Методика «графический диктант» (Ю.А. Дмитриев)
Диагностика сформированности учебной мотивации Цель: исследовать сформированность «внутренней позиции школьника»(по Л. И. Божович), а также развитие мотивационно-потребностной сферы в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович, Н. И. Гуткиной. Стимульный материал: набор вопросов. В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или препятствующих успешному обучению в школе. Задание: в ходе беседы ребенку задают 11 вопросов. Вопросы 1. Ты хочешь идти в школу? Почему? 2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? 6. Какие у тебя любимые книжки? 7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее? 8. Тебе нравятся школьные принадлежности? 9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему? 10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему? 11. При игре в школу, чего бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?
Протокол интервью (с использованием опросника) Фамилия и имя ребенка ___________________________________________ 1)______________________________________________________________ 2)__________________________________________________________и т.д.
Анализ результатов В ответе на вопрос 1 важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу. Часто дети говорят, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т. п.. Но некоторые дети отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что им скучно в детском саду или не нравится там спать днем и т. д., т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.
Если ребенок отвечает утвердительно на вопрос 1, то, как правило, на вопрос 2 он отвечает, что не согласен еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот. Вопросы 3,4,5,6 направлены на выяснение познавательного интереса ребенка, а также уровня его развития. Ответ на вопрос 7 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе: старается их избегать, призывает на помощь взрослых или просит, чтобы его научили справляться с возникшими трудностями самостоятельно. Если ребенок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 9, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу (вопрос 10) он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться, и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос 11). Если же ребенок не очень хочет учиться, он, соответственно, выбирает роль учителя и предпочтение отдает перемене. Вопрос 8 не является информативным, т. к. на него практически все дети отвечают утвердительно. Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).
Ко 2-му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интересней», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п. К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п. К 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д.). В игре в школу дети предпочитают роль учителя: «хочу быть главным».
Методика «графический диктант» (Ю.А. Дмитриев) Цель: диагностика внимания, умения действовать по правилу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики. Инструкция: «Давай поучимся рисовать узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Ты помнишь, где у тебя правая рука? Да, это та, в которой ручка. Вытяни ее в сторону. Куда она показывает? (К двери). Если я скажу, что надо нарисовать линию направо, ты куда поведешь? Куда показывает левая рука? (К окну). Если линия будет налево, в какую сторону надо вести линию? Я буду говорить, какой длины должна быть линия:в две, три или одну клетку. Новую линию начинай там, где заканчивается предыдущая, чтоб рисунок не прерывался. Рисуй только то, что я скажу. Я покажу, где начать узор». 1. 1 клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна вниз, одна направо и т.д. Далее самостоятельно. 2. Две клетки вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз, две направо, две вверх и т.д. Далее самостоятельно.
Грубые ошибки: несоблюдение клеточек, зачеркивание линий, обведение клеточек должно насторожить взрослых Анализ результатов: К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью; справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.
Ко 2-му уровню успешности относятся дошкольники, которые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом. К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, быстрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности. К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о реформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|