Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек в мире и мир человека(экзистенциализм)




Человек в мире и мир человека.

Нет необходимости доказывать значение преподавания обществознания в школе. Изучение обществознания - это не только средство гуманизации процесса обучения учащихся. Это попытка ответить на многие жизненные вопросы детей, решить их проблемы. Детям важно и необходимо знать правила оптимальных действий в мире, о межличностных взаимоотношениях, о внутреннем мире человека, его сложной природе, об обществе, культуре, о жизни и смерти, смысле жизни, о себе и др. Всегда ли курс обществознания, его содержание соответствует духовным запросам детей и вызывает у них интерес?

Согласна, что курс обществознания должен быть прежде всего курсом человековедения, способным убедительно интегрировать знания о человеке, в человеке, вокруг человека, т.е. не "Человек и общество", не "Мир и человек", но "Человек в мире и мир в человеке". Именно такой подход к человековедению отвечает содержанию и требованиям современной науки, современной научной картине мира.

Предлагаемый курс "Человек в мире и мир в человеке" призван помочь учащимся ответить на актуальные и сегодня знаменитые вопросы известного немецкого философа И.Канта: "Что я могу знать? Что я должен знать? На что я могу надеяться?" И.Кант был убежден, что самый главный предмет в мире, к которому познания могут быть применены, - это человек. Рано или поздно эти вопросы встают перед каждым. Но получить правильную ориентацию о мире внешнем и мире внутреннем, научиться понимать другого человека, другую культуру, принимать самому решения и нести ответственность хорошо бы до вступления в "большую жизнь". Особенно интересен в наши дни индивидуальный аспект осознания мира и себя в нем, представления о человеке во всех основных формах духовного освоения мира: мифологии, искусстве, идеологии, религии, науке, философии и т.д. То есть весь курс должен быть пронизан "человеческим содержанием".

Стремление немного усовершенствовать содержание и направленность существующих обществоведческих курсов помогло в составлении данного тематического планирования для учащихся 10-11-х классов. Планирование рассчитано на восприятие подростков, которые уже прошли 5-летний курс граждановедения и хорошо ориентируются в таких вопросах, как "общество", "признаки общества", "сферы общества", "политическая жизнь общества", "общество и природа", "самопознание", "социализация" и др. Планирование рассчитано на 68 часов, состоит из 6 разделов.

Первый раздел - "Введение в антропологическое знание", где предполагается познакомить ребят с проблемой происхождения человека, космобиопсихосоциальной его природой, сущностью человека, антропологией как наукой.

Раздел второй, "Основы философского понимания мира", знакомит учащихся с философией, ее предметом, функциями, связью философии с другими науками. Показать старшеклассникам основы философского понимания мира - это показать возможность осознания человека в мире и мир в человеке с помощью универсальных философских категорий. Дети знакомятся с методологией познания сложных явлений, получают "инструментарий" познания человека и мира. Кроме того, в теме "Познание" второго раздела дети получают необходимую информацию о современной теории познания, ее категориях, роли индукции и дедукции в процессе познания, роли фактов, гипотез, моделей, теоретических выводов и экспериментов, значение интуиции.

Раздел третий называется "Осознание мира человеком и себя в мире". Здесь материал интересен по содержанию, так как знакомит учащихся с современной научной картиной мира, с важнейшими открытиями человечества в конце ХIХ - начале ХХ века, синергетикой и другими составляющими новой парадигмы развития мира и человека. Человек осознает не только мир, но и себя в нем. Происходит это в разных формах: миф, искусство, религия, наука помогают с различных сторон понять суть бытия, осознать свое место в мире, способы познания мира.

Интересно осознать себя и через представления мудрейших людей в истории философии. Этому посвящен четвертый раздел: "Представления о человеке в истории философии". Ребята узнают, возможна ли история философии, что она изучает, как представляют сущность человека философы различных цивилизаций, каковы современные проблемы философии человека и как они решаются в различных современных течениях философии. Раздел пятый, "Общество - условие жизни и развития человека", вводит учеников в социологию и знакомит с предметом изучения социологии, ее методами. Раздел дает представление о цивилизационном и формационном подходах к изучению общества, признаках общества, сферах, структуре общества, проблемах взаимодействия, политической жизни и т.д. И наконец заключительный раздел, шестой, помогает учащимся практически применить все полученные знания курса "Человековедение": выяснить возможность самопознания, суть социализации и самовоспитания, сохранения и ценности своей индивидуальности, особенности характера, нужно ли учиться управлять собой, пути выхода из стрессовых ситуаций, способы укрепления своей коммуникабельности, этику деловых отношений, необходимость и способы создания своего имиджа.

Большую помощь в работе с подростками оказывает нам учебное пособие кандидата философских наук Е. Тютюнниковой, изданное в г. Новоуральске: "Введение в философию: специфика философского знания и его становление на Западе и Востоке". Пособие раскрывает специфику философии в сравнении с наукой, религией и идеологией, дает представление учащимся о становлении основных философских проблем в философских учениях античной Греции и Древнего Востока.

Таким образом, предлагаемое мною тематическое планирование дает надежду на улучшение преподавания обществознания, а следовательно, улучшение взаимопонимания учителя и ученика, родителей и детей, учащихся между собой, т.е. создание гармоничных отношений ребенка с миром и самим собой. Это позволит выйти на более качественный уровень обучения учащихся по всем предметам и поможет решить многие проблемы общения в детском коллективе.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40-50-х гг. Э. получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии - Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религиозно-философского направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания её структуры многие представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность. Экзистенция "открыта", она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.

Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчёта которой является смерть. В отличие от физического времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т.д. Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как "решимость", "проект", "надежда", отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в которую оно "заброшено" и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, всё это - эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть "бытие-в-мире". Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы её конечности.

Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей Э. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифо-поэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь "намекнуть" на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критический характер.

Э. отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его "сущностных" сил. Свобода, согласно Э.,- это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в "направленности-на", в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э. определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку "человек обречён быть свободным". Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название "man": это безличный мир, в котором всё анонимно, в котором нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в котором все "другие" и человек даже по отношению к самому себе является "другим"; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название "мира объективации", признаки которого: "...1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность" ("Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1949, с. 63).

Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жажда разоблачения искажённых, превращенных форм сознания ("дурной веры") оборачивается, в сущности, требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признаёт Камю, - это единение индивидов в бунте против "абсурдного", мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием "абсурдного" человека.

Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог. Бытие, по Марселю, не "Оно", а "Ты". Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку, осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование есть акт, посредством которого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистического "Я". Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная; а поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере "таинства".

Прорывом объективированного мира, мира "man", является, согласно Э., не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественно-философского творчества. Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагический надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что всё в мире, в конечном счёте, терпит крушение уже в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищенности самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологическое учение (см. Эсхатология).

В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска Э. являются свидетельством кризисного состояния современного буржуазного общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия Э. может быть названа философией кризиса.

Социально-политические позиции у разных представителей Э. неоднородны. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении Сопротивления; с конца 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения новых левых. Политическая ориентация Ясперса и Марселя носит либеральный характер, а социально-политическим воззрениям Хайдеггера, в своё время сотрудничавшего с нацизмом, присуща ярко выраженная консервативная тенденция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...