Переселение уйгур и дунган в Жетысу
Завоевание Илийского края. В конце 60-х годов в Илийском крае Китая, на границах России началось восстание против китайской колониальной политики. Царское правительство решило использовать этот момент для новых колониальных захватов. До 1869 г. оно сохраняло выжидательную позицию по отношению к событиям в Илийском крае, но в 1871 г. предпринимает вооруженное наступление на его территорию. Поводом для вторжения послужили: во-первых, действия Якуб-бека, занявшего войсками южный склон Музартского перевала и центр дунганского ханства г. Урумчи; во-вторых, военные действия в приграничных районах мешали фазвивать торговые отношения; в-третьих, восстание дунган и уйгуров содействовало развитию волнений среди казахского населения и киргизов в русских владениях. Исходя из этих соображений, царское правительство решило занять Кульджинский край, представлявший собой важную стратегическую позицию между Джунгарией и Кашгарией. Решение о вмешательстве было принято на особых совещаниях 10 февраля и 2 мая 1871 г. Поводом к открытию военных действий послужила попытка казахов из рода кызай в конце 1870 г. откочевать в Кульджу. Бегство волостного управителя кызаевцев прапорщика Тазабека в апреле 1871 г. в Кульджу и отказ илийского султана выдать его в назначенный срок заставили генерала Колпаковского усилить пограничные отряды и послать особый отряд. 19 июня 1871 г. русские войска были встречены в 5-6 километрах от Суйдуна конницей султана под командованием Абду-рахмана-казначи. После двухчасовой перестрелки войска султана отступили, и русские войска подошли к крепости Суйдун. Генерал Колпаковский предложил городу сдаться. После недолгих переговоров предложение было принято. Ряд поражений оказал на султана и его войско деморализующее действие. 21 июня 1871 г. русские войска, не доходя до Баяндая, были встречены парламентариями, передавшими просьбу султана о встрече с генералом Колпаковским у Баяндая для личных переговоров. Вечером султан Аляхан Абиль-оглы со своими приближенными прибыл в русский лагерь. Было условлено, что на другой день русские войска займут Кульджу, вооружение должно быть сдано назначенному офицеру. 22 июня войска, дойдя до Кульджи, расположились в одном из садов, генерал Колпаковский объехал Кульджу. Султан сдал ему ключи от города, а также значительные запасы хлеба и оружия. С введением русских войск на территорию Илийского края он вошел в административное подчинение Семиреченскому генерал-губернаторству. Первым мероприятием русской администрации было объявление об отмене рабства. Было организовано местное управление под наблюдением русской администрации. Переселение уйгур и дунган в Казахстан. 24 февраля 1881г. был заключен Петербургский договор, статья третья которого гласила: "Жителям Илийского края предоставляется право остаться на нынешних местах жительства их в китайском подданстве, или же выселиться в пределы России и принять российское подданство. Они будут опрошены об этом до восстановления китайской власти в Илийском крае. И тем из них, которые пожелают переселиться в Россию, дан будет на это годичный срок со дня передачи края китайским властям. Китайская власть не будет чинить каких-либо препятствий к выселению их и вывозу их движимого имущества". Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Россию, царское правительство преследовало две цели:
во-первых, ослабить экономическую базу Китая в Кульдже; во-вторых, использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая. Уйгуры, в свою очередь, были заинтересованы в переселении из-за репрессий со стороны китайских властей за участие в восстании. Основную массу уйгуров предполагалось расселить на неорошаемых землях по берегам рек Шелек, Или и Тургень. К концу 1882 г. в Жетысу насчитывалось 5 тыс. уйгурских и дунганских семей. В конце мая здесь обосновалось 6 549 семей переселенцев. Летом 1882 г. в связи с уборочно" страдой переселение временно приостановилось, а осенью возобновилось. Переселение уйгуров в основном завершилось осенью 1882-весной 1883 г. Однако отдельные группы продолжали тянуться на новые места жительства вплоть до начала 1884 г. Всего к этому периоду в Жетысу насчитывалось 9 572 уйгурские семьи с населением 453 773 человека, в Илийском крае осталось 2 665 семей. Во главе вновь образовавшихся волостей были поставлены выбранные еще в Илийском крае волостные управители. На своих прежних должностях остались и аксакалы (старшины), кази (судьи), онбенши (десятники). Уйгуры-переселенцы на новых местах испытывали много лишений. Не было жилья, приходилось жить в землянках, шалашах. Строевой лес стоил очень дорого, к тому же его не хватало. Поэтому, переселяясь на новые места, уйгуры стремились сплавлять бревна и доски из разобранных жилищ по реке Или. в виде плотов. В 1882-1888гг. жильем было обеспечено менее половины переселившихся в Жетысу уйгуров. Процесс переселения внес большие изменения в хозяйстве основной массы уйгуров. Они оставили не только возделанные земли, сады, огороды, дома, но и некоторое количество скота. В большинстве своем они были лишены возможности быстрого налаживания производства сельскохозяйственных продуктов в необходимых для обеспечения своей семьи размерах.Поселившись на новых местах, уйгурское и дунганское крестьянство, оказалось под тяжелым налоговым гнетом, не имея денег для погашения ссуд, нет возможности заработать многие переселенцы уже в 1883 г. начали бегство обратно в Кульджу. Русскому правительству не удалось достигнуть своей цели. Уйгурское население Жетысу не стало военной опорой режима края.
58 Административные реформы 1867-1868 гг. Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом. В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин. В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства". Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.
Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области. Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах. Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией. Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.
В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть. Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление. Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана. Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|