Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование темы урока и постановка целей

Пояснительная записка

Автор: Ахметова Нуралия Исмагильяновна - учитель начальных классов.

Название образовательного учреждения: МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района, Курганской области

Предмет: шахматы.

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Шахматная нотация». (4-ый урок второго года обучения)

Цель: научить детей ориентироваться на шахматной доске, ввести новое понятие «шахматная нотация».

Задачи:

Образовательная – знакомство с новым шахматным термином «шахматная нотация»

Развивающая – способствовать формированию логического мышления, внимания, памяти, наблюдательности, творческих способностей

Воспитательная – воспитывать усидчивость, самостоятельность, интерес к игре, работать в группе.

УУД:

Регулятивные – учить ставить цели, высказывать свои предположения, находить пути достижения, делать выводы.

Познавательные – ввести понятие о шахматной нотации. Познакомить учащихся с тремя правилами записи шахматной нотации. Научить определять «адреса» шахматных полей, закрепить полученные знания с помощью выполнения заданий

Коммуникативные – учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности.

Личностные – прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.

 

 

Планируемые результаты:

Личностные – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию

Метапредметные –моделирование ситуаций, при которых необходимо действовать решительно и четко, правильно и быстро. Использовать знания в различных жизненных ситуациях.

Предметные – сформированное умение решать дидактические задачи: «шахматная нотация».

Виды работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в группе.

Оборудование и дидактическое оснащение урока:

· Проекционная система (проектор, экран)

· Ноутбук

· Электронная презентация урока

· Демонстрационная доска

· Набор шахматных фигур

· Настольные шахматы (1 на ученика)

· Рабочие листы с заданиями для учащихся

· Смайлики на магните

· УМК И.Г.Сухина «Шахматы» 1 часть. 2 год обучения

Как работать с презентацией. Презентация является наглядным дополнением к конспекту урока. Смена слайдов происходит во время демонстрации по щелчку. С целью соблюдения мер по здоровьесбережению учащихся и в соответствии с нормами СанПиНа необходимо перекрывать объектив проектора в те моменты урока, когда презентация не используется активно.

Использованные источники:

1.Сухин И.Г. Шахматы: 2-й год, или Учусь и учу: Пособие для учителя / Издание 3-е. — Обнинск: Духовное возрождение, 2011.

     2. https://infourok.ru/urok- shahmatnaya-notaciya-280382.html

 

Ход урока

Организационный момент. (Слайд 1)

- Ребята, здравствуйте!  Сегодня у нас  занятие по шахматам. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение своими улыбками.

Мотивация к учебной деятельности

 (Слайд 2, Видео «Машенька и Медведь», Слайд 2)

 -Внимание на доску

- Ребята, что делают Медведь с Тигром?

- А для того, чтобы уметь играть в шахматы, что надо хорошо знать? (Доску)

- Давайте же произнесём наш девиз

           «Чтоб играть и побеждать, надо доску знать на «пять»!»

Повторение пройденного

  Я приготовила для вас вот такие квадратные поля, предлагаю каждому подойти и выбрать себе шахматное поле, пожалуйста (поля лежат на столе педагога).
Поднимите руку у кого белые шахматные поля, вы у нас команда белых, приглашаю вас за первый ряд, и ребята кому достались черные шахматные поля, приглашаю вас за второй ряд – вы команда черных.
Сегодня мы с вами будем работать в командах, у нас будет командная игра.
Каждая команда будет зарабатывать себе баллы – жетоны, это ваши шахматные поля.

- Предлагаю показать и рассказать Машеньке то, что мы уже знаем об игре «Шахматы» и шахматной доске.

Задание первое.    «Шахматная викторина»      (приложение №1)
  (Слайды 3-17)

- Спасибо всем за работу, каждая команда поработала дружно  и заработала по одному полю (выставить на доске)

Актуализация знаний

- Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику. (Слайд 18)

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Мальчик не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти — доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

-Можно ли помочь Пете? Как?

Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание…. (Слайд 19)

- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? (Слайд 20)

- Правильно, это термин НОТАЦИЯ.                     (приложение №6)

- Кто знает, что обозначает этот термин?

- Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

Формирование темы урока и постановка целей

- Ребята, сыграв шахматную партию с партнёром, вы сможете её восстановить. И существует два способа сделать это, либо попытаться вспомнить всю последовательность ходов, либо во время игры вести запись ходов – своих и партнёра.

– шахматная нотация состоит из системы знаков, обозначающих фигуры и поля.

- Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

- Давайте ещё раз вспомним, как обозначаются горизонтали? (Цифрами)

- А вертикали? (латинскими буквами)

- Давайте вспомним считалку, которая помогла нам в запоминании этих букв

                                                                                            (приложение №2)

Мы сидели на крыльце, Повторяли – а, бэ, цэ.    

 А потом спросили:    «Где Буква дэ и буква е?»     

Папа, дай нам карандаш, мы запишем – эф, жэ, аш.

 - Все шахматные линии: горизонтали, вертикали, диагонали пересекаются между собой на шахматной доске и образуют шахматные поля, каждое из которых имеет свой «адрес», своё местонахождение на шахматной доске. Как вы думаете, как можно определить «адрес» шахматного поля? (Варианты ответов)

Задание командам «Назови вертикаль и горизонталь» (по очереди из каждой команды выходит один игрок, показывает горизонталь, а соперники называют. И наоборот, другая команда называет вертикаль, соперники называют) Молодцы! Заработали ещё по одному полю (выставить на доске)

Изучение нового материала

- Представьте себе шахматный город. (Слайд 21)

- Улицами будут вертикали, а домами — горизонтали.

- Для того, чтобы определить «адрес» необходимого поля, нужно найти вертикаль – улицу и горизонталь-номер дома. Цифра, обозначающая горизонталь, и буква, обозначающая вертикаль, в совокупности дадут нам адрес, координаты поля. Сначала мы всегда называем улицу, а затем номер дома.

Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. (Слайд 22)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...