Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектический и метафизический методы познания.




Метафизический метод (старофилософский - связан с низким уровнем развития общественных и технических наук) - до Гегеля, после него - диалектический метод, диалектический метод (высокий уровень развития конкретных наук).

1. метафизический метод - явления рассматриваются изолированно друг от друга, диалектический метод - причина явлений - взаимодействие противоположностей, порождающих друг друга.

2. метафизический метод - абсолютизация несущественных связей, диалектический метод - сначала анализ поверхностных связей, затем глубинных (поверх - глуб - оценка поверх связей).

3. метафизический метод - источником развития является внешняя сила, толчок, диалектический метод - источник саморазвития - в самом явлении, состоящем из противоречий.

4. метафизический метод - развитие - простой рост, количественное увеличение, диалектический метод - развитие - количественное увеличение качественные скачки.

5. метафизический метод - развитие в виде замкнутой окружности, диалектический метод - развитие в виде разомкнутой окружности (новое отличается от старого).

Необходимость и случайность. Возможность и действительность Необходимость содержит в себе необходимое для существования. Случайность - форма существования необходимости. За каждым случайным явлением стоит необходимость.

Идеализм

Идеализм -В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализм разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, т. е. к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних.

Теория диалектики

Диалектика (греч. — искусство спорить, вести рассуждение) — наука о наиболее общих законах развития природы и мышления

Цель диалектического метода —

1) рассматривать предмет со всех сторон и со всех возможных позиций

2) рационально, основываясь на этом всестороннем анализе, пытаться решать философские проблемы.

Диалектика Гегеля

Наиболее развитой формой диалектического метода в классической европейской философии является диалектика Гегеля. Философ понимал ее как универсальное средство развития и метод познания мира.

1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями

2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей. Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью

3 закон — отрицание отрицания. Отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. каждая ступень процесса развития богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени.

Диалектика Маркса

В основе диалектического материализма Маркса лежит диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Маркс понимает философию как науку и пытается построить ее строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать саму себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Бога нет, он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Важнейшим фактором развития является практика.

Диалектическая триада

«Тезис» — это некая идея, теория или движение. Противоположная ему идея (или движение) называется «антитезисом».Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое называется «синтезом».

Однажды достигнутый, синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады и действительно становится ею, если оказывается односторонним или неудовлетворительным по какой-то другой причине. Ведь в последнем случае снова возникнет оппозиция, а значит, синтез можно будет рассматривать как новый тезис, который породил новый антитезис. Таким образом, диалектическая триада возобновится на более высоком уровне.

Сознание и познание

Проблема сознания в философии одна из сложнейших, поскольку требует абстрагирования от предмета мысли. Познать сознание возможно, если занять позицию вненаходимости по отношению к нему, но в действительности это невозможно, т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания, чтобы его познать. В этой связи философия рассматривает сознание через отношение его к чему-либо, например, в направленности к бытию (интенциональность), к самому себе (рефлексивность).

Все формы психической деятельности, начиная с самой простой- условного рефлекса, и заканчивая высшей - сознанием, выполняют функцию ориентации живого существа во внешней среде, в окружающем мире. Чем сложнее устроена эта среда, тем более сложной должна быть организация психики (души), позволяющая успешно ориентироваться в такой среде. Довольно сложно с философских позиций объяснить взаимосвязь сознания и психики.

Сознание высшая форма субъективного отражения объективной реальности, являющаяся результатом общественно- исторического формирования человека в процессе его трудовой деятельности и общения посредством языка. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира

Существует несколько типов познания:

1)мифологическое т (характерный для первобытной культуры)

2)религиозное (объектом является Бог)

3)философское (особый тип целостного познания мира; стремление выйти за пределы действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём)

4)чувственное (является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта)

5)научное (рациональное) Его основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...