Справочные сведения,
Стр 1 из 10Следующая ⇒ Нетехнический ОТЧЕТ, а точнее говоря ДНЕВНИК о жизни и невероятных приключениях группы нижегородских туристов в лыжном спортивном туристском походе второй с элементами четвёртой категории сложности по Полярному Уралу С восхождением на высшую точку района г. ПайЕр совершенном в период с 27 марта (16час. 00мин) по 12 апреля 2009 года(8час. 47мин) 2009 года в 2-х частях, неаккуратненько, а как попало написанный ими самими.
Эпиграф похода «За что люблю лыжные походы? Да, всегда тепло и сухо!» Эпиграфы другие «Хорошо пургуем»
Маршрутная книжка № 02/09 Руководитель группы: Пудеев Андрей Александрович тел.: 8-904-397-42-62, e-mail: tknngu@yandex.ru
Нижний Новгород 2009 г. ВСТУПЛЕНИЕ Пудеева Андрея о лыжном походе или как началось.
Полярный Урал манил второй год, но не было снаряжения, не было опыта, а с малоопытной группой там делать нечего, тундра не шутит. В этом году решили – идём! И оказывается, вот случай!, группа КМС Потёмкина В., собиравшаяся на Приполярный, распалась, но осталось несколько человек, которые всё равно хотели идти в поход, не желали пропускать весну. В областном турклубе случайно узнали о нас, нашли телефон, созвонились, договорились. Сначала подтянулся Валера Лашманов, потом, через него же, ещё трое. Все – опытные лыжники. Саша Кузнецов – КМС по альпинизму, Ринат Иксанов уже бывал на Пай-Ере в 2006 году. Случай! Без них и похода могло не состояться. Нас изначально было четверо, потом один отпал. И вдруг - семеро! Великолепная семёркаJ. Нашлось снаряжение: зимняя палатка, горелка, примуса. Тренировочный поход выходного дня, долгие сборы, недолгие проводы. Поезд Горький-Воркута, подгонка в плацкарте снаряжения, заточка кошекJ
Вообще же основной идеей похода было посещение южной части Полярного Урала и совершение зимнего восхождения на г.Пай-Ер, высочайшую вершину Полярного Урала. Начало маршрута было положено в посёлке Елецкий, наиболее удобно стартовой точки в данном регионе, населённого пункта с железнодорожным сообщением с Воркутой и Лобытнангами, Сейдой (узловой станцией).
ЧАСТЬ 1. Справочные сведения, если кому интересно. Проводящая организация: Туристский Клуб Нижегородского Государственного Университета им. Н.И. Лобачевского «Абрис», Нижегородская региональная общественная молодежная организация «Союз Студентов Нижегородского Государственного Университета», 603091, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, общ. №5 (офис-центр), офис №15, тел./факс: (831) 465-72-05, http://www.ssnu.nnov.ru
Место проведения: Россия, Полярный Урал. Маршрут пролегает в Республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области.
Общие справочные сведения о маршруте (в виде таблицы):
Подробная нитка маршрута: п. Елецкий – руч. Ворчашор – увал Каче-Мыльк – р. Харута – РВ1 пер.Седло (н/к) – балок Кечь-Пельской геологической партии – РВ2 (траверс северо-западного отрога Пай-Ера от балка на северном плато до перевала Седло (н/к) – в. Пай-Ер по северо-западному гребню (2А) – оз. Кечь-Пель-Ты – пер. Седло (н/к) - траверс северо-западного отрога Пай-Ера до балка на северном плато (н/к)) – р. Харута – руч. Харута-Шор – руч. Янас-Шор – г.Яй-Мыльк – р. Елец – пер. Кузь-Ты (н/к) – р. Макар-Рузь – руч. Черный – р. Енга-Ю – руч. Кэр-Доман-Шор – п. Харп.
Определяющие препятствия маршрута (локальные):
Заброска: поездом Горький-Воркута (отпр. 16-00) до Сейды (около 1500 руб), затем местным поездом Воркута-Лобытнанги до станции Елецкая (169 руб); Выброска: С выброской из Харпа возникли определенные затруднения, т.к. не было билетов вообще. Я уж думал, что придется ночевать в Харпе, но удалось впроситься к доброй тетеньке-продавщице в вагон-лавку (есть на бескрайних просторах нашей Родины и такие, которые прицепляют к поезду и на нужной станции либо отцепляют, либо поезд стоит и ждет пока местное население отоварится). Этот вагон привез нас в Елецкий, где мы помылись в здании котельной и переночевали в здании вокзала, а на следующее утро довез до Сейды, куда нам и надо было. Доброй лавочнице мы заплатили как за обычный билет, да еще накупили еды и напитков. Выбрасывались из Сейды через Киров, т.к. не сумели купить билеты напрямую до Горького. Сначала на поезде Воркута – Киров доехали от Сейды до Кирова (1228 руб), затем на поезде Екатеринбург – Горький до Нижнего Новгорода (503,7 руб).
Аварийные выходы с маршрута. Первая половина маршрута пролегала вдоль железной дороги (в 1 дне ходьбы) и эвакуация очевидна. А вот после превала Кузь-Ты возникают белее серьезные трудности. В долине Макар-Рузя и в окрестностях горы Черной можно попытаться добраться до геологов на перевале Геологов или до карьера в долине р. Енга-Ю, но это, на мой взгляд оправданно в самом крайнем случае, ибо придется добираться переваливая через хребет. По долине Енга-Ю проходит дорога с приисков в Харп. Это самый логичный путь эвакуации. По дороге ездят машины. Да и до Харпа можно дойти за несколько часов.
Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте. - низкие температуры в совокупности с ветром, который здесь дует практически постоянно могут привести к отморожениям. - движение по ветровому насту требует определённых навыков, чреват падениями и травмами. - восхождения на вершины и прохождение перевалов возможно только при наличии навыков и специального снаряжения: страховочного (веревки, карабины и т.п.) и личного (кошки, ледорубы, обвязки).
Список группового снаряжения: · палатка «Зима» – 1 шт., · тент к «Зиме» - 1 шт., · котлы – 5 и 4 л, · половник – 1 шт., · стеклоткань – 2 куска, · щетка-сметка – 1 шт., · фольга пищевая – 1 рулон, · лопаты снежные (лавинные) – 2 шт., · лопаты-листы – 3 шт., · ножевка большая – 1 шт., · ножевка малая – 2 шт., · бензин 20 л, · сухой спирт 360 г, · газ – 6 больших баллонов (по 460 г), · горелка мультитопливная – 1 шт., · примус «Шмель» - 1 шт., · горелки газовые – 2 шт., · термоса общим объемом 4 л, · фотоаппараты с запасом аккумуляторов – 3 шт., · GPS-навигаторы с запасом батареек– 2 шт., · аптечка групповая – 1 шт., · ремонтный набор лыжный – 1 комплект, · растяжка ТК ННГУ, · маршрутные документы, дневник, · сигнальная ракетница с набором ракет, · мыло, · термометры – 2 шт., · скотч, · фасовочные пакеты, · карты топографические, · GPS-навигатор с комплектом запасных батареек.
Список группового специального снаряжения: · Веревка диаметром 10 мм, длиной 50 м – 2 бухты, · Ледобуры – 4 шт.,
· Расходные петли – 3 шт., · Карабины – 6 шт., · Восьмерки – 2 шт., · Репшнуры по 4,5 м – 6 шт., · Френды – 5 шт.,
Список личного снаряжения (например мой – Пудеев А.): · Рюкзак, · Пенка 16 мм толщиной (или 2 летних), · Спальник зимний, · Спальник летний (вкладыш), · Компрессионный мешок большой, · Ботинки ходовые, · Бахилы – галоши с «рукавом» (самодельные), · Ботинки бивачные (На основе пенополиуретана - лёгкие), · Гамаши, · Стельки запасные 1 пара, · Гольфы/ термоноски высокие 1 пара, · Носки шерстяные (для сна), · Носки шерстяные 2 пары, · Носки средней толщины с ворсом (тёплые) – 2 пары, · Носки тонкие х/б или синтетика – 3 пары, · Куртка бивачная (тёплая), · Штаны горнолыжные самосбросы (мембрана), · Костюм ветрозащитный (ВЗ), · Жилетка тёплая (синтепоновая), · Свитер среднего размера – полусинтетика – ходовой, · Свитер спальный, · Олимпийка (синтетическая или шерстяная), · Тёплые трико (тренировочные), · Водолазка (х/б), · Тренировочные штаны с начёсом, · Трусы 3 шт., · Тельняшка, · Майки (футболки) – 1-2 шт., · Рукавицы на меху, · Перчатки лыжные 2 пары – похолоднее и потеплее, · Рукавицы рабочие синтетические (верхонки - самодельные), · Перчатки тонкие, вязаные – 2-3 пары, · Балаклава – (маска, омоновская маска и т.п.), · Подшлемник (строительный), · Шапка вязаная толстая, · Шапка вязаная (для сна) толстая, · Шарф вязаный полушерстяной длинный, · Очки солнцезащитные 1 шт., · КЛМН – комплект, · Часы, · Спички в герметичной упаковке, · Компас, · Свисток, · Влажные салфетки (хранить в тепле – внутренний карман и т.п.), · Личные документы, деньги, · Фонарик налобный с запасом аккумуляторов (в тепле хранить!), · Полиэтиленовые пакеты, · Предметы личной гигиены, · Туалетная бумага, · Мобильный телефон, · Теплоиды (1-2 шт.) и термоодеяло (для выживания в условиях холодной ночёвки и т.п.). Список личного специального снаряжения: · Индивидуальная страховочная система, · Кошки, · Ледоруб, · Репшнуры 11-12 м, · Карабины 2 шт., · Карты, · Санки-волокуши, · Лавинная лента, · Лыжи «Бескид» или кантованные, · Лыжные палки.
Двое из семи участников похода использовали деревянные «армейские» лыжи шириной 7 см Нововятского лыжного комбината (г. Киров), а остальные – лыжи «Бескид». Разумеется, что «Бескиды» с металлической окантовкой более приемлемы в тамошних условиях плотного ветрового наста, почти повсеместного. Крепления использовались универсальные тросиковые «Азимут» (Новосибирск). Это, на мой взгляд, лучшее, что можно сейчас купить. Единственно, места трения тросика со скобой и бахилами были обмотаны изолентой. Может треснуть скоба, но для этого нужно иметь запасной комплект креплений в ремнаборе.
Бахилы шились самостоятельно из резиновых галош и тканевого рукава, закрывавшего ногу до колена. Вес моих бахил составил 920 г для пары. В качестве ходовой обуви лично я использовал летние, кожаные треккинговые ботинки (именно ботинки, а не высокие кроссовки) фирмы «Karrimor». В совокупности с бахилами этого было достаточно, чтобы не ощущать ни холода, ни сырости при испытанных температурах. Великолепно показали себя купленные специально для бивака (но с лёгкостью заменяющие и ходовую обувь) рыбацкие ботинки на основе пенополиуретановой калоши с пришитым к ней голенищем. У таких ботинок (Нижегородского, кстати, производства) два главных достоинства: очень маленький вес (870 г пара) и свойство пенополиуретана сохранять тепло. В комплекте с ними использовались гамаши. Впрочем, не все использовали бивачную обувь. Отлично показали себя горнолыжные штаны-самосбросы на основе мембранной ткани, великолепно выводящие влагу и сохраняющие тепло. Прекрасно зарекомендовали себя для бивака и для низких температур также и тёплые спортивные куртки «Atomic». Для экономии объёма рюкзака (что актуально зимой) использовались большие компрессионные мешки производства «Сплава». Так вся моя одежда, включая зимнюю куртку «Атомик» и горнолыжные штаны помещалась в этот мешок, образуя куль 35 на 40 см. Поскольку группа ходила без печки, что называется «на снаряжении», то следует обратить внимание на спальники. У всех в группе были зимние холлофайберные спальники «Alexika» - «Nord», «Iceland», «Glaiser», «Tundra+». Кроме того, я использовал двойной спальник: внешний «Alexika» - «Nord» (2,1 кг) и внутренний – летний – «Nordway», весом 0,98 кг. Внешний спальник отсыревал, а внутренний был всегда сух. Кроме того, в таком двойном спальнике было теплее, нежели в одинарном. Так что, несмотря на некоторое увеличение веса, подобную практику следует признать положительной. Необходимым условием является наличие толстого пенополиэтиленового коврика. Нами были использованы коврики разной толщины, но наиболее безопасным в зимних условиях являются коврики толщиной не менее 12 мм, а ещё лучше 16 мм. Обязательным также является наличие нескольких пар сменных тёплых толстых носок. Из общественного снаряжения стоит отметить безусловную необходимость GPS-навигатора, личного – саночек, которые значительно облегчают перенос тяжести в тундре.
Участники похода, а также график ведения дневника на маршруте и у горелки, у которой бессменно дежурил Кузнецов А.Г., и которому было не до дневника:)
А вообще, позвольте представиться:
Читайте также: Автоматизированные информационно-справочные Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|