Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование обслуживания на предприятиях общественного питания

УДК 642.5(075.32)

ББК 65.431-803я723

К 95

 

Рецензенты:

Чулкова Т. Г. — преподаватель учебно-производственной фирмы «КОРЭ»;

Кравцова Л. Д. — преподаватель высшей категории Владимирского торгово-экономического колледжа

 

 

Кучер Л. С., Шкуратова Л. М. Организация обслуживания общественного питания: Учебник. — М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002. — 544с.

 

 

ISBN 5-93211-015-5

 

 

Подробно освещаются вопросы организации обслуживания в современных ресторанах, барах, кафе. Даны рекомендации по обслуживанию приемов, банкетов, праздничных вечеров и других мероприятий (шведский стол, кофе-брейк, бизнес-ланч, воскресный бранч, кейтеринг). Большое внимание уделено обслуживанию иностранных туристов, участников симпозиумов, конференций.

Для студентов колледжей, учащихся лицеев и технических училищ, а также может быть использован работниками общественного питания.

 

© Л. С. Кучер, Л. М. Шкуратова, 2002

© Отраслевой центр повышения

квалификации работников

торговли, 2002

© Издательский Дом

«Деловая литература», 2002

ISBN 5-93211-015-5

 

Содержание

Введение

Глава 1. Совершенствование обслуживания на предприятиях общественного питания

1.1.Цели и задачи обслуживания. Основные правила и нормы

1.2.Классификация услуг

1.3.Методы и формы обслуживания

1.4.Состояние потребительского рынка

1.5.Особенности обслуживания на предприятиях общественного питания различных типов 1.6.Прогрессивные технологии обслуживания

Глава 2. Торговые помещения, их характеристика и оснащение

2.1.Виды помещений

2.2.Характеристика торговых помещений

2.3.Сервизная

2.4.Моечная столовой посуды

2.5.Раздаточная

2.6.Сервис-бар (буфет)

2.7.Помещение для нарезки хлеба

2.8.Освещение

2.9.Вентиляция

2.10.Интерьеры залов

2.11.Оборудование залов

Глава 3. Столовые посуда, приборы, белье

3.1. Виды столовой посуды и приборов

3.2.Характеристика фарфоровой и керамическойпосуды

3.3.Характеристика хрустальной и стеклянной посуды

3.4 Характеристика металлической посуды

3.5 Характеристика столовых приборов

3.6 Характеристика деревяннойи пластмассовой посуды и приборов

3.7.Столовое белье

Глава 4. Информационное обеспечение процессаобслуживания

4.1.Средства информации

4.2.Назначение и принципы составления меню

4.3.Виды меню

4.4.Карта вин

4.5.Карта коктейлей ресторана

4.6.Оформление меню и карты вин

Глава 5. Этапы организации обслуживания

5.1.Уборка торговых помещений

5.2.Расстановка мебели в залах

5.3.Порядок получения и подготовка посуды, приборов

5.4.Работа с подносом

5.5.Общие правила сервировки стола

5.6.Виды и формы складывания салфеток

5.7.Характеристика различных вариантовпредварительной сервировки стола 5.8.Композиции из цветов

5.9.Музыкальное обслуживание

Глава 6. Обслуживание потребителей в ресторанах

6.1.Основные элементы обслуживания

6.1.1.Встреча и размещение гостей

6.1.2.Прием и оформление заказа

6.1.3.Работа сомелье. Рекомендации по выборуи подача вин

6.1.4.Передача заказа на производство

6.2.Организация процесса обслуживания в зале

6.2.1.Правила подачи продукции сервис-бара

6.2.2.Особенности подачи шампанского

 

6.3.Основные методы подачи блюд в ресторане

6.4.Последовательность и правила подачихолодных блюд и закусок

6.5.Правила подачи горячих закусок

6.6.Правила подачи супов

6.7.Правила подачи вторых блюд

6.8.Правила подачи сладких блюд

6.9.Правила подачи горячих напитков

6.10.Правила подачи холодных напитков

6.11.Правила, подачи кондитерских изделий

6.12.Правила этикета и нормы поведения за столом

6.13.Расчет с потребителями

6.14.Уборка со стола и замена использованной посуды,приборов

6.15.Правила подачи табачных изделий

Глава 7. Обслуживание приемов и банкетов

7.1.Виды приемов и банкетов

7.1.1.Дневные дипломатические приемы

7.1.2.Вечерние дипломатические приемы

7.2.Прием заказа

7.3.Роль менеджера в организации банкетной службы

7.4.Банкет за столом с полным обслуживаниемофициантами

7.5.Прием-фуршет

7.6.Прием коктейль

7.7.Банкет-чай

7.8.Смешанные (комбинированные) банкеты и приемы

7.9.Банкет за столом с частичным обслуживаниемофициантами

7.10.Банкет «Свадьба»

7.11.Банкет «День рождения»

7.12.Банкеты по случаю чествования юбиляра, встречидрузей

Глава 8. Специальные виды услуг и формыобслуживания

8.1.Услуги по организации питания и обслуживаниюучастников симпозиумов, конференций, семинаров,совещаний

8.2.Питание спортсменов

8.3.Обслуживание в гостиницах

8.4.Обслуживание в номерах гостиниц

8.5.Услуги по организации и обслуживанию торжеств,воскресного бранча, тематических мероприятий

8.6.Особенности предоставления услуг по организациипитания и обслуживания в местах массового отдыхаи культурно-массовых мероприятий

8.7. Обслуживание пассажировна железнодорожном транспорте

8.8.Обслуживание пассажироввоздушного транспорта

8.9.Обслуживание пассажиров водного транспорта

8.10.Обслуживание пассажиров автомобильного транспорта

8.11.Современные виды услуги формы обслуживания

Глава 9. Услуги по организации обслуживанияиностранных туристов

9.1.Виды туризма и классы обслуживания

9.2.Нормативная база

9.3.Требования к предприятиям питания дляобслуживания туристов

9.4.Обслуживание групп туристов в ресторанах и кафе

9.5.Услуги питания в пути следования

9.6. Особенности питания иностранных туристов

9.6.1.Южная Европа

9.6.2.Западная Европа

9.6.3.Восточная Европа

9.6.4.Центральная Европа

9.6.5.Ближний Восток

9.6.6Африка

9.6.7.Северная Америка

9.6.8.Центральная и Южная Америка

9.6.9.Южная Азия

9.6.10.Юго-Восточная Азия

9.6.11.Восточная Азия

Глава 10. Организация обслуживания гостей на высшемуровне (VIP)

10.1.Особенности обслуживания гостей на высшемуровне

10.2.Подача закусок, блюд и напитков в зале VIP

10.3.Транширование в присутствии посетителей

10.4.Фламбирование блюд и десертов

10.5.Особенности приготовления и подачи блюд фондю

Глава 11.Организация обслуживанияна социально ориентированныхпредприятиях питания

11.1.Обслуживание на производственныхпредприятиях

11.2.Обслуживание учащихся в общеобразовательныхшколах

11.3.Обслуживание учащихся профессионально-технических училищ

11.4.Обслуживание студентов высшихи средних специальных учебных заведений

11.5.Обслуживание социально незащищенных группнаселения

Глава 12. Организация труда обслуживающегоперсонала

12.1.Требования к менеджеру торгового зала(метрдотелю, администратору)

12.2.Требования к официанту

12.3.Требования к бармену

12.4.Требования к буфетчику сервис-бара

12.5.Факторы, определяющие условияи режим труда обслуживающего персонала

12.6.Организация труда обслуживающего персонала

12.7.Условия и порядок присвоения звания «Мастерторгового сервиса»

Литература

 

ВВЕДЕНИЕ

Предмет, цели и задачи организации обслуживания. Учебная дисциплина «Организация обслуживания» являет­ся профилирующей для специальности 2311 Организация об­служивания на предприятиях общественного питания.

Предметом дисциплины является обслуживающая дея­тельность персонала при оказании услуги общественного пи­тания.

Цель изучения дисциплины — приобретение студента­ми теоретических знаний и практических навыков оказания услуг на предприятиях общественного питания различных организационно-правовых форм, типов и классов. Для дости­жения этой цели организация обслуживания как учебная дис­циплина должна решать следующие задачи: овладение ос­новными понятиями, терминами и определениями в области организации обслуживания; изучение классификации услуг общественного питания и общих требований к ним; современ­ных технологий, форм, методов, средств обслуживания; ви­дов и характеристик торговых помещений, посуды, прибо­ров, столового белья; правил составления и оформления меню, карт вин; видов и правил сервировки и оформления столов; организации и техники обслуживания потребителей на предприятиях различных типов и классов; порядок предос­тавления различных услуг; правил оформления расчетов за обслуживание и оказание услуг; требований к обслуживаю­щему персоналу; организации труда обслуживающего персо­нала.

Организация обслуживания относится к основополагаю­щим учебным дисциплинам при формировании профессио­нальных качеств официантов, метрдотелей и менеджеров торговых залов, которые должны уметь:

Ø выполнять различные виды сервировки и оформления столов;

Ø составлять различные виды меню, карт вин;

Ø рассчитывать необходимое количество посуды, прибо­ров, столового белья;

Ø организовывать обслуживание потребителей на различ­ных предприятиях общественного питания с учетом пра­вил и норм международного сервиса, современных тех­нологий, форм и методов обслуживания;

Ø оказывать услуги с учетом запросов разных категорий по­требителей;

Ø организовывать труд обслуживающего персонала;

Ø использовать средства информации для повышения эф­фективности предлагаемых услуг.

Межпредметные связи организации обслуживания с другими дисциплинами. Организация обслуживания связа­на с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими. Предше­ствующими связями организация обслуживания соединена с товароведением пищевых продуктов, ассортиментом и каче­ством кулинарной и кондитерской продукции, техническим оснащением и охраной труда, профессиональной эстетикой и дизайном, основами стандартизации, метрологии и сер­тификации. Знание этих дисциплин необходимо для более глубокого понимания и оценки качества предоставляемых услуг.

Одновременно организация обслуживания является ба­зовой дисциплиной для многих специальных дисциплин: орга­низации и технологии отрасли, маркетинга, менеджмента, экономики, бухгалтерского учета и др. Их объединяют после­дующие и сопутствующие межпредметные связи.

К организационным формам проведения занятий от­носятся такие формы и методы обучения, как лекции, семи­нарские занятия, деловые игры, дискуссии, лабораторные и практические занятия, экскурсии на предприятия.

Организация самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины способствует формированию умений и навыков организации творческого труда, углублению профессиональной подготовки и самообразованию, самостоя­тельному решению практических задач.

Принципы организации обслуживания. Любая профес­сиональная деятельность базируется на определенных прин­ципах. Принцип (лат. principium— основа, начало) — основ­ное исходное положение какого-либо учения, руководящая идея, основное правило профессиональной деятельности. Принципами организации обслуживания в общественном пи­тании являются:

Ø удовлетворение потребностей людей в продукции и услу­гах;

Ø создание комфортных условий в обеденных залах;

Ø удобство и эстетичность сервировки стола;

Ø отсутствие негативных явлений, связанных с процессомобслуживания потребителей;

Ø увеличение рентабельности работы предприятий обще­ственного питания за счет внедрения новых видов про­дукции и услуг;

Ø соответствие видов услуг постоянно изменяющимся вку­сам потребителей, требованиям рынка.

Объект (лат. objectum— предмет) — предмет, явление, на которое направлена какая-либо деятельность. Объектом в общественном питании является обслуживающая деятель­ность, которая направлена на реализацию кулинарной про­дукции и предоставление услуг населению.

Кулинарная продукция — совокупность блюд, кулинар­ных изделий и кулинарных полуфабрикатов, удовлетворя­ющих реальные потребности определенных сегментов по­требителей. Требования к кулинарной продукции, реализу­емой населению, правила приемки, методы контроля, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, приведены в ГОСТ Р 50763-95 [14].

Услуга общественного питания — результат деятельно­сти предприятий и граждан-предпринимателей по удовлет­ворению потребностей в питании и проведении досуга.

Классификация услуг общественного питания, общие требования к их качеству и обязательные требования по бе­зопасности услуг определены ГОСТ Р 50764-95 [14].

Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности, а также носитель прав и обязанностей. Субъекты обслуживающей деятельности подразделяются на две группы. Первая группа представлена субъектами, на удовлетворение потребностей которых нацелена обслуживающая деятельность. К ней относятся потребители. Определение термина «потребитель» дано в Федеральном законе «О защите прав потребителей»: «Потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли» [1, ст. 1].

Во вторую группу входит руководящий и обслуживающий персонал, осуществляющий обслуживание потребителей в силу своих должностных и профессиональных обязанностей. Требования к конкретным должностям и профессиям обслуживающего персонала изложены в главе 12.

Ниже приведена схема структуры дисциплины «Организация обслуживания» (рис. 1).

Основными понятиями учебной дисциплины «Организа­ция обслуживания» являются: процесс обслуживания, усло­вия обслуживания качество, безопасность и экологичность продукции (услуг), метод и форма обслуживания, обслужи­вающий персонал.

Процесс обслуживания в общественном питании — со­вокупность операций, выполняемых исполнителем при не­посредственном контакте с потребителем услуг при реализа­ции кулинарной продукции и организации досуга.

Условия обслуживания — совокупность факторов, воз­действующих на потребителя в процессе получения услуг.

Качество услуги — совокупность характеристик услу­ги, определяющих ее способность удовлетворять установ­ленные и предполагаемые потребности потребителей.

Безопасность услуги — комплекс свойств услуги, при которых она под влиянием внутренних и внешних опасных (вредных) факторов оказывает воздействие на потребителя, не подвергая его жизнь, здоровье и имущество риску.

Экологичность продукции (услуг) — комплекс свойств продукции, услуг, при которых оказывается воздействие на окружающую среду, не подвергая ее риску.

Метод обслуживания потребителей — это способ реали­зации потребителям продукции общественного питания [14]. Раз­личают три метода обслуживания: официантом, барменом и бу­фетчиком, самообслуживание и комбинированный метод.

Форма обслуживания потребителей — организацион­ный прием, представляющий собой разновидность или соче­тание методов обслуживания потребителей продукцией об­щественного питания [14].

Обслуживающий персонал. К обслуживающему персо­налу предприятия относятся: метрдотель (администратор зала), официант, бармен, повар, занимающийся отпуском продукции на раздаче, буфетчик, кассир, гардеробщик, швейцар, продавец магазина (отдела) кулинарии.

Требования к обслуживающему персоналу должны учи­тывать следующие критерии оценки:

Ø уровень профессиональной подготовки и квалификации, в том числе теоретические знания и применение их на практике;

Ø умение организовать работу коллектива (для метрдо­теля);

Ø знание и соблюдение профессиональной этики поведения;

Ø знание нормативных и руководящих документов, касаю­щихся профессиональной деятельности.

Обслуживающий персонал предприятий всех типов и классов независимо от форм собственности должен знать правила внутреннего распорядка и организацию работы предприятия. Функции, обязанности, права и ответствен­ность обслуживающего персонала должны быть изложены в должностных инструкциях и утверждены руководителем предприятия. Должностные инструкции обслуживающего персонала разрабатывает администрация предприятия в со­ответствии с ГОСТ Р 50935-96 [14], Тарифно-квалификаци­онным справочником работ и профессий с учетом особенно­стей работы каждого предприятия и требований действую­щего законодательства.

Обслуживающий персонал должен обеспечить безопас­ность жизни и здоровья потребителей. Весь персонал должен пройти подготовку по безопасным методам работы.

К обслуживающему персоналу предприятий всех типов и классов предъявляют следующие требования:

Ø знание и соблюдение должностных инструкций и правилвнутреннего распорядка предприятия;

Ø соблюдение требований санитарии, правил личной гиги­ены и гигиены рабочего места;

Ø знание и соблюдение мер пожарной безопасности, пра­вил охраны труда и техники безопасности;

Ø соблюдение профессиональной этики в процессе обслу­живания потребителей;

Ø знание требований нормативных документов на продук­цию и услуги общественного питания;

Ø повышение квалификации всех категорий работников(не реже одного раза в 5 лет, кроме гардеробщика ишвейцара);

Ø проведение аттестации работников коллектива (не режеодного раза в полгода).

Обслуживающий персонал предприятия должен быть одет в форменную или санитарную одежду и обувь установ­ленного для данного предприятия образца, находящуюся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязне­ний. Форменная одежда швейцара, гардеробщика, метрдоте­ля, официанта и бармена в ресторанах и барах всех классов должна обеспечивать стилевое единство на предприятии. Ра­ботники предприятия на форменной одежде должны носить бейджи с эмблемой предприятия и указанием должности и профессии.

Профессиональными этическими нормами поведения персонала являются: вежливость, тактичность, вниматель­ность и предупредительность в отношениях с потребителями в пределах своих должностных обязанностей. Персонал дол­жен уметь создать на предприятии атмосферу гостеприим­ства, в отношении потребителей проявлять доброжелатель­ность и терпение, быть выдержанным, обладать способнос­тью избегать конфликтных ситуаций. В ресторанах и барах класса люкс и высший должен работать обслуживающий персонал, знакомый со спецификой кулинарии и обслужи­вания в других государствах.

 

Глава 1

Совершенствование обслуживанияна предприятиях общественногопитания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...