Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «графический диктант» (Ю.А. Дмитриев)

Диагностика сформированности учебной мотивации

Цель: исследовать сформированность «внутренней позиции школьника»(по Л. И. Божович), а также развитие мотивационно-потребностной сферы в свободной беседе с использованием опросника Л. И. Божович, Н. И. Гуткиной.

Стимульный материал: набор вопросов.

В ходе беседы можно определить наличие у ребенка познавательной и учебной мотивации, а также культурный уровень среды, в которой он растет. Последнее имеет существенное значение для развития познавательной потребности, а также личностных особенностей, способствующих или препятствующих успешному обучению в школе.

Задание: в ходе беседы ребенку задают 11 вопросов.

Вопросы

1. Ты хочешь идти в школу? Почему?

2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?

4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку?

6. Какие у тебя любимые книжки?

7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься выполнить или бросаешь ее?

8. Тебе нравятся школьные принадлежности?

9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными при­надлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему?

10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему?

11. При игре в школу, чего бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему?

 

Протокол интервью (с использованием опросника)

Фамилия и имя ребенка ___________________________________________

1)______________________________________________________________

2)__________________________________________________________и т.д.

 

Анализ результатов

В ответе на воп­рос 1 важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание идти в школу. Часто дети говорят, что они хотят в школу, чтобы научиться читать, писать и т. п.. Но некото­рые дети отвечают, что они хотят пойти в школу, потому что им скучно в детском саду или не нравится там спать днем и т. д., т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка.

Если ребенок отвечает утвердительно на вопрос 1, то, как правило, на вопрос 2 он отвечает, что не согласен еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.

Вопросы 3,4,5,6 направлены на выяснение познаватель­ного интереса ребенка, а также уровня его развития.

Ответ на вопрос 7 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе: старается их избегать, при­зывает на помощь взрослых или просит, чтобы его научили справляться с возникшими трудностями самостоятельно.

Если ребенок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 9, и наоборот.

Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в школу (вопрос 10) он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться, и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной деятельностью (вопрос 11). Если же ребенок не очень хочет учиться, он, соответственно, выбирает роль учителя и предпочтение отдает перемене.

Вопрос 8 не является информативным, т. к. на него практически все дети отвечают утвердительно.

Считается, что у детей высокий уровень мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1-му уровню готовности. В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.).

Ко 2-му уровню готовности относят детей, также выража­ющих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешни­ми факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интерес­ней», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.

К 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.

К 4-му уровню готовности относят детей, активно не же­лающих идти в школу. В большинстве случаев они объясня­ют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьни­ков («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д.). В игре в школу дети предпочитают роль учителя: «хочу быть главным».

 

 

Методика «графический диктант» (Ю.А. Дмитриев)

Цель: диагностика внимания, умения действовать по прави­лу, самоконтроля, пространственной ориентировки, мелкой моторики.

Инструкция:

«Давай поучимся рисовать узоры. Я буду говорить, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую. Ты помнишь, где у тебя правая рука? Да, это та, в которой ручка. Вытяни ее в сторону. Куда она показывает? (К двери).

Если я скажу, что надо нарисовать линию направо, ты куда поведешь? Куда показывает левая рука? (К окну). Если линия будет налево, в какую сторону надо вести линию?

Я буду говорить, какой длины должна быть линия:в две, три или одну клетку. Новую линию начинай там, где заканчивается предыдущая, чтоб рисунок не прерывался. Рисуй только то, что я скажу. Я покажу, где начать узор».

1. 1 клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна вниз, одна направо и т.д. Далее самостоятельно.

2. Две клетки вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз, две направо, две вверх и т.д. Далее самостоятельно.

3. Три вверх, одна направо, две вниз, одна направо, две вверх, одна направо, три вниз, одна направо, три вверх. Далее самостоятельно.

 

 

Грубые ошибки: несоблюдение клеточек, зачеркивание линий, обведение клеточек должно насторожить взрослых

Анализ результатов:

К 1-му уровню успешности относятся дети, полностью; справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошиб­ки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, по­стоянно сверяясь с образцом.

Ко 2-му уровню успешности относятся дошкольники, ко­торые также успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами ис­правляют, сверяя свой результат с образцом.

К 3-му уровню относятся дети, которые точно срисовали образец узора, но допустили ошибки при выполнении его про­должения, что требует развитых навыков самоконтроля. Эти дети отличаются высокой моторной расторможенностью, бы­стрым истощением внимания, они не могут сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

К 4-му уровню относятся дети, которые изначально не мо­гут скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о реформированных навыках произвольно­го внимания и слабой пространственной ориентировке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...