 году во время битвы на берегу реки Буланты 20-летним тогда еще Абылаем был в поединке убит широко известный джунгарский военачальник батыр Шарыш, за что удостоился в народе звания батыра. Джунгары, заключив в 1739 году мир с Цинской империей, бросили все свои силы на запад и в 1741 году начали новый последний поход на казахов. В результате столкновений казахские отряды во главе с султаном Абылаем были разбиты, а сам Абылай попал в плен. В 1742 году он отдал своего сына Абулфеиза в аманаты Галдан Церену. Благодаря этому был освобожден из плена (посольства майора Миллера). Во внутренней политике Абылай придерживался линии укрепления феодального строя и ханской власти. Он усмирил своеволие сильных (сепаратистских) родоначальников (биев) и султанов, которые ограничивали советом власть хана. Он ограничил право бийских судов, которые судили по правилам шариата, право выносить смертный приговор теперь мог только сам хан. Абылай хан восстановил все привилегии, которые ханы были лишены по предыдущим законам, территория Среднего и Старшего жузов были разделены (1774 г.) между сыновьями Абылая. По признанию Ч. Валиханова, «ни один киргизский хан не имел такой неограниченной властью, как Абылай.» Абылай также развивал хозяйство и торговлю, ввел новые виды и размеры налогов населения. Он руководил государством с позиции централизованного подчинения: территорию делил на улусы, а улусами правил через султанов, которые на местах полностью подчинялись центральной власти. Абылай был влиятелен не только в Среднем, но и в Старшем и Младшем жузах. В современных публикациях допускается односторонняя, чрезмерно восхваляющая оценка его внутриполитической деятельности, умалчивая о его жестокости как хана, и как батыра. Подтверждением сказанному может служить столкновение его с родовой знатью кыпчаков в 1772 году, следствием которого является то, что недовольные правлением хана кыпчаки решили отделиться от Абылая и уйти в пределы Младшего жуза. Однако Абылай жестоко наказал их, и силой оружия вернул. Во внешней политике Абылай стремился сохранить (самостоятельность) независимость казахского ханства, укрепляя его обороноспособность, содержал многочисленную армию. Укрепил экономические связи, торговлю с соседними государствами. Россия, Китай, Джунгарское, Бухарское, Хивинское ханства во времена Абылая поддерживали тесные связи с казахским ханством. Абылай сыграл огромную роль в объединении всех трех казахских жузов для борьбы против Джунгарского ханства и Манжурско-Китайской империи, стремившихся в XVIII веке завоевать Казахстан. Он предлагал большие усилия для полного освобождения казахских земель, захваченных джунгарами в середине XVIII века. В 1756-1758 годы 90-тысячная армия Маньчуро-Китайской империи разгромила джунгарское государство, захватив его земли, учинив массовое уничтожение мирного населения, пленив оставшихся в живых. В это время Абылаю удавалось дипломатично лавировать в отношениях с Россией и Китаем. В 1755-1756 годы Абылай впервые вступает в контакт с Цинским двором. Это было вызвано тем, что китайские войска дважды в 1756 и 1757 годах совершили широкомасштабное вторжение. И Абылаю пришлось возглавить освободительную борьбу казахского народа с цинскими захватчиками. После уничтожения в 1758 году Джунгарского ханства Цинским Китаем, Средний жуз оказался в исключительно сложных геополитических1) условиях. В этой ситуации наиболее ярко проявились не только военные таланты, но и большой ум, самообладание и незаурядные дипломатические способности Абылай хана. Он заключает перемирие с Цинским командованием и направляет посольство в Пекин (Хун Ли). Китайская дипломатия преследовала цель склонить Абылая на свою сторону, заручиться обещанием поддержки в случаи войны с Россией и добиться принятия подданства Богдыхану. Формально, оставаясь верным своей присяги на вечное подданство российскому престолу, Абылай в тоже время вступил в 1757 году под патронат2) китайского Богдыхана. В оценке внешнеполитического курса Аблая утвердилось, мнение, что его двойственная политика создавало весьма сложную и напряженную обстановку в местах соприкосновения российской империи с Цинской, что в своих взаимоотношениях с ними Абылай придерживался политики «лавирования» («вел двуличную политику»). С таким мнением нельзя полностью согласиться. Свой внешнеполитический курс Абылай строил на реальных исторических моментах, когда еще был низок уровень развития государственности и общества, когда нет регулярной армии, нельзя было пойти на конфронтацию с обеими могучими соседями - с Россией на западе и Цинским Китаем на востоке. Летом 1780 года после возвращения из победоносного похода на киргизов (1779г., Тянь-Шаньских киргизов, Присырдарьинские города в окрестностях Туркестана и Ташкента) состояние здоровья Абылая ухудшилось, и перед ним остро встал вопрос о престолонаследие в Казахском ханстве в случае его преждевременной кончины. В отличие от Абулхаира, стремившегося закрепить этносоциальное единство и территориальную целостность Казахского ханства через передачу всей полноты власти только одному своему сыну, Абылай в решении этой чрезвычайно важной проблемы пошел традиционным путем и завещал ближайшим потомкам разделить власть между двумя старшими сыновьями по принципу старой улусной системы, основанной еще Чингисханом. Он разделил свои этнотерриториальные владения следующим образом: «Вся Средняя Орда досталась сыну его Вали-хану, а другой - Адиль султан - получил в свое владение великую часть Большой Орды, а прочие при них - по уделам». В будущем Адиль-хан был вынужден уступить давлению более сильного южного соседа и весной 1814 году признал над собой патронат кокандского правителя Омар-хана (1809-1821), а умер Адиль в 1815 году. Умер Абылай хан в 1781 году в Туркестане и был похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави в Туркестане. Имя Абылая осталась в памяти казахского народа, и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возраждение казахского государство. После смерти Абылая ханам Среднего жуза был избран его старший сын Уали, неспособность которого править огромными владениями своего отца привела к постепенному ослаблению внутренних связей в ставшем едином казахом государстве. Этим воспользовалась Российская администрация с целью присоединения края к империи. В целом, во второй половине XVIII века в политическом и экономическом развитии Казахстана произошли серьезные перемены. Несмотря на колонизаторский характер земельной политики царизма казахско-русские торговые связи, а также взаимоотношения казахского ханства с соседними странами развивалось на взаимовыгодном направлении.

 

 

45 Начало присоединения казахских земель к россии XVIII в, - время укрепления русского государства. Оно характеризуется дальнейшим развитием политических связей с Казахским ханством, активное начало которым было положено в 20-х гг. XVIH века. Под натиском джунгаров (1717-1718 г. г. и 1723- 1725 г. г.) многие казахские племена вынуждены были покинуть веками насиженные места. Многие племена Младшего жуза под предводительством Абулхаир хана подошли к Яику и собрались даже пройти на правый берег. Это событие столкнуло их с русскими подданными-башкирами и калмыками. В 1726 г. в сейме представителей родов Младшего жуза было решено послать посольство в Россию с целью урегулирования пограничных споров. В определенной степени инициатива по налаживанию торгово-дипломатических отношений между двумя странами принадлежит России, В исторических источниках есть свидетельство о том, что перед отправкой посольства в Россию Абулхаир встречался с русским посланником в Хиву Максутом Юнусовым.Непосредственно начало процессу принятия казахами Младшего жуза российского подданства было положено посольством во главе с батыром С.Кайдагуловым и бием К.Коштаевым, которое Абулхаир хан отправил в сентябре 1730 г. в Петербург. Посольство прибыло в Петербург в октябре и доставило письмо императрице Анне Иоанновне с просьбой о принятии в подданство. К тому времени в состав Рбссии уже вошли волжские калмыки, Кабардинское княжество, Грузия. Послы Абулхаира были приняты с почестями и одарены подарками. 19 февраля 1731 г. Анна Йоанновна подписала грамоту «Хану Абулхаиру и всему казахскому народу о принятии их в российское подданство», где говорилось, что Абулхаир хан с подвластными ему людьми принимаются в российское подданство.Для принятия присяги в Казахстан к хану Абулхаиру было направлено посольство во главе с переводчиком Коллегии иностранных дел АИ, Тевкелевым, АИ. Тевкелев был наделен большими полномочиями с целью склонить к присяге казахских правителей, вследствие чего ему была вручена «Инструкция от Государственной Коллегии иностранных дел для переводчика ориентальных языков Мамету Тёвкелеву при отправлений его в Киргиз-Кайсацкую орду для приведения оных в подданство России». 5 октября 1731 г. А. Тевкелев прибыл в ставку Абулхаира в урочище Майтобе на р. Иргиз.И тут выяснилось, что среди казахских правителей нет единства по вопросу подданства..Тевкелев обнаружил, что большая часть старшин и султанов «слышать не хотела о русском подданстве», «хана не ставили ни в фош». Обстановка накалялась. Но Тевкелев заручился поддержкой прославленного батыра из рода табын Бокенбая, его зятя батыра Есета, в результате 10 октября 1731 года первым присягнул на подданство Абулхаир хан, за ним старший Бокенбай, затем Есет батыр. Так было положено начало присоединению казахских земель Младшего жуза к России. 24 ноября 1732 г. посольство А. Тевкелева выехало в обратный путь. Присоединение Казахстана к России начиналась в сложной обстановке и происходило мирно, а завершилось военной - принудительными мерами в 50 - 60-х годах 19 века.К середине 30-х годов 18 в. джунгары вновь стали угрожать казахам, в особенности Среднему жузу. В этой ситуации принятие русского подданства правителями Среднего жуза, согласно указу Анны Иоановны от 10 июня 1734 года, было вполне оправдано. Но Средний жуз был достаточно самостоятелен - в связи с кончиной хана Семеке данный указ в жуз доставлен так и не был и фактически до «Устава о сибирских киргизах» 1822 г. Средний жуз оставался независимым.Мудрую политику сохранения и упрочения казахской государственности проводил хан Абылай (1711 Ц 1781). Будучи влиятельным султаном он в 1740 г. в Оренбурге подписали договор о добрососедстве с Россией и, сохраняя его, в 1756 г. сумел вместе с Абульмамбет ханом наладить мирные отношения с Китаем.В 1733-1734 г.г. некоторые влиятельные лица Старшего жуза изъявили желание принять российское подданство. Грамота императрицы от 10 июня 1734 г. объявляла о принятии в русское подданство знатных родоправителей Старшего жуза. Но удаленность Старшего жуза от России, сложность международной и внутренней обстановки отодвинули осуществление реального присоединения Старшего жуза на более позднее время.

46 Восстание казахов младшего жуза под предводительством Сырыма Датова. Агрессивная колониальная политика Российской империи, проводимая на местах, привела к целой цепочке антиколониальных выступлений казахов как Младшего жуза, так и Среднего жуза на протяжении XVIII-XIX веков. Одним из первых эпизодов в антиколониальной воине казахов является освободительное движение под руководством Сырыма Датова в Младшем жузе. Это крупное выступление последней четверти XVIII века растянулось почти на 20 лет активных действий (1783-1803 гг.).К началу 80-х годов XVIII в. в Младшем жузе складывалась непростая ситуация: усилился колониальный режим со стороны российских властей, уральское казачество вело захват внутренних территорий, а руками чиновников-казахов, которые находились на службе у престола, провоцировались казахско-башкирские, казахско-калмыцкие конфликты. Внутри Младшего жуза Нуралы и Подвластные ему правители не в состоянии были самостоятельно контролировать внутриполитическую ситуацию. В результате длительных политических разногласий выделяется группа лидеров, придерживавшихся традиционных политических ценностей в основном из биев и батыров. Во главе оппозиции к потомкам Абулхаира, потерявших своё лицо подобострастным служением царизму стал Сырым Датов Воинственный и в то же время дипломатичный склад ума С.Датова сыграл важную роль в его контактах как с народом, так и с колониальными властями, и с ханско-султанской верхушкой. Это можно выявить из работ АИ.Левшина, уделившего внимание характеристике С. Датулы: «Все поступки Сырыма показывают, что он был человек с диким, беспокойным, мстительным, но сильным характером и с редкой предприимчивостью. Прославив себя между наездниками, он не замедлил отличиться и в совете, собранном для всеобщего спокойствия, когда увидел в оном новые и блистательнейшие для себя выгоды. Будучи непримиримым врагом хана не столько по личным с ним ссорам, сколько по зависти к наследственным преимуществам его рождения, Сырым всячески хотел доказать бесполезность ханской власти и заменить недостаток знаменитых предков собственными подвигами». Основными причинами восстания трудящихся казахов Младшего жуза в конце XVIII в. явилось обострение земельного вопроса, запрещение царским правительством перехода скотоводов на «внутреннюю сторону», за Урал, ущемление прав родовых старшин, открытый грабёж и насилие над народом со стороны хана, султанов, Уральского казачьего войска и царской администрации. К началу 80-х гг. 18 в. обстановка в степи накалилась. К этому времени участились взаимные набеги отрядов на аулы и казахских батыров на крепости. Эти действия приняли более постоянный характер весной и летом 1783 г. В результате одного из набегов летом 1783 г. хан Нуралы вынужден был отдать выкуп за освобождение Сырыма. Не только родство стало причиной выкупа Сырыма (Сырым был женат на сестре хана), но и его высокий авторитет среди степняков, заставивших хана Нуралы пойти на это. В это время выступления казахов стали носить массовый характер, главным направлением стала борьба с царизмом на Нижеуральской линии и в районе Орской крепости. Основное ядро" повстанцев сосредоточилось у реки Сагыз, это был основной очаг восстания. Сырым Датов собрал отряд в 2700 человек, а всего восставших насчитывалось более 6 тысяч (по некоторым данным, до 7 тысяч). Основными движущими силами восстания были шаруа, большинство старейшин, бии, родоправители, видевшие причину бед в сохранении личной власти хана Нуралы. Так, старейшины Младшего жуза в письме к императрице Екатерине II в июле 1785 года писали: «Мы, простой народ Малой Орды киргиз-казахского журта, люди все, исключая хана и начальство... в гневе на Hyp-Али хана... Если вы не отстраните детей Абулхаир-хана от ханства, говорилось далее в письме, у нас с вами не будет мира и спокойствия, не потому, что мы не терпим от падишаха что-либо худое, а в виду злодейства хана. Поэтому мы единодушно решили не вести с вами переговоров и не заключать мир до дех пор, пока он не будет отстранён». Самостоятельные действия Сырыма вызвали расхождение с ханом и наметился разрыв между ними.

 

С весны 1785 года движение расширилось и по сути охватывало весь Младший жуз. Власть хана Нуралы переживала явный кризис, народ от него отвернулся, а царские власти убедились в бессилии хана. В 1784 г. Симбирским и Самарским наместником был назначен О.А.Игельстром. На съезде старшин Младшего жуза, осенью 1785 г., который деятельно организовал Игельстром, были поставлены 2 главных вопроса - о ликвидации ханской власти и разделении Младшего жуза на три части, или «главные орда».В то время повстанцы вновь начали нападать на хайские аулы. В апреле 1786 г. Хан Нуралы бежал, а 3 июня 1786 г. Екатерина II подписала ресфигтг об отстранении Нуралы от ханской власти. Однако проведение «реформы» Игельсторма натолкнулось на упорное сопротивление султанов во главе с братом Нуралы султаном Ералы, требовавших возвращения хана.В октябре 1897г. Айшуак был избран ханом. Это означало поражение восстания С.Датова, он, преследуемый сыновьями Нуралы, сторонниками Айшуака, откочевал в пределы хивинского ханства и скончался в Хиве в 1803 году. Восстание казахов в Младшем жузе под предводительством Сырыма Датова явилось первым открытым выступлением против колониальной политики российского царизма.

 

47 Образование Букеевского ханства. Хан Жангир и его реформаторская деятельность. Хозяйственный упадок, углубление земельной тесноты привело к образованию в 1801 г. так называемый Букеевской или Внутренней Орды по географическому расположению, так как она образовалась между низовьями рр. Урала и Волги. До конца XVIII в. эта территория именовалась Астраханской степью. Здесь не было постоянных поселений кочевников, по сезонам ее занимали кундровские и астраханские татары (ногайцы), калмыки и казахи, Отдельные казачьи поселения и крестьянские дворы располагались вдоль р. Урал и по берегам моря. С конца XVIII в. характер, масштаб и мотивы перехода казахов на междуречье изменились. Если раньше на зиму перегонялись табуны лошадей султанских хозяйств, то после подавления восстания Сырыма Датулы процесс переселения стал массовым и трудно регулируемым. Правительство в таких условиях сочло необходимым пойти навстречу желанием кочевых казахских аулов. Уступая территорию, которая почти пустовала после бегства калмыков в 1771 г. в Джунгарию, правительство рассчитывало разрядить напряженность социальной борьбы в Младшем жузе, принимавшую антиколониальный характер. Такое переселение отвечало колониальным интересам царизма: оно раздробляло силы Младшего жуза, превращало часть казахов в подданных империи, наподобие калмыков и башкир, сулило усиление поборов с казахов, развитие торговых отношений.Один из современников событий указывал, что султан Букей решился перейти на внутреннюю сторону «вследствие разных дружеских советов и внушений со стороны царских чиновников». Об этом писал также и его брат Шигай: «покойный брат мой Букей Нуралиев прошлого 1801... приглашен был Астраханским временным губернатором Кноррингом через присылаемого Астраханского кордона начальника Попова перейти на внутреннюю сторону р. Урал во всегдашнее подданство России. Хан Букей перешел со мною и другими султанами-братьями нашими и подвластными казахами с десятью тысячами кибиток, со всем скотом и имуществом».Политически эта орда как особое владение была оформлена только в 1812 г. В этом году одновременно в Младшем жузе был назначен ханом султан Ширгазыц а во Внутренней орде - султан Букей. Вскоре после разграничения своего владения хан Букей умер (1815 г.). До совершеннолетия его старшего управление ордой осуществлял султан Шигай. Жангир воспитывался в Астрахани, в доме губернатора. 24 июля 1824 г. в г. Уральске в присутствии высших чинов пограничного управления Оренбурга Жангир был провозглашен ханом.

 

Период ханствования Жангира был относительно продолжительным и конструктивным в плане осуществления преобразований в жизни общества и в то же время насыщенным различными событиями. Впервые в истории казахских ханств осуществил переход земель в частную собственость кочевников, переходящих в оседлость. При нем возрождается институт тарханства Эти меры способствовали разложению кочевой общины казахов. По мере укрепления своей власти Жангир реформировал старую систему налогов, прежде взимался "зякет", затем "сотым" и, наконец, "жасауыл акы"- налог для содержания слуг.Хан при себе создал аппарат управления, состоявший из ряда функциональных подразделений: канцелярия, депутатская группа, coвет 12 биев, институт есаулов, группа базарных султанов, ханские вестовые из 14 человек, в Букеевской орде была учреждена должность ахуна - главного духовного лица ханства.2 На территории ханства в. 30-х г. появились значительные торговые центры, одним из значительных является Ханская ставка. Учрежденная в 1832 г. ярмарка имела объем торгового оборота более миллиона рублей. В Россию переправлялись сотни тысяч поголовий скота, на ярмарку приезжали тысячи купцов со всех сторон. Торговый характер Ханской ставки ярко вырисовывается хотя бы из того, что из 89 домов в 46 были лавки, а в19-торговые склады (40-е г.)В ханской орде было довольно много мусульманских мектебов, практически каждый род, каждое отделение рода имело своего муллу. Немало выпускников этих школ направлялись для продолжения учебы в медресе Бухары и Ташкента. Образовательная концепция хана нашла выражение в открывшейся в 1841 г. первой светской школе не только в Букеевской орде, но и во всем Казахстане. Первый набор в школу составил всего 12 учеников на 30-40 вакансий. Потребовалось еще два года, чтобы заполнить эти места. А: Евреинов писал, что в этой школе преподавали «татарский, арабский и русский языки, начальные правила арифметики и грамматики, в кратком виде - географию и историю, правила оспопрививания... Лучшие выпускники поступают отсюда в Оренбургский Неплюевский корпус». В своей интереснейшей статье «Заметки киргиза о киргизах» (1861 г.) С.Бабаджанов подробно описал состояние народного образования в Букеевской Орде. В частности, о стипендиатах Неплюевского корпуса пишут следующее: «...хан Джангир старался усилить образование ордынцев внутри земли их и открыл единственный источник в этом роде в Оренбурге, где в учрежденный Неплюевский кадетский корпус разрешено начальством принимать из нашей Орды 10 мальчиков во 2-ом эскадроне или азиатском отделении оного».Среди примечательных явлений в культурной жизни Букеевского ханства особое место занимает "оружейная комната". По отзывам современников, в ней было немало уникальных экспонатов, свидетельствовавших о высоком мастерстве казахских ремесленников. В этом первом музее Казахстана было много вещей восточного происхождения: «азиатские кольчуги, шлемы, налокотники и другие воинские доспехи». В числе сабель были дарованные его роду от российских императоров. Существует несколько версий относительно судьбы ценных экспонантов данного музея.Хан Жангир был в свое время избран почетным членом научно- исторического общества при Казанском университете. Им был записан ряд эпических поэм и шежире казахов. Умер хан Жангир в 1845 г., и ханская власть после него не восстанавливалась, орда управлялась Временным Советом

48 Реформа О.А Игельстрома попытка ликвидаций ханской власти младшего жуза Вопрос упразднения ханской власти имел большое значение для российской администрации как элемент глобальной трансформации политической системы казахского общества и в перспективе - редуцирование правоположения социальных групп казахов к российской социально-правовой структуре. Естественно, историки неоднократно обращались к анализу этой проблемы. Целью настоящего сообщения является уточнение вопроса о времени ликвидации ханской власти в Зауральской части Младшего жуза.Первая попытка ликвидации ханской власти была предпринята бароном О.А. Игельстромом в 1786 г. Она была обусловлена комплексом причин как объективного, так и субъективного характера. С большой долей вероятности можно предположить, что реформа была лишь временным тактическим маневром. Однако эта реформа управления казахами стала политико- административным прецедентом, который преемники Игельстрома поначалу игнорировали. В 1791 г. ханская власть была восстановлена в прежнем виде.Во второй период губернаторства Игельстромом были предложены к проведению мероприятия, способствовавшие ослаблению ханской власти, как-то: раздел жуза (орды) на несколько частей; утверждение одновременно двух и более ханов; ослабление власти хана введением особого совета; утверждение (равно назначение) ханом султаната, не пользующегося авторитетом у населения, который стал бы «марионеткой» в руках российских властей [1]. Последний вариант и был осуществлен в период 1797-1824 гг. Реальной власти у официально утвержденных российским правительством ханов Айшуака, Жан-торе и Ширгазы не было. Параллельно с утвержденными правили и традиционно избранные казахские ханы, такие как Каратай и Арынгазы. Оренбургский генерал-губернатор П.К. Эссен пытался добиться утверждения ханом одновременно с Ширгазы Айшуваковым Арынгазы Абулгазиева. Ширгазы, понимая, что его минимальная власть может исчезнуть, соглашался уже на любые условия сохранения «единоличной» власти. Это устраивало российское правительство, и после продолжительных споров оно отказалось от введения в Младшем жузе должности второго хана. Однако это вовсе не означало отказа от идеи упразднения ханской власти. Фактически ее уже не существовало после задержания Арынгазы в Санкт-Петербурге; вопрос оставался лишь в юридическом упразднении. Правовой ликвидации ханской власти в Младшем жузе предшествовало ее упразднение в Среднем. Здесь по Уставу 1822 г. М.М. Сперанского ханская власть в системе административной иерархии просто не предусматривалась. Подобным образом попытались упразднить ханскую власть и в Младшем жузе. И в том же 1822 г. П.К. Эссен направил в столицу проект Устава об оренбургских киргизах. Однако некоторые обстоятельства того периода в Младшем и Среднем жузах существенно отличались. В Среднем жузе утвержденных российскими властями ханов на момент принятия Устава о сибирских киргизах не было. Хан Букей умер в 1817 г., а хан Вали - в 1819 г., в Младшем жузе в 1822-1824 гг. здравствовал хан Ширгазы. Поэтому, а также по причине mesdnbkerbnpemh правительства рядом статей было решено направить проект П.К. Эссена на доработку в Сибирский и Азиатский комитеты (готорые точно назывались Особый комитет под названием Сибирский и Комитет Азиатских дел, но в научной исторической литературе обычно используются приведенные названия). Азиатский комитет внес в проект ряд существенных изменений. Несомненно, что значительная часть поправок принадлежит перу М.М. Сперанского. Это нашло отражение в тексте итогового документа. Так, должность «султан- правитель» часто заменяется должностью «старший султан», административно-территориальная единица «часть орды» (Западная, Средняя, Восточная, Букеевская (Внутренняя)) становится «округом». Таким образом, применяется терминология, тождественная лексике Устава о сибирских киргизах. Встречаются и иные текстологические аналогии. Помимо этого, император утвердил итоговый вариант так называемого Устава об оренбургских киргизах лишь после получения Особого мнения М.М. Сперанского.Окончательный вариант кодекса был принят Азиатским комитетом 31 января 1824 г. и утвержден Александром I 20 марта 1824 г. Именно эта дата принята историками в качестве срока юридического упразднения института ханской власти в Младшем жузе (без Букеевской орды).По реформе 1824 г. власть в жузе сосредотачивалась в руках старших султанов, которые находились в непосредственном подчинении оренбургской губернской администрации и Азиатского комитета. Исследователи отмечают, что в результате таких преобразований у хана не осталось вообще никакой власти. В мае 1824 г. Ширгазы был вызван в Оренбург, где получил пожизненное звание первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии с ежемесячным жалованием.В тексте «Утвержденного мнения Комитета Азиатских дел относительно преобразования управления Оренбургским краем» несколько раз указывается на бесполезность системы ханской власти и ханского совета, которые, не вписываясь в новую структуру, являются лишней, ненужной инстанцией. Исходя из этого историки утверждают, что ханская власть была ликвидирована в 1824 г., эта дата вошла во все официальные издания и учебники.Однако еще с конца ХVIII в. утвержденные Россией ханы никакой реальной политической властью не обладали. Вопрос упразднения ханской власти таким образом сводится к ее юридической ликвидации. Была ли отнята у Ширгазы номинальная власть? В новой должности он получил определенные административные полномочия и властные прерогативы. А был ли лишен Ширгазы ханского титула? Нам представляется возможным утверждать, что за ним он был сохранен.Вызывает интерес в опубликованном тексте Утвержденного мнения итоговое, рекомендательное замечание по поводу формы окончательного решения вопроса с Ширгазы: «...для непосредственных сношений с оренбургским начальством на пользу киргизов (казахов. -А.Б.) нужно расположить ему (Ширгазы. - А.Б.) свое постоянное пребывание в Оренбурге с званием первоприсутствующего в пограничной комиссии и для удобнейшего содержания его с таковым перемещением правительство положило производить ему по 150 руб. серебром на месяц. Сими средствами сохраняются ему все почести, а в существе главное влияние на орду будут иметь оренбургское начальство через султанов» [3]. Из чего следует, что Ширгазы противопоставляется султанам, и хотя реальной властью не располагает, его титул выше султанского звания. Причем в тексте документа это единственно встречающийся термин «султан» без добавлений «правитель» или «старший». (Потомки Абулхаир-хана именуются «старейшинами из дому Абулхаирова»). Следовательно, понятие «султан» следует рассматривать в традиционном его пони

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...