Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Справочные сведения,




Нетехнический ОТЧЕТ,

а точнее говоря ДНЕВНИК

о жизни и невероятных приключениях

группы нижегородских туристов

в лыжном спортивном туристском походе

второй с элементами четвёртой категории сложности

по Полярному Уралу

С восхождением на высшую точку района г. ПайЕр

совершенном

в период с 27 марта (16час. 00мин)

по 12 апреля 2009 года(8час. 47мин) 2009 года

в 2-х частях,

неаккуратненько, а как попало

написанный ими самими.

 

Эпиграф похода

«За что люблю лыжные походы?

Да, всегда тепло и сухо!»

Эпиграфы другие

«Хорошо пургуем»

 

 

Маршрутная книжка № 02/09

Руководитель группы: Пудеев

Андрей Александрович

тел.: 8-904-397-42-62,

e-mail: [email protected]

 

Нижний Новгород

2009 г.


ВСТУПЛЕНИЕ

Пудеева Андрея о лыжном походе

или как началось.

 

Полярный Урал манил второй год, но не было снаряжения, не было опыта, а с малоопытной группой там делать нечего, тундра не шутит. В этом году решили – идём! И оказывается, вот случай!, группа КМС Потёмкина В., собиравшаяся на Приполярный, распалась, но осталось несколько человек, которые всё равно хотели идти в поход, не желали пропускать весну. В областном турклубе случайно узнали о нас, нашли телефон, созвонились, договорились. Сначала подтянулся Валера Лашманов, потом, через него же, ещё трое. Все – опытные лыжники. Саша Кузнецов – КМС по альпинизму, Ринат Иксанов уже бывал на Пай-Ере в 2006 году. Случай! Без них и похода могло не состояться. Нас изначально было четверо, потом один отпал. И вдруг - семеро! Великолепная семёркаJ. Нашлось снаряжение: зимняя палатка, горелка, примуса. Тренировочный поход выходного дня, долгие сборы, недолгие проводы. Поезд Горький-Воркута, подгонка в плацкарте снаряжения, заточка кошекJ

Вообще же основной идеей похода было посещение южной части Полярного Урала и совершение зимнего восхождения на г.Пай-Ер, высочайшую вершину Полярного Урала. Начало маршрута было положено в посёлке Елецкий, наиболее удобно стартовой точки в данном регионе, населённого пункта с железнодорожным сообщением с Воркутой и Лобытнангами, Сейдой (узловой станцией).

 

ЧАСТЬ 1.

Справочные сведения,

если кому интересно.

Проводящая организация: Туристский Клуб Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского «Абрис», Нижегородская региональная общественная молодежная организация «Союз Студентов Нижегородского Государственного Университета», 603091, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, общ. №5 (офис-центр), офис №15, тел./факс: (831) 465-72-05, http://www.ssnu.nnov.ru

 

Место проведения: Россия, Полярный Урал. Мар­шрут про­ле­гает в Республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской об­ласти.

 

Общие справочные сведения о маршруте (в виде таблицы):

Вид туризма Категория сложности Протяжённость активной части Продолжительность Сроки про­ведения
общая ходовых дней
лыжный 2 с элементами 4 162 км 12 дней 10 дней 28.03-12.04.2009

 

Под­роб­ная нитка мар­шрута: п. Елецкий – руч. Ворчашор – увал Каче-Мыльк – р. Харута – РВ1 пер.Седло (н/к) – балок Кечь-Пельской геологической партии – РВ2 (траверс северо-западного отрога Пай-Ера от балка на северном плато до перевала Седло (н/к) – в. Пай-Ер по северо-западному гребню (2А) – оз. Кечь-Пель-Ты – пер. Седло (н/к) - траверс северо-западного отрога Пай-Ера до балка на северном плато (н/к)) – р. Харута – руч. Харута-Шор – руч. Янас-Шор – г.Яй-Мыльк – р. Елец – пер. Кузь-Ты (н/к) – р. Макар-Рузь – руч. Черный – р. Енга-Ю – руч. Кэр-Доман-Шор – п. Харп.

 

Определяющие препятствия маршрута (локальные):

Вид препят­ствия Категория трудности Баллы Характеристика препятствия Путь про­хождения (для локальных препятствий)
Восхождение на г. Пай-Ер (1499 м)   Гребневой маршрут на высочайшую вершину Полярного Урала. Гребень местами широкий, местами довольно узкий, плотный ветровой наст, крутизна на локальных участках до 60°, в основном же довольно пологий. На гребне – заснеженные скальные жандармы. Вершина – довольно обширное плато. Спуск – лавиноопасный кулуар (не подрезать склона!) крутизна до 45°. Местами слой снега очень мал, под ним лед. На 5 веревке от верха (начала спуска) – небольшой скальный сброс высотой около 3-4 м, ниже которого склон становится положе. Спуск по ступеням. С перевала Седло по северо-западному гребню, обходя жандармы справа по ходу (с западного склона) с провешиванием страховочных перил. Станции – на ледорубах вогнанных в плотный ветровой наст. Всего провесили 650 м перил (13 веревок). На последнем участке гребня (около 200 м) – движение в связках. Спуск по кулуару на запад к озеру Кечь-Пель-Ты. В верхней части кулуара (200 м) провесили 5 веревок до скального сброса. После спускались с самостраховкой на ледоруб к озеру Кечь-Пель-Ты.

 

 

Заброска: поездом Горький-Воркута (отпр. 16-00) до Сейды (около 1500 руб), затем местным поездом Воркута-Лобытнанги до станции Елецкая (169 руб);

Выброска: С выброской из Харпа возникли определенные затруднения, т.к. не было билетов вообще. Я уж думал, что придется ночевать в Харпе, но удалось впроситься к доброй тетеньке-продавщице в вагон-лавку (есть на бескрайних просторах нашей Родины и такие, которые прицепляют к поезду и на нужной станции либо отцепляют, либо поезд стоит и ждет пока местное население отоварится). Этот вагон привез нас в Елецкий, где мы помылись в здании котельной и переночевали в здании вокзала, а на следующее утро довез до Сейды, куда нам и надо было. Доброй лавочнице мы заплатили как за обычный билет, да еще накупили еды и напитков.

Выбрасывались из Сейды через Киров, т.к. не сумели купить билеты напрямую до Горького. Сначала на поезде Воркута – Киров доехали от Сейды до Кирова (1228 руб), затем на поезде Екатеринбург – Горький до Нижнего Новгорода (503,7 руб).

 

Аварийные выходы с маршрута. Первая половина маршрута пролегала вдоль железной дороги (в 1 дне ходьбы) и эвакуация очевидна. А вот после превала Кузь-Ты возникают белее серьезные трудности. В долине Макар-Рузя и в окрестностях горы Черной можно попытаться добраться до геологов на перевале Геологов или до карьера в долине р. Енга-Ю, но это, на мой взгляд оправданно в самом крайнем случае, ибо придется добираться переваливая через хребет. По долине Енга-Ю проходит дорога с приисков в Харп. Это самый логичный путь эвакуации. По дороге ездят машины. Да и до Харпа можно дойти за несколько часов.

 

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

- низкие температуры в совокупности с ветром, который здесь дует практически постоянно могут привести к отморожениям.

- движение по ветровому насту требует определённых навыков, чреват падениями и травмами.

- восхождения на вершины и прохождение перевалов возможно только при наличии навыков и специального снаряжения: страховочного (веревки, карабины и т.п.) и личного (кошки, ледорубы, обвязки).

 

Список группового снаряжения:

· палатка «Зима» – 1 шт.,

· тент к «Зиме» - 1 шт.,

· котлы – 5 и 4 л,

· половник – 1 шт.,

· стеклоткань – 2 куска,

· щетка-сметка – 1 шт.,

· фольга пищевая – 1 рулон,

· лопаты снежные (лавинные) – 2 шт.,

· лопаты-листы – 3 шт.,

· ножевка большая – 1 шт.,

· ножевка малая – 2 шт.,

· бензин 20 л,

· сухой спирт 360 г,

· газ – 6 больших баллонов (по 460 г),

· горелка мультитопливная – 1 шт.,

· примус «Шмель» - 1 шт.,

· горелки газовые – 2 шт.,

· термоса общим объемом 4 л,

· фотоаппараты с запасом аккумуляторов – 3 шт.,

· GPS-навигаторы с запасом батареек– 2 шт.,

· аптечка групповая – 1 шт.,

· ремонтный набор лыжный – 1 комплект,

· растяжка ТК ННГУ,

· маршрутные документы, дневник,

· сигнальная ракетница с набором ракет,

· мыло,

· термометры – 2 шт.,

· скотч,

· фасовочные пакеты,

· карты топографические,

· GPS-навигатор с комплектом запасных батареек.

 

 

Список группового специального снаряжения:

· Веревка диаметром 10 мм, длиной 50 м – 2 бухты,

· Ледобуры – 4 шт.,

· Расходные петли – 3 шт.,

· Карабины – 6 шт.,

· Восьмерки – 2 шт.,

· Репшнуры по 4,5 м – 6 шт.,

· Френды – 5 шт.,

 

 

Список личного снаряжения (например мой – Пудеев А.):

· Рюкзак,

· Пенка 16 мм толщиной (или 2 летних),

· Спальник зимний,

· Спальник летний (вкладыш),

· Компрессионный мешок большой,

· Ботинки ходовые,

· Бахилы – галоши с «рукавом» (самодельные),

· Ботинки бивачные (На основе пенополиуретана - лёгкие),

· Гамаши,

· Стельки запасные 1 пара,

· Гольфы/ термоноски высокие 1 пара,

· Носки шерстяные (для сна),

· Носки шерстяные 2 пары,

· Носки средней толщины с ворсом (тёплые) – 2 пары,

· Носки тонкие х/б или синтетика – 3 пары,

· Куртка бивачная (тёплая),

· Штаны горнолыжные самосбросы (мембрана),

· Костюм ветрозащитный (ВЗ),

· Жилетка тёплая (синтепоновая),

· Свитер среднего размера – полусинтетика – ходовой,

· Свитер спальный,

· Олимпийка (синтетическая или шерстяная),

· Тёплые трико (тренировочные),

· Водолазка (х/б),

· Тренировочные штаны с начёсом,

· Трусы 3 шт.,

· Тельняшка,

· Майки (футболки) – 1-2 шт.,

· Рукавицы на меху,

· Перчатки лыжные 2 пары – похолоднее и потеплее,

· Рукавицы рабочие синтетические (верхонки - самодельные),

· Перчатки тонкие, вязаные – 2-3 пары,

· Балаклава – (маска, омоновская маска и т.п.),

· Подшлемник (строительный),

· Шапка вязаная толстая,

· Шапка вязаная (для сна) толстая,

· Шарф вязаный полушерстяной длинный,

· Очки солнцезащитные 1 шт.,

· КЛМН – комплект,

· Часы,

· Спички в герметичной упаковке,

· Компас,

· Свисток,

· Влажные салфетки (хранить в тепле – внутренний карман и т.п.),

· Личные документы, деньги,

· Фонарик налобный с запасом аккумуляторов (в тепле хранить!),

· Полиэтиленовые пакеты,

· Предметы личной гигиены,

· Туалетная бумага,

· Мобильный телефон,

· Теплоиды (1-2 шт.) и термоодеяло (для выживания в условиях холодной ночёвки и т.п.).

Список личного специального снаряжения:

· Индивидуальная страховочная система,

· Кошки,

· Ледоруб,

· Репшнуры 11-12 м,

· Карабины 2 шт.,

· Карты,

· Санки-волокуши,

· Лавинная лента,

· Лыжи «Бескид» или кантованные,

· Лыжные палки.

 

Двое из семи участников похода использовали деревянные «армейские» лыжи шириной 7 см Нововятского лыжного комбината (г. Киров), а остальные – лыжи «Бескид». Разумеется, что «Бескиды» с металлической окантовкой более приемлемы в тамошних условиях плотного ветрового наста, почти повсеместного.

Крепления использовались универсальные тросиковые «Азимут» (Новосибирск). Это, на мой взгляд, лучшее, что можно сейчас купить. Единственно, места трения тросика со скобой и бахилами были обмотаны изолентой. Может треснуть скоба, но для этого нужно иметь запасной комплект креплений в ремнаборе.

Бахилы шились самостоятельно из резиновых галош и тканевого рукава, закрывавшего ногу до колена. Вес моих бахил составил 920 г для пары.

В качестве ходовой обуви лично я использовал летние, кожаные треккинговые ботинки (именно ботинки, а не высокие кроссовки) фирмы «Karrimor». В совокупности с бахилами этого было достаточно, чтобы не ощущать ни холода, ни сырости при испытанных температурах.

Великолепно показали себя купленные специально для бивака (но с лёгкостью заменяющие и ходовую обувь) рыбацкие ботинки на основе пенополиуретановой калоши с пришитым к ней голенищем. У таких ботинок (Нижегородского, кстати, производства) два главных достоинства: очень маленький вес (870 г пара) и свойство пенополиуретана сохранять тепло. В комплекте с ними использовались гамаши. Впрочем, не все использовали бивачную обувь.

Отлично показали себя горнолыжные штаны-самосбросы на основе мембранной ткани, великолепно выводящие влагу и сохраняющие тепло.

Прекрасно зарекомендовали себя для бивака и для низких температур также и тёплые спортивные куртки «Atomic».

Для экономии объёма рюкзака (что актуально зимой) использовались большие компрессионные мешки производства «Сплава». Так вся моя одежда, включая зимнюю куртку «Атомик» и горнолыжные штаны помещалась в этот мешок, образуя куль 35 на 40 см.

Поскольку группа ходила без печки, что называется «на снаряжении», то следует обратить внимание на спальники. У всех в группе были зимние холлофайберные спальники «Alexika» - «Nord», «Iceland», «Glaiser», «Tundra+». Кроме того, я использовал двойной спальник: внешний «Alexika» - «Nord» (2,1 кг) и внутренний – летний – «Nordway», весом 0,98 кг. Внешний спальник отсыревал, а внутренний был всегда сух. Кроме того, в таком двойном спальнике было теплее, нежели в одинарном. Так что, несмотря на некоторое увеличение веса, подобную практику следует признать положительной.

Необходимым условием является наличие толстого пенополиэтиленового коврика. Нами были использованы коврики разной толщины, но наиболее безопасным в зимних условиях являются коврики толщиной не менее 12 мм, а ещё лучше 16 мм.

Обязательным также является наличие нескольких пар сменных тёплых толстых носок.

Из общественного снаряжения стоит отметить безусловную необходимость GPS-навигатора, личного – саночек, которые значительно облегчают перенос тяжести в тундре.

 

 

Ф. И О Год рождения Обязанности в походе Даты ведения дневника
1. Гардин Александр Иванович   Комиссар (заставлятель писать дневник), фотограф 27.03.2009г. Пт 03.Пт.,10. 04. 2009г., Пт.
2. Лашманов Валерий Леонидович   Реммастер, сказитель 28.03. 2009г..Сб 04.Сб,11. 04. 2009г., Сб.
3. Кузнецов Александр Геннадьевич   Шеф-повар, прометей (ответственный за горелку и прмуса) 29.03. 2009г..Вос 05.Вос, 12. 04. 2009г., Вос.
4. Иксанов Ринат Зиннурович   Палаточных дел мастер, квартирмейстер 30.03. 2009г.Пон. 06. Пон.
5. Березкин Алексей Иванович   Штурман и хронометрист, говорящий со звездами (GPS) 31.03. 2009г., Вт. 07.04. 2009г., Вт.
6. Пудеев Андрей Александрович   руководитель, завхоз, начфин, защитник зеленых насаждений. 01.04. 2009г.,Ср. 08.04. 2009г., Ср.
7. Шаров Алексей Александрович   Санинструктор 02.04. 2009г.,Чт.. 09.04. 2009г., Чт.

Участники похода, а также график ведения дневника на маршруте и у горелки, у которой бессменно дежурил Кузнецов А.Г., и которому было не до дневника:)

 

 

А вообще, позвольте представиться:

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...