Теории мотивации в управлении
Мотивация- процесс создания системы условий или (мотивов), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. Этапы эволюции понятия «мотивация»: 1) Политика кнута и пряника (с древности до начала Х1Хв) 2) Попытка использовать в управлении методы психологии: осознание важности принимать во внимание психологию работника (начало ХХв примерно до 40-х гг.). 3)современные теории мотивации: 1). Содержательные теории мотивации – основываются на определении внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать определенным образом 9теории Маслоу, Маккеланда. Герезберга). 2). Процессуальные теории мотивации – основываются на поведении людей с учетом их восприятия и познания. Теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера. Потребности могут быть: первичными, вторичными. Вознаграждение- это все, что человек считает важным для себя. Различают: внутреннее вознаграждение и внешнее вознаграждение. Модель Маслоу: 1) Физиологические потребности, 2) Потребности в безопасности и уверенности будущем. 3) Социальные потребности (потребность в причастности). 4) Потребности в уважении. 5) Потребности самовыражения. Недостатки теории Маслоу: не учитывает влияние ситуационных факторов: жесткая последовательность при переходе от одного уровня потребностей к другому. Теория потребностей Макклелланда. В ней представлены высшие уровни потребностей, причем без иерархичности. Выделяются три вида потребностей: в успехе, во власти и в причастности.
Двухфакторная модель Герцберга разделила потребности на две группы: мотивационные и гигиенические, связанные с условиями труда. Согласно процессному подходу, поведение личности определяется не только ее потребностями, но и восприятием ситуации, ожиданиями связанными ней, оценкой своих возможностей и последствий выбранного типа поведения. Теория ожиданий (В.Врума). Помимо осознанных потребностей, человеком движет надежда (ожидание) на справедливое вознаграждение. Данная теория подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты (З-Р), результаты - вознаграждение (Р-В) и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Теория справедливости. Утверждают, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Модель Портера-Лоудера. В данной модели фигурируют пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В теории Портера-Лоудера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Характеристика бюрократической структуры предприятия. Основные виды бюрократических структур управления Их основные преимущества и недостатки В современной теории менеджмента выделяются два типа управления организациями: бюрократический и органический. Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению организационных структур разработал в начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер. Главные понятия бюрократического типа структуры управления - рациональность, ответственность и иерархичность. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве.
3.Линейно-функциональная организация основу составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации. По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований; замедление прогресса управленческих решений.
4.Линейно-штабная структура управления, тоже построенная по принципу функционального разделения управленческого труда, используемого в штабных службах разных уровней. Главная задача линейных руководителей здесь - координировать действия функциональных служб и направлять их в русло общих интересов организации. 5.Дивизиональной. выделение из своего состава производственные отделения с предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении оперативного управления. При этом все важнейшие общекорпоративные функции управления оставались в ведении центрального аппарата управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|