Формирование темы урока и постановка целей
Пояснительная записка Автор: Ахметова Нуралия Исмагильяновна - учитель начальных классов. Название образовательного учреждения: МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района, Курганской области Предмет: шахматы. Тип урока: ОНЗ Тема: «Шахматная нотация». (4-ый урок второго года обучения) Цель: научить детей ориентироваться на шахматной доске, ввести новое понятие «шахматная нотация». Задачи: Образовательная – знакомство с новым шахматным термином «шахматная нотация» Развивающая – способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей Воспитательная – воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к игре, работать в группе. УУД: Регулятивные – учить ставить цели, высказывать свои предположения, находить пути достижения, делать выводы. Познавательные – ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с тремя правилами записи шахматной нотации. Научить определять «адреса» шахматных полей, закрепить полученные знания с помощью выполнения заданий Коммуникативные – учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. Личностные – прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.
Планируемые результаты: Личностные – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию Метапредметные –моделирование ситуаций, при которых необходимо действовать решительно и четко, правильно и быстро. Использовать знания в различных жизненных ситуациях. Предметные – сформированное умение решать дидактические задачи: «шахматная нотация».
Виды работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группе. Оборудование и дидактическое оснащение урока: · Проекционная система (проектор, экран) · Ноутбук · Электронная презентация урока · Демонстрационная доска · Набор шахматных фигур · Настольные шахматы (1 на ученика) · Рабочие листы с заданиями для учащихся · Смайлики на магните · УМК И.Г.Сухина «Шахматы» 1 часть. 2 год обучения Как работать с презентацией. Презентация является наглядным дополнением к конспекту урока. Смена слайдов происходит во время демонстрации по щелчку. С целью соблюдения мер по здоровьесбережению учащихся и в соответствии с нормами СанПиНа необходимо перекрывать объектив проектора в те моменты урока, когда презентация не используется активно. Использованные источники: 1.Сухин И.Г. Шахматы: 2-й год, или Учусь и учу: Пособие для учителя / Издание 3-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2011. 2. https://infourok.ru/urok- shahmatnaya-notaciya-280382.html
Ход урока Организационный момент. (Слайд 1) - Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас занятие по шахматам. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение своими улыбками. Мотивация к учебной деятельности (Слайд 2, Видео «Машенька и Медведь», Слайд 2) -Внимание на доску - Ребята, что делают Медведь с Тигром? - А для того, чтобы уметь играть в шахматы, что надо хорошо знать? (Доску) - Давайте же произнесём наш девиз «Чтоб играть и побеждать, надо доску знать на «пять»!» Повторение пройденного Я приготовила для вас вот такие квадратные поля, предлагаю каждому подойти и выбрать себе шахматное поле, пожалуйста (поля лежат на столе педагога).
- Предлагаю показать и рассказать Машеньке то, что мы уже знаем об игре «Шахматы» и шахматной доске. Задание первое. «Шахматная викторина» (приложение №1) - Спасибо всем за работу, каждая команда поработала дружно и заработала по одному полю (выставить на доске) Актуализация знаний - Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. (Слайд 18) В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Мальчик не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя. -Можно ли помочь Пете? Как? Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание…. (Слайд 19) - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? (Слайд 20) - Правильно, это термин НОТАЦИЯ. (приложение №6) - Кто знает, что обозначает этот термин? - Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация») Формирование темы урока и постановка целей - Ребята, сыграв шахматную партию с партнёром, вы сможете её восстановить. И существует два способа сделать это, либо попытаться вспомнить всю последовательность ходов, либо во время игры вести запись ходов – своих и партнёра. – шахматная нотация состоит из системы знаков, обозначающих фигуры и поля. - Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске. - Давайте ещё раз вспомним, как обозначаются горизонтали? (Цифрами) - А вертикали? (латинскими буквами) - Давайте вспомним считалку, которая помогла нам в запоминании этих букв (приложение №2) Мы сидели на крыльце, Повторяли – а, бэ, цэ. А потом спросили: «Где Буква дэ и буква е?»
Папа, дай нам карандаш, мы запишем – эф, жэ, аш. - Все шахматные линии: горизонтали, вертикали, диагонали пересекаются между собой на шахматной доске и образуют шахматные поля, каждое из которых имеет свой «адрес», своё местонахождение на шахматной доске. Как вы думаете, как можно определить «адрес» шахматного поля? (Варианты ответов) Задание командам «Назови вертикаль и горизонталь» (по очереди из каждой команды выходит один игрок, показывает горизонталь, а соперники называют. И наоборот, другая команда называет вертикаль, соперники называют) Молодцы! Заработали ещё по одному полю (выставить на доске) Изучение нового материала - Представьте себе шахматный город. (Слайд 21) - Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали. - Для того, чтобы определить «адрес» необходимого поля, нужно найти вертикаль – улицу и горизонталь-номер дома. Цифра, обозначающая горизонталь, и буква, обозначающая вертикаль, в совокупности дадут нам адрес, координаты поля. Сначала мы всегда называем улицу, а затем номер дома. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. (Слайд 22)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|